Единство должно стать основой во всём

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Праздник Махашиваратри
02 марта 2003 г.

Нет никого, кто знал бы всё
Нет таких, у кого голова была бы совершенно пуста
Есть такие люди, которые что-то знают
Но Он — единственный всезнающий,
Самбашива.
(Поэма на телугу)

Воплощения Любви!

Распространять идеалы и святость этого особенного дня всем и каждому — это послание Шиваратри. Принцип единства постепенно приходит в упадок среди людей в мире. Даже между двумя братьями одной и той же небольшой семьи имеются разногласия.

В божественной семье Господа Шивы всего четверо членов: Господь Шива, его супруга Парвати и два сына, Субраманья и Винаяка. Это идеальная семья. Нет никаких разногласий во мнениях ни между мужем и женой, ни между двумя братьями. В их семье совершенное согласие и гармония. Парвати и Господь Шива хотели установить пример для всего мира в отношении самых гармоничных, совершенных и любящих взаимоотношений между мужем и женой и между братьями. Семья — это самая важная функциональная единица в мире. Если семья крепкая, то и во всём мире дела будут идти гладко. Если единство среди членов семьи страдает хоть в малейшей степени, мир должен будет столкнуться с ударами. Единство даёт силу жизни всем членам семьи. Поэтому каждая семья должна стремиться достичь единства и гармоничных взаимоотношений среди её членов. Каждая семья должна стремиться подражать примеру семьи Господа Шивы. Сегодня даже если в семье только два сына, между ними нет гармонии. То же самое в случае мужа и жены. Но это не так в отношении семьи Господа Шивы. Их средства передвижения, обстоятельства, в которых они действуют, богатство, которым владеют, — в каждом аспекте члены этой божественной семьи устанавливают пример всему миру.

К примеру, средством передвижения Господа Шивы является бык Нанди. Мать Парвати ездит на Льве. Средством передвижения младшего сына, Субраманьи, служит павлин, в то время как старшего сына, Винаяки, — крошечная мышка. Они ездят по всему миру на этих странных видах транспорта, антагонистических по своей природе, но тем не менее ведут в своей семье совершенную и гармоничную жизнь.

Вы не найдёте такой гармонии в нынешних семьях. Предположим, жена младшего брата надевает новые украшения, тогда жена старшего брата начинает её завидовать. Точно так же в различных ситуациях современной жизни вместо мира и гармонии вы найдёте в семье внутренние пререкания. Обычно лев и бык не очень хорошие друзья. Лев смотрит на быка как на добычу, а бык боится льва. Но в случае, когда на них ездят Господь Шива и Парвати соответственно, между ними совершенная гармония и отсутствие страха. Когда возникают страх и беспокойство? Только когда в нас есть какая-либо ошибка. Когда ни в ком нет никаких недостатков, не будет места для страха вообще. Сегодня человек, из-за того что страдает от недостатков, подвержен страху и беспокойству даже в малом. Эти недостатки ответственны за страх, тревогу, беспокойство, ненависть и гнев. Поэтому, чтобы жить в мире и гармонии, мы должны стремиться устранить в себе недостатки.

На самом деле в человеке нет печали. Он — Анандасварупа, воплощение божественного блаженства. Если, несмотря на это, он страдает от печали, то только вследствие своих собственных порочных черт. Печаль не наваливается на него откуда-то извне. Печаль — это реакция, отражение и отзвук его дурных качеств. Если кто-то издевается над вами, воспринимайте это так, что это не другой человек, а ваши собственные дурные чувства возвращаются к вам в форме издевательств.

На Господе Шиве нет каких-либо особых украшений. Все Его украшения — это змеи, которых Он носит на шее, спутанные пряди волос, полумесяц, холодные воды Ганга и Вибхути, которым натёрто всё Его тело. Этот Божественный облик Господа Шивы прекрасно изображён следующим образом:

Смотрите!
Это Господь ледяных пиков,
Коронованный полумесяцем,
Сверкающем на спутанных волосах,
Омываемых водами спускающейся с небес Ганги,
Сверкающий глаз посередине лба,
От ядовитого зелья — яда Халахала
Побагровела прекрасная шея,
Живые браслеты из извивающихся змей
и пояс из кобры, поддерживающий шкуру слона,
его единственной одежды.
Жемчужный пепел, покрывающий грудь,
Ослепительно белые полосы
на лбу за полуприкрытым глазом,
Губы, ярко-красные
От свеже-пережёванного бетеля,
Инкрустированные бриллиантами серьги
Из чистого золота,
Поблескивающие как звёзды на небе,
Неотразимый облик
Прекрасного Господа,
Озарённого Божественным сиянием.
(поэма на телугу)

Господь Шива облачился подобным образом, чтобы чтобы учить отречению весь мир, включая свою супругу Парвати. Его другая привычка — просить подаяние.

«Облик, выражающий полную непривязанность,
Чаша для подаяния в руке,
Чтобы приобрести еду
Для скромного обеда
В небесном жилище, на Кайласе»

Парвати, однако, не питала никакой неприязни или отвращения к своему супругу, Господу Шиве, на основании Его странного вида или привычек. Она не бежала от него прочь со словами: «Как я могу вести семейную жизнь с подобным человеком?» Она преданно следовала за своим мужем, подчинив себя Его желаниям и счастью. Они оба жили в мире и гармонии. Теперь об их сыновьях. Транспортом младшего сына, Господа Субраманьи, является павлин, который по природе своей враг змей, которыми украшает себя его отец. Змеи начинают шипеть при виде павлина. Они ненавидят друг друга. Точно так же транспорт другого сына, Господа Винаяки, — это крыса, которая является по своей природе добычей змей. Они кровные враги. Несмотря на это все члены семьи Господа Шивы живут счастливо в совершенном мире. Каждый член семьи выполняет свои обязанности, обеспечивая других счастьем и радостью. Даже в облике Самого Господа Шивы есть кажущиеся противоречия. У Него стекает Ганга с головы и полумесяц сверкает на Его спутанных волосах. Это всё знаки прохлады. В контрасте к этому на Его лбу буквально горит огонь в области третьего глаза. Это две конфликтующие силы. Тем не менее они поддерживают совершенную гармонию и устанавливают пример миру. Тем самым, во вселенской семье Господа Шивы нет ни малейших различий во мнении и разногласий. Это совершенно идеальная семья, которой должен подражать весь мир.

В разительном контрасте к этой ситуации сегодня в мире кровная вражда между людьми. Ненависть правит во всех областях в мире. Во многих семьях разлад между мужем и женой, между родителями и детьми, между братьями. Господь Шива и Мать Парвати своим собственным примером призывают весь мир отбросить ненависть и вражду. Но кто их слушает? Люди с большой преданностью повторяют имя Бога, но не в состоянии подражать примеру, показанному Богом. Какой смысл поклоняться Богу, если вы не следуете Его идеалам? Как вы сможете получить Божественную Милость, если вы идёте против поучений Бога? Из-за принимаемой пищи и дурных привычек в человеке развиваются дурные чувства. Но вы должны пытаться их контролировать. Вы не должны позволять им проявляться как ненависть по отношению к другим. Вы никогда не должны позволять зависти прорасти в вас. Сегодня каждый человек поражён болезнью зависти и ненависти. Фактически зависть является основной причиной всех дурных качеств в человеке. Зависть ведёт к гневу. Зависть и ненависть могут полностью уничтожить человека. Человек сможет на самом деле насладиться огромным счастьем, если он избавится от зависти и ненависти. Фактически, человек сам — это воплощение блаженства. Это его врождённая натура. Человек — это воплощение любви, покоя и блаженства. Почему тогда он подвержен печали? Это из-за нacмeхaния над божественными командами. Это реакция того, что он идёт против Божественной Воли. Реакция, отражение и отзвук этого несчастья — основная причина всех печалей человека.

Небольшой пример. Вы видите приближающегося к вам человека, которого вы считаете своим врагом. Как только в вас развивается это чувство ненависти, вы начинаете враждовать с ним. Вместо этого поприветствуйте его со словами: «Здравствуй, брат! Как дела?» Когда вы выражаете любовь по отношению к другим, другие тоже выражают свою любовь по отношению к вам. С другой стороны, если при виде человека вы отшатнётесь от него, он то же самое сделает по отношению к вам. Каково действие, таково и противодействие. Поэтому мы должны проследить, чтобы наши действия были хорошие. На самом деле в мире нет плохих людей. Все хорошие. Вы говорите, что те, кто против вас, они плохие. Если вы не проявляете плохих качеств, то как другие будут вести себя плохо? В других отражаются ваши собственные плохие качества. Следовательно, каждый человек должен культивировать хорошие чувства и хорошее поведение. Нужно вести себя так, чтобы не идти против божественных команд. Только тогда в вашей жизни настанут мир и безопасность. Вы можете участвовать в многочисленных пениях бхаджанов, поклоняться Богу на всякие лады и соблюдать очень изощрённые религиозные обеты, но какая от этого польза, если вы не культивируете в своём сердце священные чувства? Человек должен культивировать благородное качеств мягкосердия. В его сердце должны отражаться любовь и сострадание. Если нет таких чувств, он станет воистину демоном. Вот почему говорится «хридая». Этимология слова «хри» + «дая» = «хридая» (хранилище сострадания). Среди всех живых существ только человек наделён качеством сострадания. Вот почему говорят, что он имеет «хридая». Идеальный человек — это тот, кто имеет сострадательное сердце.

Воплощения Любви!

У вас такое святое и сострадательное сердце. Зачем тогда вы позволяете себе погружаться в горе? Это всё из-за отражения, реакции и отзвука ваших внутренних чувств. По утрам вы просматриваете газеты. Повсюду только беспорядки, новости об убийствах, ненависть, зависть, гнев и т. д. Все эти новости ведут вас к очень несчастливой и загрязнённой атмосфере. Когда вы встаёте с постели после крепкого сна, у вас должен быть спокойный ум. Только тогда в вашей жизни не будет беспокойства. С самого утра вы должны вести жизнь мира и счастья. У вас могли быть горе и трудности; но это только проплывающие облака, которые приходят и уходят. Они не должны вас волновать. Вы будете страдать, только если принимаете их глубоко к сердцу, цепляетесь за них. Если вы игнорируете их, они не будут вас тревожить.

На почтовом конверте обычно указывается адрес «откуда» и «куда». Если эти адреса не указаны, то письмо попадёт в отдел невостребованных писем. Человек должен, поэтому, знать оба адреса: куда и откуда. В процессе этого исследования вы должны обнаружить и убедить себя, что вашим источником является Бог. Вы имеете благородные мысли, поскольку произошли от Бога. Бог — это ваш адрес «откуда», человеческая природа — это ваш адрес «куда». Если вы будете это помнить, ваша жизнь пойдёт гладко. Поскольку Божественность — это ваш адрес «откуда», вы должны всегда слушаться Божественных команд. Только человеку дана подобная привилегия среди всех живых существ. Фактически, это идеал, установленный перед ним Богом. Кроме того, только в Бхарате подобные идеалы передаются из поколения в поколение. Мы не способны жить в мире из-за того, что мы не следуем всем этим, установленным перед нами, идеалам.

Вы можете следовать любому из девяти форм преданности, таким как Шраванам (слушание), Киртанам (пение), Вишнусмаранам (размышление о Вишну), Падасеванам (служение Его Лотосным Стопам), Ванданам (приветствие), Арчанам (поклонение), Дасьям (зависимость), Снехам (дружба), Атманиведанам (самоотдача). Но гораздо важнее внутренние чувства или мотивы Бхакти, чем следование любому или всем форм преданности. Ваше внутреннее чувство должно быть всегда чистым. Среди всех девяти форм преданности Снеха (дружба) — наиболее важная. Вы сможете достичь последней стадии Атманиведанам (самоотдача), только если вы культивируете это чувство дружбы с Богом. Для этой цели у вас должно быть чистое сердце, основанное на любви и преданности. У вас должна быть чистая и бескорыстная любовь ко всем и каждому. Подобная любовь — это односторонняя дорога. Сегодня мы готовы получать любовь ото всех, но не решаемся делиться своей любовью с другими. Это должна быть политика взаимных уступок. Любовь порождает любовь. Вы также должны быть готовы получить любовь от других. Любовь — это дар от Бога. Фактически, вы должны возвысится до такого уровня, что всё, получаемое от Бога, вы должны быть готовы воспринять с чистым сердцем. Временами Бог тоже, как и доктор, даёт вам горькие пилюли. Это только для вашего блага. Предположим, у вас язва желудка. Хирург оперирует вам живот ножом и вырезает язву. Из-за того, что он порезал вам живот ножом, будете ли вы набрасываться на него с ненавистью? Нет и нет. Он совершил операцию в ваших же интересах. Точно так же Бог временами будет создавать вам трудности. Даже это только в ваших интересах; это только ради вашего блага. Что счастье, что горе — это всё дар Бога. Это Его Божественная Милость. Никто не может постичь Его Божественных Игр.

Вы должны всегда жить в единстве. Единство должно быть основой всякой деятельности, которую вы совершаете. Все люди должны жить в покое и гармонии. Предыдущим утром вы пели бхаджаны. Какое это было мелодичное и преданное пение! Сколько в них было радости! Это только потому, что вы все пели бхаджаны в один голос. В частности, три мальчика: Прасант, сын Кави Кумара и Рави Кумар — исполняли бхаджаны в совершенном соблюдении срути (тона), лайи (модуляции) и талы (ритма). Мальчик, игравший на флейте, хорошо их поддерживал. Они доставили слушателям столько радости. Где вы найдёте подобную радость и счастье? Где вы увидите такое единство? Нынче, куда бы вы не отправились, вы услышите много шума и треска по поводу Шиваратри. Вы не найдёте нигде в мире подобной божественной атмосферы, пронизанной преданностью. Каждая активность Прашанти Нилаям божественна и в совершенном мире и гармонии. Всё заряжено любовью и преданностью. Бог — это любовь, любовь — это Бог. Бога нужно достигать только при помощи любви. Поэтому все вы должны стать Премасварупа (воплощения божественной любви). Где бы вы не были, вы должны жить в совершенной гармонии. Никогда не давайте места ненависти. Даже если вы столкнулись с противником, приветствуйте его с любовью. Он автоматически ответит вам любовью, поскольку весь мир наполнен реакцией, отражением и отзвуком. Предположим, в вашем уме есть какое-то беспокойство. Это не из-за внешних факторов. Ваши собственные недостатки и ошибки отражаются в виде беспокойства.

Если вы хотите достичь счастья, живите в счастье. Вселенская семья Господа Шивы, Матери Парвати, Субраманьи и Винаяки — совершенный пример этого принципа. Старайтесь подражать этому примеру. Поклоняйтесь им. Но, осторожно, вы можете поклоняться картинке как Богу, но не Богу как картинке. Поклоняйтесь, поэтому, семье Ишвары, следуя их примеру. Живите в единстве и гармонии с каждым — таково послание этого святого праздника Шиваратри. В частности, братья одной семьи никогда не должны ссориться; они должны быть едины, как Пандавы. Только благодаря своему единству Пандавы смогли получить Божественную Милость Господа Кришны. При помощи единства можно достичь всего. Возьмите, к примеру, пять пальцев руки. Мы сможем выполнить любую задачу, только когда все пять пальцев соединяются вместе. Кауравов было сто человек, но они не были объединены для правого дела. В конечном итоге, какая их постигла участь?

То же самое с Вали и Сугривой в Рамаяне. Они на самом деле были братьями. Из-за разногласий между ними началась вражда. В резульате Вали встретил свой конец от рук Рамы. Конечная цель этого Шиваратри — развивать единство в человечестве, какие бы ни были к тому препятствия, какие бы ни были трудности и какие бы ни были провокации. Разговаривая с другими, никогда не употребляйте грубых слов. Всегда разговаривайте вежливо и мягко, с любящим сердцем.

Дорогие студенты и преданные!

Вы все собрались здесь на этот особенный праздник Шиваратри с чистым сердцем. Где бы вы ни были, у вас всегда должно быть чистое сердце. Когда ваше сердце чистое и святое, вы можете совершать священную активность. Когда сосуд чист, то его содержимое тоже может быть чистым. Можно сделать сосуд из золота, но если в нём яд, то содержимое его будет отравлено. В противоположность тому, можно изготовить посуду из глины, золото в сосуде останется чистым. Важен не сосуд, а материал. Мы должны всегда содержать своё сердце чистым, как золото, и наполнять его сладчайшеё любовью.

Вы — студенты Института Высшего Образования Сатья Саи. Вы воспитываетесь под любящим взором Сатья Саи. Свами от вас ничего не ожидает в ответ. Образование в Институте Сатья Саи совершенно бесплатное. Я обеспечиваю вас бесплатно всем, что для вас требуется. Вы когда-нибудь встречали в мире подобные образовательные заведения? Сегодня вы видите, что места в образовательных заведениях покупаются ещё даже до рождения ребёнка. Платится огромная сумма в качестве аванса за резервирование места. Только в Институте Высшего Образования нет никакого резервирования. В Прашанти Нилаям нигде нет оплаты авансом. Везде, куда бы вы ни направились по окончании учёбы, вы должны жить достойно идеалам вашего образования. Делитесь со всеми всем тем, чему вы здесь научились.

Воплощения Любви!

Любовь — это Моя собственность. Фактически, для вас должно быть то же самое. Я ничего ни от кого не ищу. Живите в любви. Дарите свою любовь каждому. Ваша жизнь станет чистой и святой, только если вы наполните её любовью. Фактически вся активность, предпринимаемая в Прашанти Нилаям, будет чистой и мирной. На этот священный праздник Шиваратри здесь собрались тысячи людей. Был ли какой-нибудь шум или гам? Нет. Даже ни один ребёнок не заплачет. Никто не чихнёт и не закашляет. Такая спокойная, безмятежная, мирная и божественная атмосфера пронизывает весь холл. Если вы здесь, в божественной атмосфере, не можете обрести покой, то где же ещё? Никогда не разговаривайте с другими грубо. Сегодня некоторые люди выставляют себя преданными, но на самом деле идут порочным путём. Это не признак преданности. Фактически подобное поведение идёт вразрез с концепцией преданности. Диссонанс между мыслью, словом и делом — это признак злоумышленного человека. Вот почему сказано: «Манасьяньят дуратманам» (дурной человек — это тот, чьи мысли, слова и дела расходятся). Вы не должны присоединятся к обществу подобных людей. С другой стороны, вы должны присоединиться к обществу настоящий преданных, которые живут согласно принципу: «Манасьекам, вачасьекам, карманьекам махатманам» (великие души — это те, кто поддерживают совершенное согласие между мыслью, словом и делом). Хорошее поведение — это самая важная характерная черта преданного. Если у него нет этой черты, то он вовсе не преданный, а великий грешник. Многие бывшие выпускники Института живут за границей, в таких странах как Америка, Япония, Германия и т. д. Они всё еще котируются в этих странах как выпускники Института Высшего Образования Сатья Саи. Они приносят кредит своему Институту. Вам ничего не нужно отдавать Саи. Имейте сильный характер и хорошее поведение. Это единственное, что Я хочу. Это единственная вещь, которая доставляет Мне радость. Не только студенты, но и преданные должны иметь хорошее поведение. Они должны ощущать себя членами вселенской семьи Господа Шивы. Мать Парвати символизирует тело, а Господь Шива представляет собой сердце. Когда тело и сердце соединяются вместе, там обитает человечность. Это называется Пракрити. Человеческое тело представляет собой Пракрити, в то время как Атма, обитающая в теле, представляет собой Нивритти. Люди забывают свою врождённую божественность, несмотря на то, что получили столь святое человеческое воплощение.

Наконец, Я хотел бы вам дать вам совет, чтобы вы никогда не позволяли эго доминировать над вашими действиями. Где есть эго, там заключается опасность. Поэтому отбросьте своё эго и растите в себе чистую и бескорыстную любовь ко всем и каждому. Нет ничего в этом мире недостижимого при помощи любви. Я завершаю Своё Выступление с тем благословением, чтобы божественные вибрации сегодняшнего намасанкиртана распространялись по всему миру и даровали всем людям хорошие качества, хорошие практики и хорошее поведение.

Бхагаван завершил Своё Выступление Бхаджаном «Према Мудита Манасе Кахо…»

Поделитесь с друзьями