Заполните свои сердца любовью к Богу

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Бриндаван, 15.04.1995. Сатья Саи говорит, том 28.

Человеческая жизнь в высшей степени драгоценна. Человеческое тело состоит из пяти оболочек. Это аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнянамайя и анандомайя коши (оболочки пищи, жизненной силы, ментальная, целостного осознания и блаженства). Среди этих пяти тел у человека в большой степени развита виджнянамайя коша (оболочка целостного сознания). Этой способностью к осознанию не обладают другие существа. По этой причине человек считается существом более высокого уровня, чем все прочие живые создания. Он наделен качествами и способностями, которых нет у других божьих творений. Поэтому рождение в человеческом теле считается исключительной заслугой. Более того, только человек способен осознавать прошлое, настоящее и будущее и оценивать изменения, происходящие во времени.

Есть одно общее свойство, присущее всем живым существам: это — моха, привязанность. Естественно, она характерна и для людей. Но только человеку дана возможность преодолеть привязанности и достичь мокши (освобождения). Майя, иллюзия, окутывающая человека, завлекает его на ложные пути. У майи есть три качества: сатва, раджас и тамас (чистота, страсть и инерция). Эти качества заставляют человека забыть о своей божественности и человечности и вести себя подобно животному. Эти три качества майи, объединяясь с тремя формами привязанности, делают из человека демона. Что это за три формы привязанности? Это жажда богатства, влечение к жене и привязанность к детям. Эти три пристрастия превращают человека в раба привязанностей. Человек, побеждающий этих трех врагов, может подняться над привязанностями. Когда власть привязанностей ослабевает, мокша становится достижимой. Освобождение — это уничтожение привязанностей. Стремиться к тому, чтобы взять под контроль эти три желания, должен каждый.

Население Земли и духовность

Были времена, когда население планеты составляло 100 кроров. Среди них процент тех, кто был вовлечен в духовный поиск и стремился к освобождению, был очень значителен. Сегодня население земли выросло во много раз, а число тех, кто ищет освобождения, заметно сократилось. Духовность должна расти параллельно с ростом населения!

У человека есть два очень важных органа: голова и сердце. Правритти (интерес к внешнему) рождается в голове, то есть в уме, а нивритти (интерес к внутренней жизни) рождается в сердце. Процесс, который наблюдается сейчас — это чрезмерный рост импульсов и мыслей, идущих от головы. Это значит, что с каждой минутой возрастает тяга человека к внешнему миру, а глубокие чувства, по-настоящему чистые и сильные, вовсе не развиваются.

Эпохи сменяют друг друга. Мир меняется. Не меняется лишь человеческое сердце. Возможности человека растут, но сердце его не расширяется. Только про человека с щедрым сердцем можно сказать, что он достиг своего предназначения.

Почему сегодня сердце человека не расширяется? Причина — в засилье мирского прагматичного образования. Система просвещения такова, что нацеливает человека исключительно на внешний мир. Внимание студента поглощено светскими и техническими науками. Духовные и нравственные основы мировоззрения его не интересуют.

Настоящая преданность должна быть стойкой и незыблемой

Все делают вид, что они преданные. Все стараются выглядеть духовными искателями. Но стоит проследить за их действиями, и становится ясно, насколько они поверхностны и претенциозны. Есть поговорка: «Если пришла беда, подумай о Боге». Так и эти так называемые преданные: они вспоминают о Боге, когда у них неприятности, и тут же забывают о Нём, стоит жизни наладиться. Настоящая преданность должна быть стойкой и незыблемой. Она совершенно бескорыстна и не подразумевает ожидания награды. Все действия, связанные с поклонением, не должны зависеть ни от каких ваших проблем и неурядиц, от успехов или неудач. Только это и есть бхакти, преданность. Только когда появляется такая преданность, человек может ощутить Божественное. Студенты сегодня целиком поглощены мирскими науками, которые изучают то, что зыбко, временно. Духовное знание ушло на задний план. Духовность сейчас считают формой слабоумия.

Однажды по базару шел человек в оранжевых одеждах. Его преследовала толпа мальчишек. Они выкрикивали насмешки и оскорбления, но он не обращал на них никакого внимания. Он спокойно шел от одной деревни к другой. Стараясь разозлись садху, школьники пустили в ход все известные им дерзкие и обидные слова. Но нищий продолжал свой путь и в окрестностях деревни уселся отдохнуть под деревом. Мальчишки и тут не оставляли его в покое; наконец запас резких выражений был исчерпан и воцарилось молчание. Тогда садху спросил: «Дети, вы уверены, что сказали всё, что могли? Если нет, лучше сделать это сейчас, поскольку я собираюсь наведаться в следующую деревню». «И что же ты сделаешь нам в этой деревне?» Садху ответил: «Дети мои, лично я не буду делать ничего. Брань или похвала затрагивают только тело, но не моё „Я“. Но в той деревне есть немало людей, относящихся ко мне с большим почтением. Если вы и там будете продолжать в том же духе, жители попросят вас попридержать язык. Чтобы оградить вас от неприятностей, я предупреждаю об этом заранее». Мальчишки выслушали садху, и их отношение к нему изменилось. Они подумали: «Этот нищий, наверное, очень благородный человек, если его не затронули никакие издёвки, и вместо того чтобы разозлиться, он дал нам хороший совет». Тогда они попросили прощения (кшама) и прикоснулись к его стопам.

Умение прощать — божественное свойство

Способность прощать — качество, необходимое каждому человеку. Прощение — сама истина, сама праведность, сама Веда. Это высочайшая из людских добродетелей. Её должны развивать в себе все люди без исключения. Старайтесь никак не реагировать на то, что говорят о вас другие. Настоящий человек — тот, кто стойко переносит все взлёты и падения. Не впадайте в отчаяние от ударов судьбы. Смело встречайте их и преодолевайте.

Тот, кто жаждет милости Бога, должен прежде всего воспитать в себе это качество — кшаму, всепрощение. Это божественное качество. Человек поражен с головы до ног шестью губительными пороками: это сладострастие, гнев, жадность, привязанность, гордыня и зависть. Но глубоко в его сердце живут естественные добродетели: сострадание, доброта, нежность и покой. Само слово Хридайя означает место (хрид), где есть дайя (сострадание). Люди волнуются по пустякам. Им не следует растрачивать таким образом свою энергию. В человеке заложено множество скрытых талантов, о которых он не подозревает.

Заслужите божью милость любовью

Однажды Нарада решил показать Сатьябхаме, какой силой обладают высшие человеческие добродетели. Он разыграл сцену, в которой Сатьябхаме предлагалось «выкупить» Кришну. На одной чаше весов помещался Кришна, а Сатьябхама должна была уравновесить весы достойными дарами. Груда золота и драгоценностей ничуть не сдвинула чашу Сатьябхамы, и отчаявшись, она побежала за Рукмини с просьбой о помощи. Рукмини пришла и взмолилась Кришне: «Если это правда, что Бог уступает преданному, который предлагает Ему с любовью лист, цветок, плод или немного воды, то пусть мой лист тулси уравновесит чаши весов!»

Внутренний смысл этой молитвы в том, что тело должно рассматриваться как лист, сердце — как цветок, добродетель — как плод, а слёзы радости, льющиеся из глаз преданного — как вода. Всё это самозабвенно предлагается Богу. Только по Богу и никому другому можно проливать слёзы! Никакое горе не должно быть причиной ваших слез. Слезы можно проливать только от радости, от восторга, от непреодолимой жажды Бога, но никогда — от горя.

Нарада разыграл весь этот спектакль для того, чтобы показать Сатьябхаме, какими прекрасными качествами обладала Рукмини и как велика её преданность. Он сказал Сатьябхаме: «Господа не привлечешь никакими богатствами. Только добром можно покорить Его. Рукмини — в высшей степени благородная женщина. Старайся стать похожей на неё». Так Нараде удалось смирить тщеславие Сатьябхамы.

В человеке скрыты безграничные возможности, которые в подходящий момент могут проявиться. Эти нераскрытые и неведомые возможности есть в каждом преданном. В человеке заключены все силы и все субстанции, какие только существуют в космосе. Все объекты этого мира, включая золото и алмазы, обретают ценность благодаря человеку. Человек — самое ценное, что есть в этом мире. Сегодня, к сожалению, это по природе божественное существо обесценилось и деградировало. Человеческие ценности рождаются вместе с человеком. Они не берутся откуда-то извне. Но человек настолько невежествен, что не подозревает о них. Отбросив невежество, он увидит свою божественность.

Образ Бога можно увидеть в зеркале природы

Люди хотят увидеть Бога. Как им это сделать? Могут ли они видеть самих себя? Для этого им нужно зеркало. Природа — зеркало, в котором можно увидеть образ Бога. Чтобы зеркало могло отражать объект, на нём должен быть тончайший слой ртути. Чтобы Бог был зримым, зеркало природы должно быть покрыто ртутью любви. Према (любовь) жизненно необходима для всего на свете. Сегодня вместо любви мы видим ненависть, а вместо сострадания — отвращение.

Каков внутренний смысл описания Бога как Хридайяваси — обитающего в сердце? Он живет в сердце в форме дайи — сострадания. Если нет сострадания, нет и сердца. Мой совет студентам: избегать лишних пересудов и обуздать гнев.

Каждому нужно понять, что Бог все время находится и внутри, и рядом, и вокруг. Мукундан (один из предыдущих ораторов) сказал: «Если вы сделаете десять шагов к Бхагавану, Он сделает сто шагов к вам». Но в какую сторону должны быть направлены эти десять шагов? Похоже, об этом никто не думает. Если вы сделаете десять шагов в сторону зла, обмана, несправедливости и порочности, сделаю ли Я сто шагов в этом направлении? Нет. Ваши шаги должны быть направлены только в сторону добра. Что такое добро? То, что поднимает вас духовно. Поэтому если вы взберетесь на десять ступенек наверх, Я помогу вам подняться еще на сто. Двигайтесь в нужную сторону. Как бы сильно вы ни томились и изнывали по Богу, Бог будет в тысячу раз сильнее печься и заботиться о вас. У вас нет никакого понятия о таапам («томлении» Бога). Ваше томление — это тамас (лень), божественное томление — это тапас (самоотдача). Нужно уяснить себе разницу между тем и другим.

Кучела и Кришна

Бог даст вам в тысячу раз больше, чем вы предложите Ему. Об этом с восторгом говорил своей жене Кучела. Он отправился к Кришне в надежде, что Тот избавит его от нужды и ниспошлет земные блага. Но увидев божественное лицо Кришны, он позабыл обо всех своих желаниях. Вернувшись в свою деревню, он увидел, что на месте его старой хижины выросли большие красивые дома. Его жена, одетая и украшенная как царица, вышла ему навстречу и сказала: «Господин, ты видишь, какими чудесными дарами наградил тебя Кришна?» Кучела, обведя взглядом все это великолепие, ответил: «Я ни о чем не просил Бхагавана. Я не говорил Ему ни слова о том, в какой бедности мы живем. Да разве нужно говорить что-либо вездесущему, всезнающему Господу?» Кучела подробно описал жене, как Кришна принимал его в Своем дворце и как с любовью привлек к Своей груди. «Как могу я описать Его доброту, Его нежность? Кто, кроме Него, может даровать такие богатства взамен на горсть пересохшего риса? Он — сама любовь, и любовь — это Он». (Свами пропел песню на телугу).

Сегодня преданный совсем не так относится к Богу. Он приходит в храм с целой горой желаний и предлагает Богу маленький кокос. Это совсем не то, что нужно предлагать Богу. Богу нужно дарить чистое, незамутнённое сердце. Вы можете предложить Богу совсем немного, а Он одарит вас многим. В этом смысл того, что Господу обычно предлагаются какие-то небольшие дары.

Драупади в знак преданности подарила Кришне рисовое зерно, а Кришна, в ответ на это, утолил голод тысяч учеников Дурвасы. Бог ничего не требует для Себя. Все, что вы предлагаете Ему — ради вашего блага.

То, что Бог хочет получить от вас — это сердце, полное любви

Сегодня в Керале отмечают начало Нового года. Жители приготовили множество угощений, которые они собираются предложить Богу в качестве прасада. Но все эти яства лишь недолгое время будут находиться в храме. Позже народ с удовольствием съест их. Если бы Бог поглощал еду сам, едва ли всю эту найведью (жертвенную пищу) вообще стали бы готовить. Богу вам следует предложить только своё сердце. Бог хочет получить от вас только сердце, полное любви. В мире нет ничего прекраснее такого сердца.

Мы празднуем приход Нового года. На самом деле мы должны отмечать наступление каждого нового мгновения. Год состоит из секунд, минут, часов, дней и месяцев. Зачем ждать целый год? Приветствуйте как праздник каждую новую секунду. Встречайте каждый новый миг мыслью о Боге, и пусть это станет жизненно необходимым, как дыхание. Чтобы приблизить к себе Бога, займитесь служением людям, приносите им радость, делайте все, что порадует Бога. Подвергайте все свои дела тесту: понравится ли это Богу?

Хотя жители разных штатов встречают Новый год в разные дни, сам год от этого не меняется. Сколько было уже этих новогодних праздников? Какую пользу они принесли? Никакой! Далеко ли продвинулись люди в достижении Божьей милости? Наслаждаются ли они ею? Если не искать ответов на эти вопросы, невозможно прийти к Богоосознанию, как бы долго люди ни находились рядом с Бхагаваном. Гопи молились о близости к Кришне, взывая к любой из форм, в которых Он проявлял себя, будь то цветок, дерево, гора или небо. Они не имели никакого понятия о духовных дисциплинах. Они просто посвящали все свои действия Кришне. Растя такую любовь в своем сердце, вы сможете посеять семена любви в сердцах людей, обделенных сегодня этой любовью. Омойте сердца любовью, взрастите цветы любви и насладитесь плодами любви.

Поделитесь с друзьями