Атом могущества

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Праздник Махашиваратри, Прашанти Нилаям, 26.02.1968. Сатья Саи говорит, том 6.

Ум человека слишком заполнен мирским; его желудок требует слишком много времени и энергии. Его желания и нужды множатся слишком быстро, чтобы он успевал удовлетворять их; его мечты слишком далеки от исполнения; они ведут к ложным победам и сомнительным авантюрам. Поглощенный исследованием материального мира, человек утратил чувство греха, мягкость и возвышенность. При такой расстановке ценностей истина превратилась просто в одно из слов в словаре. Сострадание сведено до бессмысленной пародии. Скромность, терпение, почтительность так же недееспособны, как погасший фонарь вдалеке.

Единственная опора человека в этой ужасной тьме это Имя Бога. Это плот, который перенесет его через бушующее море, почерневшее от страха и ненависти, вздыбленное ужасом и тревогой.

Люди восхищаются невиданным прогрессом науки. Но этот прогресс ведет от страха к еще большему страху, от разрушения к еще большему разрушению. В доисторические времена люди убивали друг друга с помощью луков и стрел; теперь же они истребляют целые нации с помощью атомных бомб; и это превозносится как выдающийся прогресс! Ученый не может приостановить рост зависти и ненависти в человеческом сердце; он может только ковать оружие, которого они требуют и которое усиливает их смертоносную силу. В результате открытий ученых люди живут в постоянном страхе внезапного уничтожения; ибо в любой момент шквал ненависти может обрушить бомбы на их дома. Наука лишила человека уверенности в своих силах. Он не доверяет даже самому себе. Он боится себя, ибо достаточно малейшего предлога, чтобы он превратился в дикого злобного зверя.

Вы должны быть благодарны, что по крайней мере здесь вы можете обратиться к своей внутренней природе и настроиться на те пути и средства, которые направят вашу судьбу в русло любви и удовлетворенности. Идеалы Санатана дхармы (вечной дхармы), призванные обеспечить отдельному человеку и обществу мирную жизнь, не утратили своего значения в наши дни, и основанные на них правила так же полезны сегодня, как и во времена появления Шастр. Их ценность неоспорима, неизменна. Не воображайте, что вы индус только потому, что родились в Индии. Вы слишком скованы кастовыми предрассудками, формальностями ритуалов, премудростями астрологии, чтобы охватить свою внутреннюю сущность. Вы не осознаете скрытой внутри вас божественной искры и не пытаетесь раздуть из нее яркий огонь божественного великолепия, в котором ваше любимое «я» сгорит дотла. Об этой искре говорит вам Санатана дхарма, она учит, как беречь ее и высечь из нее огонь. Если вы пренебрегаете этой дхармой и позволяете науке соблазнять себя, значит, вы относитесь непочтительно к своей стране и отрекаетесь от нее.

Духовные искатели из-за океана прокладывают путь в эту страну, привлеченные ее древними уроками, указывающими способы обретения внутреннего покоя и света. Они предчувствуют катастрофу, грозящую их собственным странам. Они убедились в важности многих практик, которые вас заставили считать простым суеверием. Они открывают вам глаза на ценности, которые вы отрицаете, ибо даже шапочное знакомство с наукой вселило в вас дух высокомерия. Они обнаружили, что сила мантры способна преобразить природу, что чтение Вед может вселить гармонию, что искаженное произнесение мантр может иметь губительные последствия.

Имя Бога, в ореоле своей славы и могущества, может освободить ум от страстей и эмоций и сделать его чистым и безмятежным. Но когда Имя произносится без концентрации и благоговения, оно не способно очистить ум. Порочность и злоба останутся в нем. Герои-ракшасы — Равана, Кумбакарна и другие предавались тапасу (аскезе) и добились, что Бог явился перед ними. Но хотя Он исполнил их заветные желания, они не сошли с пути греха. Мы ценим коров, так как они дают молоко. Мы ценим людей за их характер, за их дружеское и сочувственное отношение, за их готовность и способность помочь, защитить и спасти.

Истину о полной тождественности индивидуального и всеобщего возвещает нам само наше дыхание; с каждым вдохом и выдохом оно тихо напоминает: Со-хам: я есть Он. Бог — это самый близкий, самый нежный, самый надежный спутник. Но человек в своей слепоте пренебрегает Им и ищет другого общества. Бог присутствует всюду, всегда. Он — самый богатый и самый могущественный покровитель. И все-таки вы пренебрегаете Им. Господь здесь, близко — любящий, доступный, отзывчивый. Но многие отводят взор от этой великой возможности. Имя приблизит Его к вам. Но даже когда вы произносите Имя Того, Кто живет в вашем сердце, ваш ум заполнен мирским. Мир и его соблазны отвлекают вас и заглушают ответ Бога, откликнувшегося на зов.

Пока разум не «отмыт» от всех следов эго, он будет негодным проводником на духовном пути. Он непременно отыщет доводы в пользу приятной и удобной для вас точки зрения. Один торговец держал в саду злую собаку, охранявшую дом от злоумышленников. Однажды мимо сада шел прохожий, и собака, оскалив зубы, бросилась к нему. Не долго думая, он огрел ее по голове толстой палкой, служившей ему тростью. Собака взвыла от боли и приковыляла в дом. Хозяин был сильно разгневан; его не удовлетворили объяснения прохожего. Он притащил его в магистратуру и выдвинул обвинение в жестоком обращении с домашним животным. «Зачем он ударил ее по голове? Мог бы ударить по хвосту», — жаловался он. Странник возразил: «Но она же прыгнула на меня вперед головой, пытаясь укусить; если бы она собиралась укусить меня хвостом, разумеется, я бы ударил по хвосту». И его отпустили восвояси!

Не пытайтесь оправдать свои предубеждения и пристрастия при помощи благовидных доводов; это ведет к самообману, а не к самопознанию. От этого ваш эгоизм увеличится, а не уменьшится. Бог пребывает в каждом существе как линга — в тонкой форме. У анги (тела) имеется санга (связь с внешним и внутренним миром); в санге находится джангам (движущееся, вращающееся, изменяющееся начало), и как основа этого джангам — лингам. Слово линга состоит из двух слогов: «лин» и «га». «Лин» означает «то, во что все погружается»; «га» — «то, откуда все исходит». Линга — это символ всеобщего, в котором растворяется все частное и из которого все частное возникает. Линга — это Свасварупа — истинная форма Реальности. Рождение лингама — лингодбхава — это весть о пришествии аватара как защитника и вождя.

Если вы хотите, чтобы присутствие аватара возвысило вас и привело к освобождению, вы должны следить за каждым Его шагом, за всеми поступками и действиями, следовать ведущему принципу, который выражается в каждом мгновении Его жизни. Отмечайте Его любовь, Его сострадание, Его мудрость, старайтесь привнести их в свою собственную жизнь. Человек стал искусственным, извращенным, «вывернутым наизнанку». Он сошел с простого, естественного пути и превратил свой ум в чулан, забитый идеями, заботами, тревогами и страхами. Он вполне может жить без всего этого хлама с большей радостью для себя и других. Стоит ему вспомнить, что он — сокровищница с божественной искрой внутри, он станет гораздо полезнее и доброжелательнее. Бог воплощается ради возрождения дхармы (праведности), которая включает в себя правду, добродетель, любовь и целую плеяду других качеств, способных возвысить и все общество, и отдельного индивида. Все остальные задачи, обычно приписываемые аватару служение преданным, наказание грешников, восстановление священных традиций — вторичны. Ибо праведного будет хранить от беды сама праведность, а неправедного приведет к краху творимое им зло. Одна единственная задача вмещает в себя остальные.

Я выполню эту задачу, каковы бы ни были нарекания скептиков. Эти нарекания вполне естественны. Я не придаю им никакого значения, то же советую делать и вам. Чем выше гора, тем ниже долина. Ни хвала, ни хула нисколько не задевают Меня. Та незыблемая основа, на которой строится Моя работа — это ананда. Никто и никогда не сможет нарушить ее. Пандавы знали цену добра. Поэтому аватар Кришна был сердцем пяти братьев, Дхармараджа был головой, Арджуна — плечами, Бхима — животом, Накула и Сахадева — ногами. Это было единое живое тело, которое сражалось и выиграло битву между добром и злом на Курукшетре.

Посвятите свое сердце Богу; Бог станет единым с вами — сердцем вашего сердца. Не преувеличивайте значение создания и проявления линги; это проявление лишь атома Моего могущества. Во Мне, Кто может создавать миры и заполнять вселенную, есть вещи, более достойные восхищения — всеохватная любовь, знание дхармы, способность возрождать Веды, защищать добродетель и благословлять садхаков.

Не поддавайтесь заумным речам, казуистике и коварству, подрывающим веру. Один человек, держа в руке апельсин, другой дал маленькому сыну и попросил сосчитать, сколько всего апельсинов. Тот ответил: «Их три». Когда отец попросил объяснения, мальчик с дерзостью ответил, тыча пальцем в апельсины: «Один, два… … один плюс два будет три». «Тогда, — ответил отец, — можешь съесть третий апельсин, а мне достанутся эти два», и тем самым положил конец самоуверенности юнца. Будьте прямыми, держитесь прямого пути, и вы достигнете цели.

Поделитесь с друзьями