Рог и бивень

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Венкатагири, 28.03.1968. Сатья Саи говорит, том 6.

Слюду, которую добывают в этом районе (Гудур), нужно откалывать от горной породы, предварительно отделив пласт руды от скалы; этот процесс требует изрядных усилий. Напряженность работы умножает радость достижения. Если бы слюду можно было просто собирать с поверхности, возможно, процесс не приносил бы так много радости. Только усилием можно завоевать блаженство, ананду; пройдя долгий путь страданий, обид и клеветы, человек видит Реальность и испытывает высшую радость. Когда царь Джанака приветствовал мудрецов, прибывших на церемонию Сваямвары (выбора жениха) Ситы, старейший среди них, Шоунака, сказал ему в ответ: «Мы пришли потому, что Господь, в образе сына Дашаратхи, находится здесь; мы долго молились, чтобы нам выпала честь любоваться Господом, и Он снизошел к нам, явившись в человеческой форме. Мы обручены с ним. Это и есть наша Сваямвара, выбор жениха невестой, и мы уже сделали его». Только те, кто принял Бога как Господина и Хозяина, могут испытать несказанную радость.

Секундная стрелка часов движется быстро, совершая оборот за оборотом; когда она делает полный круг, минутная стрелка сдвигается с места совсем чуть-чуть; ее перемещение не так заметно. Когда минутная стрелка делает полный круг с заданной ей небольшой скоростью, вы обнаруживаете, что часовая стрелка передвинулась к следующей цифре. Секундная стрелка — символ кармы; хотя карму совершает грубое тело, различные хорошие действия, которые она в себя включает, понемногу совершенствуют тонкое тело, или внутреннее сознание, и оно делает небольшой шажок вперед. В результате того, что читта, или внутреннее сознание, постепенно очищается, карана шарира (причинное тело) продвигается на пути реализации. Достаточно, чтобы двигалась секундная стрелка; остальные будут следовать за ней с нужной скоростью. Тьяга (жертвенность) — это механизм, приводящий ее в движение. С помощью тьяги можно достичь бессмертия. Будьте тьягараджами (повелителями царства отречения), а не бхогараджами (повелителями царства удовольствий).

Проясняя смысл яги (жертвоприношения), которая проводилась здесь, один пандит сказал, что этот ритуал усмиряет грозный нрав Рудры (ведическое имя Шивы), и он превращается в Шиву, благостного и милостивого. Бог превыше всех гун; Он лишен аграхи (гнева); Он — вечное воплощение любви. Он пребывает в гунах, но в Нем нет гун. В горшке есть глина, но в глине нет горшка. Вы не должны бояться Бога; вы должны любить Его так сильно, чтобы отказаться от всех действий, которые Он не одобряет. Страшитесь совершить грех; страшитесь ненавидеть других; страшитесь потерять милость. Яджны важны до тех пор, пока вы отождествляете себя с телом (Ахам дехасми: я есть тело). Яджна приносит пользу, если вы совершаете ее как священную церемонию отречения (тьяги), посвященную Богу, не думая о ее возможных плодах и о той выгоде, которую вы сможете из нее извлечь. Когда вы сознаете, что вы Брахман, яджна теряет смысл.

Рамакришну Парамахамсу как-то раз спросили: «Зачем ты моришь голодом тело и обрекаешь себя на такие мучения? Тебе не кажется, что отказ от земных благ есть признак безумия?» Рамакришна ответил: «Те, кто находит изъяны во мне, увы, не видят своих собственных изъянов. Не безумие ли терпеть все муки мира ради ублажения комка плоти и крови, мешка с нечистотами и скверной?» Единственная польза, которую можно извлечь из этого тела обнаружить источник вечной радости, который и является его сутью. Рамакришна, катаясь по каменному полу храма Дакшинешвар, проливал слезы отчаяния, ибо дни шли за днями, а этот источник все не открывался ему. Эта садхана сделала его бессмертным, а его глупый обвинитель бесследно исчез со страниц истории. Шантаакарам буджага саянам — гласит одно из описаний Бога. Буджага — это кобра, ядовитая змея. Ее яд — символ губительного действия земных желаний. Сказано, что Всевышний восседает на этой кобре — полном зла многообразии мира. Тем не менее, Он пребывает в шантаакарам — абсолютном и ничем не нарушаемом покое. Господь неподвластен влиянию мира, хотя и неотъемлемо присущ ему. Человек тоже должен быть в мире, но быть «не от мира сего».

Какая польза в том, чтобы просто держать веер в руке? Чтобы почувствовать прохладное дуновение, вам нужно энергично обмахиваться им. В самом веере не заключен ветер; он вокруг вас, повсюду, в виде воздуха — так направьте его на себя с помощью садханы. Это совет, который вам нужен, и Я даю его вам.

Три дня вы слушали речи пандитов, и теперь вы создаете здесь общество добровольного служения Сатья Саи. Это общество должно отличаться от всех прочих обществ и ассоциаций. Постройте его на основе любви, питаемой верой в то, что Васудева сарвам идам (всё это Васудева, Бог); что все — это Бог и все заслуживают почтения. Верьте в это, ощущайте это; действуйте согласно этому — и тогда ни зависть, ни гордыня, ни злоба, ни жадность не будут омрачать вашу организацию. Вера в Бога поможет вам поверить в человека, ибо человек — не что иное, как живой храм божий. Это избавит вас от чувства «мое» и «твое», ибо все есть Он и всё принадлежит Ему.

С самого начала позаботьтесь о том, чтобы семечко, которое вы собираетесь посеять, было полноценным и не содержало изъянов. Не начинайте никакую работу, если вами движут недобрые побуждения, стремление к показухе, самовозвеличению, конкуренции или желание «перещеголять» других. Не приписывайте Богу неудачи, причина которых — ваши собственные ошибки и промахи. Чтобы червь эгоизма не подтачивал ваших усилий, молитесь: до, во время и после. У буйвола есть рога, у слона есть бивни. Но какая разница! Бивни представляют значительно большую ценность. И верующий, и неверующий — и тот, и другой люди. Но какая разница! Обладающий верой гораздо смелее, деятельнее и мудрее.

Раджа Венкатагири только что сказал вам, что Имя Бога несет в себе огромную силу. Пусть ваш ум настроится на это Имя, какой бы работой ни были заняты при этом руки. Вы обнаружите, что мысль о Боге делает ваш труд приятным и легким. Под теплыми лучами намасмараны сойдут снежные лавины, и ледяная гора последствий кармы, накопленной вами, уменьшится. Под лучами солнца тает шапка снега на вершине, но наступает ночь, и снегопад вновь окутывает гору. Так же тает снег кармы под воздействием намасмараны, но пока добродетель, перестав отступать, не окажет отпора греху, в темноте порока и невежества снег будет падать вновь и вновь. Раскаяние и молитва непременно прекратят снегопад, солнце божественного великолепия, сияющего в Имени, растопит снежную гору кармы и сравняет ее с землей.

Больной малярией не может насладиться вкусом ладду (сладости из риса); хотя ладду сладок для здорового языка, «малярийный» язык объявит его горьким! Человек, пораженный мирскими амбициями, жаждой удовольствий, манией величия и другими формами духовной близорукости, не способен ощутить сладость Бога и Благодати. Члены общества добровольного служения должны вылечиться сами и подвигнуть на лечение других. Прежде чем указывать на чужие ошибки, углубитесь в себя и убедитесь, что сами не совершаете их. Только это даст вам право учить других; но вот что удивительно: вы видите чужие недостатки, только если сами имеете их! Стоит вам избавиться от них, и все кругом становятся хорошими и безгрешными. Все, чего бы вы ни коснулись, превращается в золото. Это божественная алхимия любви, божественная любовь, любовь ради самой любви.

Поделитесь с друзьями