Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям, 25.11.1964. Сатья Саи говорит, том 4.
Предыдущий спикер, который говорил здесь об упасане (поклонении Господу) Ханумана, упомянул аштоттара сатханаму, 108 имен Анджанейи. А вот интересно, многие ли из вас знают о значении этого числа, 108? Их могло бы быть 110, или 112, или 50, или 120, разве нет? Все мистические числа имеют сакральное значение. Человек делает в среднем 900 вдохов в час, 21600 — в сутки, 10800 в дневное время. С каждым вдохом полагается повторять «сохам» — «я есть Он», поэтому сочетание цифр — 216 и половины этого числа — 108 имеет множество сокрытых значение. Это, кроме того, 9 раз по 12; 9 — число, указывающее на Брахмана. Оно всегда неизменно, 9, однако вы можете его многократно перемножать (9х12=108, 1+8=9; 9х9=81; 8+1=9), а 12 — число солнца; солнце движется через 12 точек (раси), каждой из которых соответствует определенный месяц. Так же, как 9 — символ Брахмана, так 8 — это число майи. Ибо при последовательном умножении числа 8 сумма цифр произведения уменьшается, а не увеличивается и не остаётся той же:
8х2=16, 1+6=7. | 8х3=24, 2+4=6. | 8х4=32, 3+2=5. | 8х5=40, 4+0=4. | 8х6=48, 4+8=12, 1+2=3. | 8х7=56, 5+6=11, 1+1=2. | 8х8=64, 8+4=10, 1+0=1. |
Это уменьшение значения — самый лучший символ майи. Каждое число имеет много таких ценных внутренних значений. Это очень интересный предмет. Тут необходимо поразмыслить и хорошенько все продумать, а не насмехаться и не осуждать. Если вы стоите на берегу моря и не решаетесь погрузиться в воду, вам никогда не достать жемчужины.
Один бхакта поет так: «О Кришна! Ты темного цвета; глубины Калинди в реке Ямуне, в которые Ты сошел, так же темны; небо наверху и его отражение в воде так же темны от грозовых туч; мои глаза темны; мое сердце тоже темнеет от темных мыслей. Как же мне обнаружить Тебя? Твоя тайна непостижима; мое воображение отступает перед Твоим величием». Но ведь темный цвет Господа — это цвет глубокого неба и глубокого моря. Это символ бездонности и неизмеримости. А вот сердце и интеллект должны измениться. Кроме того, не изменяйте самому себе. Если вы говорите одно, а делаете другое, ваше сознание всё равно осудит вас, как обманщика. Вы — ваш собственный свидетель. Не все камни, на которые ступал Рама были превращены в человека, только один камень обратился в Ахалью, потому что раскаяние и аскеза подняли его до этого уровня.
Ничто никогда не рождается без воли Господа. Ничто никогда не происходит без Его воли, вот что возглашают Веды. Изучите и поймите Веды: это знание останется с вами навсегда. Блохи пьют только кровь коровы, а человек берет у коровы вкусное и питательное молоко. Итак, узнайте из Вед о силе и могуществе воли Господа. Однажды вы утвердитесь в вере, и тогда вы сможете смело встречать все опасности. Вы жалуетесь, что Бог невидим, но это ваша вина, потому что это вы не видите Бога во всех Его многочисленных проявлениях. Да вы и сами — проявление Бога. Но вы не осознаете этого, вы называете себя грешниками; червями, рожденными во грехе, барахтающимися в грязи, изначально порочными. Но если кто-нибудь поймает вас на слове и будет обращаться к вам: «Привет, грешник!» — ведь это обидит вас. Почему? Потому что ваша истинная природа чиста, спокойна и счастлива. Манас, буддхи, читта, ахамкаара, индрийя (ум, интеллект, сознание, личное «я», 5 внутренних и 5 внешних органов чувств) — все это как кирпичи, железные прутья, цемент, доски и т.д., которые необходимы, чтобы построить дом для Атмы. Они — не вы, все они только случайны. Ваше истинное «Я» — это Атма. Это может быть усвоено только при помощи постоянной медитации, благого общения, слушания знающих людей, следования некоторым предписанным курсам дисциплины. Вот почему Я так настойчиво подчёркиваю значение дисциплины.
Очень полезны дисциплины варна-ашрама, на которые ссылаются Шастры. Варна, то, что называют кастами, очень удобная организация для проведения мирских дел; ашрама, или стадия жизни, — это корни сверхмирского счастья. Четыре варны универсальны, их можно найти в любой стране. Ведущие мыслители — это брамины; воины, носящие оружие — это кшатрии; предприниматели и должностные лица — это вайшьи; прислуга и рабочие — это шудры. Будь то голова или пятка, в них циркулирует та же самая кровь, они являются членами одного и того же тела. Каждый член должен выполнять ту задачу, для которой он предназначен. Нельзя ходить на голове или думать ногами. Глаз — специалист по зрению, ухо для него в этом вопросе не авторитет, так же, как и глаз для уха в отношении звуков; когда же дело касается вкусовых ощущений, то здесь область компетенции языка. Каждый специалист в своем собственном деле. Ашрамы — это так же ступени в достижении непривязанности. Они обеспечивают опыт и раскрытие личности.
Каждая варна и ашрама имеет свои правила, порядок и ограничения. Упряжка волов не может двигаться по рельсам, как и локомотив по дороге. Для каждого типа повозки есть своя дорога. Но все двигаются вперёд и достигают цели в свое, подходящее для них время. Когда сердце чисто, Господь открывает Себя. Он — судья, Он не может обмануть. Врач может уверять, что у вас нет лихорадки, но термометр врать не может. Врач может так сказать, чтобы вы не паниковали, но термометр покажет правду. Бог всё знает и Бог поступает с вами там, как вы того заслуживаете. Пусть у вас будет эта вера. Раскайтесь во всех сделанных вами ошибках и решитесь больше не повторять их, тогда Господь ниспошлет вам Свою милость.
Вы ведь чувствуете, что что-то есть за этой мимолетной фантасмагорией; что-то, что стоит за всеми успехами и неудачами, слезами и улыбками, весельем и стенаньями, но вы не можете это уловить и осознать, что все это — одна и та же сущность, основа всей этой Вселенной. Вы едины с самой удаленной звездой и с самой маленькой травинкой. Вы сверкаете как росинка на лепестке розы, вы плывете от звезды к звезде. Вы часть и целое всех этих проявлений. Шастры учат вас этому через притчи и рассказы, и даже напрямую, опираясь на опыт мудрецов и мистиков. Хануман может иметь облик обезьяны, но это просто внешнее обрамление, упадхи. Господь — само дыхание Ханумана, каждый его волосок повторяет имя Рамы, Раманамаму.
Через дхьяну (медитацию) и упасану (почитание) вы можете осознать себя во всем. Глина существовала тогда, когда еще не было горшков и блюд; горшки и блюда сделаны из глины; глина будет, когда горшков и блюд уже не будет. Горшки и блюда должны осознать, что их сущность — всегда глина; другими словами, это и есть самореализация, самопознание. Когда это достигнуто, то куда бы вы ни бросили взгляд, вы найдете себя; на что бы вы ни обратили внимание, вы найдете свое отражение. Начните ощущать это сейчас, в этот самый миг. Не проводите джапу (повторение имени Господа) и дхьяну с шумом и треском, как игру, держитесь их стойко, ибо только они могут спасти вас от разрушения. Предложите Господу не те цветы, которые вы купили за несколько пайс в магазине, но ароматные цветы своих добродетелей. Пусть слезы счастья будут священной водой, которой вы желали бы омыть ноги Господа. Пусть ваше упасанадевата (Божество, которому вы поклоняетесь) будет Анджанейей, как в случае с этим шастри, или любой другой формой; считайте девату, включающим в себя все формы Божественности; не доказывайте, что один образ более велик, а другой менее — все они одинаково божественны. Стремитесь идентифицировать себя с некоей главной и величественной сущностью, ибо вся грандиозность и всё Величие сосредоточены только в Ней.
Поделитесь с друзьями