Бессмертие, несмотря на смерть

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Праздник Махашиваратри, Прашанти Нилаям, 01.03.1965. Сатья Саи говорит, том 4.

Шиваратри — это день, когда Махешвара принял образ линги для пользы ищущих духовного совершенствования. Джняна (знание) — это именно то, что они должны искать у Махешвары! «Джнянам Махешвараатхичед». Именно знание заставляет проявиться Божественность, скрытую в человеке. Это итог всего подвижничества, йоги и жертвоприношений, ягьи. Такое счастье или даже частицу такого счастья нельзя получить, гоняясь за земными удовольствиями. Если вам приснилось, что вас укусила кобра, то чтобы вылечиться, нужно всего лишь проснуться. Обретение знания (джняны) — это пробуждение. Эта джняна достигается дхьяной (непрерывной медитацией) на Величие и силу Всемогущего.

Для счастливой жизни важны две вещи: даанья и дхьяна-даанья, или зерна для поддержания тела и размышление для вступления в храм Господа и слияния с Его Величием. Шастри говорил, что мудрецы уединялись в лесной тишине и посредством тяжелой ментальной работы добывали для человечества сокровища духовного опыта и вдохновение на его использование. Он привел много примеров таких провидцев и пророков; но есть люди, которые осуждают подобный уход от суеты жизни и называют этих героев трусами, робеющими встретиться лицом к лицу с требованиями жизни! Они клеймят их как эгоистов, мечтающих лишь о своем собственном спасении.

Настоящая причина ухода в отшельничество — это научиться секрету освобождения для пользы всего человечества. Вот, к примеру, молодой человек едет за границу, чтобы получить более совершенное образование — вы же не осуждаете его, не называете трусом или социально бесполезной личностью, ведь цель этой поездки — отточить и углубить знания и опыт, и стать более полезным! Цель уединения мудрецов заключается в том, чтобы держать чувства в отдалении от того, что может нарушить их спокойствие, привести в восторг или в уныние, а также уберечься от заразы, которая может испортить источник счастья.

Атмавидья (наука об Атме), которой они особо занимались в лесных обителях (ашрамах и тапованах), спасла потом многих. Спокойствие и радость этих мудрецов передается и другим. Вы упрекаете их, что они ушли от вас; но многого ли достигает человек, который остался дома, много ли добрых дел он совершает? Люди в своих собственных семьях часто ведут себя друг с другом как змеи или скорпионы. Многие дома напоминают скорее зверинцы, а не уютные прибежища счастья и покоя!

Сегодня утром Я говорил о злости, ненависти, зависти и гордыне как об огне, в котором сгорает ум. Вот шастри из Дели говорил, что эти страсти только кажущиеся, и что истинное «Я» в вас вовсе ими не затронуто. Это напомнило Мне одну историю, мальчик предложил матери сделать на кухне наклейки на все банки, коробки, горшочки с названием того, что там находится, и мать согласилась; мальчик все написал и наклеил правильно, кроме коробки с сахаром. На ней он прикрепил наклейку «красный перец». Когда его ругали за это, он отвечал, что сделал так, чтобы обмануть муравьев, которые никогда не заводятся в красном перце! Поверхностная веданта не погасит огня.

Конечно, эти качества тоже иногда бывают полезными, как шипение кобры, которое предостерегает того, кто ей помешал. Злоба и ненависть могут быть полезны, чтобы предотвратить то зло, которое подкрадывается к садхаку: будьте злыми к тому, что тормозит вас на вашем пути, ненавидьте привычки, превращающие вас в животных. Культивируйте джняну и отчетливо представляйте себе Господа повсюду: в вещах и действиях. Это сделает ваше человеческое рождение заслуживающим награды. Не ищите недостатков в других людях, потому что они — не что иное, как проявления Господа, которого вы так жаждете познать. Есть только две вещи в этом мире, одна — это видимое (кажущееся) а другая — реальное, кшетра и кшетраджна. Кшетра — это деха (тело), а кшетраджна — дехи (Владыка тела). Лока -- это форма Локеши, мир — это тело Бога.

Вы просыпаетесь, когда приходит осознание, но пробудившись, вы осознаете лишь многое, а не Одно. Только когда вы находитесь в глубоком сне, исчезает все это многообразие, тогда вы не осознаете этот мир и его иллюзорную картину. Проверьте справедливость этого во время пробуждения, перехода от стадии глубокого сна к стадии сновидений, и осознайте, что бессонница — помеха искателю истины; чувства обманчивы, они — неэффективные орудия. Рамакришна Парамахамса однажды шокировал всех тем, что ударил по щеке Рани Расмани, когда та молилась перед гробницей Дакшинешвари, ибо она молила Мать не об освобождении, а о том, чтобы стать ее рабыней! Используйте возможность стать свободными, данную вам, и не совершайте глупость, позволив ей уйти.

Наверное, когда вы вернетесь в свои деревни, вы тоже будете рассказывать: «Там, в Путтапарти, было столько народу, тысячи людей съехались со всех частей Индии и даже из-за границы, все хотели получить даршан Бабы». Не это впечатление нужно уносить с собой отсюда. Одна женщина, присутствовавшая на музыкальном декламировании истории из Пуран, добросовестно просидела долгие часы, потом она описала собравшихся, звуки, свет, микрофон, громкоговорители, но у нее так и не осталось никакого представления о том, что же излагал декламатор! Осознайте ценность спокойствия, сосредоточенного памятования Господа (намасмараны), духовных песнопений (бхаджанов), повторения имени Господа (джапы), медитации-созерцания Господа (дхьяны), связи с духовно близкими людьми. Все это придаст вам нужную твердость, когда вас станут одолевать беды. Умирал хозяин одного дома, и когда жена и дети докучали ему своими тревогами: «Что же будет с нами, когда ты нас покинешь?» — умирающий обратился к ним с таким же отчаянием: «А что будет со мной, когда я умру?» — спросил он, и умер. Не погружайтесь беспомощно в эту гибельную бездну отчаяния. Не умирайте духом, хотя тело и расстается с ним. Знайте, что истинное «Я» бессмертно; сделайте смерть величественным актом освобождения.

Такое знание может прийти только благодаря жизни, посвященной дхарманишхте — неизменному следованию нравственному закону, и кармаништхе — неколебимому выполнению долга на соответствующей стадии жизни. Они обе должны заканчиваться в своем развитии третьей ништхой, как огонь и вода производят пар, двигающий составом вагонов; или как бензин и воздух образуют горючую смесь для мотора, который движет автомобилем. Третья ништха — это Брахмаништха, устойчивое созерцание Единой Основы всего этого видимого множества, а именно Брахмы. Ништха становится неизменной при помощи практики осознавания, что ваше отдельное индивидуальное существование слито с Великим Потоком мудрости, который несёт вас к Нему, вернее, воссоединяет вас с Ним.

Многие тысячи людей приехали сегодня в Прашанти Нилайям и присоединились к этому уникальному сатсангу. Многие, кто регулярно приезжал на все Шиваратри, чтобы участвовать и возвышаться духовно от созерцания Атмалингодбхавы, не приехали сегодня, но и у тех, кто до сих пор не приехал, еще есть возможность присутствовать здесь. Это не просто шанс. В духовной области, да и не только в духовной, вообще нет случайностей. Такая удача бывает лишь благодаря Милости или духовной практике. Входите в молитвенное молчание и будьте благословенны Великим видением появления Атмалинги.

Поделитесь с друзьями