Недостаток питания и лекарство

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Амалапурам, 29.03.1965. Сатья Саи говорит, том 4.

Мы часто слышим от многих людей жалобы на нынешнее положение дел, говорящее о распространении несправедливости и лжи, жестокости и ненависти в мире и в стране. Это похоже на упование на помощь лекарств после того, как болезнь уже внедрилась, тогда как профилактика гораздо полезнее, чем лечение; иногда лечение затруднено из-за того, что болезнь запущена.

Современное снижение уровня нравственности обусловлено уменьшением веры в Веды, Шастры и Упанишады в нашей стране. Некоторые люди имеют обыкновение осуждать тех, кто не верит в Ведическую дхарму, и называют их атеистами; но среди людей вовсе нет атеистов. Человек может отрицать Бога, но он не отрицает любви, уважения, изумления перед чудом или благоговения, а это все проявления Божественного. «Атеисты» также жаждут цели, они помнят место, откуда они пришли, хотя так же, как и все другие, не знают, где оно находится. Они знают, что направляются туда, где у них будет полное счастье, они томятся по нему, они мечтают о нем, они строят планы, как его достигнуть. Они так же, как и все остальные, испытывают боль, голод, неудовлетворенность.

Так же, как больной обращается к врачу, чтобы он определил болезнь и назначил лечение, так и ученик идет к учителю, гуру, специалисту по различным формам душевной жажды к достижению цели. Каждый чувствует настоятельную потребность увидеть и познать Единство в многообразии, а знания об этом содержатся в Брахмасутре, которая подобно нити пронизывает разные бусины одних и тех же четок. Тысячи людей, личностей, собравшихся здесь передо Мной, — это тысячи цветов, нанизанных на одну нить — Брахму. В Брахме вы все найдете Единство, мимо которого прошли, потому что были поглощены своей отделенностью. Вот истина, а все остальное — иллюзия; вы не замечаете этого Единства, потому что пренебрегаете людьми, которые о нем знают, а их утверждения отвергаете, считая их негодными! В нашей стране нет недостатка в укрепляющей духовной пище, тем не менее, мы видим жалкое зрелище людей, умирающих от голода среди изобилия.

Болезни этой страны происходят от недостатка питания, причем не столько от недостатка пищи телесной, сколько от недостатка пищи духовной, от нехватки духовной тренировки, от пренебрежения режимом духовного питания. Давая недугу полнейший простор, люди заняты повторением названий фармацевтических средств! Они не делают даже никаких попыток принять лекарство внутрь! Все каналы, несущие в каждый дом и деревню животворные воды из духовного источника осушены или перекрыты. Вот почему в наши дни так грозно заявил о себе недостаток питания со всеми сопутствующими симптомами: дебильностью, нервными расстройствами и помешательствами.

«Матхам» — суть «матхи»; религия — суть интеллекта. Если вы не доросли до определенного уровня интеллекта, у вас не будет и соответствующего осознания религии. Для разных «матх» пути к Богу различны, чтобы быть удобными для индивидуальных характеров. У одних людей больше работает ум, другие обладают созерцательным характером, кто-то ориентирован на внешний мир или, наоборот, склонен погружаться внутрь себя.

В Писаниях Санатана дхармы определены дисциплины, подходящие для каждого типа характера: преданность, знание, действие, поклонение Божеству, единение с Богом (бхакти, джняна, карма, упасана, йога) и т. д. Молоко, в каждой частице которого всегда присутствует масло, представляет собой единое целое (адвайту, или недвойственность). Когда оно скисает и сворачивается, то образуется масло, но оно все еще не отделено от общей массы, которая теперь представляет собой все еще нечто единое, но в которой уже присутствуют составные части «вишишта адвайты» (особой адвайты). После взбивания образуется масло, его скатывают в шар, и оно плавает в жидкости, из которой оно было выделено. Теперь всем ясно видны две различных субстанции, и их можно рассматривать как две самостоятельных сущности — двайту. Вот три разных стадии одного и того же вещества.

Единство — это реальность. Его нельзя найти в каком-либо одном месте, каким бы древним это место ни было. Ни Аруначала, ни Тирупати, ни Кедарам не могут считаться местом, где его можно найти. Его адрес дан в 61 шлоке восемнадцатой главы Бхагавад Гиты: оно в каждом сердце.

Пандиты, которые написали священные писания, — истинные просветители и вожди людей, ибо они могут указать путь к самореализации, которая есть высочайшая обязанность человека. Они должны, как это обычно делали мудрецы и ученые в старые времена, быть советниками правителей и их проводниками на пути дхармы. А в наше время руководители государства держатся от них вдалеке, тогда как люди осыпают их насмешками! Если они будут приспосабливаться к низкому уровню требований нынешних руководителей, то дискредитируют идеалы, которые они должны лелеять и беречь. Требуется большая смелость и честность, чтобы избежать соблазнов в такой ситуации и твердо держаться своих принципов. Однако от тех пандитов, которых используют правители, тоже мало толку. Здесь для самих пандитов очень большой риск потерять основы, которыми они владеют, если они стремятся получить покровительство правителей. Поэтому люди сами должны взять в свои руки задачу усиления роли пандитов и извлечь максимальную пользу от этих хранителей древних учений.

Пандиты и сами сильно разобщены и потеряли способность к объединенным усилиям. Я говорю здесь об этом так откровенно, потому что Кона-Сима — это место пребывания многих ученых пандитов. Моя задача — собрать вместе пандитов и напомнить им об их благородном наследии и еще более благородных обязанностях, чтобы они наладили контакт с правителями, которым будет полезна беспристрастная мудрость Шастр, Упанишад и Вед, и, таким образом, установили мир и гармонию во все мире. Это обязательно произойдет, потерпите немного.

Этот большой дом, называемый жизнью, должен быть построен на крепком фундаменте; погоня за артхой и камой (богатством и благосостоянием), а также всеми объектами желания, должна регулироваться установками дхармы. Дхарма бережет тех, кто бережет дхарму — «дхармо ракшати ракшитах». Самый крепкий фундамент — это вера во Всемогущество Бога. Некоторые могут спросить: «Если Он всемогущ, то почему не открыт всем?» Дело в том, что Он открывает Себя только тем, кто жаждет ответа, а не тем, кто задает вопросы из дерзости или от невежества.

Он открывается только чистым сердцам, которые не омрачены эгоизмом или мирскими привязанностями. Нить четок видна лишь сквозь хрустальные бусины, а не через коралловые. Хотя нить и проходит через коралловые тоже, ее можно увидеть, лишь если расколоть эти бусинки; в том и заключается смысл истории о Хираньякашипе, который, расколов колонну, увидел Самого Господа, который находится в сердцевине каждого объекта, в сердцевине всего сущего.

Попытайтесь разбить кокосовый орех таким, каким он попадает вам с дерева, когда скорлупа его покрыта плотным слоем волокон. Вы не сможете разбить его даже молотком, а снимите-ка с него его волокнистую броню — и вы очень легко разобьете орех. Когда вы берете кокосовый орех в храм, чтобы предложить его Господу, вы сперва очищаете его от волокон и лишь затем, разделив его на две части, предлагаете Богу. Это символ разрушения эго и отдачи себя Богу. Поэтому вы должны удалить волокна желаний объектов чувственного мира и лишь затем предстать перед Господом, свободными от камы и кродхи (вожделения и гнева). Разбив кокосовый орех на две части, вы тем самым провозглашаете отсутствие у вас эго. Только тогда вы будете приняты Господом, никак не раньше.

Победа над своим эго — очень трудная задача; чтобы добиться успеха на этом пути, необходимы годы настойчивых усилий. Вы несколько лет бьетесь в университете за получение ученой степени, корпя над книгами день и ночь; насколько же тогда труднее этот экзамен, успешно сдав который вы гарантируете себе окончательное счастье и избавление от изнурительного круга рождений и смертей. У некоторых людей ум, подобно хлопьям ваты, воспламеняется мгновенно от одной искры знания, джняны, и они одерживают победу. Другие подобны вязанке сухого хвороста, которой нужно больше времени, чтобы заняться пламенем, но победа и тут обеспечена. У большинства же людей ум и чувства подобны зеленым веткам, и даже бушующий огонь джняны порой может быть погашен яростным сопротивлением влаги, содержащейся в них. Сделайте ваш ум подобным тщательно очищенному хлопку. Как этого добиться? Путем общения со знающими, с теми, кто имеет опыт в духовной практике, например, с такими как эти пандиты. Слушайте их, внедряйте их поучения в самые сокровенные глубины своей памяти, выполняйте их советы, с радостью вверяйтесь им. Начните прямо сейчас. Учеба начинается с алфавита, так выучите сначала А, Б, В и так до конца. Плоды маргосы могут сначала показаться горькими, но ведь множество людей с наслаждением их едят, потому что, когда человек привыкает к ним, он начинает ощущать их необычайно нежный и приятный вкус, особенно после того, как он убедится, что эти плоды очень полезны в излечении многих болезней.

Когда вы воспеваете Божественные имена, намавали, постарайтесь ощутить на языке сладкий, приятный вкус. На основе материального вы можете возвыситься до духовного, нужно только осознать, что такое возможно, и развивать веру, которая устранит все сомнения. Когда вы воспеваете Радху, как это вы только что делали: «Раадхаа маадхава нанда лаала», -не воображайте только, что Радха — это женщина, а Кришна — мужчина. Вы можете стать Радхой прямо здесь, только тогда, когда будете знать что именно представляет собой Радха. Она — адхара (основа), которой поклоняются и которую почитают как дхаару (всегда текущий поток), она — истинная основа жизни, другое имя Самого Бога. Пусть у вас на языке будет дхаара, имя Господа, пустых же разговоров избегайте. В Океане молока (который есть кширасагара чистого ума) установите пик Мандары (твердую веру в единство всего сущего), возьмите змею Изварануграху (милость Господа) и взбейте ею, как веревкой, океан. Взбейте его при помощи дхьяны и садханы (медитации и духовной практики), вот тогда вы сможете получить нектар духовного опыта (сущность Вед, духовного знания).

Господь беспристрастен, вы сами себя наказываете, сами себя вознаграждаете. Юный студент, волнующийся перед экзаменом по английскому языку, пошел в храм и помолился Богу, чтобы ему достались легкие вопросы. За это он обещал устроить благодарственный праздник. Так случилось, что он смог ответить на все вопросы к своему полному удовлетворению за половину отведенного для этого времени. Но он не отдал сразу экзаменационный лист, он попросил еще один лист и написал список предметов, которые он собирался приобрести для благодарственного праздника, чтобы предложить их Богу: пальмовый сахар, рис, кардамон, топленое масло и т. д. В его распоряжении было еще достаточно времени; он подсчитал цену и нашел, что это слишком дорого. Он проверил список и решил, что многое можно вычеркнуть. Пока он был увлечен этим легкомысленным занятием, прозвенел звонок, и к нему подошел преподаватель, чтобы забрать экзаменационный лист. Второпях студент отдал листок со списком продуктов для праздника, большинство из которых были перечеркнуты в припадке скупости! В итоге молодой человек провалился — ведь это было все, что он успел сделать. Бог беспристрастен, Он подобен градуснику, который не может произвольно показывать температуру или лгать. Успех или неудача в ваших собственных руках, вы сами решаете свою собственную судьбу, Господь не принимает участия в этом решении.

Уже очень поздно, вам всем нужно расходиться по своим домам. Среди вас много стариков, женщин и детей. Я очень хорошо понимаю все ваши неудобства, которым вы подверглись из-за любви ко Мне, приехав так далеко, некоторые пришли пешком, некоторые приехали на буйволах, повозках или на лодках. Вы испытывали недостаток в пище, в сне и отдыхе, иногда не хватало даже воды и тени под деревом. Глядя на этот огромный океан человечности, каждый уверится в непреходящей ценности Бхаратаварши (сердца Индии). Вы, как муравьи из муравейников, приехали сюда из своих деревень. Почему? Потому что вы жаждете познать Господа, испытываете духовный голод.

А сейчас Я должен сказать вам одну вещь, потому что уже создалась настоящая сенсация, особенно на востоке Годавари, вокруг Амалапурама. Я никого не обвиняю и не насмехаюсь ни над кем, но необходимо обнародовать истину. Есть несколько человек, которые объявили, что Я являюсь через них (!), завладеваю ими полностью, и они раскачиваются, трясутся и дрожат и говорят при этом всякую всячину, восклицая, что Я говорю через них или что они говорят под Моим влиянием. Они отвечают на вопросы, предсказывают будущее и делают всякие фокусы, чтобы выманить деньги и вещи у людей, которые не знают Меня и Моей реальной сущности. Все это полный обман, это просто какая-то заразная болезнь. Не поощряйте этого обмана, разоблачайте его, когда бы ни встретились с ним. У таких обманщиков есть свои агенты и посредники. В первую очередь нужно обезвредить, разоблачить обманщиков, тогда их марионетки исчезнут сами. Они одеты в одежду святости, но их алчность сразу выдает их подлую суть. Они говорят: «Баба явился ко мне во сне и приказал мне сделать то и это». Не верьте этим аферистам, относитесь к ним так, как они того заслуживают. Вот что Я хотел вам посоветовать.

Поделитесь с друзьями