Хозяин ума и ум

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Маркандея Санскрит Колледж, Аукирипали, 22.01.1960. Сатья Саи говорит, том 1.

Манушья и манас

Доктор Бхагавантам сейчас попросил Меня выступить перед вами, но Я не произношу речей. Я только беседую с вами. Я не произношу публичных речей и не выступаю на митингах, чем в наше время занимаются многие ораторы. Они готовят речи так, что превращают их в сплошное наслаждение для ушей. Моя же беседа, напротив, будет лекарством для ума. У них — лекции, у Меня — микстуры. Поэтому вы должны отнестись к Моей речи очень внимательно и не пропустить ни единого слова.

Обычно, когда вас спрашивают, где находится Бог, вы указываете на небо, или на какое-либо другое, настолько же удаленное место, и говорите, что Он находится там, как будто Он — всего лишь какая-то личность, имеющая определенное местопребывание. Но каждый человек (Нара) сам является Богом (Нараяной). Каждый человек (Манава) есть Бог (Мадхава). Таким образом, как указано в Шастрах, число Божеств равно трем миллионам тремстам тысячам, а если пересчитать на настоящее время, то и гораздо больше. Именно иллюзия пытается низвести Форму Бога (Нараянасварупу) до формы и поведения человека (нары). Имеются различные способы устранения этой иллюзии, соответствующие нуждам каждого страждущего. Но все виды лечения и все усилия должны быть направлены на достижение опыта бытия Нараяной и на отбрасывание ограниченной, связанной, относительной сущности Нары. Это — единственный результат, который достигается всеми многообразными способами. Пока человек не поймет самого себя, заблуждения и сопутствующие им огорчения не могут прекратиться.

Индия — место рождения духовной науки

Доктор Бхагавантам и Председатель неоднократно упоминали здесь о Моей Тайне. Позвольте Мне сказать вам, что вы никогда не поймете Меня и Моей Тайны, пока не поймете самих себя. Ибо если вы не в состоянии постичь своей собственной реальности, то как вы можете надеяться вникнуть в гораздо более грандиозную Реальность Моего Пришествия? Для того чтобы постигнуть Мое Значение, вы должны развенчать сомнения и теории, которые имеете, и воспитать в себе Любовь (Прему), ибо воплощение Премы может быть понято только через Прему. Все эти «чудеса и феномены», которые не могут быть объяснены категориями науки, настолько естественны для Меня, что Я забавляюсь, когда вы возводите их в разряд чуда. Господь когда-то провозгласил, что Он явится для восстановления Праведности (Дхармы), и что Он примет человеческую форму, дабы все могли собраться вокруг Него и ощутить сладость общения с Ним.

Для тех, кто заглотил приманки ума, интеллекта и эго, все, что находится вне этого круга, является непостижимым. Существует граница, которую не могут пересечь ни разум, ни интеллект. Вот почему Высшая Сила (Махашакти) вынуждена окутать себя одеждами Заблуждения (Майи) и снизойти до уровня человеческого понимания.

Наша Индия (Бхаратаварша) является местом рождения духовной науки. Здесь каждый — мужчина, женщина и ребенок — ученик этой науки. Здесь у каждого есть право изучать этот высший предмет. Древнее наследие должно быть передано каждому мальчику и девочке на этой земле, а не только студентам институтов, подобных вашему.

В различные исторические периоды в духовной науке на первое место выходил тот или иной метод. Когда-то это была мантра (мистическая формула), в другие времена — яджна (церемонии жертвоприношения), немного позже йога (Божественное общение), а после возникновения Буддизма и его распространения по всей Индии, и даже на соседние страны таким методом стала Тантра. Шанкара горячо поддерживал Тантру, и Калидаса также считал этот метод очень важным. Она расцвела благодаря поддержке, которую Шива-джи оказывал знатокам тантры, и доминировала в духовной жизни страны многие века.

Тантра — духовная наука, основанная на шакти

Тантра означает всего лишь «то, что хорошо сохраняет», и поэтому нет надобности так уж ее возвеличивать. Это всего лишь средство для достижения слияния Дживы с Брахманом. Сэр Джон Вудрофф показал в своей книге, что тантра — это систематизированная дисциплина, которая использует символизм и сублимацию (утончение и возвышение) для того, чтобы очистить инстинкты и контролировать разум. Он в значительной степени удалил предрассудки, которые заставляли людей обходить тантру стороной. Эта духовная наука, основанная на Шакти (на женском аспекте энергии), играет центральную роль в духовном прогрессе человека.

Проверьте себя, свой собственный склад ума, используете ли вы свою силу различения (Вивеку) и образованность (Виджнану), чтобы защитить себя непривязанностью (Вайрагьей) и не страдать от привязанности к вещам, которые со временем исчезнут. Нет недостатка в книгах, которые говорят вам, как избавиться от страдания. Гита доступна на всех языках и за очень низкую цену, можно сказать за четыре гроша экземпляр. Бхагавата, Рамаяна и все другие книги продаются тысячами экземпляров в сутки, но нет признаков того, что они прочитаны и усвоены. Запах изо рта свидетельствует о съеденной пище, не так ли? Но привычки, поведение, характер прочитавших эти книги не претерпели никаких изменений к лучшему. Все так же свирепствуют эгоизм и жадность; ненависть не ослабевает, а зависть высасывает жизненные силы человека.

Духовное обучение не должно развивать эгоизма

Точно так же, не относитесь к Моим словам слишком легковесно, не говорите: «Мы встречались с Саи Бабой и слышали, что Он говорит, все это было просто здорово». Решитесь последовать хотя бы одному из советов, данных вам для духовного развития. Было бы неразумно запятнать тело, принудив его совершить хотя бы и единственный дурной поступок или принуждая его находиться в дурной компании. Старайтесь вносить святость в свое тело, освящайте любое свое действие, направляя его к высшей цели. То, что Я говорю вам сегодня, не приказ, опирающийся на Мой авторитет. Я говорю вам от полноты Любви, опираясь на право, которое Я имею, наказывать вас и направлять на путь.

Я знаю, что старшее поколение не только само отрицает высшие ценности, пренебрегает повторением Имени Всевышнего (Джапой) и медитацией (Дхьяной), но совершает и еще большее преступление, высмеивая своих детей, которые чувствуют сладость Имени Бога и часто посещают места, где они могут приобщиться к хорошей компании, к благородным мыслям и к духовному учению. Они считают таких молодых людей сумасшедшими и пытаются излечить их, изобретая свои собственные способы наказания. Но такое сумасшествие детей, несомненно, предпочтительнее помешательства на роскоши, азартных играх, пьянстве и падении морали — единственного наследия, которое они оставят после себя своим детям.

Ваше обучение здесь должно развить силу различения (Вивеку), а не эгоизм. Не увлекайтесь спорами и игрой аргументов, это ведет только к сухой учености и интеллектуальной спеси. Такое стремление к критицизму является заболеванием интеллекта и должно быть подавлено в зародыше. Пристально и тщательно исследуйте те вещи, которые вам не нравятся. Не делайте поспешных выводов, ни положительных, ни отрицательных. Это привело бы к отказу от драгоценного статуса «мыслителя» и человека, который отвечает сам за себя. Даже Солнце, которое находится за миллионы миль от Земли, может воспламенить какой-то предмет, если его лучи будут сфокусированы увеличительным стеклом в одной точке. Точно так же сфокусируйте на одном объекте все ваши способности к наблюдению и размышлению, и объект наверняка раскроется перед вами.

Человек может и должен быть хозяином своего ума

Мир сам по себе подвержен непрестанному волнению. Как в нем могут осуществиться ваши намерения вести тихую и довольную жизнь? Это все равно, что пытаться плыть, избегая взлетов и падений, которые вызывают морские волны во время качки. При таких условиях лучшее, что можно сделать — признать этот факт и перестать беспокоиться о неизбежном.

Слово Манушья обозначает человека, который является Господином своего ума, или Манаса. Когда люди приходят ко Мне и жалуются, что они не могут сконцентрироваться, Я смеюсь над их слабостью, ибо даже водитель автомобиля является мастером искусства концентрации. Он не обращает никакого внимания на болтовню пассажира сзади или сбоку от себя. Он следит за дорогой впереди, и его внимание однонаправленно.

Учитесь слушать с однонаправленным вниманием

Если вы имеете веру (Шраддху), то большая половина сражения уже выиграна. Вот почему в Гите Кришна спрашивает Арджуну: «Слушал ли ты с однонаправленным вниманием все, что Я говорил?» И Арджуна, бывший хорошим учеником, ответил, что даже посреди поля сражения, перед лицом враждебных армий, он слушал слова Господа с предельной концентрацией. Научитесь такой концентрации, и это умение окажется полезным для вас.

Меня попросили торжественно открыть библиотеку вашего колледжа, вручив Директору в качестве символического акта эти книги, чтобы он поставил их на полки рядом с уже имеющимися. Приходите и читайте книги в библиотеке и наслаждайтесь учением, которое дано духовными искателями (Садхаками) и великими пророками (Сиддхами). Пусть сюда приходят также и дети, берут эти книги в руки и перелистывают страницы. Библиотека должна приносить пользу всем жителям города в возрасте с 2 до 60−70 лет. Это не больница, которая не всем нужна. Библиотека всем может принести пользу, и поэтому все должны использовать ее наилучшим образом. Мудрость, которую содержат эти книги, должна проникнуть в каждый дом в Аукирипали.

Изучение санскрита должно продвинуться благодаря вашим усилиям и энтузиазму. Весь мир получит пользу, если вы будете поддерживать его яркое горение. Исполните по мере ваших сил и способностей то, за что несете ответственность, и Бог одарит вас своей Милостью. Не ошибитесь в средствах достижения цели. Не потеряйте свой путь в лабиринтах учености. Ученость и учеба — это только средства для овладения разумом. Обратитесь от Создания к Создателю.

Поделитесь с друзьями