Из выступления Бхагавана в день Шиваратри в Саи Кульвант Холле, в Прашанти Нилаям 26 февраля 2006 года.
Можно ли построить храм для Того, кто заполняет собой всю брахманду (космос)?
Можно ли дать имя Тому, кто присутствует во всех существах?
Можно ли омыть водой Того, кто находится во всех реках?
Можно ли предложить пищу Тому, в чьём желудке содержится весь космос?
Из-за своего невежества человек не способен постичь реальность Космического Существа,
Которое на самом деле является владельцем всего космоса
(стихотворение на телугу) .
Мы называем видимый мир прапанчей. Он называется прапанчей потому, что состоит из панча бхутас (пяти элементов). «Пра» означает проявлять, выражать. Поэтому прапанча означает проявление пяти элементов, которые называются — земля, вода, огонь, воздух и эфир. В человеке эти пять элементов представлены шабдой, спаршей, рупой, расой и гандхой (речью, прикосновением, формой, вкусом и запахом соответственно).
Брахман пронизывает пять элементов
Прапанча так же является и проявлением панча пранас (пяти жизненных принципов),
Воплощения любви!
Основой Брахманды является према (любовь). Без премы нет ни пракрити (природы), нипрапанчи (мира). Мир существует благодаря принципу любви, который неизменно присутствует в пяти элементах. Любая форма поклонения будет тщетной, если вы забудете о принципе любви.
Пять элементов отвечают за поддержание человеческой жизни и мира в целом. При отсутствии любого из пяти элементов всё тут же придёт в бездействие. Мы слышим звук с помощью ушей. Мы видим мир глазами. Таким образом, мы способны воспринимать мир с помощью пяти чувств. Чувства приводит в действие Божественная сила. Но человек забыл этот Божественный принцип и стремится обрести счастье с помощью достижения мирских целей. Говорится: «Джантунам нара джанма дурлабхам» (Среди всех видов живых существ человеческое рождение является самым редким). В действительности, человек по сути своей Божественен.
Господь является Вечным Свидетелем
Дхарма, артха, кама и мокша (праведность, богатство, желание и освобождение) являются четырмя целями человеческой жизни. Но сегодня человек отбросил дхарму и мокшу и гоняется заартхой и камой. Бог создал этот мир. Ваша жена, дети, друзья и даже враги созданы Богом. Все они являются самим воплощением Брахмана. Вы должны быть способны видеть Бога во всех. Это ваш первоочередной долг. Даже Богу приходилось иногда сражаться с врагами. Однако, несмотря на свою враждебность по отношению к Богу, они в конечном счёте слились с Ним благодаря Его милости. В этом мире нет места, где не существует Бога. Он присутствует везде.Сарватах панипадам тат сарватокши, сарватах шрутималлоке сарвамаврутья тиштати (пронизывая всё Своими руками, ногами, глазами, головой, ртом и ушами, Он заполняет всю Вселенную).
Люди вокруг вас могут не видеть, чем вы занимаетесь, но Он следит за вами. Другие могут не слышать ваших слов, но Он слушает вас. Он — вечный свидетель. К сожалению, вы не можете осознать эту истину. Некоторые люди возражают: «Как вы можете говорить, что Бог присутствует повсюду, когда мы Его не видим? Как это Он может слышать наши молитвы?» На самом деле, звук является самой формой Бога. Нет места, где не было бы звука. Он может слышать всё, потому что звук является Его собственной формой. Свет пронизывает весь мир. Бог может видеть всё в этом мире, так как сам свет и является Его зрением. Поэтому не думайте, что Бог не знает, что происходит. Не подвергайте сомнению и не отрицайте Его существование только потому, что Он невидим невооружённым глазом. Как в вашем сердце возникает санкальпа(мысли)? Это происходит по воле Бога. Изменения происходят только в мире; Божественный принцип всегда остаётся неизменным.
Лока (мир) и Локеша (Бог) неразделимы. Творение и творец едины. Они связаны близкими и неразрывными отношениями. Атма — это имя, данное принципу Божественности. У него нет какой-то определённой формы. Приписывать Атме какую-то форму — грубая ошибка. Важно понять единство Атмы и пережить его на опыте. Всё Божественно. Сарвам кхальвидам Брахма(воистину, всё это — Брахман). Так как вы не способны постичь Божественный принцип во всей его тотальности, вы ограничиваете Бога определённым именем и формой, таким как Рама, Кришна, Вишну
Украшений много, но золото одно.
Коров много, но молоко одно.
Существ много, но дыхание одно
(стихотворение на телугу).
Так как вы не можете понять принцип единства, вас вводит в заблуждение кажущееся многообразие.
Истинное единство заключается в единении с Богом
Воплощения любви!
Никто не может утверждать, что Бог имеет ту или иную форму. Он пронизывает всю Вселенную. Без имени не может быть формы, и наоборот. Принцип Божественности не может быть представлен никакими именем и формой. Каждый объект и каждое существо в этойпрапанче является проявлением Божественной любви. Поэтому не смотрите на мир с одной лишь физической точки зрения. Считайте мир самой формой Бога, считайте его проявлением Божественной любви. Из-за своего ограниченного понимания вы сводите этот всепронизывающий Божественный принцип к определённому имени и форме. «Йад бхавам тад бхавати» (Каково чувство, таков и результат). Бог отвечает в соответствии с вашими чувствами по отношению к Нему. Если у вас будет пурна бхакти (абсолютной преданности) и вы будете любить Бога всем сердцем, Он наделит вас пурна анандой (наивысшим блаженством). Бог превосходит двойственность рождения и смерти, радости и печали. Вы можете думать, что даже Бог испытывает боль и страдания. Но с точки зрения Бога боли вообще не существует! Это аспект Божественности. Блаженство также является аспектом Божественности. Бог выше боли и удовольствия, заслуги и греха. Счастье и горе являются вашими собственными творениями. Удовольствие — это перерыв между двумя страданиями.
Не считайте Бога чем-то отдельным от себя. К сожалению, люди не могут понять принцип Божественности, и поэтому пускаются во всякого рода выдумки и страдают. Бог один. «Экам сат випра бахуда ваданти» (Истина одна, но мудрецы называют её по-разному). Однако когда того требует ситуация, на землю нисходят Божественные воплощения и играют роль в космической драме.
Когда Дурьодхана и Духшасана унижали Драупади при королевском дворе, Бхима сказал своим братьям, что он не может больше этого выносить и хочет убить их. Но даже при таких обстоятельствах Бог не убил их. Самое главное, вы должны понять, что всё происходит по Его воле. Всё случается для вашего же блага. С этим твёрдым убеждением вы должны невозмутимо принимать боль и удовольствие, хорошее и плохое. Вам может быть трудно переносить несчастья. Вы проводите ритуалы и пуджи (богослужения), которые помогают вам переносить трудности. Сегодня вы можете сталкиваться с трудностями, но завтра всё будет по-другому. Трудности не могут быть постоянными. Они непременно уступят место счастью. Человек всегда стремится к счастью. Как он может достичь его? Истинное счастье состоит в единении с Богом. Вы можете пережить истинное счастье только тогда, когда достигнете этого единства. Что бы вы ни просили у Бога, Он говорит: «Татасту (Да будет так!)». Как только вы поймёте Бхагавататтву(принцип Божественности), вы освободитесь от печали. Если вы испытываете трудности, не теряйте мужества. Верьте в то, что Бог посылает вам испытания для вашего же блага. Счастье и горе сосуществуют. Вы не достигнете счастья, не пройдя через трудности.
Избавьтесь от плохих качеств
Воплощения любви!
Не приписывайте Божественности множественность. Считайте каждого человека воплощением Божественности. Наполните этим священным чувством своё сердце. Относитесь даже к тому, кто вас ненавидит, как к члену своей семьи. Обретя человеческое рождение, вы должны быть способны смело и стойко переносить боль и страдание. Верьте, что это вам на пользу. Всё, что создал Бог, является хорошим. В творении Бога всё хорошо и свято. В нём нет ничего, что могло бы вызвать печаль или страдание. На самом деле, страдание возникает из-за того, что человек ошибочно отождествляет себя с формой. Что означает слово манава? «Ма» — это майя (иллюзия), «на» означает без, а «ва» — это вартхинчута (вести себя). Таким образом,манава — это тот, кто ведёт себя, не попадая в иллюзию. Если вы станете жертвой майи, вы никогда не сможете осознать мармаму (реальность). На самом деле, сам человек является причиной своего заблуждения. Оно порождается его воображением. Вы видите как человек переживает различные чувства такие как любовь, гнев, счастье в соответствии с требованиями той роли, которую он играет в фильме. Но все они являются его воображением. Подобно этому счастье и горе, переживаемые человеком, являются результатом заблуждения.
Как бы человек ни старался, он не может познать Бога во всей Его полноте. Однажды мать Кунти сказала Кришне: «О Кришна! Хотя Ты воистину являешься Богом, мы заблуждаемся, думая, что ты такой же человек как мы». Святой Тьягараджа отразил эти же чувства в следующем стихе:
О, Господь! Ты откликнулся на молитвы Драупади и спас её от унижения.
Ты превратил уродливую Кубджу в красавицу.
Ты защитил Пандавов. Можно ли оценить Твою славу и великолепие?
Ты превосходишь любые описания и человеческое понимание.
Кришна, даже Брахма не в состоянии описать Твою славу
(песня на телугу).
Хорошее и плохое находятся в вашем уме; снаружи их нет. Поэтому в первую очередь скорректируйте свои чувства. Избавьтесь от всех животных качеств, чтобы в вас могла расцвести человечность. Если вы заметите в себе хотя бы след ненависти, тут же гоните его прочь. Обретя человеческое рождение, стыдно иметь такие плохие качества, как ненависть. Не становитесь жертвой вожделения. Вас должен привлекать только Бог и никто другой. Вы любите своего сына, потому что считаете его своим отражением. На самом деле, тот, кто вас любит, тот, кто вас ненавидит, тот, кто вас критикует — все они являются вашими собственными отражениями. В какое-то время кто-то может сердиться на вас, а позднее гнев может уступить место любви. Людей увлекают капризы ума. Обманутые именами и формами, они не в состоянии познать преходящую природу мира. По правде говоря, у вас нет ни друзей, ни врагов. Это лишь ваша любовь или ненависть, отражённая извне. Бог не даёт вам счастья или горя; они являются вашими собственными творениями. Они берут начало в вас самих.
Осознайте Божественный принцип единства
Воплощения любви!
Бог присутствует везде в форме пяти элементов. Каждый человек наделён пятью элементами и является воплощением любви. Все — одно. Второго не существует. Куда бы вы ни взглянули, вы увидите пять элементов. Вы нигде не сможете найти шестого элемента. Принцип любви, присутствующий в вас, представляет собой Ишваратву и Брахматву (Божественный принцип). Думать, что Брахма отделён от вас — это бхрама (иллюзия). Всё есть Брахман. Всё является проявлением Атмы и ананды (блаженства). Вот почему Бога называют нитьянандам, парамасукхадам кевалам джнянамуртим… (Бог есть воплощение вечного блаженства, Он — абсолютная мудрость). Даже карма (действие), которое вы совершаете, является проявлениемБрахмы. Когда вы будете совершать свои действия с такими Божественными чувствами, они принесут хорошие результаты. Никогда не критикуйте Бога. Никогда не отрицайте Его. Всё является проявлением Брахмы, Вишну и Махешвары. Все Божественны. Именно этому вы должны научиться в этот праздничный день Шиваратри. В этом мире не существует ничего, кроме Божественности. Принцип Божественности, присутствующий в маленькой песчинке и в большом ладду (сладость), один и тот же. Как только вы поймёте эту истину, вы станете самим Брахмой. Вам нет нужды искать Брахму где-то ещё. Вы — Брахма, вы — Вишну, вы — Шива, вы само воплощение Божественной триады. Лишь ваше чувство принимает форму Брахмы, Вишну и Махешвары.
Сегодня вы можете кого-то ненавидеть, а в другое время любить. На самом деле гнев и любовь являются выражением ваших чувств. Вы подвержены беспокойству и страданию из-за своего двойственного чувства. Вы воспринимаете единство как многообразие, вместо того, чтобы видеть единство в многообразии. Число один является основой всех других чисел. Точно так же, имена и формы варьируются, но по сути своей являются одним. Кроме Божественности, в этом мире нет никакой другой сущности. Многие духовные искатели и йоги прилагали напряжённые усилия, чтобы понять принцип Божественности. В конечном счёте они поняли, что истина одна, но мудрецы называют её различными именами. Так как вы не поняли этой истины, вас вводит в заблуждение видимость двойственности. Чтобы познать, что Божественность одна, вы должны понять духовную математику. Самое важное — понять этот принцип единства и вести себя соответственно. Вы и ваша тень по сути являются одним, а не двумя. Когда вы поймёте это единство, вы ощутите Божественность. Вы осознаете, что индивидуум не отличен от Бога. Если вы поставите 0 после цифры 1, получится 10; поставьте ещё один ноль — получится 100. Таким образом, если вы продолжите прибавлять нули, значение тоже увеличится до 1000, 10 000
Автомобиль может ехать без помех, только когда во всех четырёх шинах есть воздух. Человеческое тело подобно автомобилю. Ум — это руль. Дхарма, артха, кама и мокша — это четыре шины. Они должны быть наполнены воздухом веры. Даже если проколется всего одна шина, ваша жизнь окажется в опасности. Неустанно контролируйте руль ума. Только тогда вы сможете безопасно достичь цели жизни.
Воплощения любви!
Весь мир наполнен пятью элементами. Вы должны поддерживать между ними совершенный баланс и гармонию. Когда вы едете на велосипеде, вы должны следить за равновесием. Если вы не поддерживаете необходимый баланс, то вы вероятно попадёте в аварию. Подобным же образом, вы можете жить как настоящий человек, только когда ваш ум находится в равновесии. Если в вашем уме не будет равновесия, ваша человечность будет разрушена. Очень трудно получить человеческое рождение. Обретя благословение такого драгоценного человеческого рождения, было бы стыдно вести себя как животное! Вы должны жить как человек. Держите ум под контролем. Таково Моё послание к вам в эту священную ночь Шиваратри (громкие аплодисменты).
Поймите, что вы родились человеком, а не жуком или червяком. Вы — не животное, не зверь и не птица. Вы должны понять значение слова манава. «Ма» означает нет, а «нава» означает новый. Вы здесь не первый раз. Вы — не новички на земле. Вы прошли через много рождений, прежде чем обрели это человеческое рождение. Отбросьте свои старые негодные качества и начните жизнь заново. Человеческая жизнь очень священна и таинственна. Только Бог может раскрыть эту тайну. Вишвешвара (Господь Вселенной) пронизывает всю вишву (Вселенную). Он превосходит все описания. Он присутствует в вас в форме Атмы. Только один путь может привести вас к осознанию Атмы. Отбросьте чувство «моё». Вы говорите: «это — моё, то — моё». Как только вы избавитесь от подобной мирской привязанности, в вас возникнет чистота, непоколебимость и бескорыстие. Вы будете свободны от страданий, волнений и беспокойства. В конечном итоге, вы обретёте мокшу (освобождение). Получив манаватву (человечность), вы должны стремиться достичь уровня мадхаватвы (Божественности). В этом ваша цель. Какой смысл всегда оставаться в манаватве? Чтобы подняться до уровня Божественности, вы должны обрестисанмати (хороший интеллект). Единство наделяет чистотой, а это в свою очередь ведёт к Божественности. Поэтому все вы должны быть в единстве. Вы являетесь частью человеческой расы. Вы являетесь частью единой семьи. Поэтому вы должны вести себя как братья и сёстры. Отсутствие такого духа единства уменьшит чистоту и уведёт вас прочь от Божественности. Поэтому, в первую очередь, вы должны развивать единство. Только тогда вы можете думать о том, чтобы пережить Божественность.
Воплощения любви! Студенты!
Вы являетесь студентами колледжа Шри Сатья Саи. Будучи студентами этого великого учреждения, вы должны показывать другим пример единства. Поймите принцип единства и применяйте его на практике. Вы заслуживаете того, чтобы называться студентами Саи, только когда развиваете единство. Как вы можете без единства ощутить чистоту? Избавьтесь от всех слабостей. Любите Бога всем сердцем. Когда в вашем сердце есть любовь к Богу, она прогонит все плохие качества. С помощью любви можно достичь всего. Поэтому прилагайте усилия для того, чтобы развить любовь.
Бхагаван спел бхаджан «Према мудита манасе кахо…» и продолжил Свою речь
Воспевайте Божественное имя с чистым сердцем
Воплощения любви!
С незапамятных времён Божественное имя Рамы защищало преданных и вело их по верному пути. Легко можно представить себе Божественную силу имени Рамы, ибо оно оставалось запечатлённым в сердцах людей в течение всех этих столетий. Это само по себе тайна. С прихода Рамы прошла не одна тысяча лет, и всё же Его имя остаётся вечно новым и свежим. Где бы человек ни находился — на вершине горы, в городе или деревне, он испытывает огромную радость от пения имени Рамы.
Однажды при дворе правителя Кришнадэварайи состоялся дебат, в котором приняли участие восемь придворных учёных. Кришнадэварайя решил узнать, кто же из них лучший. Он попросил их составить осмысленное предложение, состоящее из пяти букв, каждая из которых имела бы одно и то же значение на пяти различных языках. «Тот, кто завтра к семи утра найдёт подходящий ответ, получит награду», — добавил он.
Тенали Рамакришна, чей дом находился далеко, решил провести ночь в доме мужа своей сестры. Когда ему приготовили удобную постель, он отказался на ней спать. Он сказал: «Мне нужно к утру придумать ответ на вопрос короля. На этой постели я тут же засну. Поэтому лучше постелите мне в коровнике». Когда он лежал на своей постели, в час ночи одна из коров родила телёнка. Рамакришна сообщил об этом мужу своей сестры. Тот захотел узнать, которая из коров родила, так как всем им он дал разные имена, типа Парвати, Лакшми и Сарасвати. Он спросил Рамакришну: «Йе Аав Ра Бава» (Какая это корова, о брат мой жены?). Когда Рамакришна это услышал, его радости не было предела, так как он понял, что нашёл ответ на вопрос короля. Он принялся без конца повторять эту фразу. Муж его сестры подумал, что Рамакришна ведёт себя так странно из-за недостатка сна.
На следующее утро Рамакришна отправился ко двору и обнаружил, что больше никто не нашёл ответа на вопрос. Все остальные были уверены, что такое предложение придумать невозможно. Он сказал: «Йе Аав Ра Ба Ва». Все были заинтригованы. Тогда он объяснил: «Йе» на языке маратхи, «Аав» на хинди, «Ра» на телугу, «Ба» на каннада и «Ва» на тамильском означают одно и то же — «пошли». В этом предложении представлено пять языков.
Студенты!
Слова, которые вы произносите, иногда могут содержать разные значения. Поэтому вы должны очень внимательно следить за тем, что говорите. Развивайте добродетели и ведите идеальную жизнь. Только тогда Свами будет доволен вами. Если вы осчастливите Меня своим идеальным поведением, я одарю вас гораздо большим счастьем. Ваше счастье — это Моё счастье. Куда бы вы ни пошли, стремитесь заслужить доброе имя. Для Меня очень важен ваш характер. Поэтому изо всех сил стремитесь воспитывать свой характер и быть примером для других. Вот что Я хочу сказать вам в этот благоприятный день Шиваратри. Для Меня Шиваратри наступает в тот день, когда все вы испытываете вечное блаженство.
Однажды Тьягараджа исполнял музыкальный концерт в городе Танжавур. В зале присутствовало множество выдающихся музыкантов и учёных. В начале программы Тьягараджа поприветствовал их всех с помощью своей известной композиции «Эндаро маханубхавулу…»(Существует множество великих душ, обретших Божественный опыт; я склоняюсь перед всеми ними). Все в восторге слушали его мелодичное пение. Он на собственном примере продемонстрировал, что прежде чем обратиться к аудитории, необходимо выразить почтение каждому присутствующему, так как в каждом из них присутствует Божественность. Много лет назад в Прашанти Нилаам пригласили выступить одного учёного. Начиная свою речь, он обратился к аудитории следующим образом: «Братья и сёстры, все, кроме одной!» Потом он объяснил, что среди присутствующих была его жена. Даже обращаясь к собранию, он вспоминал о своей жене. Обращаясь к собранию, не нужно следовать таким различиям. Необходимо приветствовать всех и каждого.
Воплощения любви!
Я изливаю Свои благословения на всех вас в эту священную ночь Шиваратри (громкие продолжительные аплодисменты). Воспевайте Божественное имя всю ночь. По мере возможности, проведите эту ночь в размышлении о Боге. Только тогда вы сможете ощутить Божественное блаженство. Вы даже сможете увидеть проявление Божественного сияния. Пойте Божественное имя от чистого сердца. Вы можете петь любое имя, но вы должны понимать его внутреннее значение. Например, Дигамбара — это одно из имён Шивы. В просторечии «дигамбара» означает голый. Но если вы спросите себя о внутреннем значении, вы поймёте, что Дигамбара — это тот, чьим амбара (одеянием) является диккулу (четыре стороны — восток, запад, север и юг). Есть вероятность, что люди неправильно поймут это слово и подумают, что Шива не носит никакой одежды. Поэтому лучше не используйте это слово в бхаджанах.
Поделитесь с друзьями