Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Конференция проректоров по возрождению общечеловеческих ценностей и этики
28 октября 2003 г.
Можно овладеть всеми формами знаний,
Победить своего противника в дебатах,
С удалью и мужеством сражаться на поле битвы,
Стать правителем огромного царства,
Пожертвовать коров и золото,
Сосчитать бесчисленные звёзды на небе,
Переименовать различные живые существа на земле,
Стать мастером в Аштанга Йоге,
Даже достичь Луны,
Но практически невозможно контролировать тело, ум и чувства.
Повернись во внутрь себя
И достигни высшего состояния невозмутимости ума.
(поэма на телугу)
Воплощения Любви!
Сегодня в области образования проводятся множество дискуссий и обсуждений. Прежде всего, мы должны попытаться понять истинный смысл образования. Человек может прочитать все доступные книги и толковать их смысл, но это ещё не даёт ему право называться образованным. В этом мире много образованных людей, но какую трансформацию и способность к различению они обрели за счёт своего образования? Какую пользу приобрёл мир от этих так называемых образованных людей? Никто не пытается понять и оценить этот аспект. Образованный человек сможет осознать точный смысл и лежащую в основе философию, только когда он будет смотреть внутрь себя, но люди наоборот растрачивают свои умственные способности на мирские дела.
Но есть такие люди, которые исследуют природу атмы. Осознавая необходимость исследования природы атмы, мы представили эту концепцию в курсе M.B.A. (экономики управления) Института Высшего Образования Шри Сатья Саи. Буквы M.B.A. означают понимание природы ума (Mind), физического тела (Body) и атмы (Atma). Легко понять природу тела и ума, но не так легко понять природу атмы. Никто не в состоянии понять, что такое атма. У неё нет формы, и это чистое сознание. Даже образованные люди не могут понять того, что атма таттва – это сознание (consciousness). Многие из них способны достичь стадии осознающего (conscious), некоторые другие способны достичь стадии совести (conscience). Суть всего этого заключается в том, что человек сегодня не способен понять атма таттву, чистое сознание. Только когда человек поймёт, что такое осознающий, он осознает, что такое совесть. Опять же, только когда человек сможет понять, что такое совесть, он сможет понять, что такое сознание. Поэтому эти три категории: осознающий, совесть и сознание – взаимосвязаны между собой.
Дорогие студенты!
Вам может показаться, что духовность — это слишком абстрактный предмет, трудный для понимания.Атма таттву (атмический принцип) нельзя понять и реализовать, просто развивая материальное знание. Фактически атма таттва находится за пределами материального знания, она трансцендентальна. Это фундаментальное знание, лежащее в основе физического, материального и мирского знания.
Дорогие студенты!
У вас может сложиться неправильное представление, что духовность невозможно понять, но это неправильно. Духовность — это сознание, имеющее внутренний смысл. Что такое осознание? Наше обычное понимание этого термина осознание касается определённого объекта или аспекта. Возьмём, к примеру, (показывая носовой платок) этот предмет. Когда задаётся вопрос, что это, то ответ – это носовой платок. Это знание об объекте считается осознанием. Снова, когда Я спрашиваю вас (показывает цветок), что это, вы отвечаете, что это цветок. Это тоже считается осознанием. Это всё внешние формы различных материальных объектов. Это кусок ткани (показывая носовой платок). Что лежит в основе этой ткани? – Нити. А что в основе нитей? – Хлопок. Таким образом, эту ткань нельзя получить без нитей и хлопка. Хлопок – фундаментальный объект, который образует основу нитей и ткани. Сегодня, к сожалению, мы принимаем в рассмотрение только ткань, но не фундаментальную основу, хлопок, из которой она состоит. Поэтому вопросом первостепенной важности сегодня является осознать, что атма таттва – это корень всех знаний. Если человек способен осознать эту атма татту, он легко сможет понять любой другой объект.
Что такое атма таттва? К примеру, у нас есть физическое тело. Это тело содержит различные части и органы, функционирующие непрерывно. Но что именно заставляет функционировать различные части тела? Мы держим в руке определённый предмет, скажем, цветок, но что даёт силы руке держать цветок? Мы нюхаем цветок, но откуда мы получили эту способность воспринимать запахи? Мы не прикладываем никаких усилий, чтобы понять внутренний смысл всех этих способностей, т.е. атма таттву. Мы говорим: это моя рука, моя нога, мой палец, моя голова и т.д. Чья это голова? Пока вы не поймёте этот аспект, как вы можете сказать «я» или «моё»? Веданта – это то знание, которое имеет дело с вопросом «Кто ты?» и «Кто я?» Но никто не пытается спросить себя: «Кто я?» Фундаментальный вопрос для основы всего в этой вселенной «Кто я?» Если человек поймёт это «я», то он поймёт всё остальное. Духовность не означает нечто, недоступное для понимания, или бесполезные упражнения. В этой вселенной есть фундаментальный принцип, первопричина. Мы должны прикладывать усилия, чтобы понять этот фундаментальный принцип.
Воплощения Любви!
Что такое Любовь? Какова её природа? Откуда она происходит? Может ли человек жить без любви? Невозможно. Вот почему сказано: «Любовь – это Бог; Живите в Любви». Нужно понять этот принцип Любви, являющийся основой всего в этой вселенной. Без любви в этом мире не может быть жизни. Существует основополагающая энергия, пронизывающая всё в этой вселенной, — это Истина. Что такое Истина? Сказано, что Истина «трикалабадхьям сатьям» — Она присутствует во все три периода времени: прошлом, настоящем и будущем. Однако, мы не можем прийти к заключению только за счёт этого утверждения. Истина – это то, что трансцендентно времени. Не существует осязаемой формы концепции Истины, но смысл есть. Мы говорим: «Истина – это Бог, Любовь – это Бог». Мы просто повторяем это слово «Бог». Мы привыкли использовать его при различных обстоятельствах. Даже атеист восклицает «Боже мой!», если совершает ошибку. Люди произносят слово «Бог», даже не понимая его смысл. Но никто не может дать правильное определение этому термину. Точно так же, никто не может дать определение, то такое «Истина». Самый уместный способ будет на собственном опыте человека. Как мы можем корректно описать этот опыт? К примеру, можно бесконечно повторять: 1+1=2, 2+2=4, 2-1=1 и т.д. Человек может только повторять процесс сложения или вычитания, но никто не может определить основу счёта. Мы способны дать различным объектам в этом мире различные названия, но мы не прикладываем никаких усилий, чтобы понять истинную природу этих объектов. Весь мир полон материальных объектов, однако, есть нечто за пределом этого материального мира. Это «буддхи грахьяматиндриям» (то, что недоступно пониманию и за пределами постижимости интеллектом). Это трансцендентно. Мы можем сосчитать объекты этого мира и сказать, что есть миллиарды этих объектов, но что за пределами этого числа? Тем самым, если мы начнём исследовать, то не найдём конца. Факт заключается в том, что в каждом человеке имеется фундаментальный принцип. Когда вы говорите: «Любовь – это Бог», эта Любовь повсюду, она вездесуща. Этот фундаментальный принцип Любви присутствует в каждом человеке, вернее, в каждом живом существе. Когда вы говорите: «Истина во мне» и «Я – Истина», что это означает? Что это за «Я» и «мне»? Если вы проанализируете внимательно, то это «Я» в вас то же само, что «Я» в других. Это единственная Истина. Эту Истину можно понять только при помощи духовного исследования, и даже это при помощи настойчивых и искренних исследований своей собственной природы. Сегодня немногие осуществляют подобное исследование. Мы используем многие слова всуе, не понимая их истинного смысла.
Воплощения Любви!
Не нужно растрачивать своё время впустую, пытаясь понять некоторые абстрактные понятия, которые вы не в состоянии постичь. Просто развивайте твёрдую веру в то, что Бог есть. Твёрдо верьте в то, что Бог существует и что вы – Бог. Без веры мы ничего не в состоянии понять, поэтому в первую очередь развивайте веру в концепцию «Я», только тогда вы сможете понять вторичную концепцию «ты». Небольшой пример. Когда «Я» и «ты» соединяются вместе, это становится «мы», однако «мы» + «Он» — это только «Он», который существует вечно. «Я» и «ты» меняются постоянно. Когда вы были ребёнком, вы говорили «Я – мальчик». Юношей, вы говорите «Я юноша». Точно так же в старости вы будете говорить «Я старик». Тем самым, вы подвергаетесь постоянным изменениям в различные периоды времени, и нет смысла застревать на это меняющемся принципе. Будьте привязаны к неизменному принципу, т.е. принципу «Он». Этот «Он» является Богом. Этот «Он» присутствует в вас, в нём и в каждом человеке. «Он повсюду – внутри тебя, над тобой, под тобой и вокруг тебя». Поэтому этот принцип «Он» представляет собой вездесущую Божественность. Нужно твёрдо верить в этот Божественный принцип. Предположим, вы говорите: «Я люблю Его и никого другого». Как это может быть правдой? Это значит, вы не любите самого себя. Когда вы говорите: «Это моё тело», можете ли вы полагаться на это тело? Вы не можете, поскольку тело подвергается постоянным изменениям, и оно тленно, но недуалистический принцип атма таттвы, имманентный телу, вечен и трансцендентален. Он не имеет никакого другого имени, кроме атмы. Тогда возникает вопрос, кто дал это название, но фактически это название ни от кого не пришло, атма является вездесущей. «Он» повсюду. Как кто-либо может дать имя подобной всеохватывающей атма таттве? Это всё пустые упражнения. Не растрачивайте своё время на эти пустые упражнения. Развивайте твёрдую веру в эту вездесущую атма таттву. Вы не можете жить без этого осознания. Это цветок розы (показывая розу). Вы узнали его. Но кто дал название этому цветку? Вы не знаете, и просто повторяете название, которое дано цветку в английском языке. Подобным же образом, мы просто повторяем слова, не вникая в основополагающую Истину. Поэтому прежде всего человек должен повернуть своё видение внутрь и медитировать на присутствующую в нём атма татту. Эту атма таттву можно осознать только постоянной духовной практикой. Только осознав эту атма таттву, человек может вступить в дискуссии. Также поймите природу человеческого тела. Физическое тело состоит из различных частей тела, и во всех них вы обнаружите этот неотъемлемый принцип «Я». Вот почему вы говорите: это моё тело, мой палец и т.д. Когда вы исследуете природу тела, вы осознаете, что тот же самый принцип «Я» присутствует во всех членах тела. Очень трудно понять духовные концепции, но вы не должны из-за этого отказываться от духовной практики. Бесполезно гоняться за мирскими целями. Если вы поймёте атма таттву, это всё равно, что понять всё. Если вы начнёте исследовать «Кто Я?», в конечном итоге вы осознаете истину, что принцип «Я» — это ничто иное, как атма таттва. Развивайте твёрдую веру в эту атма таттву. Люди дают различные названия этому принципу, но он не имеет ни имени, ни формы вообще, он за пределами всех имён и форм, он трансцендентен. Той силы сознания, которая есть в человеке, нет больше нигде. Нужно понять и реализовать это сознание, что возможно только постоянной духовной практикой и исследованием.
Воплощения Любви!
Вы не сможете так легко понять духовные концепции, но если ваша вера будет твёрдой, то вы легко сможете понять все эти вещи. Но люди сегодня стали слепы, потеряв глаза веры. Что такое према (любовь)? Вы не знаете. Что такое тьма? Кто-нибудь сегодня видел тьму? Просто закройте глаза, что вы увидите? Вы отвечаете, что видите тьму, это означает, что вы способны видеть и различать тьму, иначе как бы вы сказали, что это тьма? Тем самым установлено, что для всего в этом мире есть основа. Чтобы осознать Истину, нужна вера. Вас ведёт в вашей жизни ваша твёрдая вера. Например, вы куда-то направляетесь, но если вы не знаете, куда вы идёте, как вы дойдёте до этого места? Примите твёрдое решение, предположим, пойти в мандир, только тогда вы сможете добраться до мандира. Точно так же, пусть атма таттва станет вашей заветной целью в этой жизни.
Воплощения Любви!
Вы не можете понять, что такое настоящая любовь (према). Вы любите физическое тело и его красоту, вы любите богатство, внешнюю форму, поведение человека. Откуда происходят все эти вещи? Сколько будут они длиться? Все они непрерывно подвергаются изменениям, поэтому какой смысл цепляться за эти меняющиеся внешние формы? Вы должны направить свою любовь на неизменный принцип атма таттвы, которая не подвергается вообще никаким изменениям. К ней ничего нельзя добавить или от неё отнять. Вы должны развивать твёрдую веру в подобный неизменный принцип. Часто вы говорите, что любите такого-то человека, но что вы знаете о нём? Вам нравится, как он выглядит? Вам симпатизирует его поведение? Вы любите его мягкий характер? Что привлекло вас в этом человеке? Фактически, всё это временные факторы. Но любовь – это одно единственное качество, которое за этим стоит. Бог и есть эта любовь. Любовь – это Его форма. Следовательно, вы любите ради любви. Приведём пример. У матери есть сын 20 лет. Этот сын умирает. Мать рыдает над его телом: «О, сын мой! Я жила, пока был жив ты. Как мне теперь жить?» Подобного рода горе – это результат привязанности матери к физической форме сына. Это не настоящая любовь. Любовь важна, но не любовь к физической форме. Настоящей любви добиваются только те, кто любят ради любви. Тот, кто любит физическую форму, делает это, пока присутствует физическое тело. После этого любовь угасает. Любите, поэтому, ради любви. Подобная любовь – это жизнь. Бог – это такая любовь. Это и есть сама атма таттва. Атма таттва – единственна реальность.
Воплощения Любви!
Вы должны добиваться любви только при помощи любви. Гопики пели так:
О, Кришна, играй на своей сладкозвучной флейте и сей любовь в пустынях наших опустошённых сердец.
Пусть на землю падают ливни любви и потекут реки любви.
(песня на телугу)
Реки любви должны течь непрерывно. Достаточно, если вы смогли понять один принцип любви. Эта любовь – всё. Не обращайте свою любовь на мирское. Если вы будете продолжать любить ради любви, то эта любовь будет вечной. Относитесь к этой любви как к самому главному в своей жизни. Не тело нужно любить, а принцип любви. Имена и формы мимолётны и не вечны. Мы не должны тратить свою любовь на такое. Любовь, направленная на такие вещи, является физической, в то время как любовь ради любви вечна. Относитесь к Истине как к Истине, не ассоциируйте Истину с материальными объектами, точно так же как не нужно ассоциировать любовь с материальными объектами. Любовь – это просто любовь. Как таковая, любовь – это Бог. Божественности вы должны достичь при помощи такой любви.
Дорогие студенты!
Вы сталкиваетесь в жизни с желаниями и разочарованиями. Когда у вас есть желание, то вы получите и разочарование, если оно не реализуется. Поэтому не имейте желаний вообще, тогда не будет и разочарований. Не придавайте столько значения форме. На самом деле атма таттва – ваша истинная форма. Не ограничивайте Божественность определённым именем и формой. Имена, подобные Раме, Кришне, Говинде, — приписываются Богу человеком. Они не врождённые, и им не нужно приписывать значительной важности. Однако, на начальных стадиях духовных поисков вам требуется какое-либо имя. К примеру, нужно приобретать различные виды образования. Нужно также понять суть всего образования. Это естественно Истина. Но как долго? Пока вы не поймёте эту суть. Когда вы поймёте суть знания, даже это исчезнет. Поэтому не нужно зависеть от имени и формы. Истина – это Истина. Это единственная Истина. Она не имеет формы. Любовь – это Бог. У любви нет формы. Развивайте эту Божественную Любовь. Бог существует. В этом не может быть сомнений. Если Бога нет, то для природы нет цели для существования. Из опыта пракрити (природы) возникает способность воспринимать параматму (высшую душу). Из параматмы происходит восприятие парататты (высшей реальности). Эта парататтва является атмататтвой. Поэтому всегда любите параматму. Не ограничивайте любовь частным, которое всегда подвержено изменениям. Если бы время позволяло, Я остановился бы на према таттве (принципе Любви) подробнее. Когда студенты в состоянии понять природу этой божественной любви, то у них не будет разочарований. Они всегда нагружены распределениями и разочарованиями. У любви есть только имя, но не форма. Вы можете направить эту любовь на любую форму.
Воплощения Любви!
Бога можно достичь только одним путём – Любовью. Это Истина. Не ограничивайте принцип «Я» какой-либо формой. Небольшой пример. Недавно умер Джанакирамайя (младший брат физического тела Свами). Многие любили его. Теперь каждый день в газетах они помещают некролог, в котором пишут: «Джанакирамайя! Ты покинул этот бренный мир, оставив нас одних. Пожалуйста, прими рождение снова, чтобы снова мы могли любить тебя». Нужно ли для Джанакирамайи снова рождаться, чтобы эти люди могли его любить? Разве этого люди хотят? Должны ли мы ограничивать нашу жизнь только лишь рождением и смертью? На самом деле, рождение и смерть одинаково нереальны. Там, где есть рождение, обязательно будет и смерть. Двуединые стадии жизни, т.е. рождение и смерть, только для тела, но не для атмы. Мы должны направить нашу любовь к вечной атма татве, а не к телу, которое подвержено рождению и смерти. Я часто обращаюсь к вам «Бангару!» В чём внутренний смысл обращения к вам в подобно манере? Золото, как металл, никогда не портится. Его форма меняется, когда его плавят и делают из него различные типы украшений. Вы, как и золото, можете принимать различные формы, но ваша атма таттва не меняется. Вы должны стремиться достичь неизменного принципа атма таттвы. Я обращаюсь к вам: «Бангару!», чтобы напомнить вам о вашей истинной природе, т.е. неизменной атма таттве. Золото всегда остаётся золотом. Это Истина. Это вечно. Вы всегда должны стремиться к достижению подобной вечной реальности. Имея в виду только этот аспект, Ади Шанкара в своей знаменитой поэме Бхаджа Говинда пел:
Пунарапи Джананам Пунарапи Маранам
Пунарапи Джанани Джатаре Саянам
Иха Самсаре Баху Дустаре
Крипаяпаре Пахи Мураре.(О, Господь! Я попался в этот цикл рождений и смертей.
Снова и снова я переживаю муки пребывания в материнском чреве.
Очень трудно пересечь океан мирской жизни.
Пожалуйста, перенеси меня через этот океан и даруй мне освобождение.)
Воплощения Любви!
В вас есть Божественная Любовь, которая не имеет ни рождения, ни смерти. Направьте свою любовь к этой Божественной Любви. Эта Любовь всегда с вами. Если вы растите в себе эту любовь, вы всегда будете оставаться воплощениями любви. Верьте в эту Божественную Любовь и не верьте в мирскую любовь, а то обманетесь. Мирская любовь исчезает как дымка, которая возникает и испаряется. Любовь вечна. Это атма таттва. Любите эту атма таттву. Те, кто хотят вступить в область духовности и узнать путь к Богу, пусть идут ко Мне, Я всё объясню. Не обманывайте самих себя мирской любовью, которая приводит только к разочарованиям. Стремитесь к такой любви, которая не приведёт вас к разочарованию. Получайте образование любого вида, но поймите внутренний смысл образования, а потом используйте его на практике и ощутите суть этого образования. Обратив свою любовь на всё подряд, вы испытаете только разочарование. Некоторые студенты испытали подобное разочарование, после этого они не могли любить вообще никого. Это неправильный путь. Любите сам принцип Любви, которая божественна и вечна. Чем больше вы любите Божественную Любовь, тем сильнее она растёт.
Воплощения Любви!
Я всегда обращаюсь к вам как к «Воплощениям Любви!» Развивайте подобного рода любовь. Когда в вас растёт эта любовь, она, в свою очередь, защитит вас. Вот в чём смысл слов «с тобой, в тебе и вокруг тебя».
Бхагаван завершил своё выступление Бхаджаном «Према мудиа манасе кахо …».
Программа закончилась исполнением Национального Гимна.
(Перевод по брошюре, выпускаемой редакцией журнала «Санатана Саратхи»)
Поделитесь с друзьями