Истина и праведность — основа образования

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы на празднике дня рождения 22 ноября 2005 года в Прашанти Нилаям.

Дорогие студенты!

Я не хочу долго говорить о современной системе образования. На самом деле, существует одна задача и одна цель образования — обретение понимания того, что такое истина. Нельзя считать истинным образованием получение знаний, которые не раскрывают сути истины. Подобные знания относятся к мирскому образованию. Сегодня в мире много «образованных» людей. Но чем они занимаются? Сегодня Я не вижу образованных людей, которые занимаются служением обществу. Тем не менее, современные образовательные учреждения выпускают все больше и больше подобных «образованных» людей. Эти люди получают только мирское образование, а не духовное. На самом деле, духовное образование — это истинное образование, развивающее веру в Бога. Мирское образование обеспечивает человека работой и средствами к существованию. Оно предназначено для поддержания физического существования человека и его семьи. Существует высказывание: «Процесс образования завершается тогда, когда вы обретаете характер». Без характера все, чем человек владеет, не приносит пользы. К сожалению, сегодня о формировании характера забывают. Ему отводят последнее место. Какой смысл получать образование, которое не воспитывает в человеке характер? Современное образование может помочь человеку обрести контроль над другими людьми и материей, но оно совершенно не способствует его духовному развитию. Должна быть гармония между внутренними чувствами и внешними действиями человека. Гармония между мыслью, словом и делом очень важна. Образование должно давать человеку возможность развивать хорошие качества, характер и преданность.

Когда существует гармония между мыслью, словом и делом, человек может обрести чистоту и осознать божественность. Современное образование ориентировано исключительно на достижение эгоистических целей. Куда ни взглянешь, повсюду процветает эгоизм. Истинное образование, наоборот, учит бескорыстию. Люди, которые получают подобное образование, отбрасывают эгоистические интересы и трудятся на благо интересов общества. Существует высказывание:«Паропакарая пуньяя, папайа парапииданам» (человек обретает заслугу, когда он служит другим людям, и совершает грех, когда вредит им). Сегодня люди постоянно проверяют, принесет ли деятельность, которой они занимаются, материальную выгоду. Эгоистические интересы всюду находятся на первом плане. Люди забывают о том, что истинное Я — это Атма, которая присутствует в каждом человеке. И это истинное Я является чайтанья шакти (силой вселенского сознания).Чайтанья шакти присутствует в каждом человеке, нет, в каждом живом существе. Вот почему говорят, Ишвара сарва бхутанам (Бог является обитателем всех существ). Поэтому человек должен отбросить личные интересы и стремиться осознать принцип Атмы, который присутствует в каждом живом существе. Современное образование пропитано крайним эгоизмом. Только когда человек превзойдет личный интерес, он сможет получить истинное образование и обрести чистоту сердца. Человек должен подняться над личными интересами и помогать другим людям в духе самопожертвования. Только тогда человек станет настоящим человеком, и его можно будет так называть. Этого нельзя достичь, просто получив образование. Птицы, звери и животные не способны осознать священный принцип Атмы и проявить бескорыстие. Сделать это может только человек, занимающийся духовной практикой. Человек может обрести ценность, развивая хороший характер. Поэтому человек должен стремиться воспитывать характер с помощью истинного образования.

Образование предназначено не только для того, чтобы зарабатывать деньги. В конце концов, что могут сделать деньги? Как они могут нам помочь? Возможно, они могут помочь обрести имя и славу и построить роскошные дома со всеми удобствами. Но какая польза от всего этого, если у вас нет характера? К сожалению, в современном мире уважают только таких людей. С Моей точки зрения, человека без характера нельзя назвать человеком. Он всего лишь животное. Даже животное лучше такого человека, потому что у него на все есть сезон и причина. Но у человека нет ни сезона, ни резона! Кругом один эгоизм. Сегодня только такие люди считаются настоящими джентльменами. Я еще раз хочу подчеркнуть, что самый важный аспект человека — характер. Основой характера являются истина и праведность. Существует высказывание «Сатьяннасти паро дхарма» (не существует дхармы превыше приверженности истине). Здание праведности покоится на фундаменте истины. Праведность не может существовать, если разрушен фундамент истины. Поэтому истина и праведность являются самыми важными составляющими человека. Когда истина и праведность объединяются, возникает любовь.

Без истины, праведного поведения, любви и покоя
образование не имеет большой ценности;
Без истины, праведного поведения, любви и покоя
благотворительность не имеет большой ценности;
Без истины, праведного поведения, любви и покоя
положение в обществе не имеет большой ценности;
Без истины, праведного поведения, любви и покоя
все хорошие дела не имеют большой ценности.
Эти четыре качества являются
четырьмя стенами здания Санатана Дхармы
(вечного закона).
(стихотворение на телугу)

Без истины, праведности и любви не может быть покоя. Часто можно встретить людей, которые жалуются: «У меня есть в этой жизни все, кроме покоя ума». Человек, у которого нет покоя ума, постоянно сталкивается с трудностями. Как только человек обретет покой ума, он сможет жить счастливо. У него не будет никаких проблем! Такой человек является великой душой. Давайте теперь рассмотрим истинное значение слова «манава» (человек). Оно означает «тот, кто не привязан к миру». Только такого человека можно назвать настоящим. Женитьба, дети, семья — все это привязанности. Из-за привязанностей человек теряет покой. Сегодня существует парадоксальная ситуация, когда у человека есть все — хорошая пища, удобства и т. д., но нет покоя ума. Почему? Потому что он развил привязанность к объектам, которые доставляют удовольствие. Покой нельзя купить на рынке. Он зависит от отношения человека к жизни и бытию. Поэтому человек должен развивать экатма бхаву (чувство единства). С этим чувством человек сможет свободно жить в миру, не привязываясь ни к какому определенному человеку или объекту. Когда человек теряет свою свободу, его захватывает в плен объективный мир. У него появляются желания, вожделение и т. д. Там, где есть вожделение, любовь не может существовать. Роза, цветок любви, учит нас многим хорошим вещам. Это красота, беззвучно говорящая на языке аромата. Роза окружена шипами. В этом примере розу можно сравнить с любовью, а шипы — с вожделением. Человек должен уметь срывать цветок любви, не уколовшись о шипы вожделения. Только когда человек разовьет чистую любовь, не загрязненную желанием и вожделением, его можно будет назвать настоящим человеком.

Однажды Ади Шанкара, величайший сторонник философии адвайты, отправился в путешествие на север Индии с целью одержать победу над учеными в ходе в дискуссии. По пути он встретил великого ученого по имени Мандана Мишра. У него была жена, которую звали Убхая Бхарати, которая тоже хорошо знала священные писания. Кроме того, она была реализованной душой. Ее выбрали судьей в споре между Шанкарачарьей и Мандана Мишрой. Она была честной женщиной и хорошо подходила на роль судьи. Современных судей нельзя и сравнить с Убхаей Бхарати по части правдивости и объективности. Она всегда верила в изречение: «Истина — это Бог», и поэтому могла достойно выполнить эту задачу. Дискуссия между Шанкарачарьей и Мандана Мишрой началась в присутствии Убхаи Бхарати. Она внимательно следила за их аргументами и контраргументами. В конце концов, Шанкарачарья одержал победу над Мадана Мишрой, и Убхая Бхарати объявила его победителем. В соответствии с условиями спора Мандана Мишра должен был стать саньясином(бродячим аскетом); так он и поступил. Убхая Бхарати, будучи верной женой, последовала за ним и тоже приняла саньясу. Может возникнуть вопрос, что такое настоящая саньяса (отречение). Это отбрасывание всех желаний. Пока у человека есть желания, он будет лишь самсари (домохозяином). Он будет развивать мирские взаимоотношения. В первую очередь он захочет иметь сына. Затем он захочет, чтобы у сына была жена, внуки, внучки и т. д. Убхая Бхарати не захотела связывать себя паутиной подобных мирских взаимоотношений. Поэтому оно приняла саньясу. Однажды она со своими учениками шла к Ганге, чтобы совершить священное омовение. По дороге она заметила лежащего у дороги саньясина, у которого под головой находился сосуд из высушенной тыквы. В нем он хранил питьевую воду и поэтому очень берег его. Убхая Бхарати заметила привязанностьсаньясина к сосуду и сказала ученикам: «Посмотрите! Этот человек называет себя саньясином, но он привязан к сосуду из тыквы, который подложил под голову вместо подушки». Саньясин услышал это, но ничего не сказал. Когда Убхая Бхарати со своими учениками возвращалась обратно,саньясин на глазах у всех выбросил сосуд, желая показать, что он не привязан к нему. Увидев это, Убхая Бхарати заметила: «Я думала, что у него только один недостаток — абхимана (привязанность). Теперь я понимаю, что у него есть еще один недостаток — ахамкара (эго). Как человек, имеющийабхиману и ахамкару, может стать джнани (мудрецом) и саньясином?» Ее слова раскрыли саньясинуглаза. Он немедленно упал к ногам Убхаи Бхарати и стал умолять ее обучить его истинному знанию.

Сегодня люди делают вид, что отреклись от всего. На самом деле, именно они жаждут обладать мирскими вещами. Дорогие студенты! Когда вы получаете образование, вы должны придерживатьсябрахмачарьи (воздержанию). Вы приезжаете сюда для того, чтобы учиться в институте Шри Сатья Саи. Вы молитесь: «Свами! Нам ничего не надо. У нас нет желания жениться, заводить семью, строить дома и т. д. Пожалуйста, веди нас по пути освобождения». Но как только вы покидаете стены института, множество желаний охватывает вас, подобно пчелиному рою.

На поведение человека влияют сила места, сила физического тела и сила богатства. К примеру, в Рамаяне, когда Рама и Лакшмана отправились на поиски Ситы, Лакшмана внезапно почувствовал усталость и сказал Раме, что утомился и хочет как можно быстрее вернуться в Айодхью, чтобы вести более комфортную жизнь. Рама улыбнулся и сказал: «Давайте пройдем немного дальше, Я все объясню позже». Как мог Лакшмана, который до этого заявлял, что не может прожить без Рамы ни мгновения, неожиданно заявить такое? Почему он вдруг стал беспокоиться о комфорте? Пройдя небольшое расстояние, они сели под деревом. В этот момент Лакшмана почувствовал муки раскаяния за свое дерзкое поведение. Он осознал свою ошибку, схватился за стопы Рамы и сказал: «Рама! Прости меня за то, что я сказал. Я не могу понять, как у меня могли появиться такие дьявольские качества и плохие мысли. В чем причина этого?» Рама подумал и сказал: «Лакшмана! Место, которое мы только что миновали, было убежищем Шурпанакхи. Она обычно отдыхала под тем деревом. Поэтому это место наполнено ее дьявольскими качествами. Вибрации этих плохих качеств породили в тебе плохие мысли. Как только ты покинул это место, ты снова стал самим собой. Твоя врожденная незапятнанная природа проявила себя». Таким образом, определенные места влияют на поведение человека. Это и называется силой места.

Люди всегда молят о том, чтобы у них родился сын. Но о каком сыне они должны молить? О таком, который будет воспитывать в себе благородные качества своих родителей. К сожалению, сегодня вы ни в ком не встретите благородных качеств. Молодые люди часто попадают в плохую компанию и развивают плохие качества. Это неправильно. Они всегда должны дружить с хорошими людьми и стремиться обрести их качества. В великом эпосе «Рамаяна» есть несколько примеров того, как общение с хорошими людьми влияет на развитие благородных качеств. Ади Шанкара в своей знаменитой песне «Бхаджа Говиндам» очень четко описал как сатсанг (общество добродетельных), в конечном итоге, приводит к освобождению:

Союз со святыми рождает бесстрастье,
Бесстрастье уносит туман ослепленья,
Где нет ослепленья — там истины вечной сиянье,
А в истине вечной — освобожденье

Сегодня люди вращаются в плохой компании и в конечном итоге портят себя. Это воздействие Кали-юги, которую часто называют Калаха-югой (веком конфликтов). Человек по природе своей божественен; он становится плохим из-за плохой компании. Вот почему мудрецы и провидцы былых времен постоянно стремились развивать благородные качества с помощью сатсанга. Сегодня повсюду можно встретить низкопробную литературу. Повсюду люди, и особенно молодежь, читают плохие книги, которые загрязняют их ум. Вы, возможно, видели молодых людей, которые посещают библиотеку исключительно по воскресеньям и праздникам. Они отыскивают плохие книги и читают их со всепоглощающим интересом. Эти плохие книги будоражат юные умы. Так, благодаря плохой компании, молодые люди портят себя. Никакая сила не сможет изменить таких юношей. Даже Бог. До тех пор, пока человек не пересмотрит свое поведение и не начинает стремиться к трансформации, он будет продолжать общаться с плохими людьми. Характер и поведение обладают первостепенной важностью. Если человек следит за ними, он, несомненно, будет идти верным путем. Нет смысла получать академические степени для того, чтобы заработать много денег и занять высокую должность. Надолго ли их хватит? Наоборот, они могут однажды привести вас к беде.

В соответствии с изречением «Йад бхавам тад бхавати» (каково чувство, таков и результат), человек должен развивать благородные мысли и чувства. Человек должен читать хорошие книги, которые приведут его к трансформации сердца и духовному возрождению. Вы часто видите в библиотеке молодых людей, которые заняты изучением книг. Какого рода книги они читают? Они читают плохие книги, прикрытые хорошей обложкой. Как только вы снимите обложку и загляните в книгу, вы увидите, что это низкопробное чтиво с пошлыми фотографиями. С такими студентами нужно быть очень строгими. Ничего нельзя принимать за чистую монету. Внешне они разговаривают очень мягко, как будто ни в чем не виноваты. Но тайно занимаются плохими делами. В отличие от студентов древности, современные студенты склонны к плохому поведению. Несмотря на упорные усилия учителей, которые стремятся произвести в них трансформацию, они продолжают проявлять свои плохие качества. Сегодня часто можно видеть, как студенты образовательных учреждений оскорбляют учителей. Существуют студенты, которые жалуются на тех людей, которые обеспечивают их существование. Есть также студенты, которые без колебаний отталкивают руку дающего. Таковы качества современных студентов. Они не ценят того, что делают учителя для их духовного возрождения.

Какими качествами должен обладать студент?

Студенты должны стремиться к такому образованию,
которое одарит их священными качествами —
хорошим характером, приверженностью истине, преданностью,
дисциплиной и чувством долга.
(стихотворение на телугу)

Только студентов, которые развивают подобные качества, можно назвать истинными студентами. Те молодые люди, чьи действия противоречат этим принципам, являются не студентами, а глупцами (игра слов students и stupids). Вы не должны общаться с ними. Но вы и не должны обзывать их и вызывать их гнев. Относитесь к ним нейтрально. Вы должны развивать в себе хорошие качества, которые высоко оценит общество. Любите всех. На самом деле, любовь — это самый важный аспект образования. Тот, кто обучает методу, с помощью которого человек может развить бескорыстную любовь, является истинным гуру. Несомненно, существует несколько таких учителей. Я основал образовательные учреждения только для того, чтобы прививать студентам любовь и обучать их благородным качествам. Я не преувеличиваю, когда говорю, что в нашей библиотеке нет ни одной плохой книги. Наши студенты очень хорошие. Они никогда не общаются с плохими людьми. Даже когда они уезжают на каникулы домой, они не хотят надолго там оставаться. Иногда их матери говорят: «Дорогой мой! Ты целый год пробыл в Бриндаване или Путтапарти. У тебя не было возможности вкусно поесть. Я приготовлю такую еду, которая тебе понравится». Наши студенты отвечают: «Мама! Ты тоже не должна есть подобную раджасическую пищу. Это плохо влияет на здоровье». Какова пища, такова и голова (мысли). Когда пища плохо влияет на мысли, люди забывают о Боге. Поэтому не меняйте свои привычки в области питания. Продолжайте питатьсясаттвической пищей. Ешьте много овощей и зелени. Только тогда, когда вы будете поддерживать спартанские привычки в отношении питания и мыслей, вы станете добросердечными людьми. Вы знаете, что люди ожидают многого от студентов, которые учатся в образовательных учреждениях Шри Сатья Саи. Пока студенты живут в наших общежитиях, они демонстрируют хорошее поведение и преданность. Когда же они покидают институт, их характер портится. Так быть не должно. Где бы вы ни находились, в институте или вне его, вы должны вести себя хорошо. Я не сомневаюсь в хорошем поведении наших студентов. Они хорошие ребята. Я искренне желаю и надеюсь, что наши студенты и в будущем будут хорошими и станут достойными гражданами, которые смогут показывать пример другим людям. Я благословляю всех вас.

Поделитесь с друзьями