Посвятите свою жизнь служению обществу

Божественная Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
День рожденья Бхагавана, 23 ноября 2004 года.

Без четырех добродетелей: сатьи, дхармы, премы и шанти (истины, праведности, любви и мира)
вся ваша образованность, все ваши руководящие посты,
все ваши акты благотворительности и служения стоят не многого
(Стих на телугу).

Воплощения Любви!

Все вы забываете цель, ради которой пришли в этот мир. Где бы вы ни были, следует помнить три вещи, а именно: Откуда вы пришли. Где вы находитесь сейчас. И с какой целью вы сюда пришли. Предположим, вы опускаете в почтовый ящик открытку или письмо. На них должны быть написаны два адреса: «откуда» и «куда». Куда попадет открытка или письмо, если не указаны эти два адреса? Они пойдут в отдел «невостребованных писем». Точно также вы сегодня находитесь в мире без этих двух адресов. Вы можете очень хорошо себе представить, что произойдет с таким индивидуумом. Поэтому вам следует самим найти ответ хотя бы на один из трех вопросов. Иначе сама ваша жизнь станет напрасной.

Вот небольшая история. В дельте Восточной и Западной Годавари, расположенной в штате Андхра Прадеш, люди, занятые бизнесом, переправляются через реку на лодках.

Однажды такой бизнесмен плыл в лодке, в которой не было никого, кроме его самого и лодочника. Обычно во время поездки люди любят с кем-то вступать в разговоры, чтобы отвлечься от скуки. Поэтому, чтобы скоротать время, бизнесмен начал разговор с лодочником. Он спросил его: «У вас есть газета»? Лодочник ответил: «Сэр, у меня нет газеты. Я не умею читать и писать». На что бизнесмен отреагировал: «Увы! Если ты не можешь читать и писать, четверть твоей жизни предана водам Ганга». Опечаленный своим прискорбным положением, лодочник промолчал.

Через несколько минут, бизнесмен снова задал вопрос: «Мой дорогой! Ты знаешь какие сейчас цены на золото и серебро на Бомбейском рынке?» Лодочник ответил: «Сэр, у меня нет никакого опыта в бизнесе золота. Поэтому я не знаю цен на золото и серебро Бомбейского рынка». Тогда бизнесмен прокомментировал: «Если ты не знаком с бизнесом золота, половина твоей жизни предана водам Ганги». Разговор продолжился.

Заметив на лодочнике браслет с часами, бизнесмен опять задал вопрос: «Милейший! Который теперь час?» Хотя у бедного лодочника и были на руке часы, он не умел ими пользоваться. Бизнесмен снова спросил: «Тогда зачем ты их носишь?» Лодочник ответил: «Сейчас модно носить часы с браслетом, даже если не умеешь ими пользоваться. Вот почему я их ношу». На это бизнесмен отреагировал: «Если ты даже не можешь определить время по ручным часам, тогда три четверти твоей жизни предано водам Ганги».

Тем временем начался ураган, поднявший на реке большие волны. Лодку стало бросать со стороны в сторону, и она потеряла устойчивость. Тогда лодочник спросил бизнесмена: «Сэр! Кстати, вы умеете плавать?» Бизнесмен ответил: «Увы! Я не умею плавать».

Теперь в свой черед лодочник отреагировал: «Тогда ваша жизнь может быть целиком предана водам Ганги».

Сегодня все мы в таком же положении, барахтаясь в реке этого мира. Но, к сожалению, мы не предпринимаем никаких усилий, чтобы узнать: почему мы здесь оказались; чему нам следует научиться в этом мире; куда мы должны идти; и с помощью какого знания этого можно достичь? И т.п. Таким образом, из-за того. что мы не ведаем этих аспектов, наша жизнь может быть целиком предана Ганге. Поэтому прежде всего следует постараться найти ответы на такие вопросы: Почему мы пришли сюда? Что нам положено узнать? Куда мы отсюда уйдем? Если мы не в состоянии ответить хотя бы на один из этих вопросов, наше путешествие по жизни бесцельно. Только когда нам будут известны адреса «откуда» и «куда», а также адрес «нынешнего местонахождения», наша жизнь станет исполненной смысла и священной.

Д-р Майкл Голдштейн (Председатель Совета Прашанти и преданный Свами) вместе с женой часто бывает в Путтапарти. Как-то, когда Я собирался посетить колледж, он приблизился ко Мне и попросил: «Свами, если Ты милостиво мне позволишь, я буду сопровождать Тебя в колледж». Я сказал, что он может поехать. Пока мы ехали в машине, Я спросил г-на Голдштейна: «Каковы твои планы»? Он ответил: «Свами, сегодня я должен возвращаться обратно домой». Тогда Я посоветовал ему не уезжать в этот день. Он снова сказал Мне: «Свами, я поеду сегодня, но из Бомбея улечу на следующий день».

В связи с этим Я твердо сказал ему: «Тебе не следует говорить Мне все это. Если Я сказал: «Не ехать», это окончательно». Голдштейн не мог понять, что сама его жизнь будет в большой опасности, если он решит ехать в тот день. В конце концов Я сказал ему: «Хорошо, если ты так хочешь, можешь ехать».

Потом, возвратясь в свою комнату, он упаковал багаж, чтобы вылететь Бомбейским рейсом. После этого он сел в самолет, вылетавший в США. Вскоре после взлета, стало понятно, что в самолете было несколько бандитов. Атмосфера во всем самолете была чрезвычайно напряжена. Двое бандитов стояли на входе. А двое других прохаживались по салону с заряженным оружием, направленным на пассажиров. Только тогда Голдштейн понял, почему Свами не хотел, чтобы он попал на борт самолета именно в этот день. Он ничего не мог сделать в этой ситуации и молился Свами как своему единственному прибежищу. Его жена – большая преданная Свами. Она начала повторять имя Свами: «Саи Рам, Саи Рам, Саи Рам». Когда самолет набрал высоту, бандиты открыли стрельбу по пассажирам. Пассажиры замерли от ужаса, не зная, что предпринять. Так как бандиты открыли огонь, салон покрылся мертвыми телами. Голдштейн с женой сидели в передних рядах. Бандиты начали отстреливать пассажиров, вокруг них. Они думали, что будут следующими. Тогда Голдштейн сказал жене: «Свами советовал мне не ехать в этот день, но я не последовал руководству Свами в полной мере, вот почему мы оказались в этой ситуации».

Между тем, один из бандитов уставился на супругов. Жена Голдштейна, однако, забыв обо всем, непрерывно повторяла Имя Свами. Повторение Имени Свами творит чудеса, и жена Голдштейна была спасена. Потом Голдштейн поднялся и стал у входа в самолет. Тем не менее, бандиты не смогли его заметить, несмотря на то, что он достаточно крупный. Таким образом, милостью Свами жизнь Гольдштейна была спасена. Они долго оставались в самолете, как заложники, без еды, питья и сна. И были весьма подавлены.

Жена Голдштейна наделена сильной преданностью к Свами. Обычно женщины более преданы, чем мужчины. Это не значит, что у мужчин нет преданности, но они не проявляют ее внешне. Жена посоветовала ему: «Не волнуйся, сосредоточься на Свами». В этот момент бандиты начали безжалостно расстреливать мужчин, женщин и детей. Однако Голдштейн с женой продолжали молиться Свами: «Саи Рам, Саи Рам, Саи Рам». Закрыв глаза, они молча молились Свами. Тем временем у бандитов закончились боеприпасы. Полиция схватила преступников. Голдштейна и его жену освободили и посадили в другой самолет, вылетавший в Америку. Однако пройденное ими тяжелое испытание, продолжало их преследовать. Через несколько дней прибыла полиция с допросом об этом инциденте. Голдштейну была предложена какая-то компенсация, но он ее не принял. Через два — три месяца Голдштейн снова прибыл в Путтапарти и получил даршан Свами. Теперь он на собственном опыте осознал: если он делает намасмарану (повторение Имени Бога), ему нечего бояться при любых обстоятельствах. После того, как он получил даршан Свами, к нему вернулся покой. С этого момента, когда Свами спрашивает его об обратной дороге, он предпочитает оставить это на Волю Господа. Он осознал, что лучше все отдать в руки Свами. С этого момента Голдштейн развил непоколебимую веру в слова Свами и твердо их придерживается.

Сегодня люди не способны осознать откуда они пришли и куда направляются. Только обретя подобный опыт, люди могут осознать силу веры. Они пришли в этот мир и как попало проводят отпущенное им время. Когда кто-то спрашивает их, как они проводят время, они отвечают, что пришли в этот мир наслаждаться пищей и с комфортом спать. Тем не менее, следует понять, что человек принимает рождение в этом мире не для того, чтобы просто наслаждаться пищей и напитками. Ту же истину разъяснял Ади Шанкара в своей знаменитой песне «Бхаджа Говиндам»:

Bhaja Govindam, Bhaja Govindam
Govindam Bhaja Moodha Mathe
Samprapthe Sannihithe Kale
Nahi Nahi Rakshati Dukrun Karane

О, глупец, повторяй имя Говинды;
Когда приблизится конец,
Тебя не спасут правила грамматики.

Когда людей спрашивают, для чего им дано человеческое рождение, большинство из них отвечают: для еды (кхана), питья (пиина), сна (сона) и смерти (мама). Такое предположение совершенно не правильно. В жизни необходимо достичь нескольких вещей. Цель человеческой жизни не в наслаждении пищей и комфортом. Она даже не в погоне за образованием. Цель человеческой жизни совершенно в другом, но люди об этом забыли. Вы должны реализовать свою жизнь и освятить свое рождение. Тело приходит, растет и умирает, в итоге подвергаясь распаду. Прежде, чем тело умрет, необходимо исполнить задачу, ради которой человек пришел в этот мир.

Воплощения Любви!

В жизненном путешествии будут испытания и невзгоды. Следует обрести силу, которая позволит их мужественно преодолеть. Это сила духовности. Не следует проявлять неуверенности и уклоняться от усилий на полпути. В этом океане жизни (бхавасагара) конечно же существуют бурные волны, которые будут бросать вашу лодку из стороны в сторону.

Punarapi Jananam Punarapi Maranam
Punarapi Janani Jathare Sayanam
Iha Samsare Bahu Dustare
Kripayapare Pahi Murare.

О, Господь! Я захвачен этим круговоротом рождения и смерти;
Время от времени я переживаю агонию, находясь в чреве матери.
Очень трудно пересечь этот океан мирской жизни.
Пожалуйста, проведи меня через этот океан и даруй мне освобождение.

Цель человеческого рождения не в том, чтобы снова и снова появляться из чрева матери, бесцельно проводить жизнь и, в итоге, покидать этот мир. Существует особая цель, с которой человек появляется в этом мире. Вот почему необходимо осознать эту цель и освятить свою жизнь. Наше образование, работа и деньги, которые мы зарабатываем – все это должно быть использовано целенаправленным путем. В наши дни студенты стремятся получить образование для выживания. Они приобретают звания с единственной целью – заработать деньги. Что великого в борьбе за набивание собственного желудка? Даже собаки и лисы набивают свои желудки. Возможно, вы наблюдали в цирке, что даже обезьяны обучены и демонстрируют некоторые навыки. Вы, рожденные человеческими существами, не должны себя вести как собаки, лисы и обезьяны. Если вы поступаете подобным образом, что толку в вашем образовании? Полученное вами образование, должно быть использовано надлежащим образом. Только тогда оно обретет смысл и укрепит вашу личность. Цель вашей жизни не просто в погоне за образованием и получением степеней. Конечно, вы можете учиться, но если вы учитесь просто для того, чтобы получить степень, этого не достаточно.

Можно ли назвать образованным всякого, кто умеет читать и писать?
Может ли человек считаться образованным, просто получив степени?
Можно ли называть образованием то, что не прививает добродетели?
(Стих на телугу)

Только тогда, когда вы применяете образование как для жизни, так и для средств к существованию, ваше образование будет иметь смысл. Поэтому каждое человеческое существо должно не упускать из виду цель жизни. Какая польза в том, что вы, возбужденные своим успехом, думаете: «Я получил степень магистра; я получил несколько степеней». Эти степени должны найти надлежащее применение. Только человеческое существо наделено силой осознать цель своей жизни. Если человек удовлетворен, считая: «Я рожден, я образован, я зарабатываю деньги, я имею приличный счет в банке, я дал детям образование, отправив их за рубеж, чтобы они получили высшее образование», — это не единственная цель в жизни. Вы никогда не должны забывать цель, ради которой родились в этом мире. К сожалению, сегодня, вы забыли цель своей жизни и вовлечены в бесполезную деятельность. Всю свою жизнь, до последнего вдоха, вы должны ощущать покой. Вы должны достичь истинного вечного блаженства.

Махатма Ганди поехал в Лондон и получил юридическую степень. Он хотел реализовать свою жизнь, используя свое образование для служения обществу. Поэтому после возвращения на родину, он вступил в партию Индийский Национальный Конгресс. Всю свою жизнь он посвятил достижению независимости страны. Он стал носить простое дхоти и кусок ткани, прикрывающий верхнюю часть тела. В борьбе за свободу он пережил немало трудностей в северных штатах Индии. В Лукноу полиция избила его палками (латхи). Тем не менее, несмотря на многие трудности и физические мучения в руках полиции, он не оставил решимости достичь независимости страны. Он начал заниматься юридической практикой. Даже тогда его жизнь не стала гладкой. По поручению Индийского Национального Конгресса, он присоединился к освободительному движению, претерпев величайшие муки в руках британцев. Невзирая на это, он не очерствел сердцем. Его жена, Кастурба, была благородной женщиной. Она всегда служила своему мужу с огромной преданностью, даже когда Ганди был в тюрьме. Одновременно она также была включена в служение стране. Именно дух служения оберегал ее повсюду. В то время, когда они принимали участие в Освободительном движении, случалось так, что жена и муж были разлучены. Но Кастурба примирилась с ситуацией, считая, что бы ни происходило, это только для ее блага. Таким образом люди, которые служат другим с чистым сердцем, всегда видят лишь благо. В конце концов страна обрела Независимость, и первым Премьер Министром стал Джавахарлал Неру. Субхаш Чандра Бозе был другим великим лидером освободительного движения и большим патриотом, у которого было доброе сердце. Только благодаря усилиям таких, способных на самопожертвование людей, страна смогла обрести Независимость. Однако мы не должны желать лишь Независимости (Сватантрия). Мы должны достичь Свараджи. Это было бы замечательно. Сватантрия – это временное проявление свободы от иностранного владычества, тогда как Свараджа связана с сердцем и обретается с помощью сердца.

Дорогие студенты!

Вы должны быть готовы пожертвовать ради страны даже жизнью. Вы не тело. Тело – всего лишь инструмент и средство для достижения чего-то высшего и достойного. Тело должно быть использовано для достижения этих высоких и благородных целей. Тело подобно одежде, которую мы носим. Рано или поздно одежда приходит в негодность. До этого тело следует должным образом поддерживать. Только жертвой можно достичь единения с Богом (йоги). Это то, что провозглашают Веды: «Na Karmana Na Prajaya Dhanena Thyagenaike Amrutatthwamanasu» (Бессмертие не достигается ни через действия, ни через наследников, или богатство; оно обретается только жертвой). Родившись человеческими существами, вы должны посвятить свою жизнь служению Богу и постоянному созерцанию Бога. Если вы будете это делать, никто на физическом плане не причинит вам неприятностей.

Вот маленький пример, который Я хотел бы вам привести. Когда Я некоторое время назад был в Бангалоре, это тело упало в ванной. Там были двое студентов по имени Сатьяджит и Ачинтья, которые обычно заботятся о Моих нуждах. Они оказали мне великое служение. Я сказал им: «У Меня нет привязки к телу. Вы можете прооперировать это тело, но Я нечего не должен с ним делать. Я не это тело. Пока это тело находится здесь, Я должен исполнять Свою работу». Врачи хотели наложить Мне гипс, но Я не согласился. Они посоветовали Мне пойти на операцию, чтобы быстро вылечить перелом. Я вручил это тело врачам и позволил им делать с ним все, что они хотели. Я продолжал ходить, и делаю это постоянно. Я не ощущаю ни боли, ни страданий. Некоторые преданные беспокоятся, что Свами ходит с большим трудом и, вероятно, испытывает сильную боль. Хочу вас заверить, что Я не испытываю никакой боли или страдания. По сей день Я вообще не испытывал никакой телесной боли. Таким образом, если вы пожертвуете своей дехабхимана, вы сможете достичь в жизни всего. Я говорю о том же самом, что и делаю. Человек должен делать то, о чем он говорит, и говорить о том, что делает. В этом смысл изречения:

Manasyekam Vachasyekam Karmanyekam Mahatmanam
Manasyanyath Vachasyanyath Karmanyanyath Duratmanam

Благородные люди – те, у кого мысли, слова и дела в совершенной гармонии;
Те же, у кого отсутствует гармония — порочны.

Такова подлинная человеческая природа (манаватва). Я могу стоять сколько угодно, хотя врачи Мне этого не советуют. Даже сейчас Я стою довольно долго. Я вообще не испытываю страданий. Я не принял ни единой таблетки и не накладываю никакой гипс. Я это Атмабхава и только Атмабхава. Я служу примером Своими собственными действиями.

Дорогие студенты!

Тело может подвергнуться любым страданиям. Оно подобно пузырьку на воде. Ум подобен бешеной обезьяне. Поэтому мы не должны следовать за телом или умом. Мы должны следовать за своим сознанием (анхаратмой). Мы должны развивать Атмабхиманью. Если развита Атмабхиманья, нас не может беспокоить никакая боль. Я прохожу через все эти неприятности, только, чтобы научить вас этой Атмабхиманьи. Я совершенно не чувствую никакой боли. Я говорю вам правду. Я не искажаю факты. На самом деле, Я не знаю и не ощущаю, что такое боль.

Мы должны мужественно встречать трудности. Я принимаю на Себя эту боль только для того, чтобы научить вас такой непоколебимости и мужеству. Вы должны следовать Моему идеалу. Никогда ни придавайте значения страданию тела. Оставьте дехабхиманью. Однако займите тело достойной деятельностью. Вовлеките тело в служение Богу. Наше тело – это дар Бога. С какой целью Бог наделил нас этим телом? Только для того, чтобы посвятить его служению Господу.

Воплощения Любви!

Тело дано вам для исполнения священных действий (карм). Многие люди удивляются, почему Свами не чувствует усталости, несмотря на то, что подвергается такому большому физическому страданию. Особенно женщины быстро замечают признаки слабости. Я хочу вас заверить: что бы ни происходило, Я поддерживаю один и тот же вес тела и хорошее здоровье. Я не набираю вес и не худею. Я могу легко передвигаться, но воздерживаюсь от этого только для того, чтобы удовлетворить врачей.

Врачи конкретно не позволяют Мне свободно двигаться. Они просят Меня: «Свами, пожалуйста, не ходи быстро. Рядом с Тобой всегда должны быть два студента, чтобы Тебе помочь». Я держу при Себе этих студентов только, чтобы их удовлетворить. Я не причиняю никаких неудобств этим мальчикам. Оба мальчика, Арун и Прушти ходят в свои офисы и работают помимо того, что служат Мне. В тот момент, когда Я обращаюсь к Прушти, он немедленно устремляется ко Мне. Я прошу его принести Мне стакан воды и выпиваю принесенную им воду. Точно также оба эти мальчика постоянно готовы к удовлетворению Моих нужд. Они служат Мне с огромной преданностью и любовью. Я никому не причиняю каких-то неудобств.

Воплощения Любви!

Сегодня вы отмечаете День Рождение Свами. На самом деле, день рождения относится лишь к этому телу. Это тело уже прошло 78 лет жизни и вступило в 79 год. Но выгляжу ли Я как 79-летний старик? Нет. Нет. Не только сейчас, но и в 80 и 90 лет Я буду выглядеть точно так же. Я никогда ни от кого не буду зависеть. Мои глаза и зубы в великолепном состоянии. Обычно когда человек достигает возраста 79 лет, он теряет все зубы. Его глаза поражаются катарактой. Кожа становится морщинистой, но у Меня вообще нет морщин. Я не состарюсь. На самом деле, Я не старею.

Вам следует развивать такое же мужество и доверие. Вы без сомнения почувствуете облегчение. Не только Я, но и все вы будете в полном здравии. Но вы губите свое собственное здоровье. Вы самыми разными способами растрачиваете свою физическую силу. Если вы будете правильно использовать свое тело, милостью Свами вы сможете стать здоровыми. Имея здоровое тело и ясный ум, вы сможете служить любому количеству людей. Таким образом, вы должны содержать свое тело в здравии, чтобы служить другим, а не демонстрировать свою красоту. Даже Мне это тело требуется, чтобы служить другим. Ради служения человечеству, Я готов на все, даже пожертвовать Собственной жизнью.

Вы точно так же должны быть готовы служить другим. Не следует считать, что тело очень важно. И не нужно тратить физическую силу по пустякам. Физическое тело следует использовать правильно. Следует также обрести достаточную ментальную силу. Вы должны правильно подходить к своему образованию и освятить свою жизнь служением человечеству. Вы всегда должны быть готовы бесстрашно столкнуться с любой жизненной ситуацией. Такова истинная природа человечности. Когда бы ни возникла необходимость в вашем служении, вы должны немедленно ответить: «Я готов, я готов, я готов». Развивайте такое мужество и веру и предъявите миру идеал.

Это тело, скопище грязи, подвержено болезням;
Время от времени оно подвергается изменениям;
Оно не может пересечь океан Самсары.
Оно ни что иное, как скелет из костей.

О, ум!
Не пребывай в иллюзии, что тело постоянно.
Вместо этого найди прибежище у Божественных Лотосных Стоп.
(Стих на телугу).

Вы ищите прибежища у лотосных стоп Господа. Не обращайте внимание ни на какие страдания физического тела. Вы должны как можно больше служить стране. Используйте малейшую возможность служить стране и обществу. Даже малая помощь пожилой женщине, которую вы перевели через дорогу, является служением. Никогда не думайте: «Что я обрету, помогая этой женщине»? Великая заслуга заключена даже в столь малом служении. Поэтому продолжайте служить. Нет более великой духовной дисциплины (садханы), чем служение себе подобным человеческим существам. Без служения, нет освобождения (Seva Bina Nirvan Nahi). Вам не следует обращать внимание на любые неудобства, с которыми вы можете столкнуться, служа другим.

У Меня нет намерения отмечать Свой День Рождения с размахом. Мое единственное намерение заключается в том, чтобы поддерживать тело в должном состоянии, и через него оказывать служение другим. Вы всегда должны быть готовы посвятить свою жизнь служению обществу. Это подлинное служение.

(Бхагаван завершил Свою Беседу бхаджаном «Hari Bhajan Bina Sukha Santhi Nahini»).

Поделитесь с друзьями