Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Ганеша Чарутри, 18 сентября 2004 г.
Луна освещает мир ночью, а солнце днем.
Праведное поведение проливает свет на все три мира,
а добродетельный сын освещает всю родословную.
(Стихотворение на телугу)
Воплощения Любви!
Добродетельный сын более велик, чем даже те, кто обрели джняну (знание), виджняну (мудрость),суджняну и праджняну (постоянное непрерывное осознание). Господь Винаяка является таким добродетельным сыном. У каждого существа есть гуру. Но у Винаяки его нет. Он – гуру всех гуру и руководитель всех руководителей. Его называют «Винаяка», так как не существует никого, кто бы им управлял, Он является вождём каждого человека.
Воплощения Любви!
Когда бы ни предпринималось новое начинание, обычно проводится пуджа, посвященная Господу Винаяке, для того, чтобы призвать Его благословения на успешное выполнение задания. Даже перед началом музыкального концерта певцы молятся Господу Винаяке, исполняя киртан «Винаяка Нанну Бровара» (О! Господь Винаяка! Приди мне на помощь). Только тогда, когда вы так обращаетесь к Господу Винаяке и ищите Его благословений, все ваши начинания будут успешны.
У Господа Винаяки голова и туловище слона. Это означает, что по интелекту Винаяку можно сравнить со слоном, который всегда подумает дважды, прежде чем поставить ногу вперед. Таким же образом, только после разумного различения Винаяка продвигается вперед. Четыре буквы в слове Ганапати (га, на, па и ти) означают то, что Господь Винаяка полон виджняны, суджняны ипраджняны. Сегодня люди забыли основной смысл имени «Ганапати» и занимаются проведением простых ритуалов. Вы можете не проделывать никаких ритуалов, но никогда не оставляйте служение Господу Винаяке. В особенности это касается студентов, главный долг которых заключается в том, чтобы принять руководство Винаяки, являющегося своим собственным вождём. Вы не найдете никого подобного Господу Винаяке. Если вы возьмете это божество за идеал и будете продолжать обучение, вы сможете овладеть всеми видами знаний. У Винаяки большой животик, который наполнен джняной (мудростью). Эта мудрость – Его сила. Мы должны совершать богослужения такому могущественному божеству. Никто не способен во всей полноте постичь истинную природу Винаяки.
Господь Винаяка — руководитель всем и каждому. Для любого человека Он – божественный отец и мать. В соответствии с молитвой Твамева Мата ча Пита Твамева, Твамева Бандху ча Сакха Твамева, Твамева Видья Дравинам Твамева (Для каждого человека только Он – отец и мать, друг и родственник, мудрость и богатство). В этом мире никто не может сравниться с Винаякой по силе и храбрости. Мир не способен осознать истинную природу такого божественного руководителя. Сегодня мы готовы принять лидерство обычных смертных. Такова несчастливая ситуация.
Сегодня священный день празднования дня рождения Винаяки. На самом деле, у Него совсем нет никакого рождения. Он создал всю вселенную. Все Веды – результат божественной воли Господа Винаяки. Все виды знания возникли из Него.
Воплощения Любви!
Господь Винаяка не знает, что такое гнев. Он – воплощение любви. Там, где есть любовь, такие плохие качества как гнев, страсть, тщеславие и т.д. не могут появиться. Вы, возможно, видели лицо Винаяки. Был ли на нем когда-либо отражен гнев? Нет. Он всегда улыбается. Винаяка вездесущ. Люди называют определенное место местом рождения Бога и рассматривают его как кшетру(священное место паломничества). Но ни одно из мест не может быть описано как место рождения Бога. Он – сваямбху (самопроявившийся). Не существует особого места, которое можно было бы описать как место рождения Бога, место, где Он воспитывался и т.д. Он вездесущ. Господь проявляет Свою форму в том месте, где люди отказались от плохих качеств и молятся Ему искренне и преданно. Он – ниргунам, ниранджанам, санатанам, никетанам, нитья, шуддха, буддха, мукта, нирмала сварупинам (Господь не имеет качеств, чист, является последним прибежищем, вечен, незапятнан, просвещен, свободен и является воплощением святости).
Время от времени может казаться, что Бог гневается. Но это не настоящий гнев. Для того, чтобы наставить преданных на истинный путь, Он притворяется сердитым. Если Он не будет так поступать, преданные лишатся возможности изменить свое поведение. То, что Он претворяется рассерженным – это просто драма. В Боге нет и следа гнева. Когда мы совершаем ошибки или следуем по неверному пути, мы боимся, что Бог будет гневаться на нас. Но Господь только делает вид, что рассержен, для того, чтобы вы осознали собственные ошибки и недостатки. К примеру, когда Свами избегает вас, вы очень печалитесь и думаете, что Свами не разговаривает с вами, потому что Он гневается на вас. На самом деле, Свами не знает, что такое гнев. Он – воплощение любви. Он полон любви. Тем не менее, в некоторых редких случаях, когда Он говорит резко, это может быть неверно истолковано как Его гнев. Это так естественно в нашей повседневной жизни. Когда вы зовете кого-нибудь: «Сынок! Пожалуйста, иди сюда», — это звучит так, как-будто вы зовете с любовью. Но, если те же самые слова произнесены повышенным тоном (в плохом настроении), это выглядит так, будто вы гневаетесь. Следовательно, все это только изменения в манере выражения и ничего больше. То же самое было с мудрецом Дурвасой, который внешне выражал гнев, делая вид, что он рассержен. Но на самом деле, у мудреца Дурвасы совсем не было гнева!
Во время войны в Махабхарате, Ашваттхама, сын Дроначарьи, дал ужасную клятву, что уничтожит всех Пандавов. Узнав об этом, Драупади взмолилась Кришне, чтобы Тот спас Пандавов. Игры Бога не только удивительны, но и таинственны. Бог разыгрывает драму и даже меняет сцены в Своей пьесе ради блага и безопасности преданных. К примеру, Бог спас Пандавов с помощью тонкого хода, на который был способен только Он.
Кришна пришел к мудрецу Дурвасе. Тот был бесконечно рад принять Кришну. Мудрец спросил: «Господь, что привело Тебя в мой скромный ашрам?» Кришна улыбнулся и сказал: «У меня есть для тебя небольшая работа». Мудрец обрадовался и сказал: «Я к Твоим услугам. Тебе следует только приказать». Тогда Кришна сказал: «Хорошо! Сегодня ночью ты должен будешь спасти Пандавов». Дурваса был озадачен и спросил: «Господь, не Ты ли тот, кто защищает все творение. Кто я такой, чтобы выполнить эту работу?» Кришна ответил: «Это совсем другое дело. Для выполнения этого задания ты будешь Моим инструментом. Я даю Свою защиту во многих различных случаях. В этом случае ты должен сделать нечто особенное в соответствии с Моими указаниями». Дурваса хотел узнать, что ему нужно сделать, и Кришна продолжил: «Вырой яму, попроси Пандавов спрятаться в неё, положи сверху доски, траву и землю, а затем сядь на укрытие, приготовленное таким образом. Враги Пандавов могут придти и спросить тебя, где находятся Пандавы. Они могут сказать: «Ты знаешь прошлое, настоящее и будущее. Пожалуйста, скажи нам, где спрятались Пандавы». Дурваса перебил Кришну и сказал: «Господь, я не могу лгать». Кришна возразил: «Разве я просил тебя произносить ложь? Я Сам являюсь Воплощением Истины, и Я всегда буду просить тебя говорить только истину. Тем не менее, ты волен изменять тон голоса, чтобы можно было достичь желаемого результата. Я надеюсь, что ты понял». Мудрец кивнул и улыбнулся.
Немного позже, после того, как Пандавы спрятались, туда пришел Ашваттхама, как и предсказывал Кришна. Дурваса сидел с закрытыми глазами. Поклонившись мудрецу, Ашваттхама весьма скромно поинтересовался, где находятся Пандавы. Дурваса медленно открыл глаза, которые были подобны пламени. Он проревел гневно: «Да, Пандавы вот здесь, прямо подо мной». Ашваттхама был напуган, потому что мудрец был хорошо известен своим раздражительным нравом и склонностью проклинать того человека, на которого был разгневан. Ашваттхама исчез со сцены немедленно, и Пандавы были спасены. Все Аватары пользуются подобными методами, и Свами делает то же самое, когда это требуется.
Мудрецы и святые, йоги и джняни в течение многих лет предпринимали меры ракшаны (защиты) исикшаны (исправления), наставляя людей на правильный путь. Мудрец Дурваса делал то же самое. Невежественные люди обвиняли его в том, что он был полон гнева, несмотря на то, что он занимался великим тапасом (подвижничеством). Но те люди, которые были способны понять настоящее намерение, которое стояло за видимостью его гнева, осознали истину. У Бога нет гнева. На самом деле, тот, в ком есть гнев, не может вообще называться Богом!
Однажды мать Парвати и Ишвара подозвали Винаяку и Его младшего брата Субраманью и посоветовали им обойти вокруг света. Они так же сказали, что тот, кто вернется первым, получит в награду пхала (фрукт). Это соревнование должно было продемонстрировать миру величие Винаяки. Младший брат Субраманья немедленно бросился выполнять задание. Он оседлал Свое ездовое животное, павлина, чтобы облететь мир. Но Винаяка был неподвижен и сидел на своем месте. Тогда Ишвара поинтересовался: «Мой дорогой сын! Почему же ты не начинаешь своего путешествия вокруг света?» Винаяка посмеялся над Его вопросом и ответил: «О! Отец! Мне нет необходимости куда-либо идти. Плод всего Моего путешествия вокруг света находится прямо передо мной». Сказав так, Винаяка совершил прадакшину (обход) вокруг своих отца и матери (Господа Ишвары и матери Парвати) и спокойно уселся. Он претендовал на победу в состязании. Тем временем, после завершения путешествия вокруг света, вернулся Субраманья. Он очень устал и сообщил отцу об успешном выполнении задания. Тогда Господь Ишвара объявил Винаяку победителем в забеге и передал ему фрукт. То место, где происходил этот эпизод, называется Палани, в штате Тамил Наду.
Основной смысл этой истории в том, что родители являются самим воплощением божественности и достаточно того, что в знак уважения вы совершите прадакшину вокруг них. Это будет равноценнопунье (заслуге), получаемой при посещении всех святых мест в мире. Если не будет родителей, то не будет и сына! Если дети должны стать добродетельными, то долг родителей заботиться о них. Родители ответственны за успех детей во всех их устремлениях.
Обычно для успешной сдачи экзаменов студенты посещают храмы и молятся. В храмах они преподносят кокос и карманные деньги, которые дают им родители. Все это внешние практики, которые имеют мало общего с искренней преданностью. Если они действительно хотят добиться успеха в своих устремлениях, достаточно, если они будут радовать своих родителей и получать их благословения. Если родители удовлетворены, то вы несомненно добьетесь успеха. Для того, чтобы продемонстрировать то, что дети прежде всего должны стремиться радовать и дарить удовлетворение своим родителям, Господь Ишвара и мать Парвати устроили соревнование в забеге вокруг света между Винаякой и Субраманьей. Если вы хотите обрести милость Господа, достаточно того, что вы с любовью будете следовать указаниям своих родителей. Не существует большей божественности, чем родители, которые находятся прямо перед вашими глазами. В разных ситуациях они упорно боролись для того, чтобы вырастить вас. Они многим жертвовали, чтобы вы могли преуспеть в жизни. Ни один родитель не желает рассердить своих детей. Иногда кажется, что родители разгневаны и даже могут наказать детей, но это только внешнее раздражение. В сердце их сердец живет обильная любовь к вам. Даже, если родители сердятся, это только для вашего же блага. Поток безграничной любви всегда течет в их сердцах. Вот вам маленький пример: когда ребенок напроказит, мама побьет его. Но как она это делает? Удар существует только для того, чтобы был слышен звук, он не причиняет боли ребенку. Ее гнев порожден только любовью. В определенных случаях родители могут выказывать гнев, но это лишь временное явление. Он никогда не является постоянным. Вы можете думать, что родители сердятся на вас. Но это лишь ваше неверное понимание; возможно вы не способны понять их скрытую любовь. Даже, если они гневаются и выражают неодобрение, это лишь от любви. Поэтому студенты должны пытаться понять истинную природу своих родителей.
На самом деле, гнев человека – это его настоящий враг, а счастье – небеса. Вам следует всегда быть счастливыми. Человек гневного и раздражительного темперамента никогда не сможет ничего достичь. Винаяка всегда следовал указаниям Своих родителей. Вот почему говорится, что над Ним нет управляющего. Студенты иногда просят денег у родителей, чтобы сходить в кино. Когда родители отказывают, то они думают, что те рассержены. Это банальные измышления. Родители, и мать в особенности, готовы даже пожертвовать жизнью, чтобы спасти своих детей в минуты опасности. К несчастью, сегодня существуют сыновья, которые даже судятся со своим матерями. Поэтому очень важно, чтобы они изменили отношение к своим родителям и осознали, что родители воистину являются воплощениями любви.
Некоторые отклонения и глупые мысли могут появиться у детей, но родительская любовь к детям остается непоколебимой. Существуют некоторые сыновья, которые гневаются на своих родителей, но отношение родителей к своим детям основано только на любви. Сын может идти в суд из-за разногласий с матерью. Когда его спрашивает судья, он называет мать по имени. Он говорит: «Это моя мать». Точно так же, мать называет сына так-то и так-то. Она говорит: «Это мой сын». Такова близость отношений, которые существуют между матерью и сыном. Какие бы разногласия ни появлялись между ними, все они временны. Господь Винаяка – воплощение любви. Он всегда изливает только любовь. Когда под диктовку мудреца Вьясы Он был занят переписываниемМахабхараты, то проявлял ту же самую любовь. Так как Он был воплощением любви, Вьяса выбрал именно Его для выполнения этой обязанности. Все время пока писалась Махабхарата, Винаяка демонстрировал качество чистой любви. Вот почему вы не найдете ни единой ошибки вМахабхарате. Так как Он был безупречен, то и Его слово тоже не имело изъяна. Вы не найдете плохих качеств, таких как гнев, зависть, ненависть или гордыня в Винаяке. Это черты человеческого существа, лишенного благородных качеств.
Дорогие студенты! Начиная с сегодняшнего дня, отбросьте даже ту малую толику гнева, котрая есть у вас по отношению к родителям и развивайте чистую любовь к ним. Любовь порождает любовь. Получайте любовь ваших родителей в избытке и процветайте в жизни.
Сегодня – празднование фестиваля Винаяка Чатурти. Это очень важный праздник. В некоторых семьях существует обычай приглашать в этот день новоиспечёного зятя на празднество. Поэтому, не колеблясь, идите в дом зятя или невестки и счастливо проводите время с их семьями.
О, молодожен,
Навести дом родителей своей жены,
Приходи играть и веселиться
С зятьями и невестками,
Вся семья и соседи
Примут тебя с любовью и уважением
(стихотворение на телугу)
Когда зять посещает родителей своей супруги, все домочадцы радуются. Без сомнения все счастливы и не чувствуют напряжения. Однако существуют некоторые зятья с каменными сердцами, которые развивают недобрые чувства по отношению к родственникам жены и не навещают их. Подобные плохие чувства – результат питания. Какова пища, таковы и мысли. Чувства в сердце отражают мысли в голове. Поэтому мы должны правильно питаться. Вам никогда не следует принимать такую пищу, которая может разжечь огонь гнева и ненависти в вас. В старые времена мудрецы Индии строго следовали предписаниям питания. Они всегда ставили перед собой цель принимать саттвическую, а не раждасическую пищу. Принятием раждасической пищи порождается гнев. С другой стороны, если вы принимаете тамасическую пищу, то можете уснуть даже во время еды. Поэтому нужно избегать и раджасических, и тамасических видов питания. Должна приниматься только саттвическая пища. Не нужно превышать количество острых, солёных и кислых ингредиентов. Перед принятием пищи никогда не забывайте о молитве:
Брахмарпанам Брахма Хавир
Брахмагнау Брахманахутам
Брахмайва Тхена Гантхавьям
Брахма Карма Самадхина.(Акт подношения есть Брахман, само подношение есть Брахман. Предложено Брахманом на освященном огне, который тоже является Брахманом. И в результате, Брахман – это цель того, кто совершает жертвоприношение).
Когда вы молитесь таким образом перед принятием пищи, Господь немедленно отвечает
Ахам Вайшванаро Бхутва
Пранинам Дехамащритаха
Пранапана Самаюукта
Пачамьаннам Чатурвидхам.
(Я присутствую во всех существах в форме огня, переваривающего пищу. Объединенныйпраной (выдохом) и апаной (вдохом) Я поглощаю четыре вида пищи)
Принимая пищу, вы должны быть всегда уверены в том, что едите продукты, которые легко усваиваются. Никогда не ешьте пищу, которую ваш желудок не может переварить. Вы садитесь есть счастливыми, и вы должны вставать из-за стола такими же счастливыми и легкими. Некоторые люди садятся за стол с легким желудком и, наевшись до отвала, встают с полным животом. Это неправильный способ питания.
Всегда принимайте пищу умеренно. Это те привычки, которые вы должны развивать, начиная хотя бы с этого благоприятного дня Винаяка Чатурти. Если вы взращиваете в себе эти хорошие привычки и качества, вы сможете стать такими же великими как Господь Винаяка.
Бхагаван завершил беседу бхаджаном «Према Мудита Манасе Кахо…»)
Поделитесь с друзьями