Рассказывает Филлис Кристал, США.
Как известно, у Саи Бабы есть такая привычка — вытрясать из нас все то, что ему не нравится. Это один из самых сильных его способов отторгнуть нас от наших желаний. Для того, чтобы мы проявили расторжение со своим Эго. И поэтому, когда я делаю то, что мне очень нравится, я немного нервничаю.
Когда Стин Пикулелла попросил меня приехать в Россию на конференцию, я очень обрадовалась и охотно приняла приглашение. Но с визой у меня почему-то возникли проблемы. К тому же я серьезно заболела. Поэтому у меня стали появляться мысли о том, что, вероятно, мне не надо ехать в Россию. (Может быть, мое желание было слишком велико?) Это как раз то, что называется обезьяний ум.
У всех людей ум является обезьяньим. Он очень любит нас отвлекать, на нас влиять. Любит постоянно вносить сомнения и неопределенность в нашу жизнь. Мы должны это постоянно помнить и быть бдительными в отношении нашего ума.
В один прекрасным день мне пришла в голову идея. Я представляю себе этот обезьяний ум как настоящую обезьянку. Когда я росла в Лондоне, в мои детские годы по улице ходил шарманщик, и у него на шарманке сидела очень маленькая обезьянка. Обезьянка была одета в смешную юбочку, пиджачок, и даже шляпка была. И у нее был ошейник и поводок. Эта обезьянка всегда бежала за этим шарманщиком. И он, чтобы она не убегала далеко, все время дергал за поводок. Я подумала, какая прекрасная идея, мы можем все воспользоваться ею. Потому что главное — вовремя остановить свой обезьяний ум, прежде чем он заставит нас потратить огромное количество энергии в ненужных направлениях.
В этот момент я поняла, что мой обезьяний ум уводил меня куда-то в сторону. Я сказала себе: будь что будет. Я не буду расстраиваться, Баба. Если ты хочешь, чтобы я поехала в Россию, я буду счастлива поехать, если ты не хочешь чтобы я ехала, дай мне знать. И это все, что нужно было сделать. Таким образом, наши желания что-то сделать или не сделать не будут отвлекать нас, не будут нам мешать слушать наш внутренний голос, то, что действительно хочет от нас Свами.
Когда мы говорим: «Я хочу сделать это, я хочу сделать именно это», мы таким образом закрываем дверь для Бога, чтобы он мог сделать то, что Он хочет. А когда мы говорим, что не хотим чего-то, мы также закрываем дверь для самой возможности. И в таком случае он действительно не может достучаться до нас: дверь-то закрыта.
Потому мы просто не слышим Его. А потом, в конце концов, когда мы сдаемся и говорим — покажи мне путь решения проблемы, только тогда Свами может использовать нас как свои инструменты.
Я вспоминаю сейчас одну ситуацию, которая произошла не очень давно. Я общаюсь со Свами на большом расстоянии, из Калифорнии. Живу в доме одна, не считая моих двух котов, поэтому я могу себе позволить общаться с ним не только мысленно, но даже говорить вслух то, что думаю. Котам это очень нравится, когда я разговариваю с Бабой вслух: они думают, что я говорю с ними.
И в этот раз я их напугала, они даже убежали от меня.
Я действительно была очень резкой с Бабой. Я говорила:
«Хорошо, Баба, если ты хочешь использовать меня как инструмент — ради бога, но никогда не проси меня говорить при больших аудиториях». И вы видите, что получилось из этого. (В аудитории было более 500 человек. Ред.) Меня ужасает сама мысль — говорить при большой аудитории. Я очень волнуюсь.
Для чего я это вам рассказываю. Свами может нас использовать иногда в тех областях, где мы, как считаем, ни на что не годны. Если мы понимаем, что можем что-то хорошо делать, на первый план выступает наше Эго. И мы раздуваемся от своего Эго, от своей гордости. И нам очень нравится, когда нас хвалят, что мы делаем это очень хорошо. Таким образом, Эго выступает на первый план. Ивами не может использовать нас в то время, когда Эго забивает все. Иногда нужно дойти до крайнего отчаяния, чтобы он смог использовать человека как свой инструмент. Если у человека все гладко и есть какой-то успех в жизни, он никогда не просит Бога о каких-то изменениях, он просто доволен собой.
Я всегда представляю себе это как картину. Очень гладкая, ничем не нарушаемая поверхность озера или пруда. И на поверхности идет небольшое волнение, на воде находится круг, на котором лежит человек и его ласкает вода этого озера, светит солнышко, ему очень тепло и приятно, дует легкий ветерок, цветут цветочки, птички поют. Будет ли этот человек прикладывать какие-то усилия для того, чтобы что-то делать? Этому человеку так хорошо, что ему не нужны никакие изменения в жизни. И эта ситуация может возникнуть в жизни каждого из нас. И только тогда, когда приходят, реальные проблемы, которые мы не можем разрешить, мы начинаем просить Бога о помощи. Я очень много путешествовала в жизни, сейчас живу в Америке. И заметила одну вещь — когда я выступаю в странах, где очень много серьезных проблем, приходит очень много людей. Когда путешествую по благополучным странам (и первой в этом списке могла бы стоять Америка), очень мало людей приходит на встречу. И это, как мне кажется, иллюстрация к тому, о чем я сказала раньше.
Когда все идет гладко, нас очень трудно заставить приложить какое-то усилие для того, чтобы изменить жизнь. И как вы знаете, Свами не устает повторять — недостаточно просто слушать или читать его наставления, необходимо использовать их на практике, в каждодневной жизни.
В странах, где существует очень много проблем, люди хотят это практиковать, а в тех странах, где проблем меньше, люди довольны собой, и они думают больше об отдыхе.
Мне нравится, когда люди ищут ответы на свои вопросы. Когда ум не дает ответов, необходимо просто поменять свое отношение к жизни. Если возникла какая-то проблема, вместо того, чтобы говорить: «Ах, какой я бедный, и почему все это случилось со мной?», нужно спросить себя: «Чему это может научить меня, какой урок я должен извлечь?» Тогда происходят удивительные изменения, и, в конце концов, уже не имеет значения, в чем состоит эта проблема.
И в моей жизни существует огромное количество доказательств этого. Возникало очень много различных, серьезных жизненных ситуаций, и я в этих ситуациях поступала точно так же, как поступили бы другие. Я думала: «Почему это случилось со мной? Что же я такого сделала, чтобы заслужить это?» И, будьте уверены, это беспокойство никуда не приводит. Но если вдруг вы сможете задать себе один маленький вопрос и тем самым прекратить критику: «Чему я могу научиться от этой ситуации?» И попросить помощи у Свами, — это волшебная формула, — таким образом, мы сможем справиться со всеми трудностями. Но мы просто забываем это делать.
Моя мать — женщина с очень сильным характером, она все время старалась подавлять меня или контролировать. Это был пример типичного английского матриархата. Она всегда была права, а все остальные были не правы. И когда я была ребенком, я ненавидела ее. Я все время думала, почему Бог такой хорошей девочке, как я, дал такую строгую маму?
Сегодня, когда я смотрю в свое прошлое, понимаю — моя мать была моим самым лучшим учителем.
Каждому из нас даются в жизни свои загадки, и мы пытаемся их разгадать, понять, для чего они. Зачастую сопротивляемся тому, что должно произойти с нами в нашей жизни. И, в конце концов, мы настолько измождены, что вынуждены просто отпустить ситуацию, Мы перестаем задавать этот вопрос и уже не сопротивляемся. И вдруг ответ появляется сам собой. Так и в моей жизни, прошло очень много времени, прежде чем я поняла, почему мне досталась такая мама. И это относится к каждому из нас, т.к. все наши проблемы даются нам только для того, чтобы мы были сильнее.
Проблемы даются нам, чтобы мы смогли углубиться внутрь себя, для того, чтобы опереться на своего внутреннего учителя, для того, чтобы найти точку опоры внутри себя.
В жизни нет никаких источников безопасности вне нас. На людей нельзя положиться, они приходят и уходят, собственность можно потерять, ее могут украсть, в результате мир, где мы рождаемся, не может нам дать безопасности. Поэтому нам дается выбор: либо мы разочаруемся в жизни, либо эти сложные ситуации заставят нас обратиться внутрь себя.
Мы не можем разгадать все проблемы при помощи своего ума, надо отдать Богу эту ситуацию, или сдаться ей. Отбросить то, что мы думаем, чего хотим или не хотим, и придти в конце концов к исполнению закона: «Твоя воля, Господи, не моя…» И только тогда, когда мы не сопротивляемся жизненным проблемам, мы на своем опыте убеждаемся, что он — наш учитель, он лучше знает, что нам нужно, а что нет. Для нас наступает момент огромного облегчения. Мы прекращаем внутреннюю борьбу с самим собой. И тогда мы больше не устаем в жизни.
На самом деле этот урок мне был преподан давным — давно, 52 года назад, когда родилась моя вторая дочка. Во время ее рождения доктор учил меня, как нужно расслабляться, потому что я хотела, чтобы рождение прошло в естественных условиях, без анестезии и медикаментов. И мой друг рассказал мне одну вещь, которую я не поняла тогда в полной мере. «Не сопротивляйтесь боли, она увеличивается. Если вы расслабитесь и дадите возможность ей пройти мимо вас (сквозь вас), она будет сокращаться».
Моя дочка очень торопилась родиться, произошло все очень быстро, и я подумала, что мне больше нечего терять. Поэтому вместо того, чтобы сопротивляться боли во время схваток, я вспомнила слова доктора, и боль как бы прошла сквозь меня, фактически приняв все то, что происходило со мной. Боль была минимальная, и я поверила в этот метод, но я применяла его только к родам.
Мне и в голову не пришло, что этот метод можно применять к любому аспекту нашей жизни. А теперь, когда я обращаюсь к своему прошлому, я удивляюсь, как могла быть такой недалекой. А теперь мне представляется все очень ясным. Этот небольшой секрет можно применять каждый день.
Если мы сопротивляемся ситуациям, используя свою волю, то мы таким образом растрачиваем огромное количество энергии. Именно это сопротивление приводит к тому, что в нас появляется напряжение. А если мы себе скажем: «Пусть это все пройдет через меня, я не буду сопротивляться», посмотрим на эту проблему, как на урок жизни, и попросим помощи у Бога, все встанет на свои места.
Если мы будем применять способ, о котором я рассказала, мы можем сэкономить энергию, которую растрачиваем впустую, и будем меньше уставать. Но это очень трудно.
Нас воспитывали в духе соревнования друг с другом. Нам говорили: «Ты должен стать особенным, ты должен добиться успеха» особенно в школе или институте. Все это воспитание связано с нашим Эго. Оно усиливает наше Эго. А потом мы, оглядываясь в наше прошлое, удивляемся, почему у нас было столько срывов и неудач. Почему у нас был сердечный приступ, почему у нас были какие-то шоковые ситуации? Когда мы сопротивляемся каким-то жизненным ситуациям, Эго отражается на нашем здоровье. Мы не можем полностью расслабиться и сказать: «Твоя воля, Господи, не моя». Это воля нашего Свами, который внутри нас. Мы открываем ему двери, и он может войти и помочь нам.
И создается такое впечатление, что Бог очень долго стоял за этой дверью и ждал, когда она откроется, чтобы войти в нее.
Многие просто уверены в том, что они сами лучше знают, что им нужно. И зачастую получается так, что мы получаем то, что хотели, но не получаем удовлетворения от этого. Поэтому действительно мы можем доверять только внутреннему богу. Принимать то, что тебе дается, очень и очень трудно. Но если мы будем продвигаться как маленькие дети, маленькими шажками, к этой цели и будем постоянно помнить, что это нужно практиковать, то все чаще и чаще будут происходить удивительные изменения в нашей жизни. Прежде всего, вы перестанете сопротивляться, куда-то стремиться, бороться с самим собой. А с другой стороны, это не означает, что надо сидеть и ждать, когда придет Бог и все решит. Вы все знаете, что Баба наш очень часто говорит: «Вы — не грешники, вы — боги». И я никогда не забуду одно интервью, которое было у меня. Он пришел в комнату для интервью, посмотрел очень внимательно на всех нас и сказал: «Понимаете ли вы, что являетесь ходячими храмами?» Мы немного опешили. Он сказал: «Вы думаете, что вы — просто физическое тело, это неправильно. Это тело — просто храм или дом. На самом деле истинный обитатель этого дома — Бог». А потом он сказал, что на самом деле не существует качественной разницы между Бабой и нами. И опять мы посмотрели на него с удивлением, т.к. думали, что разница между ним и нами огромная. Он сказал, что разница лишь в том, что вы не знаете, что вы боги, а Свами знает это.
А потом он обратился ко мне, посмотрел на меня очень строго и серьезно и сказал: «А теперь, миссис Кристал, скажите громко: «Я — Бог». Я чувствовала себя ужасно. Потому что получила свое воспитание в католической церкви, и если бы дерзнула сказать чтолибо подобное в присутствии своей матери, я бы просто погибла. Свами опять посмотрел на меня и сказал:
— Повторяйте это, я же сказал Вам, повторяйте это. И я сказала:
— Свами, я не могу.
— Нет, говори!
Наконец, я набралась смелости и сказала очень тихо, шепотом: «Я — бог». Вы думаете, что это удовлетворило его? Нет! Он сказал: «Громче! Громче!». Он заставил повторить меня это шесть или семь раз и опять настаивал;
— Говори громче, громче!
До тех пор, пока мне не показалось, что я кричу. И он наконец-то добился своего. Это действительно важно. Особенно для России, для людей с христианским воспитанием. Обычно христианам говорят, что Иисус умер на кресте для того, чтобы расплатиться с нашими грехами. Когда я была маленькой, эти слова приводили меня в страшную депрессию. Я говорила себе:
«Это же несправедливо!» Как же можно ожидать от меня, чтобы у меня не было никаких слабостей и грехов? И совсем недавно, примерно год назад, мои внуки (моей внучке 23 года, а внуку 20 лет) не получили никакого религиозного воспитания и выросли в семье, где не пропагандировалось учение Бабы, поэтому у них не было никакой духовной программы. И когда внук попадал на христианское богослужение, ему было не по себе. Потому, что священник постоянно повторял, что мы такие счастливые только потому, что Иисус умер на кресте.
Поэтому надо всегда помнить слова Бабы: «Вы — не грешники, вы — Боги». Он делает все возможное для того, чтобы мы в конце концов осознали это. Я помню еще один случай. Свами вошел в комнату и был в очень хорошем настроении. Это можно было понять по его походке, он как бы пританцовывал. Он посмотрел на нас и сказал: — Между Свами и вами нет никакой разницы. И мы спросили, что он имеет в виду. И он ответил:
— Подумайте о своем истинном я, как будто это — лампочка, и у Свами тоже — внутри лампочка. Какая же разница? Разница только в том количестве света, которое излучает эта лампочка. Ваша 40, 60 или 100 вал, а лампочка Свами на 1000 и 10000 ватт. Но свет один и тот же. Электричество одно и то же. Поэтому никто из нас не лучше и не хуже…
Однажды Саи Баба подошел к нам со своей обвораживающей, удивительной улыбкой, и я уже знала, что за этой улыбкой последует нечто такое, что может нас шокировать. Потому что он очень любит нас удивлять.
— Знаете ли вы, что видит Свами, когда смотрит в ваши глаза! — спросил он. Я не знала, что ответить.
— Свами видит свое собственное отражение, потому что ваши глаза — это мое зеркало.
Когда мы вышли из комнаты для интервью, мы все смотрели друг другу в глаза, и на самом деле, каждый видел свое собственное отражение.
Поэтому для него все равны, Нет более ценных и менее ценных. Все, что имеет для него значение — это наше истинное божественно «Я».
Я на своем опыте иногда замечала, как он использует некоторых людей для того, чтобы дать им какой-то урок. …Это было очень давно: в нашей американской группе была одна женщина. У этой женщины были ужасные манеры и характер. Она иногда вдруг взрывалась. И многие подходили к нам и спрашивали, почему она ведет себя так неприлично. И в то время произошла такая кризисная ситуация. Этой женщине было позволено ездить вместе со Свами в одной машине. Это была последняя капля, многие не могли этого вынести. И они думали: «Как он может позволять ей такие милости? Может быть, он нас тоже возьмет к себе в машину?» Тогда я попросила Джека Хисела, который был президентом американской организации Саи, спросить у Свами, почему тот так нянчится с этой женщиной. Ведь это совершенно неприемлемо для молодежи, которая была с нами в группе. Джек сказал: «Я попробую задать этот вопрос».
На следующее утро Свами спустился из своей комнаты, прошел женскую сторону и пошел к мужчинам. И сказал: «Хислоп, у тебе ко мне вопрос? Задавай». Он спросил. И услышал в ответ:
— Свами делает это специально, чтобы всколыхнуть всю ревность, зависть, которая есть в людях. Некоторые даже не догадываются, что она у них есть. Поэтому, чтобы добиться своей цели, он использует иных людей, чтобы научить нас чемуто. Ему неважно, кого он использует, ему важно преподать нам урок.
Записала Любовь Колосюк.
Присылайте свой рассказ
Мы собираем рассказы очевидцев и путешественников в ашрам. Для многих рассказы — возможность прикоснуться к живому опыту общения со Свами, приблизиться к нему. Поделитесь своей историей, присылайте рассказ в редакцию сайта по почте mail@sathyasai.ru.
Поделитесь с друзьями