Духовность должна стать главной целью

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Международная конференция по севе, 23.07.2002

Несмотря на огромное богатство покой ускользает от человека;
Люди забывают человечность; Это истина, поведанная Саи.

Человек должен стремиться сегодня не к счастью. И даже не к несчастью. Фактически счастье и несчастье преходящи по своей природе. Долг человека — осознать божественность в единстве счастья и несчастья. Даже когда вы в восторге от перспективы счастья вы столкнётесь с несчастьем. Точно так же даже если вы подавлены горем, вас манит счастье. С древнейших времён великие мудрецы совершали усилия, чтобы подняться выше чувств несчастья и счастья. Они осознавали, что только во времена печали в человеке проявляется божественная природа. Гораздо больше чем счастье именно несчастье помогает человеку. «На Сукхаат лабхате Сукхам» (Счастье не происходит из счастья). Счастье возникает только из несчастья. Несчастье — основной источник счастья для человека. Мы должны приветствовать несчастье, точно так же как мы приветствуем счастье.

Не только в Индии, но и во всех странах мира детям и молодёжи предназначена важная роль. Денег количественно больше, чем товара, который на них можно купить. Если есть реальное богатство, то материальное мы сможем приобрести сколько угодно. Сегодня человек растрачивает свою жизнь в поисках сугубо материального богатства. Но в первую очередь человек должен обрести богатство Любви. При помощи богатства Любви можно получить всё остальное. Последние три дня на этой конференции делегатами, состоящими из молодёжи, людей среднего и пожилого возрастов, обсуждалось несколько проблем. В чём итог этих обсуждений? Какие бы книги не читать и какие бы садханы не делать, всё будет впустую, если человек не развивает в своём сердце чувства любви. Сегодня то, что человеку нужно осознать и понять, так это принцип Любви. Это и есть настоящая преданность. Сегодня в мире родители, дети и даже жена — все гонятся за материальным богатством. Редко кто желает обрести стабильную, бескорыстную и божественную любовь. Любви Бога не обрести при помощи богатства или при помощи образования, или посредством духовных практик, которые мы совершаем. Божественность можно достичь только отдав чистую, безусловную и бескорыстную любовь ради любви. Люди претерпевают сегодня столько трудностей, не понимая фундаментальной природы этой чистой Любви. Их заботит только мирской и физический аспект любви. Никто не может достичь божественности, кроме как при помощи любви. Если достигнута божественность, то достигнуто всё остальное; если божественность не достигнута, то всё остальное впустую. Но человек не прикладывает никаких усилий, чтобы понять эту истину. Люди думают, что материальное богатство — это самое главное, что нужно достигнуть, и прикладывают различного рода усилия, чтобы его обрести.

Воплощения Любви!

Стремитесь обрести Любовь; пытайтесь достичь Любовь. Любовь — ваша настоящая собственность. Осознайте эту истину. Нет другого качества, превыше и ценнее Любви. Даже если такое качество существует, оно не имеет реальной ценности для цели жизни. Поэтому пытайтесь распознать любовь, проявляющуюся в каждом человеке. Только тогда вы поймёте свою собственную истинную природу. Все индийские ведантические тексты призывают человека понять свою реальную природу. Вы не это тело. Вы не этот ум. Вы не интеллект. Вы должны достичь того, из чего всё это произошло. Предположим, вы хотите гхи (топлёное масло). Из чего его производят? Из молока. Из молока получают простоквашу, из простокваши масло, а из масла гхи. Поэтому если вы доберётесь до источника, а именно молока, вы сможете быть счастливым.

Воплощения Любви!

Вы не тело, не ум, не интеллект, не чувства и не внутренние инструменты (Антахкарана), а источник всего этого. Поэтому вы не должны растрачивать своё время в поисках всякого рода материальной собственности.

Сегодня члены Сатья Саи Организации совершают различного рода духовные практики, или садханы. Но это настоящие духовные практики или иллюзорные? Нет, это не настоящие духовные практики. Они кажутся реальными какое-то время и позднее от них отказываются. Вы начинаете делать джапу (повторение имени Бога) в качестве садханы и продолжаете её какое-то время. Затем вы отказываетесь от джапы и переходите на дхьяну (медитацию). Даже эта дхьяна только до тех пор, пока вы не достигните объекта медитации. Когда он достигнут, она уже теряет свою цель. Тем самым все садханы, которые вы совершаете, временны по своей природе. Нашей целью не должно быть достижение временных результатов при помощи временных садхан. Мы должны пытаться достичь того, что перманентно, истинно, вечно, чисто и относится к вечному счастью. «Сарвадаа Сарвакаалешу Сарватра Харичинтанам». Всегда, всё время и везде мы должны проводить наше время в постоянном созерцании Бога. Это должны стать самим дыханием нашей жизни и быть настолько же естественным, как вдох и выдох. Это и есть «Сохам Таттва.» Это постоянное созерцание Сохам Таттвы и есть настоящая садхана. Откуда происходит «Сохам»? Из исследования «Кохам» (Кто я)? Результатом этого исследования является «Сохам». Ваша садхана принесёт свои плоды, только когда вы осознаете эту вечную истину.

Сегодня мы строим здание своей жизни на мыльном пузыре. Мы не знаем, в какой момент он лопнет. Человеческая природа должна покоится на вечной истине, а не на таких кратковременных образованиях. Человеческая жизнь становится сегодня всё более и более неопределённой. Ади Шанкара описал тот же самый момент в знаменитой Шлоке Бхаджаговинда:

«Маа Куру Дхана Джана Яввана Гарвам
Харити Нимешаат Каалассарвам»

(О человек! Не гордись богатством, семьёй, друзьями и удалью молодости; время уничтожит всё в мгновение ока).

В этом мире нет ничего вечного. Зачем тогда мы должны рассчитывать на столь непостоянные вещи? Вечна только Атма. Это также называется Брахман. Брахман — это Божественность. Эта Брахма Таттва называется также «Брихат». «Ахам» — это Атма Таттва, исходящая из «Брихат». Это то, что истинно и вечно. Мы должны поэтому прикладывать усилия, чтобы понять истинную и вечные Ахам Таттву. Эти три термина кажутся различными. Но на самом деле внутренний смысл всех трёх терминов один и тот же. Эта чистая и безупречная Брахма Таттва постоянно с нами, независимо от того, пребываем ли мы в состоянии бодрствования, сновидения или глубокого сна. Тот Брахман — это Божественность в человеческой форме. И эта божественность в вас, прямо сейчас. На самом деле вы и есть эта Брахма Таттва и ничто другое. Поэтому бесполезно искать Бога в каких то дальних странах. Бог в вас, с вами, над вами, под вами и везде. Зачем искать столь вездесущую божественность где-то ещё?

Человек сегодня растрачивает свою драгоценную жизнь в преследовании физических, мирских и искусственных желаний. Жизнь человека полна сегодня эгоизма и своекорыстия. Вместе они уничтожают человеческую природу. Некоторые люди спрашивают: «Как мы можем жить в этом мире без своекорыстия?» Но, позвольте Мне сказать вам, это не тот образ жизни, который вы должны вести. Вы заблуждаетесь, если думаете, что помогаете и служите обществу. На самом деле вы вредите обществу своим своекорыстием. Я говорил вам в один из предыдущих дней, что духовность должна идти первой, затем общество, а затем индивидуум. Единство этих трёх понятий образует имя SAI. Человек должен относится поэтому к духовности как к своей главной цели. Общество станет ближе, только когда обретена эта главная цель. Когда вы достигните уровня общества, тогда должно начаться исследование «Кто я?» Вы сможете понять общество, только когда вы осознаете себя. Когда вы тем самым поймёте общество, вы сможете осознать Божественность в форме общества. Поэтому вначале пытайтесь понять свою собственную природу.

Воплощения Любви!

Вы не способны понять духовность должным образом. Нет сомнений, что вам требуется в первую очередь пища для тела. Но вы должны позаботиться о том, что вы потребляли пищу, способствующую вашему духовному развитию. Те, кто хотят достичь божественности, не должны прикасаться ни к чему нечистому. Вы всегда должны принимать чистую и сатвическую пищу, такую как овощи, зелень и т. д. Вы никогда не должны принимать нечистые продукты, такие как мясо, яйца и т. д. Также вы должны совершенно воздерживаться от алкогольных напитков и наркотиков. От потребления подобной продукции ваши органы чувств будут парализованы. Алкоголь совершенно не способствует духовным практикам. В духовных практиках нужно достичь экстатического состояния естественным путём, а не искуственными методами, такими как наркотики и алкоголь. Всё, что относится к Божественности, происходит в естественном процессе. Именно это подчёркивал мудрец Нарада, сказав: «Тхрипто Бхавати, Матто Бхавати» (стать полностью удовлетворённым, экстатичным и т. д.). Мы должны утонуть в Божественной интоксикации, а не искусственной интоксикации, вызванной алкоголем и наркотиками. От потребления мяса и опьяняющих напитков человеческая природа трансформируется в демоническую. Определённые виды пищи и лекарств содержат ингредиенты, вызывающие интоксикацию. Даже если это лекарства, мы не должны их принимать. Ни при каких обстоятельствах вы не должны принимать подобную опьяняющую пищу и лекарства.

Воплощения Любви!

Вы выполняете множество духовных практик. Некоторые люди потребляют молоко и молочные продукты, полагая, что они относятся к Сатвической пище. Строго говоря, они не полностью сатвические. Даже в этих пищевых продуктах есть некоторые опьяняющие ингредиенты. Поэтому мы должны потреблять их в ограниченных количествах. Вся еда, которую мы потребляем, должна соответствовать определённому временному режиму, стандартам и ограничениям. Когда мы голодны, мы не должны есть досыта. Мы должны прекратить есть, даже если чувствуем, что съели бы ещё. Если мы едим досыта, то начинается тамогуна (лень и дремота). Мы не должны допускать подобную тамогуну.

Вы совершаете духовную практику. Но осознанно или неосознанно в эту духовную практику проникают некоторые ошибки. Вы сидите в медитации (дхьяне). Вы думаете, что медитация — это установление концентрации. Нет, концентрация — это не медитация. В нашей повседневной жизни мы делаем многие вещи при помощи концентрации. Но они не образуют медитацию. Некоторые люди думают, что духовная практика — это сидение в молчании, и что это что-то великое. Это неправильно. Во время медитации наше тело может двигаться и ум колебаться. Но именно из этого неустойчивого ума мы должны выработать непоколебимый, устойчивый ум. Это и есть настоящая медитация. Мы должны выработать твёрдое убеждение, что мы — истинная и вечная Атма Таттва. Медитация становится настоящей медитацией, только когда достигнута эта стадия. Вы не должны начинать свою духовную практику с ощущения, что Бог где-то в отдалённом месте, и что вы хотите, чтобы Он воцарился в храме вашего сердца. В первую очередь развивайте твёрдое убеждение, что Божественность находится внутри вас. Вы должны осознать свою собственную божественную природу. Не только это, вы должны заставить так же и других осознать вашу божественную природу. Сегодня все духовные практики подобны шпагам, которыми актёры машут на сцене. Они используются только для того, чтобы что-то изображать, а не в реальной жизни. Мы должны постепенно освобождаться от нашей иллюзии. Есть несколько различных типов медитаций, таких как Санкальпа Дхьяна, Стхира Дхьяна, Читта Дхьяна и т. д.

Воплощения Любви!

Осознанно или неосознанно, но вы делаете духовную практику, основанную на том, что вы считаете правильным. Если вы хотите знать, что такое медитация в её истинном смысле, спросите у Меня. Я объясню вам. На самом деле вам не нужна никакая духовная практика. Делайте то, что Я сказал; вы получите результаты мгновенно. Божественность — это то, что появится прямо перед вами из Своей милости. Её нельзя достичь при помощи скрупулезных практик. Каждый делает садхану, привязывая себя к определённым формам. В процессе он пытается установить славу своей собственной формы. Это неправильно. Вы должны забыть свою собственную форму и потерять своё сознание в божественности. Какой смысл делать медитацию, всё время концентрируясь на своей собственной форме? Когда кто-либо спрашивает, вы говорите, что делаете медитацию. Откуда вы знаете, что вы делаете медитацию, если на самом деле ваше телесное сознание потеряно в медитации? Это означает, что это не настоящая медитация. Медитация — это то, в чём в забываете самого себя; вы развиваете чистоту сознания и устанавливаете вечность вашей Атма Таттвы. Без этого медитация будет пустой тратой времени и обманом.

Воплощения Любви!

Вырабатывайте чистую и святую любовь. Вы бегаете за старцами, садхаками и гуру и пытаетесь быть их последователями. Это не гурутатва. Концентрируйтесь на чувстве божественности, которая уже установлена в вашем сердце. Не меняйте то и дело свой ум. Пусть он будет твёрдо направлен на вашу цель.

Будда следовал тому же самому принципу. Сначала он отправился на поиски божественности. Он бродил по некоторым местам. Но он не смог обрести успеха в своих усилиях. Ананда, его двоюродный брат, увидел его состояние и спросил его, почему он бродит здесь и там. Тогда неожиданно Будда осознал, что всё время следовал своей Манасика Таттве (ментальным импульсам), которая не вечна и скоротечна. Он решил поэтому не следовать уму. Он немедленно начал от всего сердца концентрироваться на божественности и достиг Нирваны (освобождения от зависимости). Из этого примера ясно, что не нужно надеяться на свой ум, который плетёт фантазии. Забудьте ум, прочно установите божественность в своём сердце и в конечном итоге растворитесь в этой божественности. Это и есть настоящая нирвана.

В чём заключается природа человеческого тела? Оно состоит из пяти элементов. Оно не реально, не вечно и тленно по своей природе. Если вы делаете медитацию, придерживаясь телесной привязанности, то как она может быть плодотворной? Как она может привести вас к вашей цели? Поэтому вы должны забыть иллюзию тела (Деха Бхранти). Растворитесь в божественности при помощи привязанности к Атме (Атмабхимана). Это и есть настоящая медитация. Это настоящая тьяга (отречение или непривязанность). Это и есть настоящая бхога. Эта бхога является Анандой (блаженством).

Всегда следуйте принципу «Сатьям Бруят, Приям Бруят, На Бруят, Сатьям Априям» (всегда говори истину; говори истину приятным образом; не говори неприемлемых истин). Только тогда вы сможете достичь Нирваны. Некоторые люди стремятся получить освобождение. Освобождения нельзя достичь при помощи духовных практик, имеющих временную природу. Оно может быть достигнуто путём постоянного созерцания божественности, в полном забвении ума. Это и есть настоящая Нирвана. Если вы видите только ум, куда бы вы не взглянули, то как вы сможете достичь Нирваны? Нирваны может достичь только тот, кто забудет ум.

Воплощения Любви!

Я полагаю, вы никогда ещё не совершали подобную великую садхану. Не переживайте; мы займёмся ею позже. В первую очередь начните ваше созерцание божественности в состоянии чистой любви. Только тогда вы сможете обрести духовную силу. Даже Пандавы начали свою духовные поиски, отдавая первый приоритет Богу, затем шли «мы», а в последнюю очередь было «я». В духовной литературе каждая буква и каждое слово несёт свой тонкий смысл. Вы должны пытаться понять эти тонкие значения и вести себя соответственно. Не нужно совершать духовные практики ради достижения эфемерных и непеременчивых вещей. Пытайтесь достичь божественности при помощи любви. Выполняйте всю свою садхану с чистой любовью. Только тогда она принесёт плоды.

Воплощения Любви!

Завтра Гуру Пурнима. Можно затратить любое количество времени, чтобы объяснить важность и значение Гуру Пурнимы. В день Гуру Пурнима гуру приходит как Пурнима (полная луна). Если вы забудете гурутатву (реальную природу гуру), то все ваши садханы будут бесполезны. Сегодня мы полностью забываем гурутатву. Это большая ошибка. Держите неотъемлемую природу гуру в своём сердце и делайте свою духовную практику, чтобы раствориться в Божественности. Поэтому завтра мы попытаемся понять значение Гуру Пурнимы.

Поделитесь с друзьями