Рамаяна — идеал для каждой семьи

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Курс лекций по индийской культуре и духовности «Летние ливни в Бриндаване»
18 мая 2002 г, вечерняя лекция в мандире

«Никто не любит того, у кого есть эго;
Тот, кто проявляет гнев, перестаёт различать;
Тот, у кого чрезмерные желания, не может управлять своим умом;
Жадный человек не может вкусить счастья».

Воплощения божественной любви!

Пока у человека есть эго, никто не будет любить его. Даже его собственная жена и дети будут сторониться его. Когда гнев извергается из человека, он утрачивает способность к различению. Чрезмерные желания приводят его к утрате контроля над своим умом. В тот день, когда человек расстанется с жадностью, он начнёт наслаждаться счастьем.

Сегодняшняя беседа по Рамаяне очень понравится женщинам. Итак, Рама и Лакшмана наряду с Вишвамитрой достигли Митхилы. После того, как Рама сломал лук Господа Шивы, Джанака послал приглашение Дашаратхе, прося его прибыть в Митхилу. Это подразумевало, что у Рамы и Лакшманы было четыре дня в их распоряжении. Когда до прибытия их родителей и братьев оставался всего один день, Лакшмана пришёл к мудрецу Вишвамитре и сказал: «Учитель, мои родители и братья прибудут завтра. Если ты разрешишь, в этот последний остающийся день мы бы хотели посмотреть на город Митхилу». Мудрец Вишвамитра дал своё разрешение.

Вскоре Рама и Лакшмана уже шли по улицам Митхилы. Пристальные взгляды всех горожан были обращены на двух царевичей, как если бы они были сильнейшим магнитом. Даже женщины, работавшие внутри своих домов, вышли, чтобы взглянуть на двух мальчиков. Дети из школы также прибежали, мчась во весь дух. Все пристально смотрели на двух братьев, будучи не в силах даже моргнуть глазами. Они задавались вопросом: «О, какой небесной красотой обладают эти мальчики. Они сияют подобно солнцу и луне. Откуда они пришли? Для чего они пришли? Кто они?» Так они продолжали задаваться этими вопросами, но ни один из них не знал ответы.

Наконец появилась одна молодая домохозяйка и сообщила собравшимся женщинам следующее: «Моё место рождения — город Айодхья. Так как мой муж из Митхилы, то теперь я проживаю здесь. Эти прекрасные мальчики — сыновья императора Дашаратхи. Они чрезвычайно красивы, и их зовут Рама и Лакшмана. Даже в Айодхье везде, где бы они ни появлялись, они сразу же привлекали всеобщее внимание». Так женщина дала подробное описание столь привлекательных царевичей.

Тем временем, хоть они и были центром всеобщего внимания, Рама и Лакшмана шли, не поднимая свои головы. Они наслаждались своей прогулкой, в то время как их головы были склонёнными вниз. Некоторые женщины, чтобы привлечь внимание царевичей, бросали цветы на их пути, надеясь на то, что по крайней мере тогда царевичи посмотрят на них. Они делали всё возможное, чтобы поймать взгляд Рамы и Лакшманы. Некоторые даже делали руками священный ритуал арати. Однако царевичи оставались незатронутыми и не смотрели ни на кого. Такое священное видение было у молодёжи тех дней. В том молодом возрасте ни один из них никогда не смотрел на женщин.

Рама и Лакшмана завершили свою прогулку и вернулись в свой дворец. Тем временем уже прибыли их родители и братья. Когда четверо братьев собрались, они сияли подобно луне среди звёзд. Жители Митхилы были поражены красотой, походкой и взглядами четырёх братьев. На следующий день был намечен показ лука Господа Шивы. По этому случае было организовано большое празднество. Рама пришёл на собрание вместе со своими братьями. В зале также было несколько других могущественных царей и императоров. Когда Сунетра, жена царя Джанаки, стояла за занавесом и смотрела оттуда на собравшихся, у неё появились следующие мысли: «Так много красивых и отважных молодых царевичей собрались здесь. Не будет ли лучше выбрать кого-нибудь из них, выдать замуж моих дочерей за них и быстро исполнить тем самым свои обязанности? Зачем императору необходимо усложнять этот вопрос, объявляя, что только тот, кто cогнёт лук Господа Шивы, станет подходящим женихом? Несколько героических личностей уже делали попытки в прошлом и потерпели неудачу. Смогут ли достичь успеха эти молодые люди, собравшиеся здесь? Как их юные тела выдержат тяжесть неподъёмного лука?» Она была очень взволнована этой проблемой и обсуждала её со своими собеседниками.

Её опасения подтвердились, когда никто из собравшихся не смог даже поднять лук. Наконец мудрец Вишвамитра разрешил Раме поднять лук. Рама подошёл к ящику, в котором хранился лук, и открыл крышку. В тот момент, когда Он сделал это, внезапно вздрогнула земля и всё пространство вокруг, поколебав всех и каждого. И тогда Лакшмана встал и одной ногой твёрдо нажал на землю. Даже Вишвамитра не знал, зачем Лакшмана сделал это. Он спросил: «Лакшмана, что происходит? Что ты делаешь?» Лакшмана смиренно склонил голову и сказал: «Это та помощь, которую я должен оказать моему старшему брату». Лакшмана имел в виду, что, когда Рама поднял лук, произошёл наклон земной оси из-за изменения баланса веса. Нажав на землю, Лакшмана сбалансировал этот сдвиг.

Какая любовь была у братьев друг к другу! Когда они однажды играли вместе, рыдающий Бхарата пришёл к Каушалье и упал ей на колени. Каушалья нежно спросила: «Дитя, почему ты плачешь? Не отругал ли тебя твой старший брат? Не поссорился ли ты с братьями?» Так она пыталась выяснить причину печали Бхараты. Он ответил: «Мать, ни у кого из моих братьев нет даже и мысли отругать меня или поссориться со мной. Все они очень сильно любят меня. Но, чтобы обеспечить мне победу, несмотря на все мои усилия, Рама всегда проигрывает. Он всегда хочет, чтобы я победил». Младшие братья должны выигрывать, и, поэтому, Рама преднамеренно проигрывает. Это всегда было целью Рамы. Каждый брат следовал этому и стремился обеспечить выигрыш другим братьям. Рама знал, что если его братья победят и будут счастливы, то Он также будет счастлив. Таким образом, Рама создавал Себе много хлопот только для того, чтобы быть уверенным, что с Его младшими братьями всё благополучно.

Когда Рама вынул священный лук Господа Шивы из ящика, надел тетиву на лук и натянул её, раздался раскат грома. Никто не мог понять того, как мальчик столь юного возраста смог выполнить такую грандиозную задачу. Лук не мог бы быть поднят, даже если бы тысяча людей попыталась сделать это. Несколько слонов потребовалось, чтобы притащить ящик в зал. Как Раме удалось поднять столь тяжёлый лук? Как Он смог натянуть на него тетиву? Новости об этом дивном подвиге распространились по всей Митхиле и произвели сенсацию.

Джанака занялся приготовлениями свадьбы его дочери и Рамы. Кушадваджа был братом Джанаки. У него было две дочери — Мандави и Шрутакирти. У царя Джанаки также имелась ещё одна дочь — Урмила. Когда происходили приготовления к брачной церемонии, мудрец Васиштха пришёл к Джанаке и сказал: «O, царь! Здесь собрались четверо великолепных юношей, сияющих подобно самому солнцу. Все они — отважные и героические. Затем Васиштха обратился к Кушадвадже и предложил, чтобы две его дочери были выданы замуж за Бхарату и Шатругну. Кушадваджа сразу же согласился. У Джанаки выступили слёзы радости на глазах, когда он увидел, как разворачиваются события, и он был готов выдать свою вторую дочь Урмилу за Лакшману.

Итак, невесты и женихи были приготовлены и приглашены на сцену. Когда все они сидели на сцене, то, казалось, они освещали собой весь город Митхилу. Собравшиеся женщины испытывали безграничное волнение и трепет. Они благодарили свою счастливую судьбу за то, что они смогли стать свидетелями свадьбы не только Ситы, но и всех четырёх царевен.

Это — божественная воля. Если Бог желает того, Он может сделать всё. Кто может сделать то, что делает Бог? Кто может обладать тем, что есть у Бога? Один только Бог — вечный свидетель. Одна только Его воля может выполнить всё.

Свадьба продолжалась. Но четверо братьев не поднимали свои головы и ни на кого не смотрели. С другой стороны, в наше время беседы и фривольное поведение начинаются задолго до брака! Но здесь невесты и женихи сидели со склонёнными вниз в смирении и скромности головами в течение всей церемонии. Они выполняли предписания священника, не поднимая свои головы. Я рассказываю вам обо всём этом для того, чтобы наглядно показать высокий уровень дисциплины и преданности идеалам, который имел место в те дни. Джанака стоял около Рамы и приготовился отдать невесту. Он предложил Ему руку Ситы и сказал: «Рама, вот моя дочь, Сита». Но Рама не взглянул на Ситу, несмотря на настойчивые просьбы Джанаки. Причина этого была в том, что, согласно традиции тех дней, женщина становится женой только тогда, когда священная мангаласутра будет завязана вокруг её шеи. До тех пор невеста и жених, как ожидалось, не будут смотреть друг на друга. Такова была та строгая дисциплина, которая поддерживалась в те дни. Такая дисциплина никогда не появится ни сегодня, ни завтра. Никто не сможет установить такие же идеалы и никто не сможет соответствовать тем идеалам, которые были установлены четырьмя братьями.

Свадебная церемония подходила к концу. Теперь наступало время для гирляндной церемонии. Невесты ждали с гирляндами в руках, равно как и женихи. Три брата приступали к выполнению своих задач только после того, как Рама начинал делать это первым. Родители также ждали позади детей. Они поднялись на сцену к Раме и попросили Его поместить гирлянду вокруг шеи Ситы, чтобы другие братья также могли сделать то же самое. Рама сделал это, и все братья последовали Его примеру. Теперь была очередь невест. Сита ждала с гирляндой в своих руках. Время шло, но Рама не склонял Свою голову! Его доблесть и достоинство позволили Ему поднять, согнуть и сломать могущественный лук Господа Шивы. Поэтому Он отказывался cклонять Свою голову, чтобы сохранить Свою собственную честь. Он продолжал стоять.

Рама был высоким, широкоплечим и отважным. Несмотря на свой молодой возраст, все братья были высокими и физически сильными. Длинная пауза заставила людей начать перешёптываться между собой. Они задавались вопросом о том, почему Рама отказывается склонить Свою голову. Рама также не стремился к тому, чтобы оставаться в такой ситуации. Он посмотрел на Лакшману и подал почти незаметный знак. Четыре брата всегда были настороже. Это было изображено в песне Тьягараджи.

«Смогла бы обезьяна пересечь океан?
Разве можно связать Тебя верёвкой?
Поклонялась бы Тебе богиня Лакшми?
С готовностью служил бы Тебе Лакшмана?
Простирался бы в поклонении перед Тобой в высшей степени разумный Бхарата?
О, воистину, насколько велико могущество Господа Рамы!»

Лакшмана был воплощением Адишеши — небесного змея, который обладает достаточной силой, чтобы нести весь мир на своих кольцах. Он уловил знак Рамы и понял, что Рама хотел, чтобы он приподнял ту часть земли, где стояла Сита. С одинаково еле заметным качанием Своей головы Он показал, что этот план бросит вызов законам природы, и, следовательно, он не пригоден для выполнения. Если бы Сита была поднята, то были бы подняты и все остальные! Рама снова дал знак Лакшмане придумать что-нибудь, чтобы выйти из этой тупиковой ситуации. И тогда Лакшмане пришла в голову одна идея. Он внезапно подбежал к Раме и упал к Его ногам; он оставался в этом положении, не вставая. Рама был вынужден наклониться и поднять Лакшману, державшегося за стопы Рамы. Не упустив этот шанс, Сита сразу же поместила свою гирлянду на шею Рамы. Как только Сита одела гирлянду на Раму, другие сёстры также стали одевать гирлянды на своих женихов. Этот случай наглядно демонстрирует возвышенный, дисциплинированный и благородный стиль исполнения обязанностей и поведения братьев.

Вскоре свадебная церемония была завершена, и её участники вернулись в Айодхью. Они были встречены с большой любовью и весёлым оживлением. Мы должны принимать во внимание достоинства не только четырёх братьев. Характеры Ситы, Урмилы, Мандави и Шрутакирти также должны быть обсуждены и исследованы. Они также были в высшей степени добродетельными. Они вышли из семьи с хорошей репутацией и доброй славой. Царь Джанака был известен как тот, кто обуздал свои чувства. Он имел большой опыт по части карма-йоги. Он был общепризнанным экспертом в джнана-йоге. Дочери из такого семейства не могут быть обычными смертными. Предписание отправиться в изгнание было дано одному только Раме. Но Сита не была согласна с этим. Тем временем Рама пришёл к Своей матери. Она была подавлена, когда получила грустное известие об изгнании её сына вместо радостных новостей о Его коронации. «Сын, Ты просто повинуешься команде Своего отца и уходишь в лесную чащу. А как же пожелания Твоей матери? Я — „ардханги“ Твоего отца — его лучшая половина. Какое значение имеют для Тебя слова этой половины? Я также отправлюсь с Тобой в лес», — сказала она. Тогда Рама дал ей следующее наставление: «Мать! Муж — воистину твой Бог. Нет никакого другого божества выше него. Он теперь в преклонном возрасте. К тому же, это печальное положение дел ещё больше сокрушило его. Будет неправильно, если ты бросишь его сейчас, в такой ситуации. Ты должна служить ему и поддерживать его. Утешай его. Придавай ему силу и храбрость выдержать эту боль». Таким образом Рама отговорил Свою мать от того, чтобы она последовала за Ним в лес.

Сита слышала всё это. Когда Рама вернулся во дворец, чтобы облачиться в одежды цвета охры (красновато-жёлтый цвет), она также стала одевать их, указывая на своё желание последовать за Рамой в лес. Рама настоятельно запретил ей делать это. Мягким тоном она напомнила Ему: «Повелитель! Разве для Твоей матери и для меня существуют разные наборы моральных заповедей? Разве кодекс поведения не одинаков для всех женатых женщин? Разве не входит в обязанности хорошей жены делать своего мужа счастливым? Она должна заботиться о его благополучии. Разве на мне не лежит ответственность поступать так же? Следовательно, я не буду повиноваться Твоему запрету и отправлюсь вместе с Тобой в лес».

Урмила была прекрасным художником. Она находилась в своей комнате, рисуя сцену свадьбы Рамы и Ситы, которую она хотела послать своему отцу. В этот момент в комнату вошёл Лакшмана. Он был очень разгневан. Рама не соглашался на его просьбы и собирался повиноваться распоряжениям Кайкейи. Он позвал Урмилу и сообщил ей, что он уходит в лес. Потрясённая драматическим поворотом событий, Урмила спешно вскочила и, в этот момент, случайно свалила холст и пролила на него краски. Она запричитала: «Увы! Эта прекрасная картина свадебной сцены Шри Рамы теперь полностью испорчена». Лакшмана сказал: «Урмила! Я ответственен за порчу твоей картины. Кайкейи ответственна за крушение коронации Рамы как императора. Сегодня мы оба причиняли только вред другим. Теперь я ухожу». И тогда проявились храбрость и сила характера Урмилы. Лакшмана уже сообщил ей, что Сита также будет сопровождать Раму в лесу. Урмила была охвачена трепетом, зная, что её сестра будет сопровождать Раму и служить Ему. Но она не настаивала на своём следовании за Лакшманой. Наоборот, она сказала Лакшмане: «Повелитель! Я знаю, что ты уходишь в лес с единственной целью служить Сите и Раме. Пусть же ни одно препятствие не встанет у тебя на пути, чтобы ты мог успешно выполнять это служение. Ты должен проводить свои дни и ночи в верном служении Раме и Сите. Тебе не нужно волноваться о моём благополучии или даже думать обо мне. Никогда не беспокойся о том, что тебя нет рядом со мной в Айодхье, чтобы заботиться обо мне. Забудь саму Айодхью, потому что впредь лес — твоя Айодхья. Без тебя эта Айодхья — лес. Следовательно, не позволяй себе ни в коей мере беспокоиться обо мне. Со своей стороны, я буду с радостью размышлять о тебе и проводить своё время здесь». Так Урмила придала огромную храбрость своему мужу. Она также предвидела возможность того, что если Лакшмана будет думать о ней, то это всякий раз будет мешать его служению Раме и Сите. Поэтому ей удалось заставить своего мужа дать обещание, что он не будет даже думать о ней в течение этого четырнадцатилетнего изгнания. Она предположила: «В лесу Рама будет твоим отцом, а Сита — твоей матерью. Искреннее служение им должно быть твоей первоочередной заботой. Поэтому забудь всех нас, кто остаётся здесь». Таково было то обещание, которое она взяла с Лакшманы, и радостно отослала его в лес. Каушалья могла быть слегка огорчённой, но только не Урмила. Это — признак идеальной невестки. Она всегда должна вдохновлять своего мужа, придавая ему необходимую силу и храбрость. Домохозяйка также называется «грихалакшми» и «дхармапатни». Урмила исполняла свои обязанности как дхармапатни, вдохновляя Лакшману следовать по пути праведности.

Бхарата, Шатругна, Мандави и Шрутакирти отсутствовали, когда происходили все эти события. Они были далеко от Айодхьи на празднике в царстве Кайкейи. Каушалья, мать Рамы, была крайне встревожена и расстроена поворотом событий. В этот момент в полной мере проявили себя благородные качества Сумитры. Каково было её имя, таков был и её характер. Она была воистину хорошим другом. У неё было чистое сердце. Она не рыдала по поводу случившегося. Вместо этого она с радостью утешала Каушалью следующим образом: «Сестра, почему ты такая печальная? С Рамой, Который воплотился для спасения человечества, никогда не сможет случиться чего-либо плохого. Если ты обеспокоена его физическим благоденствием, то мой сын Лакшмана так или иначе всегда собирается быть вместе с Рамой. Он будет сопровождать Раму и помогать Ему. Ты ни в коей мере не должна позволять себе быть охваченной страхом или беспокойством». И, всё же, Каушалья была той женщиной, которая выносила и родила Раму. И, поэтому, её боль из-за Его изгнания была огромной. В этой связи благородный и ободряющий совет Сумитры Каушалье был в высшей степени достоин похвалы. Однако, когда заходит речь об эпической Рамаяне, почти никто не обсуждает эти благородные качества Сумитры. Далее она сказала Каушалье: «Вся эта драма — всеобъемлющий план Бога. Ни ты, ни я не сможем ни добавить, ни изменить что-либо в нём. Ради блага всего мира и установления дхармы Бог претворяет в жизнь эту миссию. Поэтому, сестра, не горюй. Твои слёзы во время отъезда наших сыновей только покажутся им зловещим предзнаменованием. С весельем и радостью благослови их и отправь их в лес». Так Сумитра поддерживала Каушалью и наделяла её большой храбростью. Вскоре царевичи и Сита уехали.

Тем временем к Дашаратхе вернулось его сознание, и он вспомнил всё. Крайне взволнованный, он помчался на улицу, крича: «Рама, Ты уходишь? Нет, нет! Пожалуйста, подожди!» Сумантра был колесничим. Дашаратха умолял: «О Сумантра! Остановись! Задержись на мгновение! Позволь мне хотя бы ещё разок взглянуть на моего Раму!» Рама не просил Сумантру ни останавливаться, ни двигаться. Он просто велел ему исполнять его обязанности. Несколько учёных (пандитов) заявили в этом месте, что Рама попросил Сумантру произнести ложь и сказать, что он не слышал просьбы царя остановиться. Напротив, Он хранил молчание. В таких вопросах следования принципам закона и дисциплине и Рама, и Лакшмана были очень строгими. Они — те идеалы, которым необходимо следовать, когда речь заходит о достижении победы и повиновении предписаниям родителей.

Лакшмана жил в лесу вместе с Ситой и Рамой в течение четырнадцати лет. И, тем не менее, он ни единого раза не поднял свою голову, чтобы взглянуть на лицо Ситы. Когда Сугрива и Рама встретились и разговаривали на горе Ришьямука, то принесли узелок, в котором находились все драгоценности Ситы. Она сбросила этот узелок на землю, когда Равана быстро увозил её по воздушному пути на Ланку. Сугрива сохранил этот узелок, так как он не знал, кому принадлежали драгоценности. Теперь же, когда Сугрива беседовал с Рамой и Лакшманой, он открыл узелок и показал драгоценности Раме. Он спросил, принадлежали ли они матери Сите, или же это какие-нибудь демоны случайно уронили их. Рама исследовал все драгоценности, но не смог узнать ни одну из них. В настоящее время в семье лежит наготове полный список драгоценностей жены, наряду с историей их появления и описанием их внешней формы! Рама передал драгоценности Лакшмане и попросил его определить, принадлежали ли они Сите. Из всех драгоценностей Лакшмана узнал как принадлежащие Сите только ножные браслеты. Рама спросил: «На каком основании ты утверждаешь это?» Лакшмана ответил: «Каждый день после своего омовения я совершал ритуал приветствия стоп моей матери Ситы. И, поэтому, я знаю, как выглядят её ножные браслеты». Какие благородные идеалы! В течение четырнадцати лет они были вместе в одной хижине, и, всё же, Лакшмана никогда не смотрел на лицо Ситы.

Так как они обладали таким благородным характером, они были благословлены тем, что описывается как «лаванья». Санскритское слово «лаванья» означает «добрая репутация», или «красота характера». Сегодня это слово используется просто как имя. Фактически же оно означает чистоту, полученную благодаря строгой дисциплине и характеру.

Таков был возвышенный уровень тех идеалов, которые были установлены Рамой и Лакшманой. Тем временем Дашаратха, будучи не в силах переносить агонию разлуки с Рамой, покинул свою смертную оболочку. В результате встал вопрос о том, кто совершит над ним погребальные обряды. Рама и Лакшмана, находясь в изгнании, были уже далеко. Бхарата и Шатругна были в доме их дяди по материнской линии в царстве Кайкейи. Чтобы достичь Айодхьи, им требовалось по крайней мере десять дней. Поэтому Васиштха, Вишвамитра и другие мудрецы решили, что тело нужно набальзамировать и сохранить в масле. В те дни не существовало ничего похожего на услуги моргов или услуги по замораживанию тела. Так тело Дашаратхи пребывало в течение четырнадцати дней.

Бхарата и Шатругна прибыли. Шатругна — ещё один пример для подражания, приведённый в Рамаяне. Он был похож на Лакшману во всех отношениях. В то время как Шатругна всегда служил Бхарате, Лакшмана посвятил себя служению Господу Раме. Таким образом, близнецы провели свои жизни в служении своим старшим братьям. Бхарата всегда полагался на мудрость и суждение Шатругны. Соответствуя своему имени, Шатругна был тем, кто обладает огромной силой и доблестью, кто уничтожил своих врагов. Когда возникала необходимость разгромить неприятеля, никто не мог превзойти его в этом деле. Его присутствие позволяло Раме, Лакшмане и Бхарате чувствовать себя в безопасности. Шатругна был тем, кто никогда не болтал. Даже Лакшмана мог обсуждать и иногда спорить, но не Шатругна.

Как-то однажды, ещё до свадебного эпизода, Рама, Лакшмана и мудрец Вишвамитра направлялись к обители мудреца. Они пересекли реку Сарайю на лодке и достигли другого берега. Там они увидели прекрасный ашрам, или монастырь. Лакшмана пришёл в изумление и спросил Раму: «Брат, что это за место? Оно похоже на прекрасный посёлок». Вишвамитра ответил: «Не торопись. Я объясню. Это — не обычный ашрам. Он принадлежит Манматхе, который был в высшей степени красивым. Он мог очаровывать и привлекать к себе всех и каждого. Он развил свои внутренние и внешние силы и способности. Однажды он попытался оказать влияние на Господа Шиву и был проклят Им на то, чтобы оставаться бесформенным — „ангахина“. Именно поэтому эта область называется Ангадеша — царство Анги. Это священное место, потому что Господь Шива посетил его. Следовательно, оно — подарок Господа Шивы и Его собственная обитель».

Затем они разместились в ашраме и хорошо выспались там за ночь. На рассвете жители ашрамапригласили их на лодку и очень тепло попрощались с ними. Они поняли, что царевичи были сыновьями императора Дашаратхи. Поэтому они были удостоены соответствующих почестей, и им была предоставлена хорошо украшенная лодка, чтобы царевичи продолжили своё путешествие.

Через небольшое время стал слышен ужасный рёв, который исходил откуда-то издалека. Пугающий лес, кишащий дикими животными, предстал перед их взором. Лакшмана спросил мудреца Вишвамитру: «Учитель! Откуда исходит этот громкий звук? Как называется это жуткое место?» Мудрец ответил: «Сын! Этот нарастающий звук порождается в результате впадения реки Сарайю в могучую Гангу. Священная Ганга подобна огромному океану, в который впадает эта река Сарайю. Это и порождает этот огромный рёв. Этот лес кишит дикими животными и ужасными демонами».

Вскоре они вошли в этот лес. Во всех направлениях были видны дикие животные, и жуткие звуки исходили отовсюду. Это была местность, где владычествовала сестра Раваны — демоница Шурпанакха, и чувство страха преследовало каждого, кто осмеливался войти в лес, поскольку каждый шаг был чреват опасностью. Поэтому Вишвамитра постоянно благословлял Раму: «О Рама! Пусть всё благо снизойдёт на Тебя».

Скоро Лакшмана отстал от ушедших вперёд Рамы и Вишвамитры. Лакшмана, который захотел соблюсти обычай совершения омовения, шёл вдалеке на определённом расстоянии. Когда он догнал их снова, его ум полностью изменился. Он внезапно воскликнул: «Брат! К чему все эти неприятности? Почему Ты — Тот, Кому следует наслаждаться всей роскошью, — страдаешь здесь? Почему я должен страдать вместе с Тобой? Я приготовлю лечебные снадобья, как только мы вернёмся. Давай прямо сейчас пойдём обратно в Айодхью. Почему мы должны заходить в этот ужасный лес всё глубже и глубже? Как мы сможем питаться и заботиться о себе?» Такой была внезапная вспышка гнева Лакшманы.

Улыбка была единственной реакцией Рамы на всё это. Не говоря ни слова, Он взял Лакшману за руку и стал выводить его из леса. Гнев, который прорвался у Лакшманы, оставался, пока они не достигли границ леса. В тот момент, когда Рама вывел Лакшману из леса, Лакшмана сразу успокоился, вернувшись к своему обычному состоянию. В то время как Рама дал возможность озадаченному Лакшмане, сидевшему под деревом, расслабиться и успокоиться, Он объяснил ему случившееся: «Это — царство сестры Раваны, Шурпанакхи. Она вольно бродит в этой местности. Вы двое вступили в ту местность. Следовательно, вибрации того места — „сталабалам“ — оказали своё влияние на вас. Злые качества Шурпанакхи проникли в вас и заставили вас вести себя подобным образом. Мы покинем это место и уйдём далеко от него». Лакшмане было ужасно стыдно за то, как он повёл себя в лесу. «Увы! Какой позор! Как я мог произнести такие грубые и некультурные слова? Мне же не свойственно говорить подобным образом. Несомненно, что это — результат вибраций демонической среды. Это — не мои истинные чувства». Утешая себя таким образом, он попросил прощения у Рамы и отправился путешествовать дальше вместе со всеми.

Через короткое время они уже могли испытывать приятные вибрации Сиддхашрама. Прохладный ветерок и ведические гимны наполняли место святостью. Затем Вишвамитра сообщил следующее: «Сыновья! Это — наш Сиддхашрам. Господь Вамана был рождён здесь. Господь Шива жил здесь в течение нескольких дней».

В Сиддхашраме Вишвамитра поручил Раме и Лакшмане выполнять определённую работу. Он сказал: «Сыновья! Вы прибыли сюда, чтобы защитить яджну. Вы должны принять на себя эту ответственность. Это было также и повелением вашего отца. Начиная с этого момента вам необходимо воздерживаться от еды и отдыха. Это само по себе — та большая яджна, которую вы оба должны исполнить. Вы должны освятить её и обеспечить её успешное проведение от начала и до конца». Рама и Лакшмана подходили для этой задачи. Они никогда не выказывали какой-либо усталости или слабости, и они не считались с трудностями.

Проведение великой яджны было начато одновременно с восходом солнца. Как только были произнесены первые мантры, Рама и Лакшмана насторожились и стали патрулировать это место. В это время стал слышен страшный рёв, доносящийся издалека. Один из мудрецов сказал братьям: «Сюда направляются демонические орды. Их ведут за собой Чанда и Амарка. Будьте готовы». Рама и Лакшмана обходились без пищи, воды и сна. И, всё же, они успешно выполнили свои обязанности: уничтожили демонов и проследили за тем, чтобы яджна была успешно проведена.

То, как Рама и Лакшмана полностью отдавались той задаче, которую поставил перед ними Вишвамитра, может быть понято из следующего эпизода. Когда яджна была завершена, в ашрамприбыл отряд солдат. Они вручили приглашение мудрецу Вишвамитре. Это было персональное приглашение от царя Джанаки из Митхилы. Он разослал подобные приглашения всем царям и царевичам, предлагая им попытаться поднять лук Господа Шивы и, тем самым, заполучить руку его дочери Ситы. Джанака просил, чтобы великий мудрец также присутствовал на таком собрании и излил свои благословения. Мудрец Вишвамитра был счастлив и с большим волнением рассказал Раме и Лакшмане о качествах великого лука Господа Шивы. Он сказал: «Сыновья! Вы должны прийти и увидеть лук. В этом мире не может быть другого такого лука. Это — подарок небес. Это — не обычный лук. Он стоит того, чтобы сходить и посмотреть на него». У Рамы и Лакшманы естественным образом возникло желание взглянуть на лук. Однако Рама мягко напомнил мудрецу: «Учитель! Наш отец попросил нас только пойти с тобой и защитить яджну. У нас нет каких-либо предписаний о том, чтобы идти в Митхилу и увидеть лук. Мы не можем нарушать предписания нашего отца». На это Вишвамитра ответил следующее: «Разве ваш отец не повелел вам повиноваться моим предписаниям? Следовательно, вы должны повиноваться моим распоряжениям!» Царевичам ничего не оставалось делать, кроме как молча согласиться и приступить к приготовлениям, чтобы сопровождать мудреца в новом путешествии.

Ради процветания этой страны вы все должны тщательно исследовать то, насколько утончённо, корректно и праведно Рама поступал в каждой ситуации. Он убил всех демонов и защитил праведников. Всё это, фактически, было маленькими частями божественного всеобъемлющего плана. Рождение Рамы, Лакшманы, Бхараты и Шатругны было проявлением божественной воли, так как они должны были обеспечить уничтожение демонов.

Ланкини, божество-хранительница Ланки, также сделала пророчество о неизбежной гибели демонов. Когда Брахма попросил Равану высказать своё желание, демон сказал: «Моя смерть не должна быть вызвана ни богами, ни якшами (гномами), ни демонами, ни кинчами, ни кимпурушами. Дай мне этот дар». Рама умело обнаружил фатальное упущение в этом даре. Упоминание о человеке отсутствовало в списке! Поскольку Равана сделал это упущение, то его смерть, несомненно, была в руках человека. Поэтому Господь Вишну решил воплотиться в человеческой форме. Вот почему Рама попросил Вишвамитру: «Несомненно, что Равана встретит свою смерть в Моих руках. И, поэтому, ты должен говорить всем и каждому, что Рама уже идёт. И что Он, конечно же, должен будет убить Равану».

Во всём творении божественность принимает на себя роль животворной сущности. Рама относился к солнечной династии. Бог Солнца был их божеством-хранителем. Жизнь не может процветать на земле без подпитывающих её лучей солнца. С момента начала творения прошло несколько десятков миллионов лет, прежде чем воссиял свет. До этого была полная тьма. Точно так же после рождения Рамы солнце не могло сиять в течение пятнадцати дней! И, поэтому, луна также оставалась невидимой. И солнце, и луна сокрушались по поводу того, что они не могли хотя бы мельком взглянуть на божественное воплощение Господа Рамы. Бог Луны совершил аскезу, моля о том, чтобы хотя бы мельком взглянуть на Господа Раму. В это время Господь Рама появился перед Богом Луны и сказал: «Я знаю, что ты не мог видеть Меня в течение первых пятнадцати дней после Моего рождения. И, поэтому, Я предоставляю тебе следующий дар. В Моём следующем воплощении ты получишь Мой первый даршан, и это случится прежде, чем кто-либо ещё сможет увидеть Меня». Так оно и случилось. Когда следующее воплощение — Кришна — имело место, то в полуночные часы, когда Васудева нёс младенца в безопасное место — в дом Нанды, именно Луна получила первыйдаршан божественного ребёнка.

Таким образом, в Рамаяне имеется несколько замысловатых, тайных и глубоких поучений. В этом эпосе нет никаких противоречий или недоразумений. История Рамы — вечная и в высшей степени увлекательная и лёгкая в чтении. Сколько бы раз она ни была услышана, она всё равно не насыщает желание слушать её снова и снова. Эта священная история никогда не может быть забыта. Божественные действия Рамы никогда не могут не учитываться или игнорироваться. Всё, что Он делал, пропитано праведностью. Всё, что Он говорил, было истиной, и ни чем иным. В таком священном эпосе несколько учёных представили извращённые объяснения и придали этому эпосу нечестивый оттенок. В Рамаяне нет места для каких-либо извращений. В ней не может быть места для даже йоты неправды и лжи. Вся история, от начала до конца, это только истина — вечная, чистая и безмятежная.

Сегодня мы закончим беседу на событиях, произошедших в Сиддхашраме. Природа Рамы, Лакшманы, Бхараты и Шатругны совершенно уникальная и дивная. Мудрец Васиштха описал её следующим образом:

«Они дивные; им поклоняются во всех трёх мирах;
Они так близки сердцу, они — истинные друзья;
Они почитаются мудрецами, людьми, животными и растениями;
Такова красота деяний Господа Вишну!»

Только невежды, слепые в отношении понимания внутреннего значения деяний Господа, неверно истолковывают и извращают эти деяния. Это порождает замешательство и отклоняет ум истинного искателя от священной истины. История Господа Рамы в высочайшей степени священна. Только когда вы услышите эту историю полностью, вы сможете осознать ту святость, которая связана с ней.

Поделитесь с друзьями