Бог — это любовь, живите в любви

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Праздник Дасара, 22.10.2001

Рыба рождается в воде, живёт в воде и в конечном итоге в ней же умирает.
Хотя молоко дороже воды, никакая рыба не сможет в нём выжить.
Рыба должна жить в воде, которая является её источником.
(поэма на телугу)

Из-за отсутствия страха греха и любви к Богу человечность пришла в упадок в человеческих существах. Это наносит ущерб делу мира во всём мире.
(поэма на телугу)

Воплощения Любви!

Хотя среди людей есть различия в именах, фигурах, цвете кожи и виде деятельности, но по существу своему все принадлежат к человеческой расе. Не нужно забывать того факта, что все люди являются единой вселенской семьёй. Вся человеческая раса имеет только одного Отца, Бога. Все человеческие существа принадлежат одной касте, одной расе и имеют одного Отца. Чтобы получить возможность увидеть Отца, нужно воспитывать в себе добродетели истины и характера. Бог — это персонификация любви, и та же самая любовь неотъемлемо присуща сердцам всех людей. Как Бог любит всех равно, подобным же образом человек должен делиться своей любовью равно со всеми. Это первейший долг человека. Не нужно использовать Богом данную любовь на эгоистические цели, но нужно делиться ею со всеми. Только тогда человек станет получателем милости Бога.

Из принципа любви человек получает два типа пользы. Он может делиться своей любовью с другими и сделать их счастливыми. Бог любит тех, кто любит других. Бог изливает Свою любовь и милость на тех, кто любит ближних. Если человек хочет стать получателем любви Бога, он должен понять принцип своей врождённой любви. Так же как семь цветов радуги, человечественность состоит из таких добродетелей, как истина, праведность, нравственность, любовь и т. д. Куда бы не поместить компас, стрелка его будет всегда указывать на север. Подобным же образом любовь человека должна быть всегда направлена на Бога. Только такой человек является настоящим человеком. Он должен преодолеть чувства Я и моё, осознать принцип единства во всех существах и вести себя соответственно. Чтобы понять этот принцип любви, нужно распознать божественность, которая присутствует во всех.

Любовь в высшей степени свята, драгоценна и огромна. Она универсально присутствует во всём человечестве. Познать божественность, присутствующую внутри в форме любви, — это первейший долг человека. Но человек не совершает усилий в этом направлении. Он сталкивается с трудностями, потому что думает, будто Бог отличен от него. Бог не отличен от индивидуума. Он обитает во всех существах в форме любви. Нужно прикладывать все усилия, чтобы понять эту истину. Нет человека в этом мире, лишённого любви, но он ассоциирует её с мирскими и эфемерными вещами. Он не в состоянии понять, что любовь в нём не иначе как божественна. Он ограничивает свою любовь только физическими взаимоотношениями. Любовь по отношению к матери называется Ватсалья (нежность), любовь между мужем и женой называется Моха (страсть). Любовь человека по отношению к его друзьям и родственникам называется Анурага (влечение), любовь по отношению к материальным объектам называется Ичча (желание). Хотя любовь классифицируется подобным образом, она по сути своей божественна. Нужно всегда это помнить. Человек развивает различия, основанные на физических взаимоотношениях, из-за того что человек забыл эту фундаментальную истину. До тех пор пока есть это чувство различия в человеке, он не может достичь божественности. Я постоянно призываю вас отказаться от телесной привязанности. Дайваабхимаанам (привязанность к Богу) уменьшается, по мере того как растёт Дехаабхимаанам (привязанность к телу). Привязанность к телу является мирской по своей природе, в то время как божественная любовь относится к сердцу. Каждый человек имеет равное право ощутить эту любовь. Человек не в состоянии понять любви Бога, из-за того что он пытается сравнить её со своей узкой и эгоистической любовью. Такое сравнение неправильно, поскольку любовь Бога полностью бескорыстна. Она бесконечна, бессмертна и несравненна. В ведическом языке Божественная любовь называется Ангираса, поскольку она циркулирует в форме сути в каждой частичке тела. Любовь человека и любовь Бога одинаковы как в качестве, так и в количестве (т.е. она безгранична). Глупо видеть между ними разницу. Человек пытается оценить божественную любовь с мирской точки зрения. Но нет взаимоотношения между мирской деятельностью и божественной любовью. Они совершенно отличны друг от друга.

Божественная любовь неотъемлемо присуща человеку, но он не в состоянии этого понять. Джантунам Нараджанма Дурлабхам (человеческое воплощение — самое редкое из всех). Бог присутствует в каждом человеке в форме любви. Дайвам Маануша Рупена (Бог принимает форму человека), но тем не менее человек не в состоянии распознать божественность. Человек произошёл от Бога. В таком случае почему человек считает себя отличным от Бога? Бог — ваш Отец. Суть Его течёт в вас. Тот, кто понимает эту истину, никогда не будет отделять себя от Бога.

Любовь — это Бог, живите в любви. Бог не имеет определённой формы. Какую форму вы можете приписать любви? В этом мире ничего не существует вне формы. Небольшой пример. Цветок даёт аромат. Вы можете сказать, что цветок имеет форму, но не его аромат. Но как без цветка может существовать аромат? Поэтому цветок — это форма аромата. Подобным же образом, мать — это форма любви, поскольку нельзя ощутить любовь без матери. Поэтому всё в этом мире имеет форму. Бог присутствует во всём. Анораниян Махато Махиян (Брахман возвышеннее самого возвышенного и огромнее самого огромного). Вы воспринимаете различие в качестве и в количестве, но на самом деле различий нет вообще. «Пурнамада Пурнамидам Пурнат Пурнамудачайте Пурнасья Пурнамаадая Пурнамева Авашишьяте» (То — целое, это — целое. Если от целого отнять целое, то останется опять целое.) Всё по сути своей божественно. Человек не способен вопринять божественность из-за своей телесной привязанности. Несомненно, что телесная привязанность необходима для мирской жизни, но не нужно быть чрезмерно привязанным к этому миру и в ходе того непривязанным к Богу. Привязанность должна быть между матерью и ребёнком, женой и мужем, братьями и сёстрами. Но нужно понять, что привязанность придуманна человеком, она не является врождённой. Только любовь является врождённой, и она божественна.

Бог присутствует в каждом в Его изначальной форме любви. В этом спектакле жизни Бог и актёр, и режиссёр. Он исполняет все роли сам. Поймите, что вы — всего лишь актёр в этом спектакле жизни, и Бог играет вашу роль. Бог защищает одного и наказывает другого, но на самом деле Он тот, кто испытывает оба состояния. Бог указует на что-то как хорошее, а на что-то как плохое, но фактически Он — причина и хорошего, и плохого. Он — основа всего. Он — актёр, Он — режиссёр и Он — зритель. Он устанавливает идеал в каждом аспекте. Вы должны прежде всего понять эту истину.

Вы сдаёте экзамены. Но на самом деле Он — тот, кто сдал экзамены, и тот, кто провалил. Всё есть Бог. Люди говорят, основываясь на физической форме, что кто-то сдал экзамены и кто-то провалил, но с Атмической точки зрения оба едины. Тот, кто восхваляет, — это Бог, и тот, кто ругает, — тоже Бог. Тот, кто уважает, и тот кто отвергает, — всё Бог. Всё в этом мире является игрой Бога. Только тот, кто понимает эту истину, является истинным Вьякти (индивидуумом). Вчера Я объяснял вам смысл слова Вьякти. Настоящий Вьякти — это тот, кто проявляет скрытую Божественность. Имеется много путей, чтобы понять единство. Екам Сат Випрах Вадантхи (истина одна, но учёные люди ссылаются на неё под разными именами). Люди называют Бога разными именами. Все эти имена придуманы ими самими. Бог не имеет определённого имени или определённой формы. Он — персонификация любви, и Он за пределами качеств. В Нём нет ни малейшей капли ненависти или различий. Какое бы разногласие вы не нашли в Боге, оно является отражением ваших собственных чувств. Но если Бог принимает в этом мире человеческую форму, Он соблюдает определённые различия, для того чтобы установить идеал другим.

Настоящая человечность заключается в том, чтобы понять присутствие Бога во всех. Упанишады называют человека Нара, что означает того, кто вечен и бессмертен. Человек — это комбинация пяти элементов. Это божественная любовь, которая выражает себя в форме пяти элементов. Гаятри Мантра начинается со слов Бхур, Бхувах, Суваха. Бхур означает материализацию (тело), Бхувах относится к вибрации (жизненным силам), которые заставляют тело функционировать. Суваха относится к радиации, которая является фундаментальной основой. Все три представляют собой одну и ту же божественность. Подобным же образом, хотя люди называют Бога различными именами, Он по сути своей един. Тот, кто занят мирской деятельностью, называется человеком. Тот, кто занят божественной деятельностью, называется Богом. Нет никого в этом мире, кто не божественен. Все — воплощения божественности. Все формы образуют Божественную Космическую Форму (Вишва Вират Сварупа). Но вы считаете себя человеком из-за вашей телесной привязанности. Отвергните телесную привязанность, только тогда вы сможете осознать вашу истинную идентичность. Атма является общим корнем во всех трёх словах: Дехатма, Дживатма и Параматма. Когда Атма ассоциируется с Дехой (телом), она называется Дехатмой. Когда она ассоциируется с индивидуальной душой, она называется Дживатмой. Когда она ассоциируется с Божественностью, она называется Параматмой. Атма вечна и бессмертна. Человек считает себя слабым и низменным, хотя в нём присутствует подобный божественный принцип. На самом деле вы вовсе не слабое и низменное существо; вы являетесь самим Богом. Если вы сами божественны, то к чему искать Бога где-то ещё? Пашьяннапи Ча Напашьятхи Мудхо (тот глуп, кто смотрит, но не видит). Хотя вы видите перед собой Бога всё время, тем не менее вы думаете, что вы никогда Его не видели. Разве это не глупо? Кого бы вы не видели, это Бог. Вы не способны видеть Бога, из-за того что считаете самого себя просто человеком.

Однажды Вивекананда спросил у Рамакришны Парамахамсы, видел ли тот Бога. Рамакришна ответил, что он видит Бога даже в данный момент. Вивекананда спросил: «В какой форме?» Рамакришна ответил: «В виде тебя.» Указывая на своих учеников, он добавил: «Это Брахмананда, это Нитьянанада… все воплощения Бога. Я вижу Бога во всех вас.» Не в состояниии постичь контекста слов Рамакришны, Вивекананда спросил: «Свами, мы — простые смертные. Как ты можешь считать нас божественными?» Тогда Рамакришна сказал: «О простак, ты глядишь на всех с мирской точки зрения, а я вижу каждого с атмической точки зрения. Поэтому все видятся мне божественными.»

Я часто говорю вам: «Вы — не одно существо, а три. Одно — то, что вы думаете про себя, что вы есть (тело). Другое — то, что другие думают про вас, что вы есть (ум), и третье — то, что вы есть на самом деле (Атма). С физической точки зрения вы — человек, но с атмической точки зрения вы — Бог. Когда вы измените свою точку зрения с физической на атмическую, вы начнёте видеть в себе Бога. Ошибка заключается в Дришти (зрении), а не Срушти (творении). Какой бы недостаток вы не нашли в творении, это отражение, отзвук, реакция ваших внутренних чувств. Когда вы едите манго, вы будете чувствовать отрыжку манго, а не огурца. Подобным же образом, всё, что вы видите вовне, — отражение вашего внутреннего существа. Поэтому прежде всего пусть в вас воцарятся божественные чувства. Только тогда вы будете в состоянии воспринять божественность.

В чём смысл слова «Манава»? «Ма» означает невежество, «На» значит «без», «Ва» означает вести себя. Настоящий человек — это тот, кто ведёт себя без невежества. На самом деле вы являетесь воплощением мудрости. Что такое мудрость? Адвайта Даршанам Джнанам (восприятие единого без вторичного есть мудрость). Такая мудрость воистину божественна. Когда вы — всё, и всё — в вас, зачем тогда ещё искать где-то Бога? Как указал наш Санджай Сахни в своей речи, Бог в вас, с вами и вокруг вас.

Тот же самый принцип любви присутствует во всех. Эта любовь не относится к телу, уму, чувствам или интеллекту. Она относится к Атме. Любовь — это сама форма Атмы. Веды описывают Атму как любовь и любовь как Атму. Они не говорят ничего более того. Тот, кто стоит в воде по шею, ещё в состоянии что-то говорить, но тот, кто полностью погружён в воде, говорить уже не может. Подобным же образом тот, кто ощутил божественную любовь частично, будет описывать её на разные лады. Такой человек не способен понять божественности вообще. Атма присутствует везде. Божественная любовь охватывает собой всё. Тот, кто понимает эту истину и погружается в божественную любовь полностью, не будет способен описать её. Если вы в состоянии рассуждать о божественной любви, это означает лишь то, что вы ещё не полностью в неё погружены. Значит, вы находитесь только на поверхностном уровне. Как такой человек сможет понять божественность? Нужно превзойти поверхностный уровень и достичь высшего уровня, что означает, нужно понять принцип единства. Всё заключается в единстве. Тот, кто погружён в принцип Единства, будет погружён в океан любви.

Воплощения Любви! Студенты!

Вы молоды и имеете различные планы на будущее. Вы можете заниматься любым делом, но никогда не забывайте, что любовь — это Бог. Вы также должны помнить, что вы все принадлежите одной единой семье. Вы — дети Бога. Когда эта истина будет понята, и вы будете вести себя соответственно, то не будет уже места для разногласий и конфликтов. Нации могут быть различны, цвета кожи могут быть различны, но поймите, что человечность одна. Из сахара делают различной формы «петушки» в виде собачки, попугая, лебедя, оленя и т. д. и их продают их в магазине. Различные формы делаются, чтобы привлечь внимание детей. При этом вывешивается реклама: «Что бы вы не купили, цена одна и та же.» Названия и формы различны, но содержание сахара в каждом «петушке» одно и то же. Точно так же люди могут различаться своими именами, фигурами и цветом кожи, но принцип Атмы тот же самый в каждом из них. «Атма неизменна. Она вечна, вне рождения и смерти. Она не имеет ни начала, ни середины, ни конца. Она вездесуща как обитатель всех живых существ.» (поэма на телугу) Бог присутствует в каждом в форме Атмы. Вы должны понять эту фундаментальную истину. Только тогда вы сможете понять принцип единства.

Люди купаются в море, но после возвращения домой, они опять принимают свежий душ. Они не понимают той пользы, которую получают от морской воды. После купания в море, не ополаскивайтесь снова пресной водой. Соль, прилипшая к телу от морской воды, вылечит вас от многих кожных болезней. Бог создал различные естестенные лечебные средства от болезней, поражающих человека, но человек не способен понять этой истины. Вы везде видите лужайки. Они покрыты зелёной травой, мягкой и приятной для сидения. Среди зелёной травы вы увидите белые травинки. Если вы съедите всего лишь два стебелька этой белой травы, то избавитесь от поноса. Даже собаки знают больше в этом отношении, чем человек. Когда люди выпускают своих домашних собак с поводка, они устремляются на лужайки и едят эту белую траву. Они делают это, осознавая, что белая трава излечивает их от несварения. В собаках тоже есть Бог. Когда у собаки повышается температура тела, она не станет ничего есть. Даже если вы дадите ей молока, она не станет пить. В чём причина? Собака знает, что если повысилась температура тела, то нужно голодать. Но сегодня даже образованные люди не соблюдают этого правила диеты. Они идут в столовую и едят досу, даже если они имеют высокую температуру. Разве они не знают, что не должны перегружать свой желудок, когда они имеют лихорадку? Даже собаки осторожны в этом отношении, но не человек. Божественность есть в любых существах. Веды называют это Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман). Праджнана — это то, что мы называем Постоянным Интегрированным Осознанием.

Современный человек не думает, перед тем как что-то сделать. Он всегда в спешке. Поспешишь — потеряешь, потеряешь — попереживаешь. Поэтому не нужно спешить. Спешка, переживание и острая пища — это всё причины сердечных болезней. Откажитесь от всех беспокойств и острой (жирной) пищи. Тогда вы избавитесь от болезней сердца. Когда тучный человек идёт к доктору, тот первым делом советует ему сократить вес. Сказано: Вайдьё Нараяно Харихи (Доктор — это Бог). Бог — это ваш доктор, Бог — это ваш друг и Бог — это ваш родственник. Вы — сама форма Бога. Формы различные, но Бог один. Екатма Сарвабхутантаратма (та же самая Атма во всех). Ек Прабху Ке Анек Нам (один Бог имеет множество имён). Поэтому все люди по сути своей божественны. Никогда не думайте, что вы отличны от Бога.

Вчера Я упомянул в Своём Выступлении: Сатьяннасти Паро Дхарма (нет Дхармы превыше приверженности истине). Истина — это Бог. Бог там, где истина. Поэтому не нужно искать Бога. Зачем искать Бога, который везде? Считайте себя Богом. Не нужно видеть различий между Дживой (индивидуальной душой) и Девой (Богом). Поэтому не нужно никого критиковать или ругать. Упанишады заявляют: Сарва Джива Намаскарам Кешавам Пратигаччати (ваши приветствия другим достаются Богу). Точно так же: Сарва Джива Тираскарам Кешавам Пратигаччати (ваша критика других достаётся Богу). Упанишады говорят о принципе единства. Ваша физическая мать может быть далеко от вас, но Бог всегда с вами и в вас. Он следует за вами как ваша тень, куда бы вас не занесло.

Не нужны никакие духовные практики, такие как аскеза или медитация. «Не аскезой, ни паломничеством, ни изучением писаний, ни Джапой нельзя пересечь океан жизни. Этого можно достичь только служением набожным людям.» (поэма на санскрите) Кому бы вы не служили, думайте, что вы служите Богу. Это и есть настоящая аскеза и медитация. Не смотрите на человеческую жизнь как на низменную. Грешно пренебрегать человеческой жизнью. Бог присутствует во всех. Не идите именем и формой. Зрите Дух внутри. С атмической точки зрения все — одно. Когда вы будете каждого считать Богом, вы будете иметь блаженную жизнь. Такие порочные качества, как ненависть, зависть, эго находятся на подъёме, из-за того что люди считают индивидуумов отличными от Бога. Когда наконец вы поймёте, что божественность присутствует во всех, не будет места хвале или хуле. Вы ощутите предельное блаженство.

Брахманандам, Парама Сукхадам, Кевалам Джнанамуртим, Двандватитам, Гагана Садришам, Таттвамасьяди Лакшьям, Екам, Нитьям, Вималам, Ачалам, Сарвадхи Сакшибхутам, Бхаватитам, Тригунарахитам (Бог — воплощение высшего блаженства, Он — абсолют мудрости, Единый без вторичного, за пределами пары противоположности, протяжён и огромен как небо, цель, определяемая Махавакьями Таттвамаси, вечный, чистый, неизменный, свидетель всех функций интеллекта, за пределами ментальных условий и трёх гун Саттвы, Раджаса и Тамаса).

Вам воистину повезло родится человеком. Благословенны те, кто смог сделать свою жизнь святой. Человек сможет понять принцип Атмы, только когда он забудет тело.

Воплощения Любви!

Молитесь за благо каждого. Лока Самаста Сукхино Бхаванту (Пусть каждый будет счастлив!) Бог — воплощение счастья. Подобное счастье должны испытать все и каждый. Любовь ко всем может даровать такое счастье. Когда в человеке расцветёт любовь, мир станет свободен от всех видов конфликтов и войн. После Двапара Юги за последние 1500 лет в мире было 11 000 войн. Даже сейчас развязана война. Причина этого заключается в том, что человек не способен понять свою собственную природу, поэтому допускает для себя различия. Его вводит в заблуждение чувство «моё» и «твоё». Когда он рождается, то не приносит с собой даже клочка ткани. Когда он уходит из этого мира, он не оставляет своего будущего адреса. Тогда на что в этом мире он может претендовать как на своё? Ни на что. Пока он жив, он считает что-то своим. Когда он уходит из этого мира, он не знает, что случиться со всей его собственностью. В таком случае зачем он должен потворствовать своему эго и привязанности? Это самая элементарная невежественность. Заслуги и грехи единственные последуют за ним в его следующую жизнь. Вы рождаетесь из-за грехов предыдущих жизней. Вы должны совершать добрые дела в этом рождении, чтобы никогда не рождаться снова. Вы должны усердно стараться, чтобы добиться освобождения. Как? Пока шелуха не отделена от рисового зёрнышка, оно будет прорастать. Пунарапи Джнананам Пунарапи Маранам (рождаться и умирать снова и снова). Когда шелуха устранена, оно не прорастёт. Пунар Джанма Навидьяте (нет больше перевоплощений, т. е. окончательное освобождение). Пока человек покрыт шелухой Майи или привязанности, он будет рождаться снова и снова. Когда шелуха привязанности устранена, для него уже не будет перевоплощений. Все духовные практики нацелены на устранение этой «шелухи». Каждый должен совершать усилие в этом направении. Ваше дело — совершать усилия, в то время как успех и провал находятся в руках Бога. Для того чтобы обрести успех, вы должны просто выполнять свой долг. Если вы не попросите, даже мать не накормит вас. Не постучитесь — двери не откроются. Попросите и будете накормлены. Постучитесь, и двери откроются. Подобным же образом вы должны молиться Богу даровать вам освобождение. Сегодня, хотя Бог Сам приходит близко к человеку, тот сам держит Бога на определённом расстоянии. Нет большего греха или неудачи, чем эта. Это всё последствия грехов, совершённых в прошлых жизнях. Никогда не совершайте подобного греха. Обретите заслуги. Будьте ближе к Богу. Упанишады призывают человека: «Вставай, пробуждайся и иди, не останавливаясь, пока цель не будет достигнута.» Человек должен проснуться от сна Аджнаны (невежества) и обрести видение солнца Праджнаны (сознания). Это учение каждой из Упанишад. Но далеко не многие следуют учениям Упанишад. Истина будет реализована и ощущена, только когда будут соблюдаться инструкции.

Бхагаван закончил Своё Выступление бхаджаном «Бхаджа Говиндам …»

Поделитесь с друзьями