Контроль чувств — есть высшая садхана

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Гуру Пурнима, 05.07.2001
Саи Кулвант Холл, Прашанти Нилаям

Истинным христианином, истинным сикхом, истинным хинду и истинным мусульманином является тот, кто культивирует изобилие любви на поле своего сердца. Фактически, он и является истинным человеческим существом и истинным Гуру.

(стихотрорение на телугу)

Бог является всепронизывающим, и Он обитатель всех существ. Подобным же образом, пять элементов, являющихся ничем иным, как божественной манифестацией, тоже всепронизывающи и всемогущи. Весь мир пронизан пятью элементами, связан пятью элементами и функционирует благодаря пяти элементам. Он не может функционировать, если хотя бы один из элементов отсутствует. Поэтому для каждого человека пять элементов подобны его Панча Пранам (пяти пранам, «дыханиям жизни»).

Никто не может представить себе силу этих пяти элементов. Однако, каждый человек обязательно должен знать их значение. Только тот является действительно благословлённым и достойным похвал, кто понимает их значение и действует соответственно. Тот, кто достигает всех Пурушартх (целей человеческой жизни). Поэтому непременная обязанность каждого человека признать важность этих элементов. Они приносят человеку удовольствие или боль, хорошее или плохое, счастье или страдание, в зависимости от того как он их использует. Их названия и форма могут казаться простыми, но они в высшей степени могущественны. Человек рождается, живёт какое — то количество лет и в конечном итоге покидает своё тело. Пять элементов ответственны за рост человека и смерть. Пять элементов пронизывают всё вокруг от микрокосмоса до макрокосмоса. Они присутствуют в человеке с головы до ступней ног. Поэтому человеку необходимо знать секрет этих элементов.

Имея понимание о значение пяти элементов, Будда объединял усилия в достижении контроля над Своими пятью чувствами. Он использовал Свой интелект, чтобы понять Истину, и делился мудростью с обществом.

Прежде всего, Он выработал контроль над Своим зрением. Глаза наделены безмерной силой среди пяти органов восприятия. Они содержат в себе 4 миллиона световых лучей. Сегодня человек злоупотребляет своими чувствами, и в результате его тело слабеет день ото дня. Он сокращает свой период жизни из — за своего лицезрения несвятого и благосклонности к чувственным восприятиям. Сотни тысяч световых лучей в его глазах оказываются разрушенными из — за того, что он видит несвятое. Это является причиной развития у человека дефектов зрения.

Всё плохое, на что вы смотрите, отпечатывается в ваших глазах и вызывает потом дефекты зрения. Сегодня многие люди делают операцию на катаракту, чтобы исправить зрение. Врачи могут предполагать различные причины глазных заболеваний, но на самом деле это результат лицезрения несвятого. Поэтому необходимо иметь должный контроль над своим зрением. Какую бы духовную практику человек не совершал, он не сможет извлечь из неё пользы, не имея контроля над своим зрением. Все Садханы, такие, как Джапа (повторение Божественного Имени), Тапа (покаяние) и Дьяна (медитация), дают лишь только временное удовлетворение. Эти практики не гарантируют вам, что вы получите совершенный контроль над вашим зрением. Фактически, всё Срушти (творение) основывается на вашем Дришти (зрительном восприятии). Нетры (глаза) — это воистину Шастры (священные писания).

Наряду с контролем зрения, человеку нужно иметь контроль над речью. На языке имеется 300 тысяч вкусовых рецепторов. Человек стал зависимым от вкуса. Наслаждаясь различными деликатесами, он начинает зависеть от них и в процессе изнеживает свой язык. Не только это. Он использует свой язык, произнося несвященные и грубые слова, которые могут обидеть чувства других. Срок жизни человека ещё больше сокращается из — за использования языка подобным образом. Ровно как и все чувства теряют свою силу, если ими злоупотребляют. Тем человек и сокращает свою жизнь. Поэтому в первую надо уметь управлять своими глазами и языком. Когда они под контролем, энергия человека возрастает. Сила, которую человек не может получить годами усиленного покаяния, приобретается им, когда он начинает использовать свои глаза и язык священным образом.

«О, язык, знаток вкуса! Ты очень свят. Говори истину самым приятным образом. Произноси Божественные Имена Говинды, Мадхавы и Дамодары непрерывно. Это твоя наипервейшая обязанность». (строфа на санскрите)

Не причиняйте боли другим, используя грубые слова. На самом деле другие — это не другие, а вы сами, поскольку тот же самый принцип Атмы присутствует во всех. Тот, кто вызывает боль, и тот, кто страдает от неё — есть один и тот же. Поэтому никогда не разговаривайте в манере, обижающей других. Вот почему Я говорю вам часто: разговаривайте меньше. Но вы не принимаете Моих слов серьёзно. Вы не в состоянии пока ещё понять к каким опасностям в будующем приведут вас ваши чрезмерные разговоры.

Не смотрите на плохое, смотрите на то, что хорошо. Только тогда ваши глаза обретут священную силу, которая позволит вам видеть Божественную Космическую Форму. Пренебрегая силой чувств и не используя их подобающим образом, человек находится в заблуждении, что он сможет получить великие вознаграждения, совершая различные практики, которые являются физическими и мирскими по своей природе. В реальности человек не может извлечь из этих практик ничего, кроме временного удовлетворения.

Прежде всего человеку необходимо выработать контроль над своими чувствами. Духовные практики приносят большие результаты, если чувства держатся под контролем. Никогда не слушайте того, что плохо. Если возникает такая ситуация, оставляйте это место без промедления. Не слушайте плохого, не глядите на плохое, не говорите плохого. Прилагайте все усилия, чтобы держаться в стороне от плохого. Только тогда духовная сила начнёт расти в вас всё больше и больше. Для чего наши древние мудрецы и провидцы проводили свои жизни в уединении? Лишь для того, чтобы контролировать свои чувства. Истинная Садхана заключается в контроле своих чувств. Без контроля чувств все духовные практики окажутся на поверку тчетными. Вместо использования языка для произношения плохих слов, почему бы лучше не использовать его на повторение Божественных Имён, таких, как Рама, Кришна и Говинда? Вы накапливаете грехи, потому что злоупотребляете чувствами. Эти грехи могут быть не видимы невооружённым глазом, но они наверняка принесут вам страдания. Вы пока ещё сейчас не в состоянии видеть скрытых последствий в совершённых вами действиях. О, человек! Пойми этот секрет Кармы (действия).

Воплощения Любви!

Чувства для человека подобны его «дыханиям жизни». Когда вы управляете своими чувствами, ваша жизнь будет счастлива и спокойна. Вам не только надо избегать говорить плохое, но и так же необходимо говорить меньше. Ваша речь должна быть краткой и приятной. Придерживайтесь святости в разговоре и письме. Мудрецы, такие, как Валмики, Вьяса и такие великие преданные, как Потана, составляли священные тексты и облагораживали свои жизни. Берите пример с их идеалов и делайте свои жизни образцовыми. Читайте священные писания, составленные этими благородными душами. Сегодня люди читают такие книги, которые загрязняют ум. Это является очень плохой практикой. Всё должно быть хорошим, будь то чтение, письмо, лицезрение или речь. Не совершайте ошибок преднамеренно. Вы сможете ощутить Божественность в людях, должным образом используя чувства. Человек может видеть Божественные манифестации и стать самой Божественностью, только при помощи священного использования чувств. Человек, незнающий о своих внутренних божественных ресурсах возможностей, считает себя слабым и ведёт жизнь заблуждения. Он думает, что существует сила, превыше него. Но нет силы, превыше него. Екам Сатх Випрах Бахудха Вадантхи (Истина одна, но учённые мужи ссылаются на неё под разными именами). Считать, что Божественность отделена от вас — является подчёркиванием неосведомлённости. Множественность — это ваше собственное представление. Екохам Бахусьям (Один желает перейти во многих). Вы можете понять эту истину, лишь контролируя свои чувства.

Люди имеют ошибочное представление, что они станут счастливы, если их желания исполнятся. Фактически, счастье возникает не тогда, когда желания исполняются, а когда они контролируемы. Человек может наслаждаться статусом блаженства, лишь контролируя свои пристрастия. Тот, кто стремится к удовлетворению своих пристрастий, всегда пребудет в беспокойстве. Пристрастия соответствуют Правритти (внешнему мирскому пути), где почти совсем нет счастья. Ведомые заблуждением, вы представляете, что счастье находится в мирском. Но фактически, тем самым отдаляете себя от Нивритти (пути изучения Духа, Атмана).

Воплощения Любви!

Любовь — это жизнь для всего. Чтобы достичь состояния Любви, правильно используйте свои чувства. Будда посетил многих святых и мудрецов, изучал священные тексты и выполнял различные Садханы. Далее Он понял, что всё это относится к Правритти. В конечном итоге Он убедился, что счастье заключается в должном использовании пяти чувств. Он приостановил чтение духовных писаний, посещение святых и мудрецов, и освободился от всех духовных практик. Он сделал заключение, что человеческое тело, временное и не прочное, не может принести постоянного счастья. Настоящую и прочную радость получают лишь в результате той Садханы, которая выполнена с чистыми и святыми чувствами. Он понимал святость пяти элементов. Когда Будда начал вырабатывать контроль над Своими чувствами, Он испытал бесконечное блаженство, которое Ему трудно было сдерживать. В состоянии восторга Он обнял Своего двоюродного брата Ананду, находившегося рядом с Ним, и сказал: «Ананда, Я не в состоянии сдерживать блаженства внутри Себя и Я готов к статусу Нирвана». Услышав это, у Ананды потекли слёзы. Тогда Будда произнёс: «О глупый, что же ты печалишься вместо того, чтобы радоваться Моему достижению этого состояния блаженства?».

Вы ищете скоротечное счастье в мирских вопросах, в то время, как Будда стремился достичь радости в духовной области, которая истинна, вечна и бессмертна. Из — за того, что вы погружены в мирское, вы отдаляете себя от бессмертия. Хотя вы совершаете множество прегрешений, вы не считаете их прегрешениями. Вы думаете, что они совершенно естественны для человеческого существа. Вы продолжаете совершать ошибки, однако вы молитесь о прощении. На самом деле человек никогда не должен искать прощения за совершаемые ошибки. Человек должен быть готов выдержать воздаяние. Только тогда человек будет свободен от недостатков. Когда кто — то совершает правонарушение, его помещают в заключение. Его освобождают только после того, как он отбудет наказание требуемый период времени. Подобным образом, если вы хотите искупления, вам надо искупить свои прегрешения и быть готовым встретиться с испытанием за свои ошибки. Вы должны выработать контроль над своими чувствами и следить за тем, чтобы не повторять свои ошибки снова.

Человек получает безмерную радость, повторяя ведические строфы, которые очень святы. Вот почему даже Будда, который поначалу не придавал значения Ведам, начал петь ведические гимны. Люди имеют такое представление, что Будда противостоял Ведам. Познее Шанкарачарья пытался убрать это ошибочное представление из умов людей, утверждая, что Будда никогда не был против Вед. Он сказал, что люди сами идут против Вед из — за своей неосведомлённости. Будда уважал учения Вед. Он победил Свои пристрастия и достиг высшего над пристрастиями состояния.

«Сегодня человек готов ради денег на что угодно. Он притворяется великим преданным Господа и пытается обмануть людей» (песня на телугу). Это ли ему предназначенно делать? Нет. Он должен победить пристрастия и контролировать чувства.

Студенты вы молоды и именно в том возрасте, чтобы вырабатывать контроль над чувствами. Вы можете использовать их священным образом. Когда вы знаете правильный путь, вы уже никогда не сдадитесь. Вы сможете понять учения Вед, только когда разовьёте хорошие качества. Выработать хорошие качества вы сможете только при помощи хороших практик. Никогда не падайте духом из — за препятствий на вашем пути.

Воплощения Любви!

Сегодня мы отмечаем Гуру Пурнима. Кто является Гуру? Современные гуру шепчут Мантру в ухо и протягивают руку за деньгами. Таких людей не подходит называть Гуру. Гукаро Гунатеета, Рукаро Рупаварджита (тот, кто вне атрибутов и форм — истинный Гуру). Истинный Гуру поможет вам постичь безформенность и внеатрибутность Божественности. Поскольку найти такого Гуру сложно, считайте Бога своим Гуру.

Гурур — Брахма Гурур — Вишну
Гурур — Дево Махешвара;
Гуру Сакшат Парам Брахма
Тхасмаи Шри Гураве Намах.

(Гуру — это Брахма, Гуру — это Вишну,
Гуру — это Махешвара;
Гуру — это истинно Высший Брахман.
Итак, приветствия Гуру).

В этом мире всё является манифестацией Божественности. Сарвам Кхалвидам Брахма (воистину всё это есть Брахман). Все — воплощения Божественности. Фактически, всё, что вы видите, есть ничто иное, как Вишва Вират Сварупа (Божественная Космическая Форма). Веды провозглашают: Сахасра Сеерша Пуруша, Сахасракша Сахасра Пад (тысячами голов, глаз и стоп Божественность пронизывает всё). Это означает, что все головы, все стопы и все глаза, которые мы видим в этом мире, принадлежат Богу. Когда было сделано ведическое утверждение: Сахасра Сеерша Пуруша, Сахасракша Сахасра Пад, население мира исчислялось лишь несколькими тысячами человек, но теперь оно насчитывает несколько миллиардов. В те дни люди каждого считали Божественностью. Они верили в ведическое утверждение: Сарва Бхута Намаскарам Кесавам Пратигаччхати (приветствие всех существ достигает Бога), Ишвара Сарва Бхутанам (Бог — обитатель всех живых существ), Исавасьям Идам Сарвам (вся Вселенная пронизана Богом). Божественность не ограничена каким — либо определённым местом. Бог здесь, Бог — там, Он — везде. Вы развиваете разногласия из — за заблуждений, но Божественность Одна и только Одна. Обязанность Гуру — пропагандировать этот принцип единства.

Сегодня много хороших учеников, но очень сложно найти настоящего Гуру. У нас среди наших студентов много хороших юношей. Однако, если один или два из них окажутся плохими, все они получат плохую репутацию и должны будут столкнуться с испытаниями. Небольшой пример. Когда вы спали ночью, вас укусили один — два москита. На следующее утро вы разбрызгали инсектицид и убили всех москитов, хотя вас кусали только несколько. Таким образом, присоединившихся к плохой компании, тоже наказывают. Вот почему сказано: Тьяджа Дурджана Самсаргам; Бхаджа Садху Самагамам; Куру Пуньям Ахоратхрам (бегите от плохой компании, присоединяйтесь к хорошей компании и совершайте дела день и ночь).

Когда в вас проявляются плохие качества, такие, как раздражительность и зависть, не поддавайтесь им. Контролируйте их. Скажите себе: «Злость — плохое качество. Это приводит к плохим действиям, и в конечном итоге погубит меня». Когда вы рассердились, сядьте в уединённом месте и выпейте холодной воды. Повторяйте Божественное Имя. Тогда ваше раздражение постепенно стихнет. Если оно продолжается, пройдитесь быстрым шагом с полмили. Таким образом, имеется много способов сдерживать своё раздражение. Но молодёжь сегодня не делает никаких усилий, чтобы управлять своим раздражением. Всегда, когда они рассердятся, они используют это как повод обвинить в чём — то других. Это худшее из прегрешений. При помощи молитв и созерцания Бога, вы должны пытаться контролировать в себе плохие качества.

Воплощения Любви!

Прежде всего управляйте своим зрением и речью. Вы совершаете грех из — за своего лицезрения неприемлемого, и вы столкнётесь с последствиями этого. Когда вы используете свои чувства в плохих намерениях, родившиеся у вас дети тоже будут недоброжелательными. Поэтому не нужно глядеть на плохое, не нужно слушать плохого и не нужно говорить плохого. В прежние времена люди заботились о том, чтобы женщина, ждущая ребёнка, не видела и не слышала ничего плохого. Они имели обыкновение рассказывать им священные истории о Господе, давали им хорошую пищу и сообщали только хорошие новости. Они делали это потому, что знали, если у матери хорошее настроение, то и родившийся у неё ребёнок, тоже будет хорошим.

Прегрешения, совершаемые родителями, обязательно действуют и на их детей. Когда Субхатра ждала ребёнка, Арджуна описывал ей сложности вхождения в Падмавьюху (лотосообразное построение солдат в виде лабиринта). Он описывал ей в подробностях, как войти в Падмавьюху, и когда он собирался рассказать, как оттуда выйти, на сцене появился Кришна и сказал Арджуне: «Не время говорить об этих вещах. Не Субхатра, а ребёнок в её лоне слушает тебя всё время». Вот почему Абхиманью (сын Субхатры и Арджуны), войдя в Падмавьюху, был убит Кауравами, так как не знал, как оттуда выйти.

Бог следит за всем, что вы делаете. Вы можете думать, что другие не знают, что вы держите в себе. Вы можете обмануть других, но сможете ли вы обмануть Бога? Он знает всё. Поэтому всегда делайте хорошее. Все ваши прегрешения будут искуплены, если вы будете правильно использовать свои чувства. Когда вы рассержены, вы теряете всякую силу различения и ведёте себя не по — человечески. Поэтому, когда вы рассержены, без промедления оставьте это место. Лучше быть подальше от греха, чем совершить его, а потом раскаиваться.

Я хочу сказать вам ещё один момент. Я счастлив сообщить вам это, хотя может быть вы будете разочарованы тем, что Я собираюсь вам сейчас сказать. С сегодняшнего дня Я не буду больше давать Паданамаскар никому, поскольку вы и Я — одно. Ишвара Сарва Бхутанам (Бог — обитатель всех существ). Одна Атма присутствует в вас, во Мне и во всех. Поэтому в этом отношении нет необходимости никому делать Намаскар. Вы можете выполнять Намаскар своим родителям, если ни вы, ни они не осознаёте этой истины. Поскольку Я знаю истину, Я должен придерживаться ей. Если вы всё же хотите выполнять Намаскар, выполняйте его мысленно. Соедините ладони рук вместе и скажите: «Свами, я предлагаю Тебе мои десять чувств». Этого достаточно. Вам нет необходимости касаться Моих ног для Намаскара. Если кто — то получает Намаскар, другие чувствуют зависть. Я прекращаю эту практику дачи Намаскара, в виду того, чтобы в вас не проросли такие чувства, как зависть. Где бы вы не были, посвящайте свой Намаскар лучше мысленно. Это принесёт Мне радость. Я говорил вам это много раз, но вы не претворяете этого на практике. Не переживайте из — за того, что Свами говорил вам подобным образом. Считайте, что это сделано на ваше благо. Радость — интервал между двумя печалями. Когда Я хожу среди вас, остальным может помешать то, что вы падаете к Моим ногам. Начиная с сегодняшнего дня, правильно используйте свои чувства и следуйте тому, что сказано о Паданамаскаре.

С этого Гуру Пурнима, развивайте священные чувства и наслаждайтесь высшим покоем и блаженством. Кажлый человек стремится достичь Ананды. Как он может достигнуть этого? У человека имеются пять оболочек: Аннамайя Коша (оболочка пищи, физическое тело), Пранамайя Коша (оболочка праны, тонкое тело человека), Маномайя Коша (оболочка ума, ментальное тело), Виджнанамайя Коша (оболочка мудрости, чистого разума) и Анандамайя Коша (оболочка Блаженства, совершенное «истинное Я»). Совершайте все усилия, чтобы достичь Виджнанамайи Коша. Только тогда вы сможете достичь Анандамайи Коша. Ведите счастливую и радостную жизнь, и делитесь своим счастьем с другими. Вы не представляете себе насколько велика эта Ананда. Как маленький кусочек дерева превращается в огонь, когда он приходит в соприкосновение с огнём, так и вы становитесь Божественны, когда вы близки ко Мне мысленно.

(Бхагаван закончил Своё выступление баджаном «Према Мудита Манасе Кахо Рама Рама Рам …»).

Поделитесь с друзьями