Мир хранит молитвы матерей

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
День Ишвараммы, 06.05.2001

Чем больше вы растираете сандаловое дерево, тем больше вы получаете сандаловой пасты;
Чем больше вы размалываете сахарный тростник, тем больше получаете сладкого сока;
Чем больше обжигается золото, тем чище и чище оно становится;
Подобным же образом, хорошие качества в благородном человеке расцветают сильнее и сильнее, когда он преодолевает превратности судьбы.
(Санскритская Шлока)

Воплощения Любви!

Трудности жизни не создают никаких препятствий для человека, следующему благородному курсу жизни. Не смотря ни на что, он всегда остаётся в покое и в созерцании Бога.

C древнейших времён взаимоотношения между матерью и ребёнком считались в Бхарате в высшей степени священными и нектарно сладкими.

Божественность Рамы расцвела под нежной заботой Каушальи; Лава и Куша обрели имя и славу благодаря нежным чувствам и простоте Ситы; Гандиджи, нежно воспитываемый своей матерью Путлибай, стал Махатмой; Любящая забота Джиджабай сделали Шиваджи великим воином. (поэма на телугу)

Вы не можете ожидать плоды сладкого манго, посеяв семена дерева ним. Если вы хотите манго, вы должны посеять семена манго. Земля одна, но семена разные. Вы должны посеять то, что хотите пожать. Лоно матери подобно земле. Дети будут хорошими или плохими в зависимости от мыслей родителей. Джантхунам Нараджанма Дурлабхам (человеческое воплощение — самое редкое из всех). Быть рождённым человеческим существом — это великая удача. Будучи благословлённым человеческим воплощением, человек должен развивать благородные мысли и испытать блаженство внутри. Только тогда он будет называться воистину удачливым.

Святость взаимоотношений между матерью и ребёнком

Путлибай, мать Махатмы Ганди, соблюдала обет, по которому она не принимала пищи, пока не услышит пения кукушки. Однажды так произошло, что пения кукушки не последовало. Ганди, который в то время был маленьким мальчиком, не мог переносить зрелища, что его мать постится долгое время. Из любви и во имя заботы о своей матери он прокрался за дом и имитировал пение кукушки. Потом он вернулся домой и сказал матери, что она может уже поесть, потому что она уже слышала пение кукушки. Намерения за этим поступком были несомненно хорошие. Но Путлибай была очень огорчена, потому что знала, что её сын произносит ложь. Со слезами на глазах она оплакивала: «Какой грех я совершила, что дала рождение сыну, который произносит неправду!» С этими словами она сделала ему выговор за то, что он произнёс ложь. Ганди дал клятву, что никогда больше не будет опускаться до лжи. В соответствии с приказом его матери он был привержен правде до конца своей жизни и обрёл хорошую репутацию.

У Путлибай была служанка по имени Рамба. Как говорит поговорка: «Ятра Раджа Тата Праджа» (каков господин, таковы и подданные). Она была такая же чистосердечная, как Путлибай. Однажды Ганди прибежал к ней, и сказал, что его преследует страх. Она велела ему, когда обуревает страх, повторять имя Господа Рамы. С того времени Ганди повторял Имя Господа Рамы до самого последнего вздоха. Тем самым мы видим, что когда мать и другие члены дома следуют по священному пути, то дети естественно будут подражать им и достигнут высшего положения в жизни.

Арьямба, мать Шанкарачарьи, проводила всё своё время в поклонении Ишваре. Каждый день она совершала Абхишеку (священное омовение) Шива Лингаму, отпивала освящённую воду и давала её также и сыну. Она постоянно повторяла Божественное Имя Господа Шивы. Шанакарачарья стал мировым лидером и достиг великой славы благодаря тому, что был рождён такой благородной матерью.

После Рангунской войны за освобождение мать с сыном как-то умудрились добраться до Ченнаи. Они не имели ни крова над головой, ни пищи. Мать заботило больше благосостояние сына, чем её собственное. Такова любовь матери. Любовь матери не поддаётся описанию. Автобусная станция стала их домом. Каждый день мать отправлялась просить подаяние от дома к дому, отдавала большую его часть сыну и ела сама оставшееся, сколько бы это ни было. Если она не могла приобрести достаточно, она всю еду отдавала сыну, а сама оставалась без еды. В результате её здоровье медленно подрывалось. Однажды её сын сказал ей: «Мама, ты одна заботишься обо мне. Теперь мой долг заботиться о тебе. С сегодняшнего дня ты отдыхай, а я буду приносить еду для нас обоих.» Каждый день он уходил просить еду, отдавал большую её часть матери и ел оставшееся. В следствие того он тоже сильно ослаб.

Однажды как-то он стоял у дома начальника и просил: «О сэр, я голоден, я голоден.» Начальник сидел в раскладном кресле и читал газету. Услышав жалобные крики мальчика, он пошёл вовнутрь, принёс еду на листьях и велел ему сесть и поесть. Но мальчик сказал, что заберёт еду домой. Начальник сказал: «Почему ты должен относить её домой? Если ты голоден на самом деле, садись здесь и поешь.» Поскольку начальник настаивал, чтобы он должен поесть еду тут же, мальчик почувствовал головокружение и повалился на землю. Он пытался что-то сказать, но не мог произнести этого достаточно громко, потому что был очень слаб. Начальник пододвинулся к нему поближе и попытался расслышать, что он говорил. Мальчик говорил: «Сначала моей матери, первой моей матери…» С этими словами он испустил дух. Увидев это, начальник был тронут до слёз. Он подумал, каким счастливым был мальчик, который пожертвовал жизнь ради своей матери. Благословенна будет мать, которая дала рождение такому благородному сыну.

Невозможно описать любовь, которая существует между матерью и её ребёнком. Бхаратийцы рассматривают любовь матери как истинную любовь. Но к сожаленью современная молодёжь не осознаёт святости материнской любви. Молодые люди ставят свои интересы превыше родителей. Они не пытаются понять любовь, которую их родители имеют к ним. Тот является настоящим сыном или настоящей дочерью, кто доставляет счастье своим родителям.

Благородные матери имеют благородные желания

Ишварачандра Видьясагар жил со своей матерью в деревне рядом с Калькуттой. Они были очень бедными в финансовом отношении, но были наделены богатством добродетелей. Мать однажды сказала сыну: «Мой дорогой, образование, которое только потворствует нуждам желудка, не является образованием вообще. Ты должен учиться для того, чтобы служить обществу. Ты должен использовать своё образование для эмансипации страны.» Видьясагар из-за своей бедности обычно занимался под уличными лампами или на автобусной станции. Он следовал словам своей матери в букве и в духе и он приложил к учёбе всё своё старание. Благословение матери может сделать великим всякого. Дети могут быть хорошими или плохими, но мать всегда любит своих детей и желает их благосостояния. Сердце матери преисполнено любовью и состраданием к своим детям.

По окончании учёбы Видьясагар поступил на работу. Однажды в его деревне проводился религиозный праздник. Богатые люди приняли участие в празднике, одевшись в свои лучшие одежды. Но мать Видьясагара должна была носить старое сари даже в праздничный день, потому что у неё не было хороших сари. Увидев это, Видьясагар очень расстроился. Когда он получил свою первую зарплату, он положил её к стопам матери и умолял её купит себе новое сари. Она сказала: «Сынок, я не хочу, чтобы ты тратил свой заработок на мои сари и украшения. Используй его на служение обществу. Всё, что я хочу, — это чтобы ты поднялся в обществе и заслужил хорошее имя.» Потом она добавила: «У меня есть несколько желаний, но я выскажу их только в соответствующее время.»

Постепенно Видьясагар поднялся к высшим позициям и соответственно его заработная плата тоже возросла. Тогда Видьясагар попросил мать выразить свои желания. Она заставила его сесть рядом с собой и сказала: «Мой дорогой, ты высокообразован и имеешь высокое положение. Но как мать я должна сказать тебе, что хорошо для тебя. Я говорю тебе только из материнской любви к тебе. Я ничего не хочу для себя. Наша деревня очень маленькая. У детей нашей деревни нет возможности учиться, потому что нет школ в нашей деревне. Поэтому я хочу, чтобы ты построил небольшую школу.» Уступая желанию матери, он построил в деревне небольшую школу. Через некоторое время он сказал ей: «Мама, согласно твоему пожеланию я построил в нашей деревне школу. Хочешь ли ты что-либо ещё?» Она сказала ему: «Сынок, в нашей деревне люди страдают от нехватки медицинского обслуживания. Нет никого помочь им даже от небольших недомоганий, таких как кашель, простуда и температура. Поэтому будет удобно для всех, особенно для детей, если ты построишь здесь небольшой госпиталь.» Повинуясь распоряжению своей матери, он быстро построил небольшой госпиталь.

Ишварамма, избранная мать

Мать Ишварамма тоже имела такое благородное желание. Когда слава Саи начала распространяться повсюду, она пришла однажды ко Мне и сказала: «Свами, мне больно видеть маленьких детей из нашей деревни, бегущими всю дорогу в Буккапатнам, чтобы учиться в школе. Построй им, пожалуйста, небольшую школу.» Уступая её желанию, Я построил небольшую школу. Через некоторое время она захотела также, чтобы здесь был построен небольшой госпиталь. Она сказала, что не может видеть, как матерям приходиться нести своих детей в Буккапатнам для медицинского обслуживания. Согласно этому Мной был построен небольшой госпиталь. Маленькая школа, которую Я заложил, стала сегодня большим университетом. Маленький госпиталь, который Я построил, стал Супергоспиталем (аплодисменты). Этим могущественные задачи реализовались как результат Сатья Санкальпы (благородного желания) Матери Ишвараммы и Нитья Санкальпы (Божественной Воли) Саи. Её последним желанием было обеспечение деревни питьевой водой. Она указала, что женщины должны были брать на себя труд, вытаскивая воду из глубоких колодцев, которые почти всегда пересыхали. Я немедленно обеспечил деревню питьевой водой. Сейчас при помощи Проекта водоснабжения Сатья Саи Я обеспечил питьевой водой весь район Анантапура.

Когда вы становитесь получателем материнской любви, вам ничего уже не надо. Знаете вы это или нет, но даже через 30 лет после своего ухода Мать Ишварамма продолжает выражать свою любовь к Свами множеством способов. Даже до сих пор она продолжает являться в своём физическом теле. Временами она приходит ко Мне, выражая свою материнскую заботу о Моём благосостоянии. Однажды она предупредила Меня, чтобы Я не принимал носовых платков от каждого. Я сказал, что должен принимать, поскольку люди преподносят их с преданностью. Она сказала: «Свами, нет сомнений, что есть миллионы таких благородных людей. Но есть также небольшое количество злонравных людей, которые могут нанести яд на носовой платок и подать его Тебе. Это может оказаться опасным, если Ты утрёшь им Свои губы.» Я обещал ей, что буду следовать её совету. Даже до сегодняшнего дня она появляется в Моей комнате. Мальчики, которые спят в Моей комнате, тоже были тому свидетелями. Когда она приходят и разговаривает со Мной, они садятся на своих постелях и слушают.

Однажды Я попросил у мальчиков ремень, чтобы закрепить шёлковое дхоти вокруг талии. Ремень, который они Мне дали, имел блестящую пряжку, которая бы просвечивала через робу, которая на Мне была. Я не хотел её использовать, потому что люди могли подумать, что Саи Баба носит золотую пряжку. После этого Ишварамма пришла в Мою комнату рано утром и начала со Мной разговаривать. Тогда Сатьяджит, Саинатх и Шринивас проснулись и хотели выяснить, с кем Я беседую. Они удивлялись, каким образом кто-то мог войти в Мою комнату, поскольку лифт был заперт, и ключ был с ними. Тогда Я сказал им, что приходила Грихам Аммайи (Мать Ишварамма). Я показал им ремень, который она Мне дала. Он не имел пряжки. В мире есть много таких благородных матерей. Но Ишварамма была избранной. Я Сам выбрал её в Свои матери (аплодисменты). Таковы близкие взаимоотношения между Ишвараммой и Мной.

Истинная преданность Чайтаньи Махапрабху

Однажды Чайтанья Махапрабху пришёл в храм и начал молиться: «О Господь, я знаю, что Ты — Мастер мира. Ты вездесущ, всемогущ и всезнающ. Ты можешь исполнить любое желание, которое я попрошу. Но у меня нет никакого мирского желания. Я не стремлюсь к деньгам, драгоценностям и материальным объектам. Точно также как я не интересуюсь преданностью, отречением и не желаю освобождения. Но всё-таки у меня есть одно желание. Даруй мне силу любить Тебя. Достаточно, если я могу любить Тебя. Нет ничего превыше этого.» Поскольку Чайтанья Махапрабху нежно любил Бога, он пропагандировал послание любви всему миру. «Думай о Боге непрерывно. Повторяй Его Имя.» Это было послание, пропагандируемое Чайтаньей.

Его мать хотела, чтобы он женился на девушке по имени Лакшми, которая принадлежала к хорошей семье и была глубоко преданной. Но Чайтанья не интересовался женитьбой. Он сказал, что посвятил свою жизнь Господу. Его мать сказала: «Ты может быть отдал Богу свой ум, но как насчёт твоего тела? Жизнь должна иметь оба аспекта: и духовный и физический.» По настоянию матери Чайтанья женился на Лакшми. Сразу же после свадьбы он отправился в паломничество. Он хотел пропагандировать Божественное послание. Чайтанья долгое время не возвращался домой из своего паломничества. Его жена Лакшми была набожной женщиной. Её сердце было чистым, полным бескорыстной любви. Она оставила этот мир, постоянно думая о Чайтанье. Чайтанья вернулся домой уже после её смерти. Его мать была сильно огорчена таким поворотом событий. Она думала, что невозможно найти другую такую девушку, как Лакшми, которая была бы столь набожной и чистосердечной. Но позже она женила его на другой девушке по имени Вишнуприя. После своей второй женитьбы он опять отправился пропагандировать Божественное послание и в ходе того полностью забыл о своём доме. Он считал Бога своим единственным прибежищем. Он не имел в своей голове никакой другой мысли.

Однажды, когда он воспевал славу Господа Кришны на улицах, какие-то негодяи, которые завидовали его растущей репутации, выхватили у него из рук цимбалы. Тогда он начал играть на барабане, воспевая Божественное Имя. Даже барабан был разбит злодеями, но это его нисколько не задело. Он стал думать, что нет необходимости иметь музыкальные инструменты, чтобы петь Божественное Имя. Он начал хлопать в ладоши и петь Бхаджаны. Тогда злодеи безжалостно избили его. Его тело обильно кровоточило, но всё равно Чайтанья продолжал повторять Божественное Имя. Но когда пришла его мать и осмотрела его, то не увидела ни малейшего следа кровотечения на его теле. Всё чудесным образом исчезло, поскольку Чайтанья твёрдо верил, что его тело принадлежит Богу и не был к нему привязан.

Дурные люди не щадят даже Бога

Если сердце матери чистое, её дети тоже будут иметь чистые сердца. Нужно уважать собственную мать и никогда не задевать её чувств. Когда Свами жил в Старом Мандире, как-то в один день там было необычно много людей. Предчувствуя опасность, Ишварамма пришла ко Мне и сказала: «Свами, у этих людей кажется есть какие-то скрытые мотивы. Я боюсь, они могут пытаться причинить Тебе какой-либо вред. Я не могу спокойно спать.» Я внушил ей мужество, сказав: «Будь бесстрашна. Телу суждено погибнуть в тот или иной день. Поэтому откажись от телесной привязанности.» В те дни Я обычно спал один в хижине с соломенной крышей. В ту ночь, как того опасалась Ишварамма, какие-то злоумышленники подожгли хижину с четырёх сторон. Пламя неистовствовало со всех сторон. Заметив это, Суббамма и Ишварамма прибежали со всех ног. Когда они прибежали, они обнаружили к своему удивлению, что над хижиной был сильный ливень. Однако в окружающих местах не было никакого дождя. (громкие аплодисменты) Когда Я вышел из хижины, они обе были счастливы видеть меня целым и невредимым.

Подобный же случай был в Махабхарате. Господь Кришна отправился к Кауравам, чтобы привести дело к компромиссу и предотвратить войну. Перед тем как отправиться к Кауравам, Он подходил к Пандавам к одному за другим и выяснял их мнение. Дхармараджа был такого мнения, что человек в статусе Кришны не должен приближаться к злонравным Кауравам в качестве посла. Арджуна и Бхима, которые были переполнены Раджо Гуной (качеством страсти) одобряли то, что Кришна отправлялся к Кауравам, но они хотели, чтобы Он договорился о войне, и злодеи Кауравы были бы наказаны. Тогда Кришна спросил мнение Драупади. Женщины по природе своей мягкосердечные. Она не хотела войны, потому что это причинило бы безмерные страдания обоим сторонам. Потом Он пошёл к Накуле и Сахадеве. Но они не сказали ничего.

Кришна явился в Хастинапур, говорил со слепым Дхритараштрой и пытался изо всех сил свести дело к компромиссу, но всё в пустую. Когда Кришна вернулся, Накула и Сахадева обняли Его и лили слёзы радости. Они сказали: «Кришна, для нас достаточно, что Ты вернулся целым и невредимым из логова злодеев Кауравов. Ты спрашивал нас, что мы хотели, перед тем как отправиться на мирные переговоры. Твоё благополучное возвращение — именно этого мы хотели. Твоё благосостояние — это наше благосостояние. Ты — всё для нас.»

Женщины — воплощение сострадания

Драупади сказала Кришне: «О брат, я тоже была того мнения, что Ты не должен идти к злодеям Кауравам.» Люди могут говорить, что женщины слабы духом. Но на самом деле женщины в высшей степени мужественны, и когда речь идёт о жертвовании, женщины стоят первыми. Во время битвы Махабхараты как-то ночью Ашваттама, сын Дроначарьи, убил детей Пандавов, когда они спали. Арджуна поклялся, что он обезглавит Ашваттаму. Он сказал Драупали, что она сможет окропить голову его кровью в знак отмщения. Он выследил Ашваттаму, связал его верёвками и приволок к Драупади. Простит ли какая-либо мать того, кто безжалостно зарезал её детей? Но что сделала Драупади? Вместо того, чтобы проклясть подлеца, она упала к стопам Ашваттамы и сказала: «Именно у стоп твоего отца, Дроначарьи, мои мужья научились всему, что они знают. Будучи сыном Дроначарьи, как ты смог убить моих детей? Как у тебя хватило духа убить тех, кто был безоружен, молод, тихо спал, ничего не имел против тебя, и ничего не замышлял против тебя?» (поэма на телугу)

В ярости Арджуна был готов набросится на Ашваттаму. Драупади подняла руку и попросила его не убивать его. Она сказала: «О Партха! Неправильно убивать человека, который боится или потерял мужество, который спит или пьян, который ищет прибежища или это женщина. Ты не должен убивать Ашваттаму, поскольку он — сын твоего наставника.» (поэма на телугу) Она сказала: «Арджуна, сегодня я оплакиваю смерть моих детей. Если ты убьёшь Ашваттаму, только представь себе, что будет с его матерью! Никогда не нужно причинять горе матери. Поэтому воздержись от убийства Ашваттамы.» Но, давши клятву, Ашваттама склонялся к тому, чтобы убить его. Она встала перед Ашваттамой и не позволила Арджуне приблизится к нему. Бхима не мог этого видеть. Взорвавшись от гнева, он зарычал: «Не отпускай его, а убей. Если ты этого не сделаешь, то я продырявлю ему голову своим могучим кулаком.» (поэма на телугу) Драупади умоляла простить его: «Прощение — это высочайшая добродетель. Это истина, праведность, ненасилие. Это воистину суть Вед. Это небеса и всё во всех мирах.» (Поэма на телугу) Хотя Пандавы были в высшей степени добродетельны и отважны, в них не было духа сострадания, которым обладала Драупади. Сердце женщины в высшей степени свято, поскольку наполнено нектарной любовью и состраданием. Поэтому его легко растопить. Временами женщины тоже могут рассердиться, но они сразу же раскаиваются и успокаиваются. Из-за влияния Кали Юги современным женщинам иногда не хватает духа любви. Но даже сегодня много женщин добродетели и характера. Именно благодаря таким благородным женщинам Бхарат сегодня является тем, что он есть. Прогресс общества зависит от его женщин. Поэтому никогда не глядите на них свысока. Относитесь ко всем взрослым женщинам как к вашим матерям, а к молодым как к вашим сёстрам. Страна будет в целости и сохранности, только если есть такие благородные чувства. Когда вы поймёте эту истину и будете вести себя соответственно, вы сможете достичь даже Божественности. Мать — это не просто женщина; она воистину является Богом. Поклоняйтесь ей и добейтесь её милости. Когда вы обретёте благословение своей матери, вы сможете достичь всего в этом мире. Никогда не проявляйте непослушания и не доставляйте ей неприятностей.

Абхиманью ввязался в битву против воли своей матери. Его мать Субхадра сказала ему: «Сын, твой отец Арджуна и дядя Кришна сражаются в другом месте. При таком стечении обстоятельств неправильно будет с твоей стороны вступать в сражение.» Но Абхиманью не прислушался к совету матери и настаивал на том, чтобы идти на поле битвы. Тогда она благословила его так: «Сынок, ты идёшь против моей воли. Но пусть победа будет твоей!» Потом она начала молиться: «Пусть с тобой будет и тебя защитит такое же благословение, которым мать Гоури наделила своего сына во времена убийства Таракасуры и которое было получено Бхаратой от своей матери, когда он убил Шамбхасуру!» (поэма на телугу)

Люби Родину и служи ей

Даже сегодня нет недостатка в благородных матерях. Им больно видеть, если их дети отходят от правильного пути. Они прикладывают все возможные средства, чтобы исправить их. Любовь матери гораздо сильнее любви отца. Однажды Мать Парвати и Ишвара увидели человека, сидящего на ветви дерева, которая вот-вот должна была сломаться. Мать Парвати взмолилась к Ишвари спасти его. Ишвара поддразнил её: «Почему обязательно Я должен его спасать? Ты первым его увидела. Поэтому твой долг спасти его.» Она сказала: «Как я могу спасти его без Твоей милости? Я негативна, а Ты позитивен. Пока Ты не изольёшь на него свою милость, он не может быть спасён. Пожалуйста не медли.» Тогда Ишвара ответил: «Разве не его долг взывать ко Мне о помощи? Как Я могу спасти его, если он Меня не просит? Как говорит пословица, нельзя приходить на праздник без приглашения.» Парвати из своего материнского сострадания хотела спасти того человека любой ценой. Поэтому она сказала Ишваре: «Если этот человек, когда будет падать, начнёт кричать Амма (мама), то я пойду ему на помощь, а если он будет кричать Аппа (отец), то Ты должен защитить его.» Ишвара согласился на предложение. Они оба с нетерпением ждали, но человек падал с криком Аййо! (ой!). Слова мама или отец не пришли к нему на язык, поскольку он никогда не уважал своих родителей в своей жизни. Такова была его судьба. Как может прийти Бог на помощь человеку, который полностью забыл своих родителей? Мать — это Бог; отец — это Бог. С подобными чувствами проявляй благодарность к своим родителям.

Сегодня мы отмечаем День Ишвараммы, чтобы пропагандировать славу материнства. Мир спасают молитвы матерей. Молитва женщины гораздо сильнее тысячи молитв мужчин, поскольку женщины чисты и мягкосердечны. Никогда не причиняйте матерям неприятностей. Не обижайте их чувств. Тогда Бог поможет вам во всех ваших усилиях. Свою собственную страну принято называть Родина-Мать, а не Родина-Отец. Тем самым матери придаётся самое высокое положение в мире. Относитесь к своей стране как к вашей собственной матери и работайте ради её прогресса. Ни при каких обстоятельствах не причиняйте своей матери вреда. Это значение и основное поучение сегодняшнего праздника.

Через несколько минут вы будете слушать музыкальную программу, представленную П. Сушилой и др. Она является преданной 40 лет. Когда она не имела детей, Я благословил её сыном. Я провёл также свадьбу её сына. Её невестка тоже является музыкантом. Они сегодня здесь, чтобы исполнить несколько песен преданности и доставить радость всем и каждому. После этой музыкальной программы дети групп Бал Викас покажут спектакль в Кальяна Мантапам. Вы знаете, для чего проводятся эти программы? Ум человека подобен бешенной обезьяне. Выступления, музыкальные программы и совместные молитвы предназначены для того, чтобы контролировать колебания ума. Тело подобно водяному пузырьку; ум подобен бешенной обезьяне. Не слушайся тела, не слушайся ума. Слушайся совести. Размышляйте о том, что вы видели и услышали здесь. Претворите это на практике и извлеките из этого блаженство.

Бхагаван закончил Своё Выступление Бхаджаном «Хари Бхаджана Бина Сукха Шанти Нахи…»

Поделитесь с друзьями