Неувядающее послание Рамаяны

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Университет Шри Сатья Саи, Бриндаван, 25.05.1992. Сатья Саи говорит, том 25.

Имя Рамы слаще сахара,
Вкуснее творога и
Намного слаще меда.
Имя Рамы полно сладости нектара —
Повторяйте во всякое время имя Рамы.

Студенты! Рамаяна обрисовывает три качества — саттву, раджас и тамас. Рамаяна не относится к определенному времени, месту и обстоятельствам. Она имеет всеобщее значение для всех времен. Ее актуальность не ограничена одной Индией.

Рамаяна показывает Раму как воплощение идеальных качеств. Как сын, друг, муж, повелитель и правитель, Он был идеалом, с которым никто не может сравниться. В мире один человек может быть идеальным сыном, но не идеальным другом; другой может быть идеальным другом, но не идеальным братом. Но Рама являет собой уникальный пример воплощения всех идеальных качеств.

Студентам следует отметить важный аспект, относящийся к случаю, когда Рама сломал лук Шивы во дворце Джанаки. Хотя лук был сломан, тетива, соединяющая два конца лука, осталась целой. Два конца лука символизируют Раму и Ситу — Пурушу и пракрити. На самом деле связь между Рамой и Ситой, Параматмой и пракрити — неразрывна. Рамаяна демонстрирует неразделимую связь между пракрити и Пурушей.

Рамаяна была разделена на две части: Пурва-Рамаяна, которая описывает разнообразные деяния Рамы, Его победы над неукротимыми героями, такими как Парашурама, Вали и Равана. Эти события говорят о неустрашимой храбрости, непревзойденной доблести и огромной физической и умственной мощи Шри Рамы. Уттара-Рамаяна (вторая часть) пропитана каруной (состраданием) и помогает установить Рамататтву (принцип Рамы) в сердцах людей.

Рама не имел себе равных как правитель

Рамаяна служит примером дружеских отношений и гармонии, которые должны быть между членами семьи. Она превозносит идеальное братство, благородную дружбу и величие любви. Рама был идеальным правителем, который правил людьми с должным уважением к их симпатиям и антипатиям, прежде всего заботясь об их благе. Как правитель Рама не имел Себе равных. Он был истинным кладезем силы, добродетели и любви. Поэтому так необходимо, чтобы каждый студент выбирал себе идеалом Раму и обретал счастье, практикуя идеалы Шри Рамы.

Первая песнь Рамаяны называется Балаканда (Песнь о детстве Шри Рамы). Мудрец Вишвамитра пришел к Дашаратхе и попросил помощи его сыновей, Рамы и Лакшманы, для защиты его яджны (жертвоприношения). Раме и Лакшмане было по 14 лет, когда мудрец попросил их помощи. Когда Дашаратха не решался отпустить своих сыновей из-за их нежного возраста, Вишвамитра заметил: “О Дашаратха! Ослепленный отцовской привязанностью, ты ошибочно считаешь их простыми смертными, из крови и плоти, тогда как на самом деле они — Божественные воплощения. Не давай воли грусти. Они — воплощения Божественности. Отпусти своих сыновей со мной без всяких колебаний.”

Три гуны в форме трех женщин

Во время путешествия с мудрецом, Рама встретил трех женщин с тремя различными темпераментами. Первая женщина, представшая перед Ним, была Татаки с тамасическим темпераментом. Тамасическая природа заставляет человека принимать истину за ложь и наоборот. Она отнимает у человека способность к различению. Рама убил Татаки, охраняя жертвоприношение Вишвамитры. Два брата следили, чтобы яджна была проведена без всяких препятствий.

После успешного завершения яджны Вишвамитра пошел в Митхилу, сопровождаемый Рамой и Лакшманой. По пути Рама зашел в жилище мудреца Гаутамы. Там Он освободил Ахалью от проклятия, которое превратило ее в камень. Ахалья может считаться женщиной раджасического темперамента. Дав нравственный урок Ахалье, Рама пришел в Митхилу с Вишвамитрой.

В Митхиле Рама встретил Ситу, представляющую саттвическое качество. Убив Татаки с тамасическим темпераментом и спасши Ахалью, представляющую раджасический темперамент, Он принял Ситу, представляющую саттвическое качество. Свадьба Ситы и Рамы символизирует единство между пракрити и Параматмой. Жители Митхилы радовались, узнав о предстоящей свадьбе Рамы и Ситы.

Проявление трех гун на свадьбе Ситы

Один из свадебных ритуалов в Индии — тхаламбралу, когда невеста посыпает рисом голову жениха. Так как Джанака, отец Ситы, был очень богат, он приказал заменить рис жемчугом. Сита взяла горсть жемчужин и высыпала их на голову Рамы. Белые жемчужины в ладонях Ситы отливали красноватым цветом, так как ее ладони были розового оттенка. Когда она высыпала жемчуг на белый тюрбан Рамы, который Он надел по этому случаю, жемчужины сверкали белым цветом. Жемчужины, скатывавшиеся по телу Шри Рамы, принимали темный цвет, отражая голубовато-зеленый цвет Шри Рамы.

Жемчужины, которые отливали красным в ладонях Ситы, символизируют раджа-гуну (качество страсти), сообщая, что человек принимает раджасическую природу в обществе пракрити. Жемчужины, сияющие белым светом, символизируют саттва-гуну (качество благости), показывая, что человек приобретает саттвическую природу в обществе Бога. Природа тех, кто не принадлежит ни к пракрити, ни к Богу, будет тамасической (инертной, темной), как цвет жемчужин, упавших с головы Рамы. Люди божественной направленности сияют саттвической безмятежностью и чистотой. Люди мирской направленности обнаруживают раджасические качества, тогда как те, кто не принадлежат ни миру, ни Богу, становятся тамасическими.

Три качества друзей и врагов Рамы

Так как Шри Рама был царем, друзья его также были царями. Джамбаван, царь леса, был саттвическим другом. Он стал другом Шри Рамы из-за чистой любви к Нему. Сугрива, царь обезьян, был раджасическим другом Рамы, который искал дружбы Рамы, чтобы получить Его помощь. Он искал помощи Рамы из желания покончить со своими невзгодами. Сугрива хотел вернуть себе свое царство и свою жену. Третий друг — Вибхишана, брат Раваны. Он представляет тамасические качества, так как принадлежал к роду демонов, ракшасов.

У Рамы было трое врагов, также олицетворяющих три гуны. Первый враг — Вали — саттвический враг, так как он в конце признал свои ошибки и согласился с наказанием, определенным ему Рамой. Равана был вторым врагом, который питал ненависть к Раме. Он отказался признать свои ошибки и явился причиной крушения своей страны. Он был раджасическим врагом, так как раджасический враг никогда не признает свои ошибки. Третий враг, Кумбхакарна, был тамасическим врагом. Тамасический человек — тот, кто принимает хорошее за плохое и плохое за хорошее. Рама поверг всех трех врагов.

Рама — спаситель падших

Рама был спасителем падших — Патита-павана. Он дал спасение трем персонажам в Рамаяне. Это Сабари, Гуха и Джатайю. Сабари была беспомощной несчастной старухой, за которой никто не ухаживал. Ее учитель сказал ей о Господе Раме. Она страстно ждала появления Рамачандры, которого она считала своим спасителем. Она была поглощена размышлениями об имени Рамы во всякое время и в любом месте. Как-то мудрец Матанга сказал ей: “О Сабари, Господь Нараяна сошел на землю в облике Рамы. Он живет в облачении отшельника. Он скоро появится здесь. Но я не буду жив к моменту Его прихода. Он — воплощение незапятнанной чистоты. Приветствуй Его и почитай с преданностью”.

С этого дня Сабари стала готовиться к приходу Шри Рамы. Так как она думала, что Рама может попросить у нее еды, она собирала всякие плоды, и, чтобы убедиться в том, что плоды сладкие, она пробовала их сама и только самые сладкие оставляла для своего Господа. Так Сабари преобразовала себя в саттвическую преданную. Рама ответил на ее молитвы и Сабари в конечном счете слилась с Рамой.

Гуха, лесной вождь, также был спасен Рамой. Хотя он был другом Рамы, его жизнь в лесу была полна неправильных действий; тем не менее, он никогда не прекращал концентрироваться на имени Рамы. Среди падших, он принадлежит к раджасической категории по причине своей мирской жизни.

Третий патита, спасенный Рамой, был Джатайю. Он стремился служить Раме и с нетерпением ждал прихода Рамы с того дня, как Рама вступил отшельником в лес. Ему представилась великая возможность послужить Раме. Когда он заметил Равану, уносящего Ситу, то вступил в смертельный бой, чтобы вызволить Ситу. Когда он, смертельно раненный, упал и скончался от ран, Рама, не совершивший последних обрядов даже над телом собственного отца, Дашаратхи, совершил погребальный ритуал над Джатайю, мертвой птицей.

Что означают имена Дашаратха и Равана

После пересечения океана мохи (безрассудной страсти) Рама встретил на Ланке трех братьев, представляющих три качества — саттву, раджас и тамас. Он короновал Вибхишану, обладавшего спокойным, саттвическим характером, и уничтожил Равану и Кумбхакарну, которые символизировали раджасические и тамасические качества.

Кто такой Дашаратха? Дашаратха был императором Айодхьи. Слово дашаратха означает тело, имеющее десять чувств. Эти десять чувств — пять кармендрий (органов действия) и пять джнанендрий (органов познания). Дашаратха — колесница, ведомая десятью чувствами. Три жены Дашаратхи представляют три качества. Каушалья символизирует саттвические качества, Сумитра — раджасические и Кайкейя — тамасические качества. Кто такой Равана? Равану описывают как демона с десятью головами. Эти десять голов — шесть врагов (вожделение, гнев, жадность, безрассудство, гордыня и ревность), манас (ум), буддхи (интеллект), читта (воля) и ахамкара (эго). Так как эта десятка присутствует в каждом человеке, все люди являются на самом деле Раваной! Тот, кто отсекает эти десять голов, становится Рамой. Только Бог может отрубить десять голов. Когда человек вверяет себя Богу, все эти десять голов исчезают и он сливается с Рамой.

Четыре брата — воплощения четырех Вед

Кто такие Рама, Лакшмана, Бхарата и Шатругна? Четыре Веды пришли в форме четырех братьев в жилище Дашаратхи и играли там. Рама был Риг-ведой, а Лакшмана, который неотступно следовал за Рамой, был Яджур-ведой. Бхарата, который всегда наслаждался произнесением имени Рамы, был Сама-ведой, и Шатругна, который соблюдал указания остальных братьев и полностью посвятил себя им, был Атхарва-ведой. Таким образом, четверо братьев были воплощениями четырех Вед.

Господь Рама был самой пранавой (ОМ). Три брата были буквами “А”, “У”, “М” в омкаре. Лакшмана был “А”, Бхарата — “У” и Шатругна — “М”, а Господь был Пранавой.

Мы сможем осознать святость Рамаяны, если, вместо того, чтобы поглощаться только внешней формой повествования, вникнем в ее внутреннее значение.

Поделитесь с друзьями