Бог обитает в чистом сердце

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Праздник Дивали, Прашанти Нилаям, 24.10.1992. Сатья Саи говорит, том 25.

Хотя при рождении человек не имеет хороших или дурных качеств, в его природе происходят изменения благодаря пище, которую он потребляет, и влиянию своего окружения. У него развивается эго и привязанности, обусловленные обществом, в котором он находится. Когда человек получает образование, у него появляется гордыня и возникают тщеславные мысли о своем превосходстве над другими. Это самодовольство загрязняет сердце.

Если с молоком смешивают грязную воду, молоко следует вскипятить, чтобы его можно было употреблять. Так же и человек должен предпринимать различные садханы (духовные практики), чтобы очистить свое сердце. Упражнения в медитации, яджны и тапас (жертвоприношения и подвижничество) могут принести только умственное удовлетворение. Только когда сердце расплавится в огне Божественной любви, человек сможет достичь успеха в борьбе с дурными качествами и его сердце засияет в первозданной чистоте. Так же, как лучи Солнца могут воспламенить кучу хлопка, если они сконцентрированы линзой, так и лучи интеллекта могут уничтожить дурные качества человека, если они будут пропущены через линзу Божественной любви.

Рост демонического начала в человеке

Хотя человек и появился из Мадхавы (Бога), он окружен бхрамой (заблуждением), которое скрывает Брахму (Божественность) внутри него. Пока он находится в объятьях этого заблуждения, он питает привязанность к телу и испытывает бесконечные желания. Это ведет к росту асуры (демонического начала) в человеке.

В слове нара, обозначающем человека, на означает «нет», а ра означает «разрушение». Итак, слово нара описывает человека как не поддающегося уничтожению (то есть вечного). Если к наре добавить слог «ка», то получится «нарака», ад, который противоположен небесам. Когда кто-то падает на демонический уровень, он забывает о божественности и прямым путем следует в ад. Бог достигается на духовном пути (атмическом пути).

Согласно истории из Пуран, в этот день — Дипавали (Нарака Чатурдаши) — был уничтожен Наракаасура. Наракаасура был демоном, полным привязанности к телесным удовольствиям. Он был средоточием дурных качеств — вожделения, гнева и жадности. Он наводил ужас на женщин и сотворил много отвратительных деяний, накликав свою собственную смерть от руки Сатьябхамы, супруги Шри Кришны.

Следует упомянуть, что Господь дал эту возможность Сатьябхаме только после того, как подверг ее очищению от ее гордыни и ревности, как это показано в эпизоде Тулабхарам. Там Нарада посоветовал Сатьябхаме подарить ему Кришну и выкупить Его назад, уравновесив весы с Кришной золотом и драгоценностями. Когда Сатьябхама положила на весы все, что имела, это не произвело никакого эффекта. В конце концов, лист туласи, который положила на весы Рукмини, произнося молитву Кришне, уравновесил весы. Так Сатьябхама была излечена от своей гордыни и ревности.

Кроме этой версии Пуран, есть еще одно, космическое объяснение праздника Дипавали. Была планета Нарака, которая вращалась по орбите Луны вокруг Земли. Однажды люди увидели, что она направляется к Земле. Люди взмолились Господу Кришне, чтобы Тот предотвратил надвигающуюся катастрофу. Господь был вынужден принять меры, чтобы разрушить эту планету и спасти мир от бедствия. С тех пор Дипавали отмечается как счастливый день избавления от катастрофы.

Поделитесь с друзьями