Умирающие оплакивают умерших

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям, 10.03.1967. Сатья Саи говорит, том 6.

Кама (желание) — причина рождения; кала (время) причина смерти. Рама — хранитель жизни. Рождение происходит благодаря желаниям. Время, безразличное и неустанно текущее вперед, обрывает нить жизни. Только воспевание имени Бога сделает вашу жизнь не напрасной. Жизнь — это битва, в бою бьются до победы. Цель этой победы завоевать «венец» Атмы и стать полноправным властелином в царстве Освобождения. Эта победа и ее плоды возможны, если следовать пути, указанному Ведантой.

Веданта — это завершение, «конечный продукт» Вед. Когда молоко сбивают, получаются масло и сыворотка; очищенное и растопленное масло превращается в топленое масло — гхи, это гхи — финал, конечная стадия молока. Так же и последнее, необратимое преображение человека в конце пути — это освобождение, мокша. Если вы готовы к тому, чтобы вступить в бой с внутренними врагами и страстями, Бог даст вам силу, в которой вы нуждаетесь. Поскольку вы следуете к Нему, Бог последует навстречу вам. Если вы сделаете десять шагов к Богу, Он сделает сто шагов к вам.

Однажды святой Рамдас сокрушался: «О мой Господь! Ты вездесущ, велик, всесилен, всезнающ, — я же одинок, беспомощен, бесприютен и беден». Тогда Господь прервал это самобичевание и сказал: «Нет же! Как можешь ты считать себя бедным, одиноким и беспомощным? Я пребываю с тобой и в тебе, изливая на тебя Свою милость. Единственный сирота во всей вселенной — это Я Сам. У Меня нет защитников, некому поддержать Меня, и Мне не на кого опереться. Я — А-натха (не имеющий покровителя); все же прочие — са-натха (имеющие Господина), ибо Я их Господин (Натха, Господь)».

Поэтому не называйте себя диной — слабым существом. Как можете вы быть диной, если вы наделены дхи (дхи означает разум, различение)! Вооружившись этим дхи, приступайте к своей садхане вместо того, чтобы попусту тратить время на жалобные причитания. Это ваш величайший долг. Садхана может быть направлена на познание Бога как не имеющего форму (ниргуна), или как имеющего форму (сагуна). При ходьбе нужны обе ноги, на одной вы далеко не ускачете! Сагуна-садхана и ниргуна-садхана все равно, что две ноги. Когда цель паломничества достигнута и вы готовы переступить порог святыни — занесите вперед правую ногу! Эта правая нога нацелена на ниргуну-садхану постижение бесформенного аспекта божества.

Всю ночь вы провели, воспевая божье Имя; но не останавливайтесь на этом — превратите это в свою ежедневную практику. Не уподобляйте ночь Шиваратри посещению мест паломничества, которое обычно не оставляет в вашем сердце никаких драгоценных уроков. Вы просто получаете удовольствие от пикника и делаете несколько удачных фотографий с живописными видами. Но здесь вы погружены в молчаливый экстаз божественного Присутствия. Донесите эту атмосферу до своего дома и очистите его святыми мыслями и делами. Пусть Шиваратри станет для вас аканда Шиваратри — вечным праздником созерцания Шивы; пусть эта ночь вдохновит вас на то, чтобы посвятить целую жизнь воспеванию Шивы, ибо сказано: Сарвада Сарва Калешу Сарватра Хари Читанам: всегда и всюду, во все времена и в любой ситуации обращайте свои мысли к Хари (Богу).

Когда Брахма — Творец — спросил однажды мудреца Нараду, что кажется ему самым поразительным из всего, что он видел в творении, Нарада ответил: «Больше всего изумляет меня то, что умирающие оплакивают умерших. Те, кто сами приближаются к смерти с каждым мгновением, горько рыдают над теми, кто уже умер, как будто их стенания могут чем-то помочь и либо оживить мертвых, либо предотвратить их собственную смерть!» Брахма спросил Нараду, что еще странного нашел он в творении, и Нарада ответил: «Вот что показалось мне не менее удивительным: несмотря на то, что каждый боится последствий греха, люди все равно продолжают грешить! Несмотря на то, что каждый жаждет плодов благих действий (пуньи), все до единого решаются на добрые дела весьма неохотно!»

Говорят, что вежливая беседа — приятная беседа. Но, как правило, эта сладкая речь пропитана ложью и клеветой. Часто спрашивают, как можно выжить в современном обществе, не прибегая к оружию обмана. Это неправильный подход. Правда изначально присуща природе человека, в то время как ложь — искусственная, изобретенная им самим уловка. Избегайте даже самых незначительных ошибок и промахов, ибо, войдя в привычку, эти проступки исказят ваш характер и превратятся в порочные наклонности. Когда муж дает жене 10 рупий на покупки, она может припрятать одну рупию и потратить только девять. Хотя жена, скорее всего, не согласится с обвинением, это неверный шаг. Ни на миг не забывайте проверять все свои действия, мысли и чувства на пробном камне Истины.

Если двери вашего сердца закрыты на замок лжи, как можете вы предъявлять обвинение Богу, что Он не освещает его лучами Своего благоволения? Ко лжи вас побуждает желание, кама. Когда в вашем сердце живет Кама (бог желаний), там нет места для Рамы (Бога). Прогоняйте Каму с его вредоносным выводком — гневом, жадностью, привязанностью, гордыней и ненавистью (кродхой, лобхой, мохой, мадой и матсарьей) — только тогда в нем сможет поселиться Рама. Без этой очистительной процедуры выкрикивать «Рам, Рам, Рам», раскачиваясь всем телом — лишь попросту напрягать голосовые связки. Что за радость восклицать «Победа! Победа!», если враг уже внутри крепости, а у вас нет сил сражаться?

Посейте на поле своего сердца семена добрых мыслей, насыщенные смирением; оросите их влагой любви; защитите нежные ростки от вредителей с помощью средства под названием «мужество», подкормите всходы удобрением «концентрации», и тогда мощные растения бхакти (преданности) дадут вам богатый урожай джняны — вечной мудрости — знания о том, что вы — это Он. Когда вас постигнет это откровение, вы станете Им, ибо вы всегда были Им, но не ведали о том до сих пор.

Поделитесь с друзьями