Бог — твой первый друг

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Тирупунитура, Керала, 21.12.1967. Сатья Саи говорит, том 6.

Оба события, ради которых Меня пригласили сюда сегодня, одинаково знаменательны и интересны, поскольку одно связано с физическими нуждами человека, а другое — с духовными. Детская больница, в фундамент которой Я только что заложил первый камень, превратится в скором времени, заботами присутствующего здесь министра здравоохранения, в источник утешения для страждущих. Молитвенный Зал, который Я собираюсь сейчас открыть, станет источником успокоения ума, в нем будут черпать силу и стойкость те, кто берется за дела, требующие мужества и веры в Высшую Силу, управляющую вселенной. Духовное здоровье сохраняется и укрепляется благодаря внимательному отношению к трем гунам: саттве, раджасу и тамасу. Физическое здоровье сохраняется и укрепляется благодаря заботе о трех началах, соответствующих трем типам конституции: это вата (ветер), питта (желчь) и капха (слизь) 1. Нужно избегать трех дош (доша — недостаток, дефект), то есть трех типов болезней, а иными словами три начала не должны быть «испорченными» или неравновесными. Здоровое тело — лучшее вместилище здорового ума. От болезни ум становится возбужденным и беспокойным. Материальное и духовное — две чаши весов, и та, и другая требует одинакового внимания, по крайней мере до тех пор, пока не будет достигнут определенный прогресс в духовном развитии.

1 В аюрведической медицине причиной всех болезней считается нарушение равновесия между тремя дошами: ветром, соответствующему стихии воздуха, желчью (стихия огня) и слизью (стихия земли и воды). Их равновесие определяет здоровье. Все люди делятся на три основных типа (Вата, Питта, Капха, что соответствует трем типам конституции и темперамента — сангвиник, холерик («желчный») и флегматик (от phlegm — слизь, флегма), а также промежуточные типы

Служить человеку можно любым способом, но лучший вид служения — это собственный хороший пример. Не подавайте дурного примера вашим соседям и членам семьи. Будьте добрыми и излучайте добро. Именно поэтому в былые времена учитель увещевал ученика, завершившего занятия: сатьям вада, дхармам чара (говори правду, поступай по справедливости). Закончив обучение, ученик должен включаться в активную работу. Поэтому ему необходимо получить полезный совет в подходящий момент. Правду надо говорить без малейшего намека на лицемерие и хитрость, но никогда не преследовать цель обидеть или ранить.

Все действия должны подчиняться наивысшему закону справедливости. Учитель призывает ученика не пренебрегать полученным знанием, а глубоко усвоить его и развивать все глубже и глубже, применяя в жизни. «Относитесь к матери, как к Богу; относитесь к Отцу, как к Богу; относитесь к учителю, как к Богу; относитесь к гостю, как к Богу». Это очень важное предписание, заслуживающее уважения. И напоследок учитель дает прекрасный совет, касающийся дара служения. Служите с почтением, отдавайте так много, как можете; будьте скромны в служении; служите любому, как лучшему другу; отдавайте без малейшей мысли о вознаграждении. Никогда не служите ради показухи. Любое служение, будь то в госпитале или в группе для пения баджанов, совершайте со смирением и благоговением. Только тогда вы сможете достичь чистоты ума, читта-шуддхи, главной пользы, которую может даровать бескорыстное служение, сева.

Постоянное воспевание Имени Бога — любого из миллиона имен, которыми наделили Его человеческий разум и воображение — лучший способ исправления и очищения ума. Об этом возглашал поэт: «О, язык! Ты великий знаток и ценитель желанных вкусов! Но я расскажу тебе о том, что понравится тебе больше всего на свете, и, поверь мне, это правда! Я сообщу тебе нечто, чрезвычайно полезное для тебя. Произноси сладостные слова, Имена Бога — Говинда, Дамодара, Мадхава — и ты получишь утонченное наслаждение!» С помощью Имени вы всегда можете приблизить к себе Бога. За воспеванием Имени следуют молитва и богослужение (пуджа), ибо Красота и Милость божьи побуждают вас поклоняться Ему и полагаться на Него во всех своих чаяниях. Поначалу почитатель и Почитаемый различны и далеки друг от друга, но, по мере того как садхана становится более устойчивой и регулярной, они постепенно «смешиваются» и становятся все более и более слитными. Ибо индивидуальное и Всеобщее — едины. Волна — это море. Она поглощается морем. Когда происходит это слияние, эго растворяется, все символы и знаки «особенного» — имена, формы, цвета, касты, верования, национальности, церкви, секты, и все права и обязанности, с ними связанные, тускнеют и исчезают.

Единственная задача подобных существ, вырвавшихся из узких рамок индивидуальности — это возвышать дух человечества, заботиться о его процветании и изливать любовь. Если даже они пребывают в молчании, блаженство, в которое они погружены, одарит блаженством весь мир. Любовь — во всех, любовь — для всех, любовь — всё.

Поделитесь с друзьями