Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям, 23.09.1968. Сатья Саи говорит, том 6.
Сегодня отмечается двенадцатая годовщина со дня открытия Госпиталя Сатья Саи. На празднике присутствует ректор медицинского колледжа Гоа в качестве президента и множество преданных со всех концов Индии. Представитель медицинской администрации выступил с отчетом о лечении стационарных и амбулаторных больных и осветил некоторые другие достижения. Но отчет, естественно, не затрагивает главного вопроса: для какой цели следует поддерживать здоровье? Как наилучшим образом следует использовать тело? Ибо тело, снабженное чувствами, интеллектом и памятью, является инструментом, орудием, колесницей, которые использует человек для продвижения к цели. Владелец колесницы гораздо важнее, чем сама колесница; ради него она должна быть надежной и содержаться в полном порядке. Продолжительность жизни находится под контролем Того, Кто дает жизнь, — Создателя. Она не зависит от содержащихся в пище калорий, от количества лекарств или от квалификации врача, который эти лекарства прописывает. Главные причины нездоровья и смерти — страх и потеря веры. Если человек сосредотачивается на Атме, которая не знает перемен, не имеет определения, не подвержена старению, упадку, разрушению, он может победить смерть. Поэтому самое эффективное лекарство это Атма-видья (познание Атмы, души как истинной сущности).
Смерть подстерегает свою добычу повсюду и с неумолимой настойчивостью. Она неотступно следует за своими жертвами в госпитали, на горные привалы, в театры, самолеты, подводные лодки — никто не может скрыться от нее. Бог — единственный даритель жизни, ее защитник и ее цель. Не думайте о смерти, она лишь эпизод в жизни, думайте о Боге, Властителе всей жизни, пребывающем внутри физической формы. Познавайте Его в течение всей жизни и отдавайте Ему все свои действия — дыхание, разговор, ходьбу, работу, ибо благодаря Ему вы обретаете способность делать все это. Заболеть, вызвать врача — в этом есть что-то неестественное, унизительное. Как только вы отдадите себя Богу, с вами будет все хорошо. Не будет никаких болезней.
Регулируйте свои привычки в еде, сдерживайте жадность языка. Ешьте только саттвическую (приводящую к спокойствию) пищу; предавайтесь только саттвическим развлечениям. Тогда вы сможете освободиться от физических и душевных болезней. Мужественно и невозмутимо переносите клевету, потери, разочарования, поражения и душевная депрессия не овладеет вами. Должен сказать вам, что Я радуюсь, когда кто-то из вас страдает: у него появляется возможность проявить свой ум и понимание ценностей. Харишчандра, великий царь, не отступивший от истины несмотря на тяжелейшие испытания, которых он мог бы избежать, стоило ему хотя бы единожды солгать, терпел страшные несчастья: нищету, изгнание, преследование святого, требовавшего отдать долг, продажу в рабство царицы, сына, его самого, унизительную работу сборщика пошлины, к которой принудил его хозяин гхаты (места кремации) в Варанаси. Но он не склонился и не сломался, он был тверд в своей решимости не сдаваться голосу неправды.
Имя Бога — самое эффективное лечение, оно отгоняет все болезни. Не смотрите на намасмарану, памятование Имени, как на развлечение или моду, или как на что-то случайное, как на неприятную часть навязанного распорядка дня или каждодневную досадную обязанность. Думайте об этом как о духовной практике, садхане, которую нужно серьезно выполнять для того, чтобы уменьшить привязанность к иллюзорным вещам, очистить вас, придать вам силы и освободить вас от цикла рождений и смертей. Держитесь за нее как за средство, избавляющее от оков времени и перемен. Это может показаться слабым лекарством от такой страшной болезни. И, тем не менее, это панацея.
Невыполнение этого важнейшего долга по отношению к самому себе обычно объясняют тем, что уделом современного человека является лихорадочная активность, и у него поэтому нет времени на намасмарану. Но если можно нести груз сотни случайных дел, считая их неизбежными, неужели еще одно дело — намасмарана — является нежелательной нагрузкой? Кто тянет сотню, тот наверняка потянет еще одно. Более того, это дело должно стать главным и неустанным. Памятование Имени должно стать таким же жизненно необходимым, как дыхание, таким же приятным на вкус, как сахар, таким же важным для счастливой жизни, как сон, как пища, как вода. Это единственная никогда не прекращающаяся работа облегчит тяжесть всех ста работ, сделав их полезней и легче. Вставайте каждый день с мыслями о Боге, проводите весь день с Именем Бога, укладывайтесь в постель с мыслью о Его славе, звучащей в Имени.
Вы ложитесь спать в такой-то день, такого-то числа; вы просыпаетесь и обнаруживаете, что и число и день изменились! Вы стали на день старше, смерть подошла к вам ближе. Много воды протекает под мостом. Точно так же, когда вы погружаетесь в долгий сон (смерть), происходят большие перемены. Вы пробуждаетесь к новому дню, но старые тенденции и старые черты все еще влияют на новое воплощение. Жизнь — это долгое суровое испытание, помните об этом даже тогда, когда все кругом кажется полным радости. В любую минуту дорога может завести в болото, небо — померкнуть, удача — ускользнуть. Завоюйте меч джняны, мудрости, чтобы рассечь покров майи, иллюзии. Выбирайте между реальным и нереальным уже с первых шагов своего пути к цели. Если глаза не помогают вам извлекать безмерную радость видения Бога во всем, что эти глаза выставляют на обозрение уму, гораздо лучше быть слепым; органы чувств не должны толкать вас в чувственную сферу! Они должны служить вашим истинным интересам и очищать ваши желания и склонности. Это единственный путь к здоровью и счастью.
Поделитесь с друзьями