Почитание бога в уме

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Виджайадашами, Прашанти Нилаям, 1953. Сатья Саи говорит, том 1.

Манаса бхаджаре

Как вам известно, однажды, это было во время Моей учебы в средней школе в Ураваконде, настал такой момент, когда Я решил оставить школу, отбросил учебники и объявил всем, что Меня ждет Моя собственная работа. Об этом рассказал вам здесь в своем выступлении ученый-пандит, который занимается языком телугу. Так вот, в тот день, когда Я вышел из дома пандита и впервые объявил, что Меня зовут Саи Баба, первой песней, с которой Я обратился к собравшимся в саду, была:

«Манаса бхаджаре гуру шаранам
Дустара бхава сагара тхаранам»

Я призвал всех страдающих в бесконечной череде рождений и смертей к поклонению Стопам Духовного Учителя (Гуру), того Гуру, кто объявил о Себе Сам, кто вновь явился, чтобы взять на Себя тяготы всех тех, кто сумеет найти прибежище в Нем. Это было Мое самое первое послание Человечеству. «Манаса бхаджаре.» «Поклоняйтесь в своем уме!» Мне не нужны гирлянды цветов, не нужны фрукты — все то, что вы можете купить за одну-две монеты, то, что на самом деле вам вовсе и не принадлежит. Дайте мне то, что является всецело вашим, что чисто и благоухает ароматом целомудрия и невинности, что омыто слезами раскаяния! Вы приносите фрукты и гирлянды цветов, и устраиваете целые шоу, чтобы продемонстрировать свою преданность. Те же преданные, кто победнее и не могут позволить себе такого, испытывают чувство унижения и сожалеют о своей беспомощности. Они не могут проявить свою преданность такими широкими жестами, как это делаете вы. Поэтому поселите Бога в своем сердце, предложите ему плоды своих деяний и цветы своих сокровенных мыслей и чувств. Именно такого поклонения Я хочу более всего. Именно такую преданность Я более всего ценю.

Преображение людей — задача всех времен

В магазинах все расфасовано по пакетикам, и каждый магазин специализируется на каком-то определенном виде товаров. Но на ярмарке сотни магазинов объединяются вместе, чтобы сделать доступным все разнообразие товаров. На ярмарке множество витрин, мероприятий и демонстраций. Можно сказать, что все эти дни Я, в основном, раздавал индивидуальные советы, подобно пакетикам в магазине. Я отвечал на личные вопросы. И Моя сегодняшняя «речь» — это нечто новое для вас, ибо сегодня Я обращаюсь к целому собранию. Но, хотя это ново для вас, для Меня-то это совсем не новость. Мне уже приходилось давать советы огромным скоплениям людей, хотя это было не в этом Проявлении. Когда бы Бесформенное (Ниракара) ни принимало форму (сакара), оно должно выполнить некую Миссию, и оно выполняет ее самыми различными способами. Но при этом неизменно преследуется одна и та же цель — дальнейшее обучение человека, независимо от времени или эры (юги).

Первые шестнадцать лет этой жизни, как Я уже неоднократно говорил вам, были периодом, когда преобладали божественные детские игры (балалила). Следующие шестнадцать лет будут, в основном, связаны с чудесами (Махима). Так происходит для того, чтобы подарить этому поколению радость. Сантоша, или радость и удовлетворенность, — это мимолетные ощущения. Но вы должны уловить такое расположение духа и сделать его своим постоянным достоянием, то есть Анандой или блаженством. По достижении Мною возраста тридцати двух лет вы увидите, что Я все более и более буду занят духовным наставничеством (Упадешой), то есть обучением заблудшего человечества тому, как вернуть мир на путь Истины (Сатьи), праведности (Дхармы), Мира (Шанти) и Любви (Премы).

Это не значит, что Я решу исключить Игру и Чудеса из круга Своих Действий. Нет, Я имею в виду только то, что с этого времени Моей задачей будет восстановление Дхармы, исправление извращений человеческого сознания, возврат человечества обратно ко Всеобщей Предвечной религии (Санатана Дхарме).

Не позволяйте сомнениям и пустым спорам увести вас в сторону. Не стоит задаваться вопросом, как Я смогу это сделать и смогу ли вообще. Пастухи в Бриндаване тоже не верили, что маленький мальчик, выросший среди них, сможет поднять гору Говардханагири и держать ее на весу! Так что все, что требуется, это Вера и еще раз Вера.

Тайна духовного успеха

Однажды Кришна и Арджуна шли по дороге. Увидев в небе птицу, Кришна спросил Арджуну: «Не голубь ли это?». Тот ответил: «Да, это голубь». Тогда Он спросил Арджуну: «А может быть, это орел?» Арджуна поспешно ответил: «Да, это орел». «Нет, Арджуна, Мне кажется, это ворона. Разве это не ворона?», — спросил Кришна, и Арджуна ответил: «Извини, это несомненно ворона». Тогда Кришна рассмеялся и пожурил Арджуну за то, что тот соглашается со всем, что бы Он ни сказал. На что Арджуна ответил: «Для меня Твои слова имеют гораздо большее значение, чем-то, о чем свидетельствуют мои глаза. Ты можешь превратить это в ворону, в голубя или в орла, и поэтому, когда Ты говоришь, что это ворона, то так это и должно быть». Безоговорочная вера — вот секрет успеха на духовном пути.

Помните, что Господь любит не самого преданного (Бхакту), а его преданность (Бхакти). Милость Господа подобна дождю, чистой воде, проливающейся повсюду одинаково. Но вкус воды меняется в соответствии с той почвой, по которой она протекает. Точно так же, слова Господа для одних сладки, для других же — горьки. Пути Господни неисповедимы. Он благословил Видуру словами: «Погибни!», а Душхасану словами: «Живи тысячу лет!» Он имел в виду, что у Видуры будет уничтожено его «Я», а злобный Душхасана должен будет страдать от болезней и напастей этого мира в течение целых десяти веков. Вам неведомы истинные причины, скрывающиеся за действиями Господа. Ведь вы не можете понять даже мотивы поступков других людей, которые почти во всем похожи на вас, и чьи действия имеют те же побуждения, которым нравится или не нравится то же, что и вам! И все же, как легко вы судите о мотивах Того, кто находится выше, гораздо выше уровня Человека! Как много слов и рассуждений о том, что так же недоступно для вас, как рыбам воздух!

Боль — предвестница рождения новой жизни

Есть четыре типа людей: «мертвые» — это те, что отрицают Господа и полагают, что они существуют сами по себе, независимые, свободные, сами собой управляющие и сами собой распоряжающиеся; «больные» — это те, кто обращаются к Господу только тогда, когда на них обрушивается какое-то несчастье, или когда они чувствуют, что источники, которые их обычно поддерживают, временно иссякли; «тупые» — те, кто знает, что Бог — это вечный спутник и свидетель, но они вспоминают об этом только время от времени, когда эта идея сильна и несет мощный заряд энергии; и, наконец, «здоровые» — это те, чья вера в Господа неизменна, и кто всегда живет в Его Умиротворяющем и Созидательном Присутствии.

Вы продвигаетесь от «смерти» к «жизни» и от «болезни» к «здоровью» благодаря тому, что испытываете удары со стороны этого мира. Мир — очень важная часть учебной программы человека; через муки поиска рождается младенец мудрости. Ценность страданий в том, что они являются признаком рождения новой жизни. От беспокойства (Ашанти) вы приходите к полному спокойствию (Прашанти), от полного спокойствия — к духовному озарению (Праканти), от духовного озарения — к Вечному Божественному Свету (Парамджйоти). Смена радости и печали подобна смене дня и ночи. Ночь и день — это сестры-близнецы, и они обе необходимы для плодородия почвы, для возрастания активности и обновления Жизни. Они подобны лету и зиме. Есть такие, кто просит: «Баба! Сделай это лето не таким жарким!» Но ведь во время летней жары земля впитывает необходимую ей энергию солнца с тем, чтобы, когда наступят дожди, она могла дать обильный урожай.

Сияние вашей истинной природы

«Холод» и «Жара», и то, и другое, предусмотрены Божественным Планом, и вам остается только знать об этом и ценить по достоинству. В природе есть как растения с колючками, так и без колючек. Мудрый человек ценит и те, и другие. Он выращивает растения без колючек и окружает их растениями с колючками, и таким образом то, что он выращивает, оказывается защищенным. Карма может как спасти, так и убить. Посмотрите, как остры зубы у кошки. Она хватает зубами котенка для того, чтобы унести его в безопасное место. Но теми же самыми зубами она хватает крысу, чтобы убить её и съесть. Будете котенком — и Карма спасет вас как любящая мать. Будете крысой — и вы погибли.

Бог приводит человека к Себе. Такова уж природа их обоих — иметь взаимное влечение, ибо они — одно и то же. Это напоминает железо и магнит. Но если железо сильно заржавело и покрылось слоями грязи, то магнит не сможет его притянуть. Устранить препятствие — это все, что вы должны сделать. Светите светом своей истиной природы, и Бог примет вас в Свое сердце. Испытания и несчастья — это те средства, с помощью которых происходит очищение. Именно поэтому Кунти умоляла Кришну: «Посылай нам всегда только горе, чтобы мы никогда не могли забыть Тебя». Горе и испытания подобны диете и прочим ограничениям режима, которые доктор прописывает больному в дополнение к лекарству. А лекарством является постоянное пребывание в Боге (Намасмарана).

Занимайтесь духовной работой постоянно

Саи означает «возлюбленный всех людей» (сарваджанаприя), но вы можете выбрать для себя любое Имя, которое приносит вам радость. Вкусы у всех разные, они соответствуют темпераменту и характеру, которые каждый вырабатывает в себе за поколения деятельности в качестве живого существа этого мира. Владелец кофейного заведения идет в соседнюю аптеку, чтобы получить пилюлю от головной боли. А аптекарь, когда у него болит голова, идет в кафе выпить чашечку кофе, которое, как он считает, должно его вылечить. Все люди ведут себя так же. Вкусы людей различны (Лока бхинна ручих). Знающий (Джнани) скажет: «Бог есть все» (Сарвам Брахма Майям). Практикующий йогу (Йогин) скажет: «Все есть энергия». А третий, преданный Богу (Бхакта) скажет: «Все есть игра Господа (Бхагавана)». Каждый говорит в соответствии со своим вкусом и со своим уровнем развития в духовной практике (садхане). Нельзя торопить кого-то или смеяться над кем-то, поскольку все они — пилигримы, идущие одним и тем же трудным путем.

Садхана более всего необходима для контроля над умом, а также над желаниями, за которыми ум всегда следует. Если вы обнаружили, что не можете добиться успеха в садхане, то не отказывайтесь от нее, а, наоборот, совершайте ее с еще большей энергией. Ибо это тот предмет, по которому вам не ставили оценок в школе, и он требует особой проработки, разве не так? Садхана неразрывно связана с внутренней, а также с внешней чистотой. Разве вы почувствуете свежесть после купания, если наденете грязную одежду? Но ощущение свежести не возникнет также, если надеть чистую одежду на грязное тело. Нужно и то, и другое, — Бахья и Бхава — и внешнее, и внутреннее.

Дети верят вам, когда вы говорите, что их заберет полицейский или схватит привидение. Они полны Страха, Силы Духа и Веры! Но, став взрослыми и забив свои головы самыми разными доктринами, догмами, теориями и аргументами, вы вынуждены открывать Бога трудным путем, используя свою способность к различению (вивеку). И поверьте Мне, это дело, от которого никто не может уклониться. Все сущее, рано или поздно, пройдя длинным или коротким путем, должно достичь Бога.

Поделитесь с друзьями