Утром и вечером — медитация, а днем — добрые дела. Сатья Саи Баба.
Джьети-медитация — древнейший способ медитировать на свет. Этот вид медитации безопасен, эффективен, его практика приносит успешные результаты. Само слово «Джети» переводится с санскрита, как свет или просветление.
Баба определяет медитацию следующим образом: «Правильная медитация — это когда мысли и чувства сливаются в Боге. Людей, которые действительно владеют искусством медитации, очень мало. Большинство людей сводит медитацию к набору определенных внешних упражнений. Такие не способны обрести милость Бога».
Медитация не является только лишь положением физического тела с закрытыми глазами, и не заключаются в сидении в течение времени перед светильником или алтарем. Истинная медитация — это медитация без отвлечения 24 часа в сутки.
Этапы джьети медитации
Саи Баба рекомендовал выделять медитации по несколько минут каждый день и затем постепенно увеличивать это время. Начинать Джьети-медитацию следует с молитвы, в которой вы просите Бога, чтобы Он принял вашу медитацию и направлял ее в правильное русло. Заканчивают медитацию молитвой благодарности.
Первые ступени в Джьети-медитации называются концентрацией (когда смотришь на пламя свечи) и созерцанием (когда мысленно перемещаешь это пламя в различные объекты). Они являются подготовительными стадиями и управляются умом.
Смысл созерцания состоит в перемещении света от индивидуального к Единому. Свет мысленно перемещается из конкретного тела в другие тела и предметы, близкие и далекие. Ограничения, связанные с телом, отпадают, и ничем не ограниченное ваше сознание начинает расширяться до тех пор, пока не заключит в себя весь Космос. По свидетельству очевидцев, находясь в состоянии глубокой медитации, великий Свами Вивекананда воскликнул: «Где мое тело? Я не могу найти своего тела!» Таково было расширение его ранее ограниченного «Я».
Для того чтобы начать первый этап медитации и собрать воедино обычно рассеянное внимание, необходим объект для концентрации, на котором ум мог бы сосредоточиться. Этот этап является общим для различных медитаций. В буддизме, например, названо и описано более 40 приемлемых объектов для концентрации ума. Баба заявляет, что наилучшим объектом для концентрации является свет.
Третья и последняя стадия в медитации наступает тогда, когда частное, индивидуальное растворяется в универсальном, едином: индивидуальное самосознание исчезает, и есть только Бог. Третья стадия медитации выше чувств и ума и не может быть достигнута по желанию практикующего. Она приходит только по милости Бога. С практикой ум и сердце очищаются: ум же более не блуждает от мысли к мысли, от желания к желанию, а становится сосредоточенным и внимательным. И затем в один миг наступает время, когда практикующий, медитация и объект для концентрации — все исчезает, и остается только один Бог. Именно эта стадия и является медитацией в собственном смысле слова.
Баба указывает на ряд обстоятельств, которые могут быть нам полезны для гладкого начала в практике медитации. Например, как наиболее благоприятное время указывается ранее утро после 3-х часов, когда все вокруг спокойно и тихо. Однако это время не всегда бывает удобным, да оно и не столь существенно. Не следует садиться непосредственно на голую землю, чтобы не подвергаться влиянию энергетических процессов, проходящих внутри земли. Температура воздуха в комнате должна быть нормальной — ни жаркой, ни холодной. На плечи лучше всего накинуть легкий шерстяной платок, проводить медитацию следует ежедневно в определенное время в определенном месте. Баба шутливо замечает, что для Бога удобнее, если Он знает точное время и место свидания. Если вы находитесь в поездке, продолжайте медитировать в соответствии со своими правилами, мысленно представляя себя на своем обычном месте дома. Что касается продолжительности медитации, то строго фиксированных норм здесь не существует. Для начала 20−30 минут будет достаточно.
Практика джьети медитации
Поставьте перед собой зажженную свечу, сядьте перед ней на пол в позе лотоса или какой-либо другой удобной позе. Внимательно смотрите на пламя в течении некоторого времени. Затем, закрыв глаза, мысленно представьте пламя и перенесите его внутрь себя в межбровье. Далее опускайте пламя в свое духовное сердце, символически расположенное в центре грудной клетки. Когда пламя достигнет лотосоподобного сердца, медленно представьте, как его лепестки начинают медленно раскрываться один за другим под воздействием света, омывающего каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание, удаляющего от туда темноту и невежество. Теперь уже в нашем сердце нет места для темных чувств и мыслей, божественный свет изгнал их.
Представляйте, что свет начинает все более и более распространяться. Он становится сильнее и ярче. Вот он проникает в ваши руки и ноги, и отныне они больше не будут совершать темных и злых действий. Они станут инструментами света и любви. Далее свет достигает вашего языка, и в результате ложь, злословие и злоба покидают его. Устремите свет к глазам и ушам, чтобы уничтожить там все темные желания. Пусть теперь ваша голова наполнится светом, и все злые мысли покинут ее, потому что злые мысли обитают только в темноте.
Постоянно представляйте, что свет становится все интенсивнее и ярче, и он станет таковым. Вот он уже выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Вы устремляете его на всех своих близких и любимых, родственников и знакомых, друзей и коллег, на своих врагов и соперников, незнакомых людей, на все живые существа, на весь мир, на всю Вселенную.
Оставайтесь некоторое время в этом захватывающем состоянии — состоянии свидетеля всепоглощающего света. Если вы поклоняетесь какой-либо особой форме Бога, то постарайтесь визуализировать эту форму во всепроникающем свете. Ибо свет есть Бог и Бог есть свет.
Поделитесь с друзьями