Дипывали (или Дивали, что на санскрите означает «огненная гроздь») — праздник огней, повсеместно отмечаемый в Индии и символизирующий победу света над тьмой, добра над злом. Приходится на начало месяца Картик (октябрь-ноябрь) и празднуется в течение пяти дней.
Существует несколько легенд, связанных с праздником. Вишнуиты увязывают начало празднования Дивали с коронацией царевича Рамы, седьмого воплощения Вишну. В ночь его счастливого возведения на трон по всей стране была устроена иллюминация.
По другой версии, мудрое правление Рамы знаменовало избавление от духовного мрака. Зажигаемые огни символизируют возвращение человечества из тьмы к свету благодаря легендарному царевичу.
В каждом районе Индии празднование Дивали имеет свои особенности. Для некоторых частей страны и групп населения (например, для торговых общин Западной Индии) Дивали совпадает с началом Нового года. Торговцы в этот день приводят в порядок счетоводные книги, прибирают лавки. Вечером магазины и дома иллюминируют масляными светильниками или гирляндами электрических лампочек.
На большей части территории Индии Дивали посвящается Богине богатства и плодородия Лакшми, супруге Бога Вишну. Дома тщательно убирают, зажигают все огни, так как Богиня не любит темноты, обращаются к ней с молитвой, подносят ей молоко, в которое опущены монеты, а на ночь оставляют двери и окна открытыми, чтобы ей было легче проникнуть в дом.
На Юге Индии в Дивали отмечают победу Бога Кришны над демоном Наракасурой. В этот день победы добра над злом индусы обильно смазывают себя кокосовым маслом, что очищает их от грехов, так как церемония эта считается равной по значению омовению в священном Ганге.
На Востоке Индии, и особенно, в Бенгалии Дивали посвящен поклонению черной Богине Кали, олицетворяющей культ силы. По этому случаю перед изображениями Богини десять дней совершают молитвы, а затем эти изображения погружают в воды рек или прудов.
Дивали празднуется и мусульманами, отмечающими приход Лакшми огнями и игрой в карты и кости, — ведь Лакшми приносит удачу.
В этот праздник света улицы городов и сел озаряются тысячами огней и фейерверков. Воздух сотрясается от взрывов ракет, петард и хлопушек.
Из выступления Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы 5 ноября 1991 года
Дипавали в переводе означает «множество огней». «Тамасомаа джьотиргамая» (Веди меня от тьмы к свету) — это молитва из Упанишад. В ней говорится о том, что там, где есть тьма, нужен свет. Что такое тьма? Печаль — это одна форма тьмы. Отсутствие покоя — другая. Разочарование — одна форма тьмы. Страдание и отсутствие воодушевления — другая. Всё это — различные формы тьмы. Для того чтобы отбросить тьму печали, вы должны зажечь светильник счастья. Для того чтобы рассеять тьму болезни, вы должны зажечь свет здоровья. Для того чтобы рассеять тьму потерь и поражений, вы должны зажечь свет процветания.
Если посмотреть на Дипавали с научной точки зрения, то можно отметить, что в далеком прошлом наши предки жили в арктическом (полярном) районе, где тёмный период длится шесть месяцев. Солнце появляется в день Меша Санкранти (когда Солнце входит в знак Овна). В этом районе Солнце заходит в день Тула Санкранти (когда Солнце входит в созвездие Весов). Движение Солнца между двумя этими точками происходит в течение шести месяцев. После того, как солнце входит в созвездие Весов, начинается тёмная часть года.
Сегодня Чатурдаши (четырнадцатый день) месяца Картик. Это день Амавасьи (новолуния). Этот месяц называется Каумуди. Обычно с этого дня люди, которые живут в полярном районе, начинают зажигать светильники. Зажигание светильника имеет и другое значение. Так как люди долгое время находились в темноте, то они называют лампу, которую зажигают, нитьяджьоти(постоянный свет).
На Ланке Рама победил Равану и всё семейство ракшасов (демонов). После победоносного возвращения Рамы в Айодхью в день Дипавали проводилась Его коронация. Когда Рама долгое время находился в изгнании в лесу, Айодхья погрузилась во тьму. Сияющего Рамы не было в Айодхье, и этот город превратился в город тьмы. Леса наполнились светом. Жители Айодхьи приветствовали Раму, как возвращение Божественного сияния, и поэтому они праздновали это событие, зажигая повсюду светильники.
Но и это ещё не всё. Праздник, который мы празднуем сегодня, имеет свои особенности. В этот день Господь, воплотившись Ваманой, послал Императора Бали в Нижний мир, после того, как Бали пообещал дать Ему землю размером в три шага (Господь отмерил землю Своими шагами). Вамана (инкарнация Вишну) использовал этот дар для того, чтобы разрушить ахамкару (эгоизм) Бали.
Дипавали празднуется для того, чтобы прославить разрушение эгоизма Высшим «Я». Человек погрузился во тьму невежества и утратил умение отличать вечное от преходящего. Когда тьма невежества, порождаемая ахамкарой (эгоизмом), рассеивается, то можно увидеть свет Божественного знания и Божественное сияние. В этот день так же взошёл на трон император Викрамадитья.
Для того чтобы рассеять тьму невежества, человеку необходим сосуд, масло, фитиль и спички, которые нужны ему и для того, чтобы зажечь обычный светильник. Сердце — это сосуд. Ум — это фитиль. Любовь — это масло, а вайрагья (жертвенность) — спички. Если у вас есть эти четыре составляющих, то в вас засияет Атма-джьоти (Божественный огонь Духа). Если зажжён огонь Духа, то появится Свет Знания и рассеется тьма невежества.
У пламени есть два свойства: рассеивать тьму и устремляться вверх. Даже если огонь зажечь в яме, то пламя будет подниматься вверх. Поэтому мудрецы почитали свет мудрости, как свет, который ведёт людей к высшему состоянию бытия. Сияние света не следует считать обычным явлением. Человек зажигает светильники снаружи, но ему так же следует зажечь свет и внутри себя. Человеком должны управлять священное качество триединства: чистота тела, ума и речи —трикарана шуддхи (чистота трёх инструментов).
Прославлять путь человека из тьмы к свету — в этом заключается внутреннее значениеДипавали. Человек постоянно погружается во тьму. Его всё время окутывает тьма. Поэтому ему следует зажечь лампу, которая будет постоянно сиять внутри него. Всегда несите с собой этот светильник. Он осветит ваш путь, куда бы вы ни пошли.
Из Божественного выступления 28 октября 1989
Во время Дипавали празднуется низвержение демона Наракасуры Господом Шри Кришной. Только тогда, когда мы поймём значение принципа Кришны, мы сможем понять принцип Нараки. Кришна — это Воплощение пяти элементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли. Он так же является Воплощением пяти жизненных токов — праны, апаны, саманы, уданы и вьяны. «Клим Кришнаая — Говиндаая — Гопиджанавалабхаая Свааха». В этой мантре заключена суть Бхагават Гиты. Пять имён — это пять пран (жизненных токов). Клим относится к земле. Кришнаая — к воде.Говиндаая — к огню (Богу Огня). Гопиджанавалабхаая — к Вайю (воздуху). Сваах — к эфиру.
Когда мы поймём, что Божественность в скрытой форме находится в пяти элементах, то сможем понять, что в космосе нет места, где не было бы пяти элементов. Тело человека состоит из пяти элементов. Они могут оказывать влияние на тело, но не на Атму.
Многие писатели, комментируя истории Бхагават Гиты, неверно истолковывают их. Одно из таких толкований относится к жёнам Кришны.
Неверное толкование Бхагавад Гиты
В человеческом теле находятся шадчакрас — шесть духовных центров. Два из них являются самыми главными: хридаячакра (сердечный центр) и сахасрара (тысячелепестковый центр).Хридаячакру так же называют хридаякамалой (лотосом сердца), а сахасрару — тысячелепестковым лотосом. У лотоса сердца восемь лепестков. Они символизируют восемь миров, восемь направлений, восемь защитников мира, восемь бхутас (духов) и восемь частей земли. Кришна был Господом этих восьми лепестков, поэтому Его называют мужем восьми королев. Мастера называют Патхи, а тех, кто Ему подчиняются, его жёнами. Это символические отношения, а не отношения между мужем и женой в мирском понимании. Бхагават Гиту неправильно интерпретируют, потому что существует неверное понимание эзотерического значения этих взаимоотношений.
Утверждают также, что Кришна был повенчан с 16 000 гопиками. Кто такие гопи? Это не те пастушки, которые наделены физической формой. В голове у человека находится лотос с тысячью лепестками. Господа описывают, как воплощение 16 калас. Так как Господь является Богом сахасрары (тысячелепесткового лотоса), Он повелевает 16 000 каласами, которые находятся в этом лотосе. Кундалини шакти, которая начинает своё движение у основания позвоночника (вмуладхаре), поднимается вверх и сливается с 16 000 каласами сахасрары. В этом заключается эзотерическое значение и роль Божественности в теле человека. Совершенно очевидно, что люди неверно истолковывают Бхагават Гиту.
В этом контексте нужно рассматривать столкновение Кришны с демоном Наракой. «Нара-ка»означает того, кто враждебно относится к Атме. Нарака — это не демон. Это название спутника, который вращается вокруг земли. Когда людей охватили мрачные предчувствия того, что этот спутник при приближении к земле разрушит её, Кришна уничтожил его.
Дипавали прославляет победу Кришны
Время от времени люди начинают опасаться угрозы с других планет. Например, несколько лет назад люди ожидали, что определенное положение Аштаграх (восьми планет) принесет миру большую опасность. Пять тысяч лет назад люди боялись приближения планет к земле. Для того чтобы успокоить их, Кришна пришёл им на помощь и предотвратил неминуемую опасность.Дипавали празднуется, как день избавления от Наракасуры и прославляет победу Кришны. В этот день также прославляется Божественность, которая ведёт человечество из тьмы к свету.
Эпизод с Наракасурой описывает демона, как мастера Прагджьотишапуры. Символическое значение Прагджьотишапуры — это место, где забывают об Атме. Это означает, что демонические силы обитают в любом месте, где забывают об Атме. Беспорядки и зло современного мира происходят из-за того, что люди забыли об Атме (Высшем Духе). Каждый человек осознает своё тело и душу, но не осознает Параматму (Божественность, заключённую в нём).
В день празднования Дипавали одной свечой мы зажигаем множество светильников. Огонь, с помощью которого зажигаются другие светильники, символизирует Божественность. Все остальные светильники — это дживанаджьотис (индивидуальные огни). Они зажигаются с помощью Единого Высшего Света. Праздник огней отмечается для того, чтобы обучить человека этой истине.
По легенде Кришна убил Наракасуру с помощью Сатьябхамы. Что это означает? Это говорит о том, что каждый из нас должен сражаться и уничтожить внутри себя демонические силы, положившись на сатью (истину). В Упанишадах провозглашается: «Сатьямева джаяте»(Восторжествует только истина). Веды советуют: «Говорите истину». Однажды Богиня земли пришла к Вишну и пожаловалась: она может выносить любую тяжесть, но не может переносить лживых людей. Для поддержания истины человек должен быть готов к любой жертве. Этому обучает нас Харисчандра, пожертвовавший своим королевством, женой и сыном ради того, чтобы сдержать данное слово. Он является наивысшим приверженцем истины.
Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы руководствоваться принципом истины. Истина — это Бог. С верой в Бога и приверженностью к истине можно победить все демонические силы.
Из Божественного выступления 9 ноября 1988
Город демона Наракасуры назывался Праагджьотишапурам. В этом названии четыре слога:прааг, джьоти, ша и пурам. Прааг означает бывший, джьоти — свет, ша — забывший и пурам — тело. Всё название относится к сердцу. Его внутреннее значение — человек, отождествляя себя с телом, забывает о свете, Атмаджьоти. У слова нара есть несколько значений. Одно из них — Атма. Другое означает то, что непостоянно. Нара означает человека, забывшего свой истинный духовный статус. Когда плохие качества входят в город нары, человек превращается в наракасуру(демоническое существо). Наракасура так же означает того, кто уносит людей в нараку (ад).
Необходимо правильно понимать внутреннее значение праздников Бхараты. Возьмём, к примеру, обычай, когда все светильники зажигаются от одного огня, который символизирует Высшего Сияющего Господа. Остальные светильники символизируют свет в каждом индивидууме. Зажигание светильника от одного огня иллюстрирует ведическое высказывание: «Единый пожелал стать множественным». Таким образом, в праздновании Дипавали заключена глубочайшая духовная истина.
Дипавали необходимо праздновать, как день избавления от всех плохих качеств, которые символизирует демон Наракасура. Гопики, которые были освобождены в этот день, символизируют наши добродетельные качества. Для того, чтобы они воссияли в нас, их необходимо проявить. В этом заключается внутреннее значение праздника. Человек будет погружен во тьму до тех пор, пока в нём будут оставаться демонические качества. Необходимо полностью избавиться от плохих качеств и мыслей. Я хочу, чтобы наши праздники и святые дни праздновались с верным пониманием их внутреннего значения и с верным настроем. Низвержение Наракасурысимволизирует разрушение зла и торжество добра.
Из Божественного выступления 25 октября 1973
Дипавали означает гирлянду огней. Характерной особенностью праздника является то, что люди зажигают множество огней. В этот день они подметают в доме и вокруг него, делают уборку, украшают его и надевают новую одежду. Когда вы выполняете эту работу, то всё своё внимание вам нужно сконцентрировать на отказе от предубеждений и развитии новых взаимоотношений, основанных на любви и взаимном уважении, развитии отношения к людям других каст и вероисповеданий, как к своим родственникам, братьям и сёстрам. Вам необходимо украсить двери сердца гирляндами дружбы и братства. Это наполнит праздник истинным смыслом и принесёт пользу.
Дипавали так же посвящён прославлению богатства — Дханалакшми. Во многих штатах Индии люди празднуют этот праздник, проводя Дханалакшми пуджу. Но к богатству, обретаемому человеком, нужно относиться уважительно, как к тому, что доверено вам Богом. Оно должно быть использовано на благо общества, а не для личной выгоды. Богатство может появляться и исчезать, вы можете получать знания или нет, радость также может появляться и исчезать. Что бы ни происходило, человеку следует оставаться непоколебимым. Он не должен отклоняться от пути к выбранной цели.
Из Божественного выступления 24 октября 1965
В человеке присутствуют человеческие, животные и Божественные качества. В неизбежной борьбе за превосходство между ними мы должны верить в то, что Бог победит, подчинив Себе человеческую и животную природу. Дипавали празднуется для того, чтобы выразить благодарность за низвержение в человеке склонностей нараки, которые уводят его от Божественности. Нарака — это название ада, а асура — это тот, чья смерть от рук Кришны празднуется сегодня. В Наракасуре воплощены все черты характера человека, которые препятствуют проявлению его высших устремлений. Говорят, что он является сыном Бхуми(земли), и поэтому его называют Бхаума. Это подходящее имя, так как земля и все привязанности к земному ведут нас к боли и страданию. Все мирские представления, земные богатства не могут противостоять влиянию духа на чувства, не могут превзойти ценности духовного богатства знания истинного «Я» и веры в себя.
В день празднования Дипавали зажгите светильник намасмараны и поставьте его у порога своего дома. Наполните его маслом преданности, и зажгите фитиль постоянства. Пусть этот огонь освятит каждую минуту вашей жизни. Сияние Божественного имени рассеет тьму, находящуюся как снаружи, так и внутри вас. Вы будете распространять радость и покой на всех, кто приблизится к вам.
Поделитесь с друзьями