Намасмарана — повторение имени господа

Намасмарана — повторение имени господа
Универсальная духовная практика
Отрывки из бесед Шри Сатья Саи Бабы

Предисловие

Намасмарана (повторение имени Бога: Нама — имя, Смарана — повторение) — это легкая и универсально приемлемая духовная практика, которая окажет вам поддержку в жизни. Имя, которым человек обращается с молитвой к Всевышнему, может быть на любом языке. Оно может отражать различные отношения к Богу: отношения сына, слуги, друга, подданного. Имя может воспевать какое-нибудь одно или множество бесконечных качеств и деяний Господа. В любом случае, Божественное Имя — это знак и сигнал. Имя — это шкатулка, которая содержит Красоту и щедроты Милосердия Всевышнего, Великолепие и Всепрощение Божественного Провидения, Величие и Тайну Господа. Мысленное повторение Его Имени на каждом дыхании привносит божественный кислород в нашу жизнь, освящая и укрепляя ее.

Шри Сатья Саи Баба, Всемирный Учитель, раскрыл значение Намасмараны как инструмента для обожествления нашей жизни, для общественного объединения. Он поддерживает и одобряет коллективное воспевание Божественных Имен, так как эти вибрации являются очищающими для нас и для окружающего нас мира.

Докт. Брахмананд Мавинкурве собрал в этой книге отрывки из бесед и высказываний Шри Сатьи Саи Бабы о ценности Намасмараны и ее огромной силе.

Тот, кто самоотверженно и искренне предан Господу, будет, я уверен, благодарен составителю за то, что он дал ему в руки такой ценный материал, чтобы облегчить его продвижение к цели и осветить его путь.

Н. Кастури, Прашанти Нилаям

Намасмарана в мировых религиях

Христианство. «Благодари Господа, называя Его по Имени, сделай известными людям Его деяния. Пой о Нем, пой псалмы о Нем, рассказывая о Его чудесных деяниях. Славь Его святое Имя! Пусть наполняются радостью сердца ищущих Бога.» — Псалтырь 105

Ислам. «Восхваляй Имя Бога, самого Высшего, который создал все и который ведет всех разными путями к единой цели.» — Коран

Сикхизм. «Пойте и восхваляйте Его бесконечно прекрасные качества. Воспевание и слушание Его имени с любовью к Нему освобождает от скорби и делает вас счастливым, где бы вы ни были.» — Гуру Нанак

Индуизм. «Про Него, который Един, мудрецы говорят, как о Многообразном и называют Его многими именами. Суры, Махариши и Сидхи, вознеся руки, взывают к Нему с молитвой и приветственными восклицаниями, воспевая Ему хвалу.» — Риг Веда

Намасмарана — универсальная садхана (духовная самодисциплина)

1. «Индуисты, мусульмане и христиане могут иметь различия в своих религиозных традициях, но все они едины в прославлении Имени Господа.

Последователи этих религий воспевают Имя единого для всех Бога, одного и того же Господа, хотя способ повторения варьируют от религии к религии. Все они помнят, преклоняются и славят Имя Бога на своем языке. Каждый из них перебирает четки в зависимости от традиций своей религии. Но как бы там ни было, для каждого из них нет более плодотворного, универсального и святого из духовных упражнений, чем садхана Намасмараны — повторения Имени Господа. Джапа (Japa, повторение мантр) или Дхьяна (Dhyana, медитация)."

2. «Мусульмане молятся именем Аллаха, иудеи — именем Иеговы, вайшнавы молятся именем Пхуллабжакши, преданные Господу Шиве, молятся именем Шамбху. Тот, к которому обращены все эти молитвы — Единый Бог всего человечества, хотя в обращении к Нему, Его называют различными именами.»

3. «Знайте, что все Дхармы имеют Единого Бога, что все сердца тянутся к одному и тому же Богу и что все имена и формы указывают на одну и ту же Божественность. Развивайте в себе единомыслие ('Ekabhav'), это чувство единства и неразличения между Божественными именами различных вероисповедований всех стран и религий. Это послание Любви, которое Я принес вам, и хочу, чтобы вы его поняли и следовали ему. Распространяйте эту Любовь, живите этой Любовью. Если вы хотите, чтобы Любовь была в вас постоянной и становилась глубже, выполняйте духовную практику повторения Имени Господа, вспоминая Его Любовь и Сострадание, Его Величие и Славу.»

4. «Вы можете практиковать повторение любого из многочисленных Имен Господа, перечисленных мудрецами всех стран, народов и языков. При пробуждении начинайте ваши повседневные обязанности повторением Имени Господа, и заканчивайте ваш день с Его Именем. Это будет для вас постоянной дружеской поддержкой и источником вдохновения. С именем Господа на устах вы не будете спотыкаться и терпеть неудачи. Каждое мгновение оно будет делать вас чище и сильнее.»

5. «Рама, Кришна, Иисус, Аллах — всё это имена одного многоликого Единого Бога. Если вы обращаетесь к одному аспекту Господа — это не будет отрицанием или пренебрежением другого. Когда преданный ныряет в поток Блаженства, даруемого каким-то одним Именем-Формой, он погружается в океан Божественности. Воды этого океана не разделяются линиями, разграничивающими его на регионы одного Бога и регионы другого Бога. Ныряй в любое место, и попадешь в один и тот же океан Блаженства.»

6. «Намасмарана, таким образом практикуемая, объединяет людей, поскольку они приходят к пониманию того, что они дети Единого Бога. Так вымащивается путь к Отцовству Бога и Братству человечества.»

Значение Намасмараны

1. «Современные люди смеются над идеей Намасмараны и воспеванием Имени Бога в группах. „Что есть в имени?“ — спрашивают они. Для них это просто набор слов и сочетание звуков. Мои слова — это тоже набор слов и звуков, но проникая в ваши сердца, они вселяют в вас бодрость и вы чувствуете себя счастливыми. Не так ли? Слова обладают огромной силой. Они могут пробуждать ваши эмоции и страсти, или же успокаивать их. Слова могут привести в ярость, могут вдохновить, вскрывают резервы силы и мудрости. Поэтому верьте в силу Имени и повторяйте его, как только у вас есть такая возможность.»

2. «Нет причины думать, что только некоторые Имена имеют силу, что одни Имена сильнее других. Бог — это „Sahasra Shirsha, (тысяча голов) Sahasra Pada, (тысяча ног) Sahasra Aksha (тысяча глаз).“ Следовательно каждому нравится какое-то определенное Имя и Образ Господа, которое привлекает его больше всего. Поэтому, занимаясь Намасмараной, или распевая баджаны, внутренним зрением вы можете представлять себе любую форму Господа. В организации „САИ БАДЖАН“ не должно быть никаких ограничений на воспевание того или иного образа различных Богов и Богинь. При пении повторяйте каждую строчку баджана один или два раза. Распевайте баджан в двух ритмах: первый раз медленно, второй раз быстро. Следуя этим советам, в течение часа вы сможете включить в ваше пение наибольшее количество баджанов, посвященных различным Божественным формам с большим разнообразием мелодий.»

3. «Согласно авторитетному утверждению древних писаний Шастр, в Кали Юге человек может получить мокшу, или освобождение от рабства жалкого и убогого, смертного существования воспеванием Имени Господа.

И на самом деле, только Намасмарана является ключом к разрешению жизненных проблем этого века. В Крита Юге это была Дхйана, или медитация, в Трета Юге — Яджна, или жертвоприношение, в Двапара Юге — Арчана, или Богослужение. Поскольку в настоящей эре, Кали Юге, в деятельности человека преобладают активные качества Раджаса, представляется чрезвычайно трудным полностью посвятить себя Дхйане (медитации), Яджне (жертвоприношению) или Арчане (Богослужению). Намасмарана — это лучшее средство и самый верный способ переплыть жизненный океан заблуждений и иллюзий. Другие садханы, такие как Дхйана, Яджна и Арчана принесут свои плоды в нашу эру только лишь, если садхана повторения Божественного Имени с его сладостным чувством Любви сольется с ними."

4. «Для птицы, находящейся в полете посреди пути над глубокими и темными водами океана, есть только одно место спасительного отдыха — мачта проплывающего корабля. Также и Господь является единственным прибежищем для человека. Пусть птица летит далеко, но она будет знать место отдыха, и это вселяет в нее уверенность. Она четко держит в памяти эту мачту и ее форма зафиксирована ее внутренним зрением. Имя Господа и является для вас той спасительной мачтой. Помните об этом всегда.»

5. «Другое преимущество Намасмараны заключается в следующем: такие садханы, как Йога или Тапас, могут пробудить различные оккультные силы (сиддхи) в садхаке. И ослепленный гордыней, возникающей в результате этого, садхак склоняется к „отдыху“ от Бога, теряя таким образом свои духовные достижения и победу, приобретенную упорной садханой. Такой опасности не существует на пути Намасмараны, которая развивает Прему, или Любовь, у преданного. И через Любовь путь ведет к Шанти, или Миру. Как только вы достигли Мира, или спокойствия ума, все остальные духовные блага придут автоматически. Эта чрезвычайная сила Любви намного превосходит все чрезвычайные силы Йоги, или Тапаса.»

Сила Намасмараны

1. «Жизнь — это странствие, и человек влачит свои ноги по грубой и тернистой дороге. С именем Господа на устах он никогда не будет страдать от жажды. С Образом Бога в сердце он не почувствует усталости и изнеможения, а компания Святого Духа вдохновит его на длительное путешествие и вселит в него веру и надежду. Осознание того, что Господь рядом, стоит только позвать Его, и он не замедлит явиться, в какой бы момент Его ни позвали, придаст силу ногам и смелость глазам… Повторяйте Имя Господа с Любовью и лицезрите образ Его, зафиксированный вашим внутренним зрением. Намасмарана — это лампада, излучающая свет в глубине вашего сердца, который разгонит мрак как внутри, так и вне вас. Внутренний покой души и внешние проявления Любви — это и есть признаки человека, поглощенного непрерывной Намасмараной.»

2. «Имя Господа лучезарно, как восходящее солнце, оно разгоняет мрак Иллюзий. Оно светоносно, как все универсальное и Божественное. Помните силу Имени, повторяемого Прахладой, поборовшего души Асуров, мучавших его. Дети Асуров, повторяя Имя Господа вместе с Прахладой, который увлек их за собой, начали петь и танцевать от радости, и Имя было их оружием в защите своего лидера. Имя, которое преобразовало „асурический“ характер, превратив его в чистый нектар Любви, на самом деле, и является ключом от Рая Умиротворения для каждого из нас и для всего мира.»

3. «Что может нам дать Намасмарана? Она есть „Taranopaaya“ — самый легкий путь, чтобы переплыть океан Самсары, Иллюзий, привязанностей и перевоплощений. Имя Господа снимает завесу Майи (Иллюзии), которая скрывает Шакти от Вьякти, универсальное от индивидуального. Когда эта пелена спадет, человек откроет Божественное в себе самом н увидит в себе Вселенную. Нет предела его силам и возможностям, потому что он — волна беспредельного Океана Божественности и един с ним, с Океаном Сат-Чит-Ананды.»

4. «Когда вы падаете духом от происшедших с вами несчастий, занимайтесь Намасмараной… Это принесет вам утешение, мужество и даст вам истинное понимание того, что произошло. Повторение Божественного Имени — это бесценный инструмент, при помощи которого вы можете завоевать Его Милость, и ощутить Его Присутствие, и если Имя исходит из глубины души, ваш дом станет настоящим домом Господа, Гриха, а не Гуха (пещерой). Зажженный светильник Божественного Имени осветит ваш дом. Неудивительно, что Туласидас Госвами заявил однажды: „Вы хотите, чтобы в доме у вас был свет и вокруг вашего дома был свет? Тогда поставьте светильник на порог дома“. Также и вы, хотите ли чтобы ваша душа засияла изнутри светом умиротворения и распространила этот свет вокруг вас? Сделайте так, чтобы Имя Господа было постоянно у вас на устах, поскольку язык — это порог личности. Этому сиянию не страшны бури и грозы. Оно не померкнет, и Мир и Покой снизойдут на вас и на все, что вас окружает, то есть на весь мир.»

5. Намасмарану можно назвать Йогой, как Бхакти-йогу, Джана-йогу или Карма-йогу. Ее можно назвать Читташудхи-йога, или «йога Очищения Сознания». Заряжайтесь каждую секунду Божественным током, который исходит от Имени…

С любовью н преданностью в сердце постоянно и при любых обстоятельствах помните об Имени Господа. Это Имя подобно удару молнии, который может обратить в пыль горы греха. Это верное лечение от тягостного заболевания иллюзий и заблуждений, которое приведет вас к освобождению от рабского круговорота рождений и смертей и даст вам вечное Блаженство и Радость. Поэтому Я советую вам начать постижение своей истинной Реальности путем духовной практики Намасмараны."

Привлекательность Намасмараны

1. «Что может быть благозвучнее всего па свете, священнее любой святыни, чем Имя Господа?

Святая святых, Божественное Имя неразрывно связано и едино с Самим Господом, который является Сат-Чит-Ананда Сварупа. Господь и имя Его — едины. В действительности, упоительность, которая есть в Имени, может и не быть присущей Форме. Когда вы упоминаете название цветка «роза», в памяти возникает нежность ее лепестков, глубокий цвет и аромат. Ее шипы и труд, затраченный на посадку цветка, забываются. Возьмем другой пример: если вы произносите слово «манго», это связано с ощущением несравненной сладости, сочности и особого вкуса. А если в руках у вас окажется реальный фрукт манго, может возникнуть сомнение, сладкий ли это фрукт или кислый? Вы заметите все подробности его кожуры, особенности качества и т. д. При упоминании же одного имени вас не волнуют эти детали, возникает лишь чувство сладости. Также и в отношении Божественной Формы. Элементы благоговейного трепета, и даже страха, перед Образом Господа могут затмить нашу истинную любовь к Нему, — это упоительное чувство, которое охватывает вас при упоминании Его Имени."

2. «Лишь благозвучие Божественного Имени делает жизнь полной значения и помогает нам в достижении Цели нашей жизни. Только с Именем Бога на устах и в сознании, мы можем победить влияние Майи, или Иллюзии мира. Вся двойственность жизни и такие ее антогонизмы, как правда и неправда, справедливость и несправедливость — это всего лишь красивые и быстрые па в танце Майи, который она исполняет перед нами. Поэтому Майю называют также „Нартаки“, то есть танцовщица, которая соблазняет и смущает наш ум. Для того, чтобы избежать соблазнов Майи, которые приводят к иллюзорным разочарованиям в жизни, вы должны взять курс, противоположный Нартаки, курс на Киртану. С помощью Киртаны вы обретете Милость Всевышнего — Мадхавы, и избежите Иллюзии, или Майи.»

3. «Упоительность Намасмараны лучше всего представлена примерами Нарады, Ханумана, Амбариши, Прахлады, Сурдаса, Тьягараджи, Мииры, Тукарама, Тулсидаса, Кабира, Бхадрачалы Рамдаса и многими другими, которые вкусили сладостный Нектар Имени (Намамрита) и достигли освобождения. Намасмарана была для них лодкой, на которой они счастливо переплыли море Самсары, от материалистического мира к Царству Духа и Божественности.»

Источник силы Намасмараны

1. «Каким образом произнесенное Имя Господа приобретает силу очищения ума от порочных тенденций, а сердца от злобных страстей? Но ведь даже самые обыкновенные слова обладают определенной силой.

Вообразим себе, что вы принимаете необыкновенно вкусную пищу, и вдруг кто-то упомянет какое-нибудь скверное слово. Это слово мгновенно вызовет у вас сильную реакцию отвращения и вы теряете вкус к пище вплоть до тошноты. Или другой пример: люди сидят на спектакле, и вдруг кто-то, ради шутки, закричит: «Пожар! Пожар!» Какой будет реакция собравшихся? Услышав этот крик, все повскакивают со своих мест и устремятся бегом к выходу. Еще один пример: вас нестерпимо мучает жажда, и вам говорят: «Сейчас я разрежу лимон и приготовлю прохладный щербет для тебя.» У вас слюнки потекут! Все это показывает, какую реакцию оказывает на наше «ментальное озеро» восприятие самых обычных слов и звуков. И насколько более глубоким было бы воздействие на наш ум, человеческую натуру и поведение, если бы сокровенные Божественные Имена слушались и воспевались с любовью!

Это пение поднимает наше сознание до более высоких планов умиротворенности и чистоты. Божественное Имя заряжено беспредельными возможностями к очищению, возвышению и преобразованию нашего ума и сердца.

2. «Бог есть Шабда-Брахма-Сварупа. Он наделен Восьмью скрытыми Сокровищами. Первое из Его сокровищ-аспектов — это Звук.

Вселенная была рождена из Звука, то есть из Нады, и известна также как Шабда-Брахма, Звук Брахмы. Только Шабдой (Звуком) поддерживается Вселенная. Трансформация, которой подвергается Вселенная, происходит посредством силы Звука. Именно поэтому Су-Шабда, то есть хороший и благоприятный Звук, такой как произнесение Славных Имен Господа, вызывает Суманас — или очищение сознания. При помощи Божественного Имени мы сможем медленно, но верно очистить наше сознание. По мере продвижения по тропе Намасмараны или Намасанкиртана, беспрепятственный поток Ананды, которая и является истинной природой человека, свободно вольется в нашу жизнь и мы испытаем ничем не омраченный Покой и насладимся бесконечным Блаженством."

3. «Имя обретает силу через свою ассоциацию с Богом. Вот вам пример: когда мышь проникает к вам в дом, вы делаете все возможное, чтобы избавиться от нее: приносите в дом кота, чтобы он расправился с ней, или же ставите ловушку. Но мышь, отождествленная с Ваханой, средством передвижения Господа Ганапати, становится достойной поклонения. Или при виде змеи, вы делаете все возможное, чтобы уничтожить ее. Но змее, обвивающей шею Ишвары (Господа Шивы), воздаются всевозможные почести. Камень, валяющийся на улице, не привлечет вашего внимания. Но когда из него высекут изваяние Господа и установят его в храме, все будут ему поклоняться. Эта сила называется Сампарка, или контакт с Божественным, который несет в себе заряд невыразимой мощи. Вот почему Божественные Имена обладают силой вести человека по духовной тропе.»

Некоторые примеры Намасмараны

1. «Помните, как Сита стойко переносила насмешки, оскорбления и пытки злых мегер в Ланке? Что давало ей силу и стойкость? Рама-Нама (повторение Имени Рамы) и ничего больше. Карма Рама-Намы и Рамы-Дхйаны (медитация на Раму) переделают ваше сознание.

2. «О Ханумане говорят: „Roma-Romanu-Rama-Namame“, — каждый волосок повторял Имя Рамы. Его хвост был сильнейшим оружием, так как был наполнен могуществом Имени. Его также называли „Сундара“ или „Чарующий“ и „Прекрасный“. Почему? потому что Рама жил в его сердце и все великолепие и красота Рамы отражались в Ханумане. Это и делало его очаровательным. Он был также „милым и ласковым другом“, потому что говорил только о Раме и все время воспевал Его славу.»

3. «Драупади, царица Пандавов, история которой — это бесконечная полоса унижений и бедствий, каждый раз была спасена от очередного бесчестия и страдания. Рукмини и Сатьябхама захотели узнать, в чем же состоит ее преданность, которая привлекала к ней бесконечный поток такой щедрой Милости Господа. Кришна привел их обеих к Драупади, когда она сушила волосы после купания, и попросил их помочь расчесать её спутанные волосы. Когда они делали это, то услышали, как из кончика каждого волоска раздавалось: „Кришна! Кришна! Кришна! Кришна!“ Каждый волосок на ее голове был пронизан Именем Господа! Такова была глубина ее преданности.»

4. «Тьягараджа начал повторение Имени Шри Рамы на двадцатом году своей жизни. Он повторил Его Имя приблизительно 60 миллионов раз. Прошел 21 год и 15 дней прежде чем ему удалось увидеть результат принятого им обета. Он получил Даршан (Видение Господа) Шри Рамы. „Звуки Имени обрели свою Форму“ — говорит он о своем опыте.»

5. «Миира выпила чашку яда с Именем Господа на устах, и яд превратился в нектар. Намасмарана спасла Прахладу от смертельных испытаний. Слоны, приведенные, чтобы растоптать его, отступили назад, когда увидели этого мальчика! Огонь не смог опалить его! Скалы, на которые бросили его с большой высоты, не смогли ранить его! Никакой яд не мог принести ему вреда…»

Намасанкиртан — истинная и верная садхана

Намасанкиртан — это намасмарана, непрерывное и громкое воспевание Имени Господа группой преданных, которые собираются вместе для того, чтобы с радостью прославлять Его. Это не только приносит освобождение тем, кто участвует в этом объединяющем братском пении, но и распространяет Радость и Любовь на всех окружающих, находящихся в духовных потоках и вибрациях, возникающих от этого пения. Существует четыре типа Санкиртана:

1. Гуна-Санкиртан: Воспевание Великолепия Божественных качеств Господа, Его необъятной Мощи, Его Милосердия. В действительности, все эти Божественные качества и атрибуты приписываются Господу Его преданными, потому что Он для них — воплощение всех качеств и всех атрибутов. Удовлетворение, которое получает преданный от Гуна-Санкиртана, — это первый воодушевляющий и очень важный шаг на пути Намасмараны.

2. Лила-Санкиртан: Воспевание Его Божественных Игр и славных деяний. Здесь радость преданного состоит в воспевании истинных Божественных Игр Господа во Вселенной — ее Сотворения, Сохранения и Разрушения, все три из которых происходят одновременно!

Когда все Мироздание — это Божественная Игра, то выделить из него какие-то отдельные деяния Господа и воспевать их как Его Триумф, не будет истинным знанием о Боге. Таким. образом, Лила-Санкиртан не приводит к истинной и полной духовной Мудрости, поскольку с помощью только этой Мудрости преданный видит во всем, как в хорошем, так и в плохом, Божественные Игры Господа. Поэтому воспевание всего лишь отдельных Его славных деяний не будет даровать преданному долговечного и продолжительного ощущения мира и радости.

3. Бхава-Санкиртан: Прославление Бога через одно из приведенных здесь шести типов отношения с Ним:

  • Шанта-Бхава: Любовь к Богу, как к воплощению Шанти, или Мира (например, Бхишма)
  • Сакхйа-Бхава: Любовь к Богу как к своему Другу (например, Арджуна и Кришна)
  • Дасйа-Бхава: Любовь к Богу, как к своему Господину и посвящение себя служению Ему (например, Хануман)
  • Ватсалйа-Бхава: Любовь к Богу, как к своему Сыну (например, Яшода)
  • Анурага-Бхава: Любовь к Богу, как к своему Возлюбленному (например, Гопи)
  • Мадхура-Бхава: Полное Единение с Богом (например, Радха).

Эти Бхавы, или отношения, основаны на привязанности к Образу Бога. И во всех них существует элемент воображения со стороны преданного. Воображаемые взаимоотношения не приводят к полному единению с Богом, так как они аналогичны человеческим взаимоотношениям. В итоге получается, что в веру и преданность вкрадывается элемент невежества. Привязанность к Форме приносит преданному как наслаждение, так и страдания и боль, и препятствует освобождению от двойственной жизни, а двойственность — это и есть невежество. Последний тип отношений, Мадхура-Бхаву — стремление к Слиянию и Единению с Богом, достичь не легко. Поэтому эти Бхавы ограничивают постижение Божественного и затрудняют Садхаке, или искателю духовной истины, превзойти границы Формы и Имени, которые являются иллюзорными.

4. Нама-Санкиртан: Когда группа преданных объединяется для воспевания Имени Господа, на них снисходит святость и счастье, это было везде и во все времена. Нет ничего важнее такого Нама-Санкиртана.

Такой Нама-Санкиртан приведет к освобождению не только отдельных индивидуумов, но и всего сообщества и всего мира. Именно такой Нама-Санкиртан утверждается Сатьей Саи в наше время. Преданный Намасанкиртану не знает поражений в жизни. Серьезное и упорное занятие этой садханой помогает преодолеть ему все препятствия в жизни. Для него Божественное Имя — это источник Чайтаньи, из которого он черпает Первозданную Энергию и животворящий нектар. И в конце концов, усердие и решимость, самоотверженность и уверенность в себе приведут его к достижению духовной цели.

Имя и форма нераздельны

1. «Начнем с того, что Имя и Форма нераздельны в садхане повторения Имени. Это две стороны одной и той же медали. Повторяйте Имя, и Тот, которому принадлежит это Имя, будет рядом с вами.

Вообразите Того, которому принадлежит Имя, и само Имя соскользнет у вас с языка.

Имя должно покоиться на благозвучности, которая ему сопутствует, оно должно постоянно воспроизводиться в памяти при созерцании красоты Образа, названного этим Именем, при ощущении благоухания, которое оно несет."

2. «Нама, то есть Имя Господа и Нами, — Форма, должны находиться в постоянном и непрерывном контакте в сознании преданного. И тогда, подобно двум веткам дерева, которые, находясь в постоянном контакте и трении, способны воспламениться, из постоянного контакта Имени и Того, кому принадлежит это Имя, вспыхнет Огонь Джнаны (Высшего Знания)».

Значение Имени

1. «Имя — это звуковой образ. Произнесение Имени и Поклонение Образу не должно превращаться в механически заведенный шаблон. Значение Имени и содержание Формы одновременно должны вдохновлять и просветлять сознание преданного.

Поэтому избегайте рутины. Глубокое и искреннее благоговение должно увлечь вас. Только это принесет вам такие достоинства, как Сила и Смелость, Покой и Радость, исходящие от Того, кто находится в вас самих. Это и есть ваш Гуру, который больше всех заинтересован в вашем духовном прогрессе. Не ищите Гуру вне себя, в храмах или священных местах. Бог, который внутри вас, и есть ваш Вечный Отец и Мать, ваш Наставник и Друг, ведущий вас к цели."

2. «Преданный испытывает настоящую и полную радость от Нама-Санкиртана только при полной концентрации на значении Божественного Имени. Иначе, он получит лишь музы кальное удовольствие, а не счастье, исходящее из глубин его сердца. Божественное Имя присваивается существующей Реальности, часть которой вы сами из себя и представляете. Например:

1. «Атма известна как Рама, потому что Рама означает: „То, что восхищает, дает радость“. И ничто не может сравниться с беспредельной и неистощимой радостью Атмы. Значит слово Рама означает Атма. Это слово, состоящее из трех компонентов -Ра-, -Аа-, и -Ма-.

  • Ра — это мистический символ Агни, или Огня, который сжигает наши грехи и порочные наклонности, превращая их в пепел. -Аа- - это символ Сурьи или Солнца, которое рассеивает тьму Аджнаны, или невежества.
  • Ма- - это символ Чандры, или Луны, которая охлаждает Тапам, или жар страданий. Поэтому повторение Имени Рамы обладает силой преодоления трех трагедий жизни: Греха, или Папам, Страдания, или Тапам, и Невежества, или Аджнанам, и раскрытия Божественной Истины, Добродетели и Красоты Сатьям, Шивам, Сундарам.

Повторяйте Имя Рамы, сосредоточившись на Его значении. и вскоре вы почувствуете на себе его благотворный эффект.» Имя Рамы несет в себе также смысл ведического высказывания «Ты есть Тот», «Тат-Твам-Аси». -Ра- означает ТАТ, то есть Брахма, -Ма- означает ТВАМ, то есть «Ты» (индивидуальная Душа или Джива), и -Аа- означает родство пли отождествление этих двух начал, то есть Дживы и Брахмана (индивидуальной Души и Высшего Абсолюта)."

2. «Возьмем Имя Кришны. „Кришна“ означает „то, что привлекает больше всего“, то есть Ананда, или Блаженство. Оно также означает „то, что разрушает“. Поэтому Кришна символизирует Божественную силу, которая разрушает привязанности преданного к физическому телу и материальным вещам и выявляет Ананду, или Блаженство Атмы внутри нас. Ум преданного — это Гокул, где Кришна проявляет Себя, сердце преданного — это Бриндаван, где Он окружен Любовью пастушек-Гопи, то есть чистосердечными мыслями и чувствами. 'Интеллект, Читта — это Матхура (Царство Кришны), где Он правит, после того как был уничтожен король Канса, или Эго. И Нирвикальпа — это Дварака, где Он провозглашает Себя Господствующим Монархом.»

3. «Теперь я вам объясню значение слова «Баба». Б, А, Б, А — первая буква Б означает Бытие. «А» означает Осознание (от английского слова Awareness), третья буква «Б» означает Блаженство, и четвертая буква «А» — Атма. Бытие — это САТ, Сознание — это ЧИТ, и Блаженство — это Ананда, Сат-Чнт-Ананда.

4. Божественные Имена несут в себе значение и Божественных Сил, которые помогают преданному, идущему по пути духовного совершенствования и защищают его. Старайтесь уловить значение Имени, которое вы воспеваете, чтобы мысленно задержаться на постижении величия и славы, которую несет в себе Имя.

Если вдруг вам сообщают по телефону, что у вашего сына родился сын, вас охватывает огромная радость, но если вы не уловили смысла слов, о какой радости может идти речь? Точно так же при пении баджанов, если ваше внимание сосредоточено на значении Имени, это перенесет вас на более высокий план Божественной Энергии, где вы обретете покой и равновесие.

Вот вам несколько примеров:

(I). Когда вы воспеваете Имя Трйамбаки, вспоминайте Параматму, Вселенскую Душу, которая находится за пределами трех гун (аспектов бытия) — Тамаса, Раджаса и Сатвы, соответственно монотонности, активности, уравновешенности, и охватывает все три мира, и таким образом, находится в каждом из нас, а каждый — находится во всем.

(II). «Гопала» не означает всего лишь «пастух». -Го- означает — чувства, все живые существа, души, индивидуумы. Поэтому Гопала — это Божественная Сила или Бог, который заботится о наших чувствах и о наших душах, ограждая их от мирских бед и несчастий, и даруя им то, что благотворно для их духовного прогресса.

(III). «В Имени «Мадхава» — -Ма — означает Майя или Иллюзия, -Дхава — означает Хозяин. Те, кто воспевает это Имя, защищен от Иллюзии или Майи, и постигнет Истину.

(IV). «Имя Вишну означает «Пребывающий везде одновременно», «Вездесущий». Его также воспевают как «ШешаСаии» или «Возлежащий на кобре с пятью головами». Пять голов кобры символизируют пять органов чувств, в которых заложены греховные и зловредные возможности. Когда все пять органов чувств направлены на Вишну, то есть: глазами преданный ищет везде следы Его лотосных стоп — в лепестках розы, в звездах на небе; ушами он слышит повсюду Его голос — в щебетании птиц, в раскатах грома; язык чувствует везде только сладость, присущую Ему; обоняние преданного чувствует благоухание во всем, что раскрывает Величие Господа; чувство осязания доставляет ему радость, когда он протягивает руку несчастным и обездоленным, потому что все они — возлюбленные дети Господа, — только тогда Вишну предстанет перед преданным во всем своем Величии и Великолепии.

(V). «Шива означает — «Самое Чистое и Радостное Сознание» — Тот, который обладает абсолютным Великолепием Божественности. Он — воплощение Ананды, танцующий вечный танец Тандавы (танец разрушения), так сильно любимый Им и танцуемый на сцене Космоса. Его также называют «Шанкара», то есть Тот, кто является причиной Высшего Блаженства, которое Он дарует Своим преданным по своей Милости. Он — «Ишвара», сокровищница и источник всего необходимого для Счастья и Процветания. Тех, кто завоюет Его Благосклонность, он награждает наивысшим Благосостоянием — Джнаной (Абсолютным Знанием).

(VI). «Маха-Кали, Маха-Сарасвати, Маха-Лакшми являются также воплощениями Божественных сил, в различных своих проявлениях Тама-гуны, Раджа-гуны, и Сатва-гуны. Они помогают преданным избавиться от власти Порочных Сил, Зла и Эгоизма, преодолев и победив в себе шесть демонов пагубных страстей.

(VII). «Значение Имени Сатья — Истина, непреходящий и вечный принцип, лежащий в основе вечноизменяющейся Вселенной.

Слово «САИ» имеет три звука: -Са-, -Аа-, -Ий-.

-Са- означает Святой, Божественный, -Айи- означает Мать. В различных языках слова Айи, Тайи, Майи и т. д. означают Мать. «Баба» значит Отец. Поэтому Сатья Саи Баба означает Божественная Мать и Отец.

Точно так же звук -Са- мы используем для обозначения Божественности, для обозначения понятия «Мать» — слово Амба, для обозначения понятия Отец — Шива. Поэтому Са-Амба-Шива — Самба-Шива и Саи Баба — это абсолютно одно и то же. Между ними нет никакого различия и совершенно очевидно, что это Шива-Шакти-Атма-Сварупа.

И скоро вы увидите, как этому Имени и этой Форме будет преданно отдавать дань преклонения и всеобщей любви весь мир."

Вера, Любовь и устремленность к Богу

1. «Самое главное и существенное в Намасанкиртане — это вера. Без веры мы ничего не достигнем в жизни. Мы должны укреплять нашу веру в атрибуты Бога, которого мы прославляем. Эта вера для Намасанкиртана все равно, что дыхание для человека. Без дыхания — нет жизни. Без веры — нет отношений с Господом.»

2. «Из Веры рождается Према, или Любовь. Эта Любовь утвердит ваши отношения с Богом и принесет вам Мир или Шанти. Там, где царит Мир, возникает Истина. Там, где существует Истина, есть Блаженство и Радость. А там, где Блаженство — там пребывает Господь.»

3. «Чтобы реализовать Бога, вы должны развивать в себе Любовь. Поместите Имя на алтарь вашего сердца, где Оно своим благоуханием смягчит ваши переживания.»

4. «С Любовью, исходящей из глубины вашего сердца, поднимайте свои голоса во Славу Господа, и пойте громко и без страха. Не тревожьтесь о том, что о вас подумают другие. Эти «другие» нс способны дать вам освобождение, и даже не помогут вам, когда вы окажетесь в серьезной беде. Кругом столько эгоизма. Не обращая внимания на то, что скажут о вас другие, или какой путь они выбрали в жизни, воспевайте Величие Господа и молитесь Ему от чистого сердца, полного бескорыстной любви и веры. Вера — это не сезонное явление. Не становитесь рабами других. Следуйте зову вашего сердца, которое вы предоставили Богу.

Намасанкиртан — это не простое пение. Оно должно исходить из глубины вашего сердца. Мысль о Боге должна быть полной, проникнутой Любовью. Устремитесь всем своим существом к достижению Его. Это называется Тапас. Такой Санкиртан приведет к освобождению не только одного преданного, а целого сообщества, и любой может насладиться им, от самого простого человека до Парамахансы (Освобожденная Личность)."

5. «Вы должны иметь устремленность к Богу. Это подобно устремленности камня, который хочет превратиться в алмаз. Держитесь за руку Господа, которую Он протягивает вам через Намасмарану, и ступайте рядом с Ним. Держитесь крепко и не отпускайте. Подобно детенышу обезьяны, уцепившемуся за свою мать, который чувствует себя защищенным ее материнской силой и мудростью. Господа можно покорить искренней тоской по Нему и непрерывной к Нему устремленностью. Этот порыв преодолеет все препятствия, подобно водам переполненной реки, которые сметут на своем пути все дамбы и плотины, и все затопят своей силой. Препятствия и трудности для того и создаются, чтобы увеличить эту устремленность и пробудить искреннего преданного от состояния успокоенности. В алхимии такой Намасмараны даже скала станет мягкой и податливой и будет переплавлена в прекрасный образ.»

6. «Стремление к Богу в сердце и Его Имя на устах — это самое главное в пении баджанов Нагарсанкиртана. Гопи воспевали Имя Господа в ранние утренние часы, когда взбивали масло. Звон их браслетов и ритмичный звук взбивания служил им музыкальным фоном, а легкий ветерок, насыщенный утренними благоуханиями, разносил их песни в близлежащие дома.»

7. «Шри Рамакришна Парамаханса, страстно стремясь получить видение Божественной Матери, с огромным нетерпением ждал наступления каждого нового утра, в надежде получить какой-нибудь знак Ее Милости. Каждую ночь он плакал в тоске и сожалении о том, что еще один драгоценный день ушел из его жизни, а ему даже мельком не удалось увидеть свою Возлюбленную Мать. Он чувствовал себя разбитым и несчастным от разочарования и печали, потому что считал драгоценное время своей жизни потраченным впустую, если ему не удастся завоевать Милость Божию и получить видение Господа. С такой Верой, Любовью и Устремленностью, неустанно вновь и вновь повторяя Божественное Имя, любой из нас непременно добьется Благосклонности Господа.»

Постоянство Намасмараны и чистота сердца

1. Духовная практика Намасмараны должна проводиться регулярно, каждый день. Сравним это с уборкой дома. Один пропущенный день приведет к тому, что накопится больше пыли и грязи. Алтарь вашего сердца будет чистым, если садхана, проводимая вами, будет регулярной. 'Sarvada, Sarva Kaleshu, Sarvatra Harichintanam' что означает: «Пусть всегда и везде хранится память о Господе.» Время, проведенное в повторении Имени Господа, может считаться прожитым правильно и достойно.

Божественное Имя должно постоянно крутиться на кончике вашего языка. Вот почему Намасмаране и Нагарсанкиртану уделяется такое значительное место в наших духовных упражнениях.

«Постоянно храня память о Боге, в повторении Его Имени, написании и произнесении его, в медитации на Его Имя, перебирании четок с Именем, в поклонении Его образу ила изображению, — то есть непрерывное пребывание в Имени Господа — это, само по себе, и есть «все святые места, все известные святыни.»

2. «Наш долг сделать так, чтобы Божественное Имя постоянно находилось у нас на кончике языка. Когда это действительно так, человек будет говорить только ласковые и хорошие слова, доставляя приятное окружающим. Язык стоит на страже человеческого сердца. Атомная бомба может уничтожить тело человека, а язык — это такое оружие, которое может уничтожить человеческое сердце. Хорошие слова, которые мы произносим, приносят силу и утешение, в то время как плохие слова могут ранить и убить.

Наши сердца и чувства должны направляться постоянным, непрекращающимся и неослабным процессом Намасмараны. Ум должен быть настроен на мысли о Боге, чем бы мы ни занимались, даже если мы увлечены мирскими делами и заботами. Божественное Имя, как само дыхание жизни, может сопровождать любую вашу житейскую деятельность, и не надо в этом видеть упадка или грехопадения. Кабир, когда ткал, произносил Имя Рамы каждый раз, передвигая ткацкий челнок из стороны в сторону.

Огонь возникает только при постоянном трении двух веток дерева друг об друга, а не при их одноразовом касании время от времени. Также и Намасмарана принесет вам пользу только при постоянной практике, день за днем, при полной концентрации ума и искренней преданности сердца. Ограждайте свой ум от отвлекающих, пустых и бесполезных разговоров. Занимайте его постоянно сосредоточенным поминанием и восхвалением Имени. Эта Бхава, то есть Вера, в сочетании с преданностью вскоре принесет свои плоды и вам откроется Джнана (Абсолютное Знание). На самом же деле, Бхагаваднама (Имя Бога) гораздо упоительнее Джнаны!"

3. «Простое бормотание или механическое повторение Имени ни к чему не приведет. Имя должно исходить от чистого сердца при концентрированном, сосредоточенном внимании и преданности. Следовательно, Намасмарана приносит плоды только тогда, когда ваш ум свободен от заражения мирскими желаниями.

От состояния сердца преданного зависит успех этой садханы. Сердце злобного и коварного человека, подобно Равана, полного чувственных устремлений, оскорбляет и оскверняет Имя. Но когда источником, того же самого Имени является чистое сердце такого человека, как Вибхишана, это указывает ему путь к Лотосным Стопам Самого Шри Рамы."

«В дополнение к результатам этой садханы, вам предстоит организовать упорядоченную жизнь, ведущую только к хорошим мыслям, основанную на сатвической еде и сатвических занятиях. Без такого самоочищения, какое бы Имя вы ни воспевали, это будет всего лишь бесполезной потерей времени и не принесет никакой пользы. Поэтому мы видим, что многие занимаются Намасмараной, но лишь очень немногие из них живут в постоянном присутствии Господа и осознании Его Величия, которое наполняет всю Вселенную.

Udupi Krishna, Brindavan’vasi Krishna — Ayodhya vasi Kama — поют они, но не прилагают никаких усилий, чтобы их сердца стали такими же чистыми и святыми, как у обитателей Удупи, Бриндавана или Айодхйи.

Тогда как же Кришна или Рама могут прийти к ним и явить Себя в их сердцах?

Благотворность Намасмараны

«Человек является приверженцем Шанти и Ананды, его влечет Мир и Радость, потому что это составляет его истинное естество. Все его надежды, усилия и действия в жизни направлены на то, чтобы испытать радость и ощутить свою истинную природу, происхождение которой Божественно. Шанти и Ананда (Мир и Блаженство) присущи человеку настолько же, как горение присуще огню, сладость — сахару, а благоухание — розе.

Тогда почему же он не испытывает их в течение всех 24 часов в сутки?

Причина этого в заблуждении, искажении и отклонении от правильного пути наших чувств, которые приводят нас к отчуждению от нашей врожденной природы Шанти и Ананды. Это как раскаленный уголь, покрытый пеплом. Откуда взялся этот пепел? Конечно же, от самого огня. Это подобно тине, которая появляется только из воды и затягивает поверхность самой же воды, в которой она рождается. Так облака, возникнув благодаря жару солнца, потом скрывают его. Также и заблуждения наших чувств, со своими постоянными «нравится» и «не нравится» (Рага и Двеша), наши ментальные искривления, (викары), — все это обязано своим происхождением и существованием лишь Атмическому Принципу, и в то же самое время скрывает эту Атму, которая и есть Шанти и Ананда (Мир и Вечная Радость).

Поэтому цель всех типов садханы, направленных на духовное совершенствование, — выкорчевать с корнем все Рага и Двеша (симпатии и антипатии) и другие ментальные искажения из наших голов, как бы стряхнуть пепел, покрывающий горящий уголь, очистить тину, затянувшую поверхность озера, или разогнать облака, скрывающие солнце.

Самое простое и в то же время самое действенное духовное упражнение в достижении этой цели — это занятия своего языка воспеванием Святых Имен, своего ума — размышлением о Божественных Силах Богов и Богинь, а своего сердца — ласковой и исполненной Любви, настоятельной мольбой об их скорейшей Милости и помощи в нашем духовном совершенствовании.

Похлопывание в ладоши будет помогать в пении.

Подобно тому, как это разгоняет птиц, собравшихся на деревьях, мешающих своими криками и загрязняющих землю пометом, так и эти хлопки будут прибавлять ритма нашим мыслям и чувствам и помогут настроить наш ум на гармонию со священным Именем Бога."

«Истина в том, что наша жизнь — как дерево, на котором различные ментальные искривления (викары) или страсти, Гнев, Жадность, Ненависть и Зависть, — словно надоедливые птицы, загрязняющие и разоряющие наши сердца, лишая нас Покоя и Радости. Воспевайте Божественные Имена с любовью и ритмом: «Рама, Кришна, Говинда, Нараяна!» — и эти птицы зла, засоряющие наши умы и удручающие нашу жизнь, с испугом улетят.

Даже если вы слышите простые слова, такие как: «Пожар!» «3мея!» «Лимонад!» — они вызывают у вас сильную реакцию в сознании. Тогда насколько же сильнее и утонченнее будет реакция от произнесения или слышания Имени Создателя и Всевышнего Господа Вселенной?!"

В действительности, Бхагаваднама (повторение Божественного Имени) может приносить Высшее Наслаждение (Ананду) через свою упоительную благозвучность даже в большей степени, чем Джнана (Высшее Знание) или слияние с Истинным Высшим «Я». Примером этому служит Нарада, сын Брахмы. Хотя у него был свободный доступ к Вайкунтхе (местопребыванию Вишну), к горе Кайласа и другим, наивысшим небесным обителям Мира и Блаженства, он всегда был занят воспеванием Имени Нараяны, погружаясь в сладостный экстаз Намасмараны и предпочитая ему даже видение Божественной Троицы (Брахмы, Вишну и Шивы)".

2. «Человек должен искать ответ на четыре фундаментальных вопроса: Кто я? Откуда я пришел? Куда я иду? И как долго я буду? Поиску ответов на эти вопросы посвящены четыре Веды. Ответы эти можно получить путем Джнаны (Абсолютного Знания), Бхакти (Преданности Богу) или Кармы (Праведного исполнения своего Долга). Но Милость Господа, привлеченного Намасмараной своего преданного, может открыть ему эти Истины в мгновение ока!»

«Сделайте первый шаг сейчас, начните повторение Имени Вечного Обитателя Вселенной. Это приведет вас к следующему шагу, и так продолжайте свой путь, пока не достигнете цели! Придержите ваши чувства, направленные во внешний мир разнообразных влияний и соблазнов. Вместо этого сосредоточьтесь на Имени Господа, Его упоительной Красоте. Развивайте в себе такие качества Божественности, как Универсальная Любовь и Отсутствие Привязанностей. Тогда вы сможете утверждать: „Шивохам“ или „Я есть Шива“, или „Я есть чистое Сознание Сат-Чит-Ананды (Вечного бытия — Полного Знания — Высшего Блаженства)“. Но если будет на то Божья Милость, вам и не придется утверждать это, потому что тогда не останется чувства 'ахам' - собственного „я“ или эго.»

«Намасмарана — это основная из всех садхан (духовных упражнений) для удаления таких пятен в сознании, как понятий «я» или «мой». Когда вы пребываете в Имени Господа, Его Величии, Его Милости, Его Всемогуществе и Вездесущности — это фиксируется в вашем сознании, и так вы сможете превзойти ваши собственные возможности и способности, которые растворятся в Божественном. Так развивается смирение, и в сердце зарождается чувство отдачи и полного предания себя Господу. Это приводит преданного ближе к Богу и готовит к слиянию с Его Величием. Сознание постепенно освобождается от раздражающих его мыслей, желаний и образов, которые приводят в действие чувства. Все накопленные пороки, которые затмевают Ананду, исчезают, и скрытая Божественность проявляет Себя.

Когда мы добиваемся Милости Бога, который и есть САТ, то есть Сатья Падартха — вечно неизменный, ЧИТ, то есть Сатья Джнана — Истинное и Чистое Знание, то само это Знание содержит в себе АНАНДУ, то есть Вечную Радость, поскольку оно Совершенно и Вечно в своей полноте. Вот почему Намасмарана служит для нас наилучшим средством освобождения от ограниченности жизни, с ее невежеством, несчастьями и смертью. Вот почему в Бхагавад Гите Господь объявил Себя Нама-Яджной, где Яджна — это ритуал принесения в жертву Аджнаны, или невежества, в огонь Нама-Садханы."

3. «Найдете ли вы в современных больших городах и деревнях Чистый Звук Брахмана (Шабда Брахман) среди обычного городского шума, рева машин и грузовиков, выкриков торговцев и покупателей на базарных площадях, гула фабрик и учреждений?

Поэтому Я советую преданным собираться ранним утром и каком-нибудь месте и идти по улицам, распевая мелодичные баджаны и намасанкиртан, в течение 30 или 45 минут."

«Послушайте Меня, это — духовное упражнение, имеющее огромное значение для очищения сознания человека, а также всего, что его окружает. Если встав после сна, вы услышите Имена Господа-Говинда, Дамодра, Шива, Шанкара, Дурга, Лакшми, Пандуранга, Васудева, все нечистые намерения исчезнут из вашего сердца. Греховные и неправедные мысли не придут вам в голову. Останется святость Истины, Праведности, Мира и Любви. Все окружающее вас, загрязненное ложью, несправедливостью, ненавистью, жадностью, бойкотами и другими эмоциональными расстройствами, может быть очищено и облагорожено только лишь ежедневным повторением Божественного Имени.

Вставать в часы Брахмы — это тоже хорошее физическое упражнение, которое поддерживает хорошее состояние здоровья, обостряет и совершенствует ваш интеллект. Сердце наполняется счастьем и покоем. Тот, кто встает, услышав Имя Господа в Нагар-санкиртане, в течение всего дня не будет вынашивать в голове дурные и неправедные мысли, и это не толкнет его к совершению недостойных поступков. Все его сознание будет проникнуто только Божественными мыслями, а сердцем он будет тянуться к Добродетели. Все члены тела становятся непорочными и безгрешными. Это будет давать приток благотворной энергии не только вам самим, но и другим, их телу, сознанию и душам.

Для тех, кто воспевает Божественное Имя на восходе солнца — это будет не только восходом солнца, а восходом вечного Блаженства, как и для тех, кто увлечен сладостным Намасанкиртаном на закате дня.

Поделитесь с друзьями