Идеальные братья

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Курс лекций по индийской культуре и духовности «Летние ливни в Бриндаване»
20 мая 2002 г, вечерняя лекция в мандире

«Все формы Его проявлены как Покой,
Все Его имена проявлены как Благость,
Он — воплощение Бытия, Осознания, Блаженства и Недвойственности,
Он — Истина, Благость и Красота».

Сила и могущество божественного находятся за пределами всякого понимания; и, всё же, без понимания этой божественности её критика весьма распространена. Кто-то может восхвалять божественность, кто-то — пренебрегать ею, но она остаётся неизменной. Критика не приуменьшит божественность, равно как хвала не преувеличит её. Качества спада и подъёма характерны для этого мира. Божественность не затрагивается ни тем, ни другим. Те, кто жаждут известности и славы, никогда не смогут постичь божественность. Тысячи студентов вышли из дверей этого университета, получив совершенно бесплатное образование. Мы нигде не опубликовывали сообщения об этом и не рекламировали этот факт. Я получаю Мою радость от их радости и остаюсь удовлетворённым.

Вчера мы увидели, что Бхарата не ушёл в Айодхью с сандалиями Рамы. Вместо этого он построил крошечный ашрам в Нандиграме и оставался там, поклоняясь лотосным стопам Рамы. Его жена Мандави также проводила своё время в созерцании имени Рамы и, таким образом, оказывала поддержку своему мужу. Рама и Сита провели своё время, путешествуя по лесам. Лакшмана был всецело посвящён служению им. Но совсем немного известно о Шатругне. Ни один из текстов не упоминает о нём. Интеллектуалы разрастаются тысячами. Людей, способных к вопрошанию и исследованию, также множество. Но, к сожалению, лишь совсем немногие люди склонны к исследованию затруднительных и утончённых духовных вопросов.

Со времён Дашаратхи Сумантра оставался премьер-министром царства. Он повиновался каждому повелению Дашаратхи в вопросах администрирования. В такой ситуации законный наследник — Рама — был в лесу. Бхарата, унаследовавший после Его ухода право быть царём, находился в наложенном на самого себя изгнании в Нандиграме. Итак, кто же занимался в Айодхье вопросами повседневного администрирования? В этом месте мы должны провести тщательное исследование. Именно Шатругна, который оставался в Айодхье, от рассвета до заката решал проблемы горожан и управлял царством. Ночью он верно и преданно сообщал обо всём Бхарате. На Шатругне лежали все аспекты администрирования царства. Несмотря на то, что он делал так много, его имя никогда не появляется где-либо в литературе.

Оба сына Сумитры всегда занимались служением своим старшим братьям и взращиванием единства между братьями. Они никогда не стремились к известности и славе. Шатругна посвятил себя Бхарате полностью и исполнял все его предписания. Он был в высшей степени интеллектуально развитым, способным и могущественным. К сожалению, такой благородный характер никогда не исследовался. В течение долгих лет именно Шатругна держал в своих умелых руках бразды правления царством. Однако даже если у него имелись какие-либо сомнения, он никогда не тревожил Бхарату. Причина этого заключалась в том, что он волновался, что он будет ответственен за нарушение сосредоточения Бхараты, поскольку последний находился в постоянной медитации на Раму.

Сумитра уже сделала обещание другим царицам: «Каушалья! Твой сын может стать царём. Мой сын Лакшмана станет его персональным помощником. Кайкейи! Бхарата также может стать царём. Тогда я пошлю Шатругну служить ему. Оба моих сына были рождены, чтобы служить, а не зарабатывать имя, известность или царства». Насколько благородными были два брата — Лакшмана и Шатругна! Без них и Рама, и Бхарата не достигли бы своей известности и славы. Они всегда были готовы оказать помощь своим старшим братьям, обеспечивая им твёрдую поддержку. Это сотрудничество позволяло братьям оставаться очень дорогими друг для друга.

Когда во время сражения Лакшмана потерял сознание, Рама высказал Свои горестные чувства следующим образом: «Если Я буду искать, Я смогу найти жену, подобную Сите; Я смогу найти мать, подобную Каушалье; но никогда нельзя будет найти брата, подобного Лакшмане». Рама был готов отказаться от всего ради Лакшманы. В это время к Раме подошёл Хануман. Рама сказал ему: «Брат! Ты должен прийти Мне на помощь в этот Мой час испытаний. Хотя твоя преданность хорошо известна, Я, всё-таки, прошу тебя об этой услуге. Ты должен пойти и принести Мне растение с горы Сандживи». Хануман был тем, кто всегда повиновался команде Рамы. Он всегда действовал так, как будто он был одним из четырёх братьев. Он быстро отправился за растением, но, будучи неспособным идентифицировать его, он оторвал от земли всю гору и отправился с ней по направлению к Ланке. Когда он летел над Айодхьей, Бхарата заметил его. Бхарата получал регулярные сообщения из лесу, что демоны беспокоили Раму. Бхарата сразу же заподозрил, что эта огромная фигура была ракшасом, который намеревался причинить серьёзный вред Раме. Он вынул свой лук и выстрелил в Ханумана. Хануман вместе с горой опустился на землю. Выказав своё уважение Бхарате, он сказал: «О, царь! Лакшмана потерял сознание на поле битвы. Я несу эту гору, содержащую траву сандживани, чтобы вернуть его к жизни. Я не знаю, где именно на этой горе находится требуемая трава. И, поэтому, чтобы выполнить команду Рамы, я забираю всю гору».

Эти новости потрясли Бхарату. Он послал за матерью Каушальей и сказал ей: «Мать! У этого посыльного имеются новости о Раме». Затем он представил ей Ханумана, который принялся подробно рассказывать ей все новости о ходе битвы. «Идёт жестокое сражение, происходящее между Рамой и Раваной. Через день или два оно наверняка закончится. Лакшмана потерял сознание, и эти травы должны будут воскресить его». Бхарата также позвал и Сумитру. Она не выказала никакого беспокойства, услышав эти новости о Лакшмане. Наоборот, она сказала: «Я никогда не волновалась о благополучии моего сына. Моё единственное опасение заключается в том, что случившееся может причинить беспокойство Раме. Если моему сыну Лакшмане будет суждено умереть, я, несомненно, пошлю своего второго сына, Шатругну, служить Раме. Моя единственная цель заключается в том, чтобы видеть Раму счастливым. Мы должны позаботиться о том, чтобы не было никаких преград в служении Раме. Именно с этим намерением я послала Лакшману в лес с Рамой». Затем Хануман передал новости о потере сознания Лакшманой жене последнего, Урмиле. Она провела все четырнадцать лет, рисуя сцену свадьбы Рамы и Ситы. Бхарата приблизился к ней и сообщил новости. Он сказал: «Жизнь Лакшманы находится в опасности. Я не знаю, что сказать и что делать».

Урмила не выказала даже следа страха или волнения. Она сказала: «Сердце моего мужа наполнено именем Рамы. Поэтому, он, видимо, мирно спит. Вся боль и страдание должны переживаться одним только Рамой. Никакая опасность не может случиться с моим мужем. Он всегда будет оставаться целым и невредимым». Мы должны признать, что жёны четырёх братьев были столь же добродетельными и благородными, как и их мужья. Удача и процветание мужей были вызваны благородными качествами их жён. Хорошее поведение и хорошие деяния их жён также были ответственны за это. Характер жён оказал их мужьям огромную поддержку.

После того, как новости были переданы, Хануман незамедлительно продолжил своё путешествие к полю битвы. Благодаря вышесказанному мы должны узнать, что жёны четырёх братьев не отставали от своих мужей в деле распространения в мире тех идеалов, которые они олицетворяли. В то время как муж Шрутакирти — Шатругна — правил царством, она оказывала ему превосходную поддержку, так же как Мандави поддерживала Бхарату. Они никогда не стремились к чему-либо ещё. Кроме того, что во время рассвета и заката они шли к матери Каушалье, чтобы получить её благословения, у них никогда не было никаких других обязательств. Получить таких невесток — это удача, свойственная тем древним временам. Хорошее влияние таких благородных характеров можно почувствовать повсюду в Рамаяне.

В течение четырнадцати долгих лет в Айодхье царили мир, процветание и уверенность в будущем. В каждом уголке страны произносились слова правды и твёрдо придерживались праведности. Умелое правление Шатругны обеспечивало это. Он не спал и не отдыхал вовсе, будучи наготове для решения той или иной проблемы. Он обычно волновался, что любое упущение в его администрировании создаст плохую репутацию Бхарате. Шатругна считал недопустимым, что Бхарата может заслужить плохую репутацию из-за его возможных ошибок. Он заботился о царстве с заботой и вниманием, расценивая это как дар Господа Рамы. Он всегда следовал повелению Рамы. С такими благородными чувствами Шатругна правил Айодхьей. Бхарата никогда не играл активной роли в администрировании царством. Он просто кивал головой и соглашался со всем, что говорил Шатругна. В чём же была причина такого слепого доверия? Бхарата знал о бескорыстной любви Шатругны. Он также знал, что Шатругна был очень способным, и что он никогда не позволит какому-либо врагу замыслить что-либо плохое по отношению к Айодхье. Будучи верным своему имени, Шатругна мог уничтожить любого такого врага. Это обеспечивало постоянный покой в Айодхье. Древние индийцы следовали такому принципу: «Говори правду, следуй праведности (Сатьям вада; дхармам чара) и молись о безопасности мира. Они также делали упор на единстве среди братьев. Никто не должен приобрести дурную славу. Каждый должен прожить свою жизнь с достоинством и добрым именем.

Однажды пришло сообщение от Рамы, в котором говорилось о тех огромных помехах, которые демоны создавали Ему. Конкретное упоминание было сделано об ужасных демонах Кхаре и Душане. Кхара был большим другом демонического царя Раваны. Он очень любил досаждать всем и каждому. Он даже пытался тайно навредить Раме, Лакшмане и Сите. Бхарате сообщили об этом. Душана был главнокомандующим армии Кхары. Это была Шурпанакха, которая отравила уши Кхары и Душаны и подстрекала их напасть на братьев. И, поэтому, Бхарата с тревогой ждал новостей о Раме от своих посыльных. Он также не решался рассказывать эти новости старшим. Обычно такие новости сообщались Сумитре. Она была великой женщиной. Она всегда использовала мягкие слова и давала точные советы, и поэтому на неё полагались.

В этот момент беспокойства Бхараты она приблизилась к нему и спросила его о причине его волнения. Здесь можно отметить, что Бхарата не позвал Кайкейи. Сумитра утешила Бхарату и сказала: «Не волнуйся относительно Рамы. У вас, братьев, различные тела, но ваши души одинаковы. Не ищите каких бы то ни было различий среди вас, потому что их нет. Будьте вместе в это время и проявляйте храбрость. С Рамой не случится ничего плохого. Он — воплощение божественности. Поэтому не позволяй волнениям овладевать тобой». Она дала Бхарате этот совет и ушла.

Хотя Шатругна правил царством от имени Бхараты, он никогда не мог набраться храбрости, чтобы советовать своему старшему брату. Он никогда не спорил с теми, кто был старше него. Даже если вы просто отвечаете старшим, вы должны внимательно обдумать свой ответ и только затем уже говорить. Говорить с ними так, как вам заблагорассудится — это серьёзная ошибка. Такие действия могут даже вести к определённым опасностям. Нужно говорить правду. Нужно твёрдо придерживаться справедливости. Братья и сёстры должны жить как тесно связанная единица, между ними должно быть понимание. Так Бхарата и Шатругна проводили своё время в Айодхье в ожидании Рамы.

Шрутакирти — ещё один чрезвычайно благородный персонаж Рамаяны. Она всегда с готовностью и желанием встречала вечером своего мужа, слушала о том, какие проблемы стояли перед ним и, если это было возможно, облегчала его бремя, давая ему нужный совет. Она никогда не произносила слов, которые могли бы навредить другим. Её имя — «Шрута» + «Кирти» — указывает на то, что она всегда слушала только хорошее. Кроме того, она всегда говорила о хорошем и распространяла то, что было приятно уху. Она поощряла только то, что было хорошим и благотворным для других. Невестки Дашаратхи были подлинными жемчужинами.

Однако в нашей истории только Рама и Сита изображены как главные персонажи. Не такое уж большое значение придаётся другим персонажам эпоса. Если бы в нём не было Лакшманы, Шатругны, Урмилы, Мандави и Шрутакирти, то слава Рамы и Ситы не смогла бы проявиться во всём своём великолепии. Рама не мог ни единой минуты находиться без Лакшманы. Он не ел, если Лакшмана не составлял Ему компанию, равно как Он не шёл спать, если Лакшмана оставался бодрствовать. Так Рама демонстрировал миру идеал единства и сосуществования. В Ведах имеется одна шлока, в которой точно описывается этот идеализм:

«Пусть мы все будем действовать сообща,
Пусть мы будем расти все вместе,
Пусть мы все будем пребывать в единстве и делиться нашим знанием,
Пусть мы все будем жить в дружбе и без дисгармонии.»

Четыре брата продемонстрировали такое единство в отношениях между собой. Если же сегодня в доме четверо детей, то они двигаются в четырёх различных направлениях.

Шурпанакха с воплями убежала к своему брату Раване на Ланку. Кровь текла из её ран, когда она причитала перед Раваной: «Брат! Два царевича, сыновья императора Дашаратхи, ответственны за моё плачевное состояние». Равана задал ей один очень уместный вопрос. Он сказал: «Сестра! Твой нос и твои уши — это отдельные объекты на твоём лице. Невозможно было отрезать их за один раз. Почему ты не убежала после того, как был искалечен твой нос? Почему ты оставалась стоять, пока не были отрезаны и твои уши?» Шурпанакха ответила: «Брат! Я не могу объяснить этого. В тот момент, когда Лакшмана коснулся меня, я позабыла себя в трансе. Их красивое и царственное поведение пленило меня. Это было похоже на то, как будто я полностью потеряла сознание и приросла к земле». Так она продолжала восхвалять благородное поведение и достоинства двух царевичей.

В эпической Рамаяне имеется несколько таких событий и описаний. Сегодня мы увидели то, какую важную роль играло умелое правление Шатругны в Айодхье в течение четырнадцати долгих лет. Бхарата был только номинальным правителем. Вся основная деятельность выполнялась исключительно Шатругной. Он один нёс ответственность за неприкосновенность границ Айодхьи. В течение четырнадцати лет ни один враг не посмел напасть на Айодхью. Не было никаких волнений среди гражданского населения. Поначалу имелись опасения относительно Айодхьи, остававшейся без царя. Рама дал Бхарате советы в отношении обязанностей правителя. Он сказал: «Бхарата, теперь ты царь. Наш отец был могущественным императором, который хорошо правил своей империей. После его смерти эта ответственность теперь возлагается на тебя. Не дерзи никому. Никогда не используй грубые слова, которые могут причинить вред. Всегда беседуй приятным тоном. В нашем царстве не должно быть никаких волнений». И Бхарата, и Шатругна прислушались к этим советам и искренне следовали им.

Сегодня мистер Маривала много говорил о достижениях нашей (сверхсовременной) больницы. Я всегда советую Моим студентам не предавать гласности то, что мы делаем в больнице. В ней произошло несколько замечательных вещей. У одного пациента из Непала сердце было с правой стороны! Наши доктора переместили его назад, где оно должно было быть. Можно понять, что операция была очень сложной. И, всё же, она была выполнена. Я сказал Моим студентам, что не нужно говорить об этом кому бы то ни было. Люди могут обвинить нас в самовосхвалении. Я сказал им, что их главная задача состоит в том, чтобы делать каждого счастливым. Сегодня мистер Маривала рассказал очень много случаев, о которых он никогда не информировал Меня. Эти юноши из больницы спят на первом этаже, в то время как Я нахожусь на втором. Они всегда обсуждают только такие вопросы, которые связаны с больницей. Я продолжаю говорить им: «Не говорите об этом где-либо за пределами вашего круга. Искренне исполняйте свой долг. Предоставляйте все возможные удобства тем, кто приходит за помощью».

На днях Я был проинформирован, что специфическая инъекция должна быть назначена пациенту, чтобы спасти его жизнь. Эта инъекция стоит 80 тысяч рупий! Мистер Маривала прибыл и спросил, можем ли мы пойти и купить такую дорогую инъекцию. Я ответил, что для того, чтобы спасти жизнь, необходимо идти на любые расходы. Я возьму расходы на Себя, но вы должны купить лекарство и спасти жизнь пациента. Мы немедленно послали курьера в Бангалор и приобрели требуемую инъекцию. Это лишь одно из тех дорогих лекарств, которые должны использоваться в больнице. Никто не знает об этих деталях. Я полагаю, что мы не должны смотреть на стоимость, если это спасёт жизнь. Я говорю нашим докторам, чтобы они продолжали исполнять свои обязанности и обеспечивали здоровье и благополучие пациентов. Пациенты не должны испытывать каких-либо неудобств.

Поделитесь с друзьями