Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Праздник Угади, 13.04.2002
Воплощения Любви!
Люди отмечают Угади (начало Нового года) несколько последних веков и поколений. Бхаратийцы силой своей духовности даровали покой и безопасность всему миру. С древнейших времён до наших дней девизом бхаратийцев было: «Лока Самаста Сукхино Бхаванту» (Пусть люди всего мира будут счастливы!) Но ситуация в нынешнее время совершенно противоположна. Человек прогрессирует в мирском смысле, но нравственно регрессирует. Он не способен отказаться от узости своего мышления и от критики других людей. Если мы исследуем причину этого, то выясним, что это вызвано эгоизмом и собственническими интересами человека. Человек не любит объекты и других людей, он преследует в всём свои собственные интересы. Он не любит своей страны и не работает ради её благосостояния. Все его мысли, слова и дела мотивированы эгоизмом. Люди будут отмечать Угади в истинном духе этого праздника, только когда они откажутся от узости мышления.
В этот день люди встают рано, совершают священное омовение, одевают новое платье, в этот день принято есть сладости и различные яства. Но люди обращают внимание только на внешнюю чистоту и не заботятся об очищении сердец, которые заражены сегодня дурными мыслями и чувствами. Легко иметь внешнюю чистоту и носить новое платье, но не в этом цель проведения праздников. Празднование Угади в его истинном смысле заключается в избавлении от дурных качеств и очищении своего сердца. Человеческое сердце в его изначальном состоянии в высшей степени свято, а человеческого воплощения очень трудно добиться. Джантхунам Нараджанма Дурлабхам (Человеческое воплощение — самое редкое из всех видов жизней). Достигнув столь драгоценной жизни, человек не прикладывает усилий, чтобы вести настоящую человеческую жизнь. Сегодня он превратился в пучок желаний. Его осаждают желания, и он изо дня в день жаждет их удовлетворения. Он имеет ошибочное представление, что исполнение желаний может даровать ему счастье. Он должен осознать, что только уничтожение желаний может привести его к окончательному блаженству. Настоящее счастье заключается в состоянии отсутствия желаний.
Воплощения Любви!
Проходят века, и мир претерпевает изменения, но нет трансформации в сердце человека. Область образования делает большие успехи. Люди думают, что образование ведёт к трансформации, но она только добавляет к путанице. Современное образование даёт подъём извращений, вместо того чтобы принести трансформацию сердца. Человек не учится тому, что ему полагается. Он растрачивает впустую свою человеческую жизнь, культивируя животные качества и втягиваясь в демонические дела. Это полностью противоположно нашей древней культуре. Культура Бхарата придаёт особое значение основополагающему принципу единства в разнообразии. Она хочет, чтобы мы поняли этот принцип единства и работали ради нашего собственного спасения. Но сегодня мы видим с одной стороны возрастание количества так называемых образованных людей и интеллектуалов, которые дробят единство на разнородность, а с другой стороны — сокращение количества благородных душ, которые видят единство в многообразии. К сожалению бхаратийцы сами не понимают, насколько свята и благородна их культура! Бхаратийский образ жизни направлен на заботу о благе каждого. Они находят удовлетворение, когда приносят счастье другим. Человеку сегодня не хватает подобной широты мышления. Он не способен осознать и ощутить свои врождённые благородные качества.
Время в высшей степени свято и драгоценно. Каждый должен проанализировать для себя, правильно ли он использует время. Время, однажды потерянное, уже не вернёшь. Будущее не в наших руках. Время — это Бог. Поэтому Веды восхваляют Бога как Калая Намах, Кала Калая Намах, Каладарпа Даманая Намах, Калатитая Намах, Каласварупая Намах, Каланиямитая Намах (Слава воплощению времени, тому, кто покорил время, тому, кто превзошёл время, и тому, кто установил время). Сахасра Сирша Пуруша Сахасракша Сахасра Пад (Бог имеет тысячи голов, глаз и ног). В ведические времена население насчитывалось тысячами, и наши предки считали, что все головы, все глаза и все ноги принадлежат Пуруше (Космическому Существу). Они освящали свои жизни подобными благородными мыслями и образцовым поведением.
Древние мудрецы и духовные искатели подчёркивали необходимость единства и кооперации между людьми. Они говорили: «Давайте двигаться вместе, давайте расти вместе, давайте вместе взращивать свои умственные способности, давайте жить в гармонии друг с другом без всяких конфликтов.» Но подобного духа единства не хватает современному обществу. В нынешние времена единства нет даже между членами одной и той же семьи. Единство — это суть человеческой жизни. Цели человеческой жизни можно достичь, только практикуя единство. Сегодня забыт подобный божественный принцип единства.
О священные души Бхарата!
До сих пор никто не смог полностью осознать ценности индийской культуры. Бхаратийцы награждены неограниченными потенциальными возможностями. Но они не осознают своей могущественной силы. Человек стремиться к счастью. Для того чтобы достичь вечного блаженства, он штудирует священные тексты, совершает паломничества и различные духовные практики, такие как подвижничество, медитация и т.д. Но ничто из этого не дарует ему блаженство. В каждом человеческом существе есть пять оболочек, а именно, Аннамайя Коша (оболочка пищи), Пранамайя (оболочка Праны), Маномайя Коша (оболочка ума), Виджнанамайя Коша (оболочка мудрости) и Анандамайя Коша (оболочка блаженства). Хотя в человеке есть оболочка блаженства, он не способен её ощутить. В нём нет ни капли блаженства. Счастье, извлекаемое человеком из мирских удобств, ограниченно. Просто глупо думать, что мирская собственность, комфорт и удобства наделят его безграничной радостью. Ничто из этого не может дать настоящего счастья. Настоящее счастье не имеет пределов. Как его достичь? Его нельзя извлечь извне. Оно исходит из сердца. Сердце — это место обитания Бога. Чтобы ощутить настоящее счастье, человек должен развивать твёрдую веру. Где вера, там и любовь. Человек может блюсти праведность, только когда в нём есть любовь. Праведность ведёт к истине, которая в свою очередь ведёт к Богу. Только Бог может даровать нам блаженство. Бог — это основа блаженства. Истина — основа Бога. Праведность — основа истины. Любовь — основа праведности. Вера — основа любви. Но человек сегодня не имеет веры в самого себя. Человек без Вишвасы (веры) всё равно что без Швасы (дыхания). Это означает, что не имеющий веры подобен живому трупу. Древние мудрецы и искатели подчёркивали необходимость веры. Но сегодня люди, потеряв глаза веры, стали слепыми. Что это за глаза человека? Один — это Шастра (священные писания), а другой — Дхарма (праведность). Но сегодня даже брамины, которым положено изучать священные писания, пренебрегают ими. «О брамины! Ведите жизнь в соответствии с учением Вед и священных писаний. О кшатрии! Будьте готовы отдать свои жизни, чтобы защитить интересы своей страны. О Ария вайшьи! Освятите своё богатство и собственность, используя их для благотворительных целей. О Шудры! Заботьтесь о сельском хозяйстве и живите счастливо.» Человек проводит свою жизнь в низменных занятиях, вместо того чтобы выполнять свой долг. В следствие этого он не способен насладиться даже долей покоя и счастья.
Благодарность — это фундаментальная добродетель человека. Люди, совершая Сурьянамаскар, восславляют солнце на различные лады. Так они славословят: Критагхнагхная Намах (слава тому, кто наказывает неблагодарных). Сияние Бога-Солнце присутствует в глазах в тонкой форме. Чандрама Манасо Джатаха Чакшо Сурьё Аджаята (луна рождена из ума, а солнце — из глаз Всевышнего). Сказано, что Бог-Солнце отбирает своё сияние из глаз неблагодарного человека. Того, кто не имеет благодарности, можно назвать слепцом. Человек всегда должен оставаться благодарным своему благодетелю, кем бы он ни был. Нужно демонстрировать благодарность, даже не заботясь о собственной жизни. Бог так помогает человеку, но тот не демонстрирует Ему никакой благодарности. Он всё время преследует эгоистические цели. Как такой глупец может называться человеком? Что такое Адхьятмика (духовность)? Это не просто созерцание Адхи Атмы (первичного Духа). Духовность заключается в разрушении животной природы и подъём до уровня Божественности. Но вместо восхождения к Божественности человек дегенерирует до животного состояния. Он забыл принцип духовности. Он просто ест сладости на праздники и проводит время в помпезности. Нужно размышлять над внутренним смыслом каждого праздника и отмечать их осмысленным образом. Человек должен иметь полную веру в то, что он не просто человеческое существо, а что в нём находится Бог. Только тогда в нём будет побеждена животная природа. Человек превратился в животное, из-за того что забыл свою человеческую природу. К какой бы вы не принадлежали стране, религии, расе, касте или полу, вы должны твёрдо держаться человечности. Не растрачивайте ваше время впустую, держа в голове эгоистические цели.
Однажды Господь Нараяна хотел, чтобы Нарада нашёл настоящего преданного, который проводит своё время священным образом. Тогда Нарада спросил у Господа, какие качества должен иметь настоящий преданный. Господь сказал: «У настоящего человека сердце чистое. Настоящий преданный — это тот, кто от чистого сердца повторяет Божественное Имя. Он может заниматься мирскими делами, но он не должен быть привязан к ним. Его ум должен быть постоянно сфокусирован на Боге. Тот глупец, кто не думает о Боге.» Тогда Нарада сказал: «Свами, я повторяю Твоё Имя от всего сердца, всё время и при любых обстоятельствах. Нет ни одного мгновения, чтобы я не вспоминал Тебя. Разве может быть более великий преданный, чем я?» Нарада стал эгоистичным из-за того чувства, что он был великим преданным. Господь Нараяна ответил: «Нарада, есть много таких преданных, как ты. Ты найдёшь их в любом доме и повсюду. Но это не истинная преданность. Когда ты наполняешь своё сердце Божественным Именем, оно должно проникнуть в твои глаза, уши, язык, руки, ноги и т.д., так же как съеденная пища переваривается в желудке, и питательные вещества распространяются по всем частям тела. Когда Божественное Имя наполнит ваше глаза, ваше зрение будет святым. Подобным же образом вы будете произносить святые слова и слушать святые вещи. Тем самым, настоящий преданный своей священной активностью сделает святыми все части своего тела.» Нараяна хотел, чтобы Нарада нашёл именно такого преданного. Нарада обошёл весь мир, но его эго мешало ему признать кого-либо более великим преданным, чем был он сам. Возвращаясь через лес, он столкнулся с человеком из дикого племени. Тот сидел под большим деревом и повторял Божественное Имя. Он держал огромный меч в своей руке. Из любопытства Нарада спросил его: «Можно ли мне узнать, кто ты?» Он ответил: «Сэр, я охотник и ревностный преданный Господа.» Нарада спросил: «Если ты преданный, почему ты держишь меч в своей руке? Кого ты собираешься убить?» Охотник ответил: «Сэр, я хочу убить четырёх человек. Первая — Драупади.» Нарада вздрогнул, услышав это. «Разве ты не знаешь, что Драупади непрерывно повторяет Имя Господа Кришны? Довольный её преданностью и самоотдачей, Кришна пришёл на её спасение и защитил её честь, когда с неё срывали одежды в королевском дворе Кауравов. Почему ты хочешь убить такую великую преданную?» Охотник ответил: «Нет сомнений, она преданная. Но она взывала к Кришне, когда Он обедал. Немедленно мой Господь отставил Свою еду и бросился на её спасение. Я хочу убить её за то, что она виновата, что мой Господь в тот день остался без обеда.» Кто второй человек, которого ты собираешься убить?» — продолжал спрашивать Нарада. Охотник ответил: «Мой Господь не мог толком пообедать и отдохнуть из-за Прахлады, который повторял Его Имя постоянно, в любое время и снова и снова искал Его помощи. Он молился Господу о помощи, когда его топтали слоны. Господь, для того чтобы защитить его, взял на себя боль того, что его топтали слоны. Я хочу убить его, потому что он причили моему Господу страдания. Третий человек — это Мира. Всё время она повторяет Имя Гиридхари. В результате все побои, которые причиняла ей её свекровь, должен был взять на себя Сам Господь. Поэтому она тоже должна быть убита.» Нарада спросил: «А кто четвёртый?» — «Есть один человек по имени Нарада, который носит Танпуру и всё время повторяет Имя Нараяны. У него всего лишь Свартха Бхакти (преданность, предназначенная для эгоистических целей), а не Парартха Према Бхакти (преданность, наполненная чистой любовью к Богу). Поэтому он тоже должен быть убит.» Нарада испугался и не захотел больше продолжать с ним беседу. Он осознал, что в его затруднении было виновато эго. Он сразу же отправился к Господу Нараяне, дал подробный отчёт о своей встрече с охотником и сказал: «Свами, согласно его словам даже те, кто повторяют Твоё Имя постоянно, являются злодеями.» Господь Нараяна сказал: «Нарада, ты ошибаешься. Этот случай только отражает горячую любовь, которую охотник имеет ко Мне. Тот настоящий преданный, кто считает счастье Господа своим собственным. Он всегда стремиться доставить Господу счастье и не хочет причинять Ему никаких неудобств, ни физически, ни ментально. Настоящий преданный только тот, кто приносит Господу счастье.» Этот случай открыл Нараде глаза. Он сказал: «Свами, я понял, что Ты просто разыграл этот спектакль, чтобы раздавить моё эго.» Культура Бхарата учит многим подобным священным историям, для того чтобы передать послание Господа человечеству.
Не нужно во имя преданности доставлять Богу неудобства. Если доставите Богу неприятности, это отразится на вас самих. Счастье Бога — это ваше счастье и наоборот. Вы должны понять их единство. «Я и Бог — одно.» Развивайте подобный дух единства. Людей заботит только их собственное счастье, а не счастье Бога. Бог — воплощение любви. Подобная божественная любовь присутствует во всех. Вы должны следить, чтобы ваша любовь была всегда чистая, и делиться ею с каждым. Именно этого Бог ожидает от вас.
С древнейших времён бхаратийцы делились своей священной культурой с остальным миром. Они никогда не считали Бога отдельным существом. Они верили в ведическое утверждение: Сахасра Сирша Пуруша Сахасракша Сахасра Пад (Бог имеет тысячи голов, глаз и ног). Это не означает некого существа с тысячью головами. Это только значит, что все головы принадлежат Ему. Бог присутствует в каждом. Он обитает в каждом сердце. Поэтому не ограничивайте Бога только Мандиром, мечетью или церковью. Бог там, где человек. Дайвам Мануша Рупена (Бог принимает форму человека). Вы занимаетесь критикованием других из-за того, что не понимаете этого. Кого вы критикуете? Кому вы поклоняетесь? Бог присутствует в каждом. Поэтому, когда вы критикуете других, это всё равно что критиковать самого себя. Когда вы любите других, вы любите самого себя. Никогда не критикуйте других. Сарва Джива Намаскарам Кешавам Пратигаччати (кого бы вы не приветствовали, это достигает Бога) и Сарва Джива Тираскарам Кешавам Пратигаччати (кого бы вы не критиковали, это достаётся Богу).
Воплощения Любви!
Сегодня Угади, начало Нового года. С древнейших времён человек отмечает Угади, но тем не менее он всё ещё не отказался от плохих качеств. Настоящий Угади — это день, когда человек отказывается от плохих привычек, наполняет своё сердце любовью и вступает на путь жертвования. Не ограничивайте празднование Угади только тем, что вы одеваете новое и едите угощения. Сегодня человек одевает новое платье, но до каких пор оно будет оставаться новым? Завтра оно будет уже старым. Никто не читает одну и ту же газету каждый день. Сегоднешняя газета — это завтрашняя макулатура. Наша жизнь подобна газете. Когда вы уже прочитали её, вы не станете читать её снова и снова. Вам было дано это рождение, которое подобно газете, и вы прошли через различные трудности и наслаждения. Этого довольно. Не просите ещё одну газету, т.е. другое воплощение. Вы должны молиться: «О Бог! Ты дал мне это «газету», и я приобрёл различный опыт в этой жизни. Я не хочу другого воплощения.»
Ади Шанкара сказал:
«Пунарапи Джананам Пунарапи Маранам
Пунарапи Джанани Джатаре Саянам
Иха Самсаре Баху Дустаре
Крипая Паре Пахи Мураре»
(О Господь! Я захвачен в этот цикл рождений и смертей и снова и снова переживаю боль от пребывания в лоне матери. Очень трудно пересечь этот океан Самсары. Пожалуйста перенеси меня через этот океан и даруй мне освобождение.) Шанкара был великим учёным и обладал обширными знаниями во всех формах знания. Тем не менее он пропагандировал путь преданности. Однажды, когда он шёл к реке Ганге со своим учеником, он заметил человека, сидящего под деревом и пытающегося выучить наизусть грамматическое правило Панини. Он всё время повторял «Дукрун Каране». Шанкара, который в то время был очень молод, пожалел его. Он подошёл к нему и сказал:
«Бхаджа Говиндам, Бхаджа Говиндам Говиндам Бхаджа Муда Матхе
Сампраптхе Саннихитхе Кале Нахи Нахи Ракшати Дукрун Каране»
(О глупец! Повторяй имя Говинды, правило грамматики Панини не придёт к тебе на помощь, когда приблизится конец.)
Шанкара был автором многих ведантических текстов, но в конечном итоге он тоже выбрал путь преданности. Намасмарана (повторение Имени Бога) — самый лёгкий путь освобождения. Таково было его учение. Даже сегодня много людей, совершающих Намасмарану, но они не чувствуют её сути. Какой смысл рождаться снова и снова? В этом мире происходят многие вещи. Человек выполняет различные задачи и получает разнообразный опыт. Но какой от всего этого прок? Он не может насладиться вечным блаженством. Ни богатством, ни действиями, ни изучением священных текстов, ни Даршаном, Спаршаном и Самбхаршаном (лицезрением, прикосновением и беседой) благородных душ человек не сможет достичь вечного блаженства. Он может визуализировать манифестацию Бога и испытать блаженство, только когда он очистит своё сердце. Любите всех. Имейте веру, что Бог присутствует во всех. Сделайте счастливым каждого. Для вас невозможно достичь счастья, не сделав счастливыми других.
В этот день Угади примите твёрдое решение очистить своё сердце. Прошлое прошло. Его невозможно вернуть. Когда вы идёте по улице, вам нужно смотреть на дорогу перед собой. Какой смысл смотреть назад? Точно так же нет смысла копаться в прошлом. Будущее не определенно. Какова гарантия, что вы будете живы завтра? Поэтому не переживайте о будущем. Живите в настоящем. Это не ординарное настоящее. Оно вездесущее настоящее в том смысле, что в нём содержатся результаты прошлого, точно так же как будущее. Поэтому, когда вы должным образом используете настоящее, вы можете быть совершенно уверенны, что вам не нужно беспокоиться о будущем.
Воплощения Любви!
Сегодня Угади, Новый год жителей Андры. На завтра пришёлся Тамильский Новый год, а также Вишу, Новый год кералинцев. Таким образов в году очень много различных праздников. Вы должны отмечать их, понимая и ощущая их внутренний смысл. Прямо с этого момента начните новую жизнь, отказавшись от плохих мыслей и плохих качеств и очищая своё сердце. Только тогда ваша жизнь будет в блаженстве. Нет смысла читать священные тексты или посещать святых людей, пока вы в первую очередь не очистите своё сердце. Пусть ваши мысли, слова и дела будут полны блаженства. В этом истинная цель празднования Угади.
Завтра Новый год тамильцев. Из-за этого многие из них приехали из Мадраса (Ченнаи) и других мест штата Тамил Наду. Мадрас — не новый город, издавна он был важным центром бхаратийцев. Позднее из-за политических соображений были сформированы различные штаты. Но у Меня нет различий. «Все одинаковы, чти одинаково всех.» Это Мой идеал. В настоящее время люди Мадраса испытывают нехватку питьевой воды. Богатые могут купить воду и утолить свою жажду. Но как насчёт бедных? Они пьют нечистую воду и портят тем самым своё здоровье. Поэтому Я решил обеспечить их чистой питьевой водой, чтобы они могли иметь cчастливую и здоровую жизнь и развивали её для будущих поколений. В этой связи Чакравартхи (секретарь Центрального треста), Шринивасан из Мадраса (Президент Всеиндийской организации Сатья Саи) и Индулал Шах из Бомбея (Председатель Международного Совета Сатья Саи) обратились во Всемирный Банк и объяснили им о бескорыстности служения, которое мы оказываем. Они сказали управителям Всемирного Банка, что наша деятельность полностью ориентированна только на служение, и мы ничего не ожидаем в ответ. Они просто повторяли как попугаи то, что им велел сказать Свами. Люди Всемирного Банка были очень впечатлены. Они сказали, что никогда не слышали и не видели, чтобы благотворительная организация где бы то ни было в мире проводила столь грандиозное служение. Они были счастливы, что Сатья Саи Баба обеспечивает питьевой водой столь отдалённые места, как Мадрас. Они согласились нести затраты по этому проекту. В этот священный день Угади мы получили их послание в 7 часов утра, перед тем как Я вышел, чтобы дать Даршан. Если чувства святы, результаты обязательно будут святы. Они сказали нам: «Вам не нужно беспокоиться о фондах, и вам не нужно приезжать к нам снова. Мы готовы выдать любые суммы, чтобы покрыть расходы.» Они пошли навстречу со своей помощью.
Когда вы выполняете любую задачу со святым сердцем, вы обязательно обретёте успех. Я — живое тому доказательство. Всё, что Я делаю, — это во благо человечества. Многие не пытаются этого понять. Некоторые думают, что это сделано с некоторыми ожиданиями. Но Я ничего ни от кого не ожидаю, равно как не получаю никакую от этого выгоду. Я получаю только одну выгоду, т.е. Я счастлив, когда каждый счастлив. Если вы претендуете на то, что вы преданные Саи, вы должны строго придерживаться пути Саи и всех делать счастливыми. Когда вы следуете по Моим стопам, вы обязательно достигните священных результатов и добьетесь хорошей репутации. Будучи преданными Саи, вы должны отказаться от эгоизма и посвятить свою жизнь благу общества. Наполните свою жизнь любовью. Прекратите критиковать других. Проявляйте своё уважение даже по отношению к тем, кто ненавидит вас. Ненависть — низменное качество. Она уничтожит вас. Поэтому не допускайте ненависти. Взращивайте любовь. Помогайте бедным и нуждающимся насколько можете. Помогайте всегда, не вредите никогда. Мудрец Вьяса выразил суть восемнадцати Пуран в двух предложениях: Паропакара Пуньяя, Папая Парапиданам (служением человек обретает заслугу; причиняя вред другим, он совершает грех). Когда вы помогаете другим, вы получите помощи в десять раз больше. Если вы причиняете вред другим, то вам причинят в десять раз больше вреда. Держите это в своей голове. В этот священный день наполните свои сердца любовью и занимайтесь священной деятельностью.
Бхагаван завершил Своё Выступление Бхаджаном «Према Мудхита Манасе Кахо…»
Поделитесь с друзьями