Божественная беседа Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Праздник Шиваратри, 12.03.2002
Бог — основа вселенной. Истина — сущность Бога. Добродетелью благородных душ является истина. Подобные благородные души поистине Божественны.
(Санскритская Шлока)
Воплощения Любви!
Наши древние народы шли многими путями, исследуя природу божественности, но не обрели успеха в осознании истины. Поэтому они начали поклоняться Пракрити (природе). Бхаратийцы прибегли к Мурти Арадхана (поклонению божественным образам). Каждое живое существо, получившее рождение в этой вселенной, имеет форму (Мурти). Божественные образы нейтральны по своей природе и не обладают качествами сострадания, любви, терпимости и т.д. Именно по этой причине некоторые люди выступают против поклонения божественным образам. Это невежественно. Вы используете свой указательный палец, чтобы указать на какой-нибудь особенный предмет, скажем, цветок или стакан. Подобным же образом Божественный образ указывает на Божественность. Когда вы осознаете божественность, вам уже не нужны указатели, такие как Божественный образ. В таком случае разве не глупо выступать против поклонения Божественным образам? Разве вы не поклоняетесь фотографиям своих родителей, дедушек и бабушек? Имеют ли эти фотографии в себе жизнь? Нет, точно так же в них нет качеств сострадания, любви, жертвенности и т.д. Тогда какой смысл им поклоняться? Но именно эти фотографии напоминают нам об их добродетелях и идеалах. Возьмите к примеру сторупиевую банкноту размером 6 на 4 дюйма. В этой банкноте нет ни жизни, ни добродетелей, таких как любовь, сострадание и т.д. Тем не менее люди любят её и хотели бы ею владеть. Разве кто-нибудь в этом мире не любит деньги? Деньги любят все независимо от страны проживания и религии. Есть бесчисленные примеры, когда ради денег люди отдавали свою жизнь. Деньги имеют ценность из-за того, что на них стоит печать правительства. Точно также мы уважаем государственный флаг за те ценности, которые он олицетворяет, хотя это просто безжизненный кусок ткани. Если считать глупым поклонение Божественным образам, то точно также следует относиться к уважению флага и любви к деньгам, которые тоже безжизненны. Верования человека основываются на его пристрастиях и предубеждениях.
Исавасья Идам Джагат (весь мир проникнут Богом). Каждое существо — воплощение Ишвары. Также сказано: Ишвара Сарвабхутанам (Бог — Обитатель всех существ). Он присутствует во всех существах в форме Сознания. Ишвара — владелец шести форм богатств: Дхармы (праведности), Аишварьи (богатства), Яшас (славы), Шакти (силы), Джнаны (мудрости) и Вайрагьи (непривязанности). У Ишвары есть другое имя — Шан(м)кара. ‘Шам’ относится к Чиданандам (вечному блаженству) и Атманандам (блаженству Духа). ‘Кара’ означает того, кто наделяет. Поэтому Шанкара — тот, кто дарует вечное блаженство. Каждое слово имеет глубокий внутренний смысл. Возьмите к примеру имя Сатья Саи. Сатья символизирует Риг Веду. ‘Са’, ‘Аа’ и ‘Йа’ означают Сама Веду, Атарвана Веду и Яджур Веду соответственно. Следовательно, Сатья Саи — само олицетворение четырёх Вед. В чём смысл термина «Линга»? Это символ божественности, поскольку он не имеет ни начала, ни конца. Божественность неотъемлемо присутствует в сердце (Хридая) каждого человека. Хридая означает то, что пронизано состраданием. Поэтому Божественность — воплощение сострадания.
Сегодня люди неспособны понять принцип Божественности. Хотя виды поклонения варьируются, они все направлены к различным формам одного и того же Бога. Вы можете называть Его Рама, Кришна, Ишвара и т.д. Все — одно и то же. Они обращаются к одному и тому же Богу. Каждый человек поклоняется определённой форме в зависимости от своего влечения. Некоторые люди поклоняются Раме, поскольку их привлекает Имя и Образ Рамы. Сказано: Рамаяте Ити Рама (Рама — тот, кто пленяет сердца всех и каждого).
Сегодня Шиваратри, означающее благоприятную ночь. Шива символизирует процесс дыхания Сохам, который имеет место в каждом человеке. Это называется Хамса Гаятри. ‘(А)Хам’ означает ‘Я’, а ‘Со’ означает ‘Тот’ (Бог). Послание ‘Я — Бог’ передаётся через дыхательный процесс 21600 раз в день. Подобное учение передается и практикуется с древнейших времён.
Палец указывает на цветок. Подобным же образом божественный образ указывает на Бога. Поэтому поклонение божественным образам нельзя считать глупым. Никогда не пренебрегайте божественными образами из-за того, что они безжизненны. Даже в неодушевленных предметах есть Чайтанья (сознание). Анораниян Махато Махиян (Брахман меньше наименьшего и огромнее наигромаднейшего). Чайтанья присутствует во всём от наименьшего до наибольшего. С вашей точки зрения объект может казаться неодушевлённым, но с ведической всё является Чайтаньей. Глупо игнорировать существование Чайтаньи. Кто-то может спросить, если Чайтанья — всепроникающая сила, то почему она невидима невооружённым глазом? Вы все хорошо знаете, что масло есть в каждой капле молока. Можете ли вы отрицать его существование только на основании того, что оно невидимо невооружённым глазом? Процесс получения масла включает отделение сметаны и взбивание её. Человек неспособен воспринять принцип Чайтанья из-за двух дефектов:
1. Он пренебрегает своими многочисленными ошибками
2. Он преувеличивает малейшие ошибки других.
Человек сможет достичь божественности, только когда прекратит скрывать свои ошибки и преувеличивать недостатки других. Искать пороки у других — большой грех. Вместо этого посмотрите на свои собственные. Считайте величайшим промахом малейший свой недостаток и пытайтесь его исправить. Не обращайте внимания на недостатки в других, какими бы большими они не были. Не критикуйте других, вместо этого критикуйте и вопрошайте самого себя: «Так ли я себя должен вести, будучи рождённым человеком?» Настоящая духовная практика заключается в обнаружении своих собственных ошибок и исправлении их, в отказе от пороков и выработке благородных черт характера. Это и есть ‘Са’ ‘Дхана’ (духовная практика). ‘Са’ символизирует божественность — воплощение всех форм богатства (Дхана). Сегодня растёт число людей, ищущих недостатки в других. Это является причиной беспорядков в обществе. Все те, кто стремятся жить в мире, должны выкорчёвывать все свои недостатки. Только тогда вы сможете реализовать Шивататву (Божественность).
Человек становится жертвой гнева. Кто страдает от этого гнева? Не другие, а он сам. Сказано: «Гнев — это враг человека, покой — его щит, сострадание — настоящий родственник, счастье поддерживает небеса, а несчастье — ад.» (на телугу в стихотворной форме).
Поэтому старайтесь контролировать свой гнев. Не считайте себя лучше других.
Где Бог? Он присутствует в каждом человеке и в каждом живом существе. Вот почему сказано:Ишвара Сарва Бхутанам (Бог — Обитатель всех существ). Дайвам Мануша Рупена (Бог принимает форму человека). Считая всех божественными, вы не станете заниматься критицизмом. Бог судит человека по его чувствам, а не по его действиям. Бог это Бхаваприя, а не Бахьяприя. Поэтому старайтесь повернуть своё видение внутрь. Пашьяти Ити Пашуху (Тот, кто руководствуется только внешним зрением, подобен животному). Зрение настоящего человека направлено внутрь. Животное тут же мчится вперёд, как только увидит зелёную лужайку, не взвешивая все за и против. Но человек обязан использовать свою силу различения и вести себя соответственно. Человек всегда должен осознавать свои обязанности. Иначе ему придётся понести тяжёлую расплату. Если задерживается прибытие автобуса или самолёта, пассажиры начинают ругать всех ответственных за опоздание. Это из-за того, что чьи-то обязанности не выполнялись добросовестно. Подобным же образом, человек становится объектом критики, если он не выполняет должным образом свои обязанности.
Человек не может называться человеком, если он не следует человеческим ценностям: Сатье, Дхарме, Шанти, Преме и Ахимсе. Они подобны пяти жизненным дыханиям человека. Их отсутствие подобно смерти при жизни. Каждый сам ответственен за своё падение. Не придерживаясь этих человеческих ценностей, человек убивает себя.
Воплощения Любви!
Любовь — величайшее благо. Развивайте любовь и всегда говорите Правду. Правда может звучать горько, в то время как людям гораздо приятнее ложь. Люди не радуются молоку, которое приносят к порогу их дома, тогда как они готовы преодолеть мили, чтобы приобрести бутылку спиртного. Ложь сегодня на повестке дня. Ложь может понравиться другим, но не вашей совести. Старайтесь удовлетворить свою совесть, прежде чем ублажать других. Следуйте пути Истины при любых обстоятельствах. Соблюдайте молчание, если произнесение Истины может привести к какой-либо опасности. Один отшельник был глубоко погружён в созерцание Бога. Он поклялся всегда говорить Истину. Господь Ишвара решил его проверить. Он превратился в охотника и начал преследовать оленя, который от страха спрятался в кустах недалеко от отшельника. Тот это заметил. Когда охотник спросил у отшельника, где находится олень, отшельник встал перед дилеммой. Он не мог притвориться и сказать, что не видел оленя, потому что это было бы ложью. В то же время он не мог сказать, где находится олень, иначе охотник убил бы его. В таком случае он стал бы соучастником преступления. Он стал пылко молиться Господу Ишваре о принятии правильного решения. По милости Бога в его голове промелькнула блестящая идея. Бог всегда с вами, в вас, вокруг вас, над вами, руководя вами и защищая вас. Зачем бояться, если Он рядом? Отшельник ответил: «О охотник, то, что видит, не способно говорить; то, что говорит, не способно видеть.» Подобным тактичным ответом отшельник не только защитил свою приверженность Истине, но также защитил жизнь оленя. Тогда Господь Ишвара появился перед ним в Своём истинном облике и заявил: «Такой Юкти (такт), защищающий твои интересы, а также интересы других, есть истинная Йога». Поэтому сказано, что Истина — жизнь языка. Праведность — жизнь рук. Ненасилие — жизнь сердца. Шиваратри отмечается, чтобы учить человека значению этих ценностей.
Шива также означает смирение. Человек, обладающий смирением, — Шивам (благо). С другой стороны человек с эго — просто Шавам (труп).
Постоянными молитвами человек может превозмочь любую трудную ситуацию. Вы должны развивать благородные мысли и помогать нуждающимся. Никому не приносите вреда. Вред, причинённый вами, вернётся к вам бумерангом. Критицизм и обвинения — мирские черты, они негативны по своей природе. Развивайте положительные наклонности. Какой смысл от всего вашего образования, если вы не можете отказаться от своих пороков?
«Несмотря на своё образование и интеллектуальность, глупец не знает своего истинного «Я», а посредственность не откажется от своих порочных качеств. Современное образование ведёт только к бесполезным спорам, а не к полной мудрости. Какой смысл в получении мирского образования, если оно не может привести вас к бессмертию? Обретите знание, которое сделает вас бессмертным». (на телугу в стихах)
Паропакара Пуньяя, Папая Парапиданам (приобретешь заслугу, помогая, совершишь грех, обижая). Помогай всегда, не вреди никогда. Это суть восемнадцати Пуран. Не переживай, если придётся страдать, но никогда не причиняй страданий другим. Тогда Бог позаботится о тебе.
Ваше поведение должно соответствовать человеческому рождению. Нити (нравственность) и Ниджаяти (честность) — жизненные принципы Манава Джати (человеческой расы). Развивайте нравственность и ведите честную жизнь. Только тогда вы сможете достичь Ишваратвы.
Осознать единство в разнообразии — основное учение культуры Бхарата. Но сегодня человек из-за своей узколобости раздробляет единое на части.
Воплощения Божественной Атмы!
Никогда не уступайте места чувствам ‘Я’ и ‘моё’. Сначала познайте самого себя. Спрашивайте себя: «Кто Я?» Когда вы узнаете, кто вы на самом деле, вы осознаете единство сущего. Когда вы осознаете, что вы — воплощение Атмы, вы узнаете, что другие тоже воплощения Атмы. Хотя в повседневной жизни трудно познать это равенство из-за профессиональных различий.
Что такое Адхьятмикам (духовность)? Настоящую духовность образует очищение от животных качеств и подъём до уровня Божественности. Адхьятмика относится к Адхи (вечному) и Атме. Следовательно, настоящая Адхьятмикам — это то, что относится к вечной Атме. Осознание, что Я и вы — одно, является настоящей духовностью.
Когда Дхармараджа преподнёс Кришне Агратамбулам (главное подношение), злобный Шишупала посчитал, что Кришна не заслуживает его. Он бесконечно оскорблял Кришну и говорил: «Ты думаешь, что заслуживаешь это подношение, похитив сари купающихся гопик, или Ты думаешь, что заслуживаешь его, развлекаясь с гопиками? Прекрати это самовозвеличение и замолчи!» (на телугу в стихах)
Кришна с улыбкой ответил: «Да, ты прав, правдиво говоришь».
Дхармараджа был глубоко задет и, упав к Стопам Кришны, сказал: «О Господь! Как Ты ещё продолжаешь улыбаться после подобной брани? Ты можешь улыбаться, но я проливаю слёзы горя». Тогда Кришна ответил: «Дхармараджа, хвала и хула относятся к телу, а не к Атме. Зачем огорчаться, когда ругают, и ликовать, когда хвалят? Поистине мы должны критиковать наше собственное тело, потому что оно впускает различные болезни и заставляет нас страдать. Пойми, что когда кто-то критикует твоё тело, он оказывает тебе любезность». Дхармараджа был безмерно удовлетворён ответом Кришны и сказал: «Люди страдают от невежества, оттого что им не хватает таких учителей».
Как насчёт Дурьёдханы? Он не был невеждой. Но, несмотря на своё знание всего (правильного и неправильного), он выбрал путь невежества. Он попросил Дхармараджу помалкивать.
Что такое молчание? Человек не должен говорить плохое о других. Моунатх Калахам Насти (спор не возникнет из молчания). Приветствуйте тех, кто обижает вас. Не отвечайте обидой на обиду. Как вы можете превзойти противника, если будете действовать так же, как он? Говоря о неправильном поведении других, будете ли вы правы, поступая так же? Никогда так не поступайте. Пусть наносящие оскорбления продолжают своё оскорбительное поведение. Вы не должны реагировать. Желайте блага всем. Наша ежедневная молитва: «Лока Самаста Сукхино Бхаванту» (Пусть люди всего мира будут счастливы!) Когда все счастливы, вы тоже входите в их число. Мы молимся за благосостояние, богатство и здоровье всех. Никогда не желайте зла кому-либо. В этом мире нет места ненависти. Все — друзья. Поступая подобным образом, желая блага всем, молясь за их процветание, вы станете идеалом для всего мира. Вы рождены в этом мире только для этого идеала. Это — цель создания каждого индивидуума. Вот почему Бог сотворил вас. И для этого вы наделены способностью любить. Поступайте в согласии со своей совестью. Посвящайте Богу каждое своё действие.
«О Господь! То сердце, которое Ты мне даровал, все свои действия я подношу обратно Тебе. Чем ещё я могу поклониться Твоим стопам? Пожалуйста, прими это с моим смиренным приветствием».(на телугу в стихотворной форме)
«Ценный дар, которым Ты меня наделил, — любовь. Делиться этой любовью с другими — мой долг. Это знак моего понимания Твоего дара». Того, кто полон гнева, ненависти и зависти, будут сторониться все окружающие, включая его жену и детей. Следовательно, вы должны избегать этих порочных проявлений. Когда вы осознаете принцип любви, все порочные качества оставят вас сами по себе. Человечность это Божественность по своей сути. Когда ребёнок рождается, он чист от природы, но, вырастая, он больше и больше накапливает плохие качества. Дурные склонности — дело ваших собственных рук. Они в конечном итоге уничтожат саму вашу человечность. Не разрушайте вашу человеческую природу. Как свята, как благородна, как смиренна и как ценна человечность! Столь благородная человечность преднамеренно уничтожается вами. Никогда не причиняйте зла другим ради своих эгоистичных и алчных желаний. Будьте счастливы при виде счастья других. Только тогда вы поймёте человечность. Будучи рождённым человеком, не становитесь низменным. Жестокость — качество животных. Обижая других, вы теряете свою человечность и становитесь зверем. Угрожая другим, вы становитесь диким зверем. Боясь кого-либо, вы становитесь добычей зверя. Вы не преследующий зверь и не добыча. Вы — человек. Никогда не обижайте других; вырабатывайте в себе состояние счастья. Тогда вы будете вдвойне счастливы. Господь всё время говорит: «Тхатхасту, Тхатхасту!» (Пусть будет так!) Как вы пожелаете, так и случится. Если ваши намерения дурные, то случится зло. Если вы всегда наполнены добрыми устремлениями, они равно благословлены Богом. Последствия проявятся в ответных действиях. Может быть не сразу, но непременно рано или поздно. Поэтому мы должны жить, не причиняя вреда и не страдая от других, что приведет к жизни полной блаженства. Используйте образование в хороших целях. Оказывайте уважение и получите уважение. В этом заключается настоящая человечность. Любите и будьте любимыми в ответ. Ваше образование предназначено для развития подобных добродетелей.
Студенты изучают те или иные ограниченные предметы. Какая польза от этой специализации? Все подобные академические дисциплины по сути негативны. Есть поговорка на телугу, что прачка лучше учёного. Когда прачка забирает бельё из вашего дома, вы подробно записываете, сколько и какого вида бельё отдано, если ничего не было под рукой, то просто делаете отметку на стене. Но прачке не нужны никакие такие приспособления, он всё держит у себя в голове и вернёт бельё в ваш дом, постиранное и отглаженное. Где он этому научился? Это не единственное, чему мы должны научиться. Вы должны учиться позитивным вещам. Ваше образование должно приносить пользу всему обществу. Вы станете чистыми, только принося пользу другим.
Наши древние поклонялись природе. Именно Природа даёт нам пищу, одежду и кров. И не только это, она также даёт нам драгоценные металлы, такие как золото и серебро. Что плохого в поклонении Природе? Все виды поклонения, которым следовали наши предки, были в высшей степени святы. Должны были почитаться Бхумата (Мать Земля), Гомата (корова), Ведамата (Веды) и Дехамата (физическая мать). Из-за того, что люди перестали поклоняться Богу, мы видим хаос во всем мире. Люди погружены в отчаяние из-за того, что они потеряли веру в самих себя. Какой прок в жизни без уверенности в себе? Только поклонение Богу может защитить нацию. Страна будет благословлена изобилием и процветанием, и люди будут вести счастливую жизнь, когда они начнут думать о Боге. Мы повторяем Мантру Шанти три раза в своих повседневных молитвах. Что это означает? Мы должны достичь мира на трёх уровнях: физическом, ментальном и духовном. Во внешнем мире нет покоя; повсюду только раздробленность. Мир на самом деле внутри вас. Делайте усилия, чтобы проявить ваш внутренний покой.
Воплощения Любви!
Проведите всю ночь в воспевании святого Имени и распространяйте эту духовную энергию по всему миру. Кто такой Ишвара? Он всеохватывающий. Принцип Ишвары является всепроникающим, так же как ветер дует свободно повсюду. Делитесь своей любовью со всеми и пропагандируйте Божественное Имя всему миру.
Бхагаван закончил Свою Божественную Беседу Бхаджаном «Хари Бхаджана Бина Сукха Шанти Нахи…«
Поделитесь с друзьями