Выявление — это настоящее образование

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Первая конференция образовательных учреждений Шри Сатья Саи, 20.11.2001

Никакого вреда никогда не будет причинено человеку, чьё сердце полно сострадания, чьи слова украшены Истиной и чьё тело посвящено благу других.
(поэма на телугу)

Прежде всего мы должны изучить пять принципиальных аспектов образования, или Панчатантру.

Они заключаются в следующем:

1. Что такое образование?
2. Какого рода образование мы должны получать?
3. В чём заключается главная цель образования?
4. В чём заключается уникальность образования?
5. Что мы получаем от современного образования?

Только прояснив внутренний смысл этих «Панчатантрас», мы сможем понять, что такое настоящее образование. Что такое образование? Оно бывает двух типов: первый тип — это накопление фактов и знаний о внешнем мире и передача этого знания учащимся. Второй тип — это выявление ('educare'). Выявление подразумевает глубокое понимание знания, происходящего изнутри, и передачи его учащимся. Но сегодняшнее образование даёт студентам знание исключительно о внешнем мире. Только культура, или процесс очищения, может сформировать хорошую личность, а не этот тип образования. Поэтому важны оба: и образование, и культура. Сегодняшнее образование лишено культуры и подобно фальшивой манете. Даже нищий не примет этой фальшивой монеты. Как тогда искушённые и образованные люди примут такое образование? Следовательно, чтобы принести всем удовлетворение, мы должны развивать выявление. Образование без очищения подобно тёмной комнате. Только летучие мыши могут жить в тёмной комнате; такие комнаты грязны. Таким образом, от получения такого образования наши сердца становятся тёмными комнатами, и много животных качеств находят в них для себя путь. Образование без культуры подобно воздушному змею, нить которого оборвалась. Никто не знает, где он упадёт и какой вред будет причинён остальным. Следовательно, подобное образование никому не может принести пользы.

Образование будет сиять как истинное образование, только если оно будет гармонично сочетаться с культурой. Что такое культура? Культура — это культивация различения между добром и злом, добродетелью и грехом, истиной и неистиной, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Это также удаление дурных мыслей, чувств и качеств человека и взращивание хороших мыслей, чувств и качеств. Не только это, культура прививает широту мышления, избавляя человека от узости мышления. Этим утром была исполнена песня: «Я и ты — одно!» Гораздо лучше сказать: «Все — одно!» Небесный голос сказал Иисусу: «Все — одно, мой дражайший сын, будь одинаков ко всем!»Образование развивает подобную широту мышления. Нынешнее образование включает в себя только книжное знание. Оно является всего лишь поверхностным знанием и меняется каждое мгновение. Поэтому мы должны добавить «выявление» к этому образованию. Выявление — это практическое знание. Между поверхностным знанием и практическим знанием находятся несколько ступеней. От поверхностного знания мы должны проследовать к общему знанию. После анализа этого общего знания нужно обрести знание различения и понять разницу между добром и злом. От знания различения мы наконец проследуем к практическому знанию. Это практическое знание неизменно. Настоящее и вечное образование никогда не изменится, если сердце наполнено состраданием; оно становится святым и стремится к благу всех и каждого. Образованный человек не должен иметь плохих качеств и не должен заниматься плохими делами. Сегодняшнее образование передаёт только книжное знание, от которого человек просто деградирует. Долго ли протянется такое образование? Оно длится, пока мы держим его в уме. Невозможно воплотить книжное знание на практике. Мы набиваем наши головы книжным знанием, идём в экзаменационные залы, исписываем им свои экзаменационные листы и возвращаемся домой с опустошёнными головами! На самом то деле головы всё время оставались пустыми.

Чтобы приобрести знание различения, необходимо сначала общее знание, которое состоит из самого обычного умения и сообразительности. Знание различение содержит в себе также здравый смысл. Оба необходимы для жизни в этом мире.

Студенты и учителя!

Что нам нужно сегодня, так это не книжное знание, хотя оно и требуется нам до определённого предела, чтобы справляться с жизнью в этом мире. Но Атмическое знание — это самое необходимое для нас. Духовное образование — самое высшее образование, как говорит Бхагавадгита. Оно начинается со знания различения, которое подобно никогда не высыхающей реке. В такой реке количество воды может варьироваться от сезона к сезону, но не качество. Следовательно, студенты должны понять, что качество образования гораздо важнее, чем количество. Не дипломы важны, а знание, полученное от образования. В чём смыслё образования? Это не просто аккумуляция знания. «Образование — это не просто знание, оно включает так же и действие.» Образование, проистекающее изнутри, имеет прочную основу и является перманентным. Оно называется Сатьям. На ступень выше Сатьм находится Ритам, как это провозглашено в Ведах. То, что мы называем истиной в нашей повседневной жизни, является не более чем фактом.

Люди ошибочно принимают книжное знание за настоящее образование. Никто сегодня не заботится о цели образования. Образование — для жизни, а не проживания. Сегодняшнее образование предназначено просто для зарабатывания средств к существованию. Если целью является просто проживание, то как тогда птицы и звери могут прожить без всякого образования? Даже комары и муравьи преспокойно живут без всякого образования. Разве образование предназначено только для добывания хлеба насущного? В чём тогда суть образования? Суть образования в концентрации ума, а не в коллекционировании фактов. Простое накопление фактов не может послужить никакой цели. К примеру, прачка в деревне идёт по домам и собирает бельё для стирки. В каждом доме отмечают в записной книжке, какое количество белья отдано в стирку. Но прачка не ведёт никакого счёта. Просто бельё возвращается вечером постиранное в каждый дом своё. Это общее знание. Образование не нужно для приобретения такого общего знания. Им владеет даже прачка. Многим образованным людям не хватает сообразительности, которое есть даже у прачки. Общее знание нельзя приобрести просто при помощи учёбы. Его изучают по книге жизни.

Чем должно оканчиваться образование? Люди отвечают на этот вопрос, что образованию нет конца. Определённо нет конца тому, что мы узнаём из книжек. Концом образования является характер. Образование без характера бесполезно. Раньше в Гурукулах мудрецы повсюду водили за собой своих студентов и обучали их без какого-либо расписания. Это образование было непрерывным процессом обучения. Но сегодня образование в школах и колледжах идёт строго по расписанию. Поэтому образование стало лимитированным. Но настоящее образование, которое формирует характер, не имеет лимитов. Наше образование будет законченным, когда мы узнаем о том, что «вне пределов».

Наш характер отражается в наших словах, поведении и манерах в нашей повседневной жизни. Поэтому мы должны разговаривать вежливо и не должны обижать других нашими грубыми словами. Это правда, что мы не всегда можем быть признательны, но мы можем говорить признательно. При приготовлении пищи женщины выбирают соответствующую кастрюлю согласно количества риса, которое нужно сварить. Нет смысла выбирать большую кастрюлю, чтобы сварить малое количество риса. Различение необходимо, чтобы выбрать кастрюлю и интенсивность пламени, необходимого для варки. Подобным же образом, различение нужно использовать, для того чтобы обогатить наш характер. Когда почтенные гости посещают дом, даже если нечего предложить им поесть, нужно по меньшей мере пригласить их войти, сказать им любезные слова и осчастливить их своим отношением. Если наоборот кто-нибудь скажет: «Зачем пожаловали?» — это не хорошо. Даже если отец дома, им говорят, что нет. Это не подобающее образование.

Имеется три типа истины: факт, истина и абсолютная истина. Факт — это когда вы говорите о том, что видели сами. К примеру, Я видел вас сегодня в белом костюме. Это становится фактом. Позднее, придя домой, вы можете надеть синюю рубашку. Тогда то, что Я сказал ранее, уже не имеет места. Тем самым, факт подвержен изменению. Истина, с другой стороны, не подвержена изменению. Человек может сколько угодно менять одежду. Но человек остаётся тем же самым. Таким образом, истина остаётся той же самой во все времена. Я часто говорю вам, что вы — не одно существо, а три. То, что вы думаете о себе, что вы есть, — это физическое тело. Ум — это то, что другие думают о вас, что вы есть. Ум невидим. Счастье или несчастье человека зависит от его действий. Ритам (абсолютная истина) трансцендентна как добру, так и злу. Это то, что вы есть на самом деле, или Атма. Вы — комбинация тела, ума и Атмы. Тело подвержено изменению. Именно Атма является вечной. В Ведах это называется Ритам. Она неизменна и не имеет атрибутов. Она описывается как внеатрибутная, чистая, вечная, высшее прибежище, перманентная и безупречная.

Человек может сказать, что он получил три диплома о высшем образовании. Но что это за дипломы? Это просто справки. Тогда кто заслужил эти три диплома? Это «Я». «Я» является высшей истиной. Только когда вы бодрствуете, вы путешествуете физически, многое видите, едите много блюд и испытываете множество чувств. Но в состояние сна вы всё создаёте сами. Вы выполняете свою работу и посещаете отдалённые места, такие как Дели, Америка и т. д., не купив даже билета на самолёт. В состоянии глубокого сна человек вообще никуда не идёт. Это неизменное и стабильное состояние, которое остаётся свидетелем. То же самое «Я» испытывает все три состояния. В состоянии глубокого сна вы наслаждаетесь блаженством. В состоянии сна со сновидениями вы создаёте различные сцены и участвуете в них. Но в состоянии бодрствования вы ощущаете всё при помощи органов чувств.

Ади Шанкара предупреждал нас о той истине, которую мы ощущаем при помощи органов чувств. Ум имеет множество причуд. Для того чтобы держать их под контролем, Ади Шанкара ввёл такую практику у себя в Ашраме. Ученики ходили от одного конца Ашрама в другой, повторяя: «Осторожней! Осторожней!» Как-то в уме Шанкары появилось такое чувство, что он — глава Ашрама с очень большим доходом. В тот же момент он услышал предупреждение: «Осторожней! Осторожней!» Это отрезвило его и принесло изменение в его чувства.

Рождение — это мучение; старость — это мучение; семья — это мучение; последний момент полон мук. Поэтому осторожней! Осторожней! (поэма на телугу)

Человек может считать себя великим. В настоящий момент он может наслаждаться именем и славой. Но что случится, если человек столкнётся с мучением, когда настанет конец этой жизни? Шанкара исследует, кто придёт на спасение человека в самый его конец.

Ни мать, ни отец, ни родственники или братья, ни даже богатство не придут к вам на спасение в последний момент. Поэтому осторожней! (поэма на телугу)

В прежние времена этому учили послушников в гурукулах их наставники. Именно это и есть ВЫЯВЛЕНИЕ. Это также отражается в словах ABC как ALWAYS BE CAREFUL (Всегда будь осторожен!). Шанкара проповедовал тот же самый принцип. Поэтому необходимо вместе с мирским образованием прививать также и духовное образование. Общее знание, лишённое духовного образования, негативно. Общее знание подобно лампочке, а духовное знание — текущему по ней электрическому току. Тьма будет рассеяна, только когда позитивное и негативное придут в соприкосновение. Поэтому наряду с негативным мы должны развивать позитивное.

Достаточно иметь один позитивный аспект. Позитивное — это та божественная энергия, что скрыта в каждом существе. Человек сегодня накапливает негативный аспект в избытке. Рождение, рост, поддержание и смерть — все это негативно.

Тот Вечный, который не имеет ни рождения, ни смерти,
Тот Первичный, который не имеет ни начала, ни конца.
Он не рождён и не умирает, Он никому не раб.
Он — Атма, которая является Вечным Свидетелем.
(поэма на телугу)

Следовательно, путь духовности образует основу для всех форм знания. Фундаментальное знание, которое включает в себя духовное знание, больше, чем практическое и общее знание вместе взятые. Поэтому его нужно преподавать наряду с мирским образованием. Долго ли мы сможем вести истинную и идеальную жизнь в этом мире, не пытаясь раскрыть Абсолютную Истину (Ритам)?

Мы совершаем ошибку, отождествляя себя с телом. К примеру, мать умирает, оставив своего пятнадцатилетнего сына одного. Сын сражён горем, потому что за ним некому смотреть. Тело матери лежит прямо перед ним; тогда почему же он в горе? Потому что жизнь покинула тело матери. Поэтому мать — это не тело, а жизненный принцип. Жизненный принцип не имеет смерти. Тело подобно одежде; смерть — как смена одежды. Всё в этом мире подвергается изменению. Но есть одно нечто, остающееся неизменным. Это Фундаментальная Истина. Мы должны получить это фундаментальное образование. Когда вы получите его, оно будет следовать за вами, куда бы вы не отправились. Постепенно вы должны избавиться от привязанности к телу и развивать Атмическое сознание.

Вы получаете разного рода образование в разных странах. Но в конечном итоге образование должно трансформироваться в выявление. Этого можно достичь постепенно. Поэтому просто ознакомление с тем, что находится в книгах и написано на школьной доске ещё не образует образование. Настоящее образование раскрывает двери ума. Как вы сможете войти в дом, если двери закрыты? Вы мечтаете о множестве комфорта и наслаждения, а также стремитесь к добродетелям. Для этого вы должны вначале открыть двери своего ума. Только тогда абсолютная истина проявится в нас. Эта абсолютная истина является всеохватывающей.

В нашей организации мы должны носить не только единообразную одежду, но так же иметь объединяющий ум. Чистота ума — эта та основа, которая должна быть достигнута.

Воплощение Любви!

Есть много аспектов в современном образовании, которые мы должны понять. Но мы не учимся тому, чему должны. Вместо этого мы накапливаем не относящуюся к делу информацию. Простое изучение написанного в книгах составляет мирское образование. Образование должно гармонично сочетаться с выявлением (educare). Только тогда мы испытаем блаженство. В чём разница между образованием (education) и выявлением (educare)? Образование подобно пресной воде, выявление подобно сахару. Если просто добавить сахар в воду, он от этого ещё не станет сладким. Только после перемешивания сахар делает воду сладкой. Сердце — это стакан, божественность — это сахар, а мирское образование — безвкусная вода. Используя интеллект в качестве ложки, а исследование в качестве процесса перемешивания, мы сможем ощутить всеохватывающую божественность. То является настоящей мудростью, что позволяет нам осознать единство всего творения.

Вот кусок ткани. Это не просто ткань, а переплетение нитей, но с более фундаментальной точки зрения это хлопок. Хлопок, нити и ткань — это одно и то же. Без хлопка не может быть нити, без нити не может быть ткани. Конечной целью образования является распознания единства во множественности.

Вы должны учиться смело встречать трудности, не обвиняя в них Бога. Бог мог через эти трудности запланировать вам некое благо. Вы должны принять оба: и боль, и наслаждение — как дары Бога и развивать такое отношение: «Для моего же блага всё то, что Бог делает для меня!»

Вы можете проводить множество обсуждений во время конференции. Пусть обсуждения будут наполнены любовью, а не критицизмом. Вы не должны критиковать никакую религию, поскольку это тот же самый Бог, которому вы поклоняетесь, в будь то в церкви, в храме или в мечети. Настоящий преданный Бога никого не будет критиковать. Делитесь вашей любовью равно с каждым. Завтра Я буду отвечать на любые сомнения или вопросы, которые могут возникнуть во время ваших обсуждений сегодня.

Поделитесь с друзьями