Полон ядовитых зубов

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям, 02.10.1968. Сатья Саи говорит, том 6.

В течение десяти дней вы получали высокопитательную духовную пищу, наполнившую вас силой и энергией. Я скажу вам о том, каким образом использовать эту силу и энергию для самых высоких жизненных целей. Когда вы узнаете способ, ваши усилия будут гораздо эффективнее. Блуждания прекратятся, жизнь приобретет смысл. Когда царица Кайкейи вынудила своего мужа исполнить два ее желания: короновать ее сына Бхарату и отослать в четырнадцатилетнее изгнание законного наследника престола Раму, — Лакшмана, брат Рамы и Бхараты, не пожелал безропотно с этим мириться. Он утверждал, что встретившись с препятствием, человек должен быть смелым и полагаться лишь на самого себя, и что он не намерен малодушно подчиняться хитросплетению интриг. Он хвастал, что его стрела может отвратить любую неприятность. Но стрела низшее и малозначащее оружие по сравнению с тем, как действенна любовь. Рама спокойно выслушал Лакшману и посоветовал ему отказаться от подобной опрометчивой кармы. «Дхарма должна руководить кармой», — сказал Он. Только тогда карма может привести к успеху и быть достойной похвалы. Каушалья, мать Рамы, смирилась с внезапным поворотом событий. Она благословила сына перед тем, как он, подобно отшельнику, ушел в джунгли: «Пусть дхарма, которую ты представляешь, хранит тебя». Эта дхарма проявляется как любовь — любовь к человеку, к низшим и высшим существам, к животному, птице, зверю.

Кокосовое дерево пышнее расцветает на морском побережье. Дерево Брахма-таттвы (божественной сущности) лучше всего растет на почве премы. Область сердца нужно превратить в область сострадания. Изначальное свойство человека — Любовь. Любовь — его природа, его дыхание. Туман желания заволакивает любовь и искажает ее. Собака принимает свое отражение в воде за другую собаку и лает на нее. Так же и человек, когда огрызается на других, лает на самого себя, поскольку они, другие, в той же мере являются образами Брахмана, как и он сам. Отделение своего образа от других есть основа невежества. Сосредоточьте свое внимание на сходстве, а не на различии. Это путь к умиротворению.

Постигая истину лишь с помощью интеллекта, вы противопоставляете себя принципу любви. Царь Джанака както спросил мудреца Яджнавалкью: «Что есть основа всей активности?» Тот ответил: «Свет». Когда солнце садится, свой свет льет луна, когда нет ни солнца, ни луны, проводником становится ухо, за ухом стоит ум, за умом Атма, которая является искрой Всевышнего. Последнее подношение на алтарь жертвенного огня называется пурнахути, что означает «полное жертвование». Пламя при этом вздымается высоко и темнота рассеивается. Отдайте священному огню все, что у вас есть, все, что до этого вы считали ценностями. Посмотрите, как они у вас перед глазами обратятся в пепел. Взгляните на них без сожаления, как глядел царь Джанака на охваченную пламенем столицу Митхилу. Яджна — это призыв посвятить божественной цели все, что сейчас вы считаете ценным и желанным. Яджна это символическое приношение не только мирских богатств, но и самого устремления достичь небесной обители. Подобное посвящение и подчинение — самое драгоценное из всех деяний. Люди видят лишь внешний ритуал, а не внутренний смысл; концентрируя внимание на зрелищности и пышности, они стараются перещеголять других и выставить напоказ самих себя. Яджна дает возможность уму сосредоточиться на мантре, то есть на формуле или звукесимволе, который спасает («тра»), когда на нем медитируют («манана»). Поэта называют мантра-драшта — тем, кто видит мантры с помощью мистического внутреннего зрения и находит тайный ключ к внутреннему покою. Эффект произнесения и прославления этих звучащих символов вечного Абсолюта ощущается во всем мире: они приносят спокойствие и процветание. Добрые мысли обладают способностью очищать, а также питать корни добродетели и любви. Только Бог может судить о вещах, Ему посвященных. Я люблю яджны. Я настаиваю, чтобы яджны совершались. У вас нет права судить, поскольку у вас нет знаний. Вы не обладаете совершенным знанием о жертвоприношениях и мантрах.

Все есть Брахман. Яджна-мантры описывают Его различными способами. Они объявляют, что все творение есть Брахман, а не что-то, отличное от Него. Вы должны почитать природу как Брахмана. Сарвам Брахма майям: вся природа есть Брахман, исполнена Брахманом, имманентна Брахману. Предназначение яджны — исправлять зрение, которое искаженно представляет природу как «не-Брахман». Бросьте в огонь свое ограниченное видение и получите взамен более широкое. Яджна — это садхана, духовные упражнения в жертвенности и отречении. На человека возложена задача по преображению человеческого в божественное; это достигается упорной практикой, а слова, мысли и действия являются инструментами этого неотвратимого труда. Священнослужитель в храме должен звонить в колокол левой рукой, а размахивать камфорным светильником правой. Так, путем длительной практики, приобретается навык в координации. Новичок будет размахивать обеими руками или трясти светильник, как шнур от колокола!

Вемана сказал, что если у змеи яд заключен в зубах, а у скорпиона — в хвосте, то человек способен наносить ядовитые удары и языком, и глазами, и руками, и умом. Ему следует победить эту наклонность и внушить себе, что он дитя бессмертия, наделенное сладким нектаром, а не смертоносным ядом.

С помощью садханы этого можно достичь. Верьте, что вы — нерушимая чистая Атма, и тогда ни выигрыши, ни потери не будут вас волновать, а чувства унижения или отчаяния не станут вас терзать. Страшиться их могут только люди со слабой основой. Сильный человек отбросит их без всякого вреда для себя. Когда властвуют чувства, самообладание недостижимо. Обуздайте их и станьте самим собою невозмутимым и свободным.

Поделитесь с друзьями