Джапа и бхаджа

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Конференция по здравоохранению, Прашанти Нилаям, 08.10.1964. Сатья Саи говорит, том 4.

П.К.Савант и Лакшминарасиах, два министра — один из Махараштры, другой из Андхары — очень содержательно говорили с вами о здравоохранении в связи с тем, что духовная дисциплина играет большую роль в поддержании духовного и физического здоровья человека. Савант говорил о работе, проделанной в штате Махараштра по искоренению болезней в деревнях и о намерении содержать там штат врачей. Он говорил о том, что древняя аюрведическая система излечения наиболее подходит к образу питания и климатическим особенностям страны и о том, что, поскольку они используют лекарственные средства, имеющиеся в распоряжении в непосредственной близости от деревень, то применять их было бы гораздо дешевле и легче. Он также добавил, что ему никогда не доводилось быть пациентом, потому что он может сопротивляться болезни посредством строгого соблюдения правил соответствующего питания, сна и отдыха. Его вера в Бабу, сказал он, помогла ему использовать огромный резерв сил, чтобы преодолеть болезни. Лакшминарасиах сам врач, он говорил с похвалой о спокойной атмосфере уединения Индии и о том, что он хотел бы, чтобы возродилась простая жизнь древних пророков и святых. Он сказал, что в сердце каждого индийца глубоко заложена вера в Санатана дхарму (извечную религию), которую надлежит восстановить всеми возможными средствами.

Так как Я присутствовал на годовщине открытия больницы, то необходимо было сказать несколько слов о физических недугах, их лечении и лекарствах. Здоровье нужно человеку не ради самого здоровья; человек старается вылечить болезнь, потому что болезнь означает горе, он старается беречь здоровье, потому что оно означает радость. Человеку нужны блаженство, счастье и радость. Во все времена всеми способами он стремился только к блаженству, ананде. Рыба, выброшенная на берег, извивается и всячески стремится обратно в воду. Человек, бьющийся, чтобы попасть обратно в ананду, по своей природе подобен этой рыбе — некогда он пребывал в ананде, а потом был брошен в пучину бедствий. Его природная среда — блаженство. У него было спокойствие, согласие, мир и любовь (шанти и према), когда он был в царстве блаженства. А теперь это блаженство нужно завоевать снова, каждый должен сделать это сам. Никто другой не добудет его для него. Министр описывал план обеспечения всех питанием, одеждой, жильем. Но даже те, у кого все это есть в изобилии, не могут быть счастливы, пока не вернутся к ананде. Ананда — это внутреннее сокровище, завоеванное непривязанностью и дисциплиной. У нас должен быть план ананды, план шанти (мира) и сантоши (радости).

Человек может сидеть на мягком диване в комнате с кондиционером, а его сердце может пылать от скрытого беспокойства и страха. Тело подобно телеге, а ум подобен лошади. Теперь представьте себе, что они поменялись местами, телега впереди лошади — тело со своими нуждами на первом месте. Пусть то, что должно быть первым, и будет первым. Только тогда будет восстановлена истинная культура Индии во всей ее жизненной силе. Древние мудрецы этой страны знали о залежах ананды, которые скрыты в каждом человеческом сердце, и открыли способы разработки этих рудников и добычи оттуда золота. Они говорили, что если бы Бхумату (Мать-Землю), Гомату (Мать-Корову), Ниджамату (Мать по рождению) и Ведамату (Мать-Священное Писание) почитали и лелеяли, и обращались бы с ними как можно лучше, то счастье было бы прочным, а освобождение было бы гарантировано. Именно потому, что народ Индии следовал по этому пути, Индия и осталась Индией, а не стала Европой или Китаем.

Даже недостаток питания, о котором говорил министр, происходит из-за недостатка веры (шраддхи), которая была главным свойством крестьянина. Когда убывает энтузиазм в занятии профессией, когда отсутствует доблесть самопожертвования, страдают все виды деятельности. Пусть у вас будет вера в Господа, в Атмататтву (Божественную Реальность), это вас возродит. Как-то к Акбару пришел факир, но ему сказали, что Акбар занят молитвой и поэтому не может его принять. Его попросили подождать в передней. Но он отказался ждать, он сказал: «Что может один проситель дать другому?» Все — просители подаяния у ворот Бога. Герой тот, кто не выпрашивает милостыню, не раболепствует, не льстит и не подхалимничает. Он понимает, что Господь знает лучше. Если на то будет Его воля, он обеспечит пищей и одеждой, а если нет — то да будет воля Его превыше всего. Вот путь шаранагати или прапатти (предания себя Богу или полного отречения).

Не должно быть никакого выпрашивания или торговли, одно только самоотречение, подчинение Его воле. Некоторые люди торгуются с Богом и обещают Ему в жертву ту или иную ценную вещь или даже свои собственные волосы, если наверняка будет излечена болезнь или предотвращена беда. Господь Венкатесвара или любой другой образ Господа не нуждается в волосах с вашей головы, Он хочет, чтобы вы уважали данное вами кому бы то ни было слово. Поэтому, чтобы не навлекать на себя греха лжи и обмана, вы должны быть верными своему слову, сколько бы времени ни прошло. Выбривание головы — это знак, символ того, что вы потеряли иллюзию, будто важна только физическая красота; вы нарочно безобразите себя, чтобы показать, что лишь внутренняя гармония, внутреннее обаяние имеют значение. Саньясинам также приходится обривать голову, чтобы подготовиться к надлежащему состоянию.

Даже самые лучшие врачи не могут спасти человека, когда его призывает смерть. Человек вынужден откликаться на этот зов, совершает ли он паломничество в Кедару, или в Бадри, или в Рамесварам, или совершает брачную церемонию у церемониального огня в качестве новобрачного. Смерть не терпит отлагательств, смерть не принимает извинений. Слезы не тронут ее сердце, не удержат ее на расстоянии.

Император Джанака слушал успокаивающие звуки музыки в зале Дурбара и заснул на троне. Потихоньку придворные и музыканты выскользнули из зала и оставили его одного. Он увидел сон: его царство было захвачено, опустошено и разграблено. Его схватили и заключили в тюрьму. Но он убежал из плена и бродил по вражеской территории, страдая от жажды и голода. Вот он скитается один в темных ужасных джунглях. Тут он громко застонал. Этот стон услышала королева и разбудила его. Он увидел себя на императорском троне, окруженном слугами. Тогда сомнение посетило Джанаку: «Что является истиной: то или это?» Когда он спал, его ощущения были такими же достоверными, как достоверно ощущение дворца при пробуждении. Это истинно, пока бодрствуешь; то истинно, пока спишь. Все относительно, в соответствии с определенной стадией. Нет ничего абсолютно истинного, действительно реального. Ощущения в состоянии бодрствования настолько же нереальны, как и ощущения во сне. Когда вы находитесь в глубоком сне, этот мир вовсе перестает существовать. Когда вы достигнете четвертой стадии сверхсознания, то останется одно только «Я», которое даже в стадии сна ошибочно ощущается имеющим определенные границы и обособленным.

Несколько минут спокойных размышлений дадут вам об этом ясное представление. Но вы слишком заняты пустяками, чтобы уделить внимание насущным нуждам. Посейте семя Имени Господа, любое из тысяч Его имен, которые взывают к вам, в хорошо возделанную почву своего сердца и дайте ему там прорасти в спокойствии, поливайте его водой любви и служения ближним, защищайте этот росток от скота и болезней, от разящих его извне эмоций и страстей изгородью повторения имен Бога и медитации (джапы и дхьяны), и тогда вы получите урожай блаженства.

Министр Савант сказал, что вера в Саи Бабу поддерживала его ум и тело все эти годы. В течение многих лет он был председателем Ширди Самастхана. Его преданность и привязанность к той Дехе (телу) и этой Дехе известны только ему и Мне. Поэтому, когда он говорит, что Баба поддерживал его здоровье и силы, Я знаю, что это правда, и что его вера глубока и искренна. Если ваша преданность искренна, вы передаете ответственность за свое здоровье Богу, а Он принимает эту ответственность. Ваш ум будет так переполнен счастьем, что ваше тело станет подходящим орудием для садханы.

Поделитесь с друзьями