Истинный родственник

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям, 09.10.1964. Сатья Саи говорит, том 4.

Эти пандиты, знатоки Бхагаваты, преподали вам так много уроков из этого великого и вдохновенного произведения. Учение Бхагаваты — оплот всех преданных, та сила, которая помогает им идти по пути Бога. Если бы только культура Индии, основанная на Ведах и изложенная в Рамаяне и Бхагавате, практиковалась с истинным пониманием ее ценности, люди обеспечили бы себе вечное счастье блаженства. Горе — это болезнь, а болезнь нужно лечить. Лекарство прописано в Ведах, ему учат Шастры и Пураны, нужно только открыть их и принимать лекарство, и тогда непременно придет ощущение блаженства. В этом нет сомнения.

Самскрити, слово для обозначения культуры и цивилизации, происходит от слова «самскара», что означает двойной процесс: избавление от грязи порока и взращивание добродетелей истины, праведности, мира и любви. Самскара — это также точное соблюдение обрядов освящения и очищения, предписанных Ведами для духовного возвышения человека. Всего таких обрядов сорок восемь, но их можно уменьшить до десяти, а при необходимости даже до одного: окончательное и полное единение с осознанием идентичности человека с Мадхавой, или Шивой, или с Брахманом. Нара — это не что иное, как Нарайяна, человек — не что иное, как Бог, джива — это Брахман, что осознается преодолением границ первичного невежества.

Хотя язык может повторять покаянные слова шлоки «папохам папакарманам», внутренне вы никак не соглашаетесь с этим самоосуждением! Поэтому вы сердитесь, когда вас называют грешником, или папи. Ибо в глубине сердца знаете, что вы чисты, полноценны и вечны. Вы — это Атма, не имеющая границ ни во времени, ни в пространстве, Атма, не подверженная изменениям и не имеющая свойств. Эта Атма настойчиво является вам в мечтах, в глубоком сне, а также проявляется в различных видах деятельности в стадии бодрствования. Она всячески напоминает о себе в детстве, в юности, в зрелом возрасте и в старости. Это то, что проявляет себя как «Я»: я сплю, я мечтаю, я проснулся, я был ребенком, я слишком стар, чтобы ходить прямо и т. д. Мой глаз, мое слово, моя мысль, мой план, мое решение — так вы говорите, но этим-то самым вы и раскрываете, что вы не есть всё это. Вы отдельны от всего этого, но все-таки связаны с ним. Как же ощутить Атму? Веды говорят: «Сатьям вада; дхармам чара».

Что же такое сатья (истина) и что такое дхарма (праведность)? Рамаяна и Бхагавата таким образом раскрывают нам это знание в рассказах и на примерах, чтобы каждый человек, будь он даже беден или неграмотен, смог понять и практиковать эти знания, а также извлечь из них пользу. Поэтому было бы вполне достаточно, если бы Рамаяна и Бхагавата изучались в каждом доме в этой стране. Бхагавата откроет счастье Нанды и Яшоды, которые воспитывали Господа как своего собственного ребенка; супраментальную Любовь, связывающую простых пастушек Бриндавана с Господом; глубокую самоотверженную преданность Радхи; почтительную привязанность к Господу Уддхавы и самые разнообразные формы преданного служения, которые делают Бога ближе к человеку. Если вы проанализируете все эти взаимоотношения, если призадумаетесь над их нежностью, это освободит вас от низких импульсов, а ваша вера в Высшее Начало углубится. Вы как бы проживете всю Бхагавату в своих ощущениях: станете Нандой и Яшодой, нежно любящими Кришну; станете гопи, жаждущими всегда находится вблизи Господа, так же, как душа стремится к Сверхдуше, как река жаждет океана; станете одной из коров, которых Он пасет, или мальчиком, с которым Он играет, или флейтой, которую Он оживлял своим дыханием и даровал миру чарующую музыку. Но просто читать Бхагавату недостаточно; созерцание грандиозного пира в кино не утолит голода. Поешьте — и голод утихнет!

Самскара означает, в первую очередь, устранение всего нечистого из ума. Поймите, каким врагом является эта налипшая грязь! Вы должны быть счастливы, когда счастлив другой. Сказано ведь, что Рама был счастлив, когда были счастливы другие, когда Ему случалось кому-нибудь помочь. Вот настоящая проверка. Кришна говорил об Арджуне, как об «Анасуйе», «беззлобии» — какая великая похвала! Поэтому Он предложил научить его тайнам духовной науки. Драупади являла собой образ идеальной жены, ибо она без малейшего следа злости и гордыни служила пяти властелинам: пяти жизненным дыханиям, или пранам. Сатьябхама же прославилась своей ревностью, и существует множество рассказов о попытках Кришны искоренить этот порок и научить ее смирению.

Пусть у вас будет Любовь к Господу, но не огорчайтесь, если кто-то еще любит Его и привязан к Нему. Труппа Кучипуди Парти показала нам здесь прекрасно поставленную, очень изысканную музыкально-танцевальную драму «Бхамакалапам». Они показали и любовь и ревность Сатьябхамы. Пусть ваша любовь не будет уязвлена ревностью.

Вы часто посещаете Путтапарти, вы слушаете пандитов, разъясняющих священные писания, вы видите Меня и Мою деятельность, какую же пользу вы извлекаете? Как это помогло вам улучшить свою жизнь? Может быть, вы преуспели хотя бы в понимании и устранении невежественных и страстных (тамасических и раджасических) привычек и устремлений? Осознайте их, ибо понимание — это первый шаг к их устранению. Приобретаете ли вы с течением времени все больше гармоничных (саттвических) черт, становитесь ли вы с годами более яркой личностью, или все также скучны, ленивы и неинтересны? Если вы должны познать Господа, вы должны любить Господа и вести образ жизни, согласный с добром. Ненависть и даже просто равнодушие приведет к недопониманию и недоразумению. Живите в согласии с Господом, и Он откроет вам Себя.

Идите по пути, изложенному в Рамаяне, Махабхарате и Бхагавате. Ступайте по этому пути вопреки помехам и колебаниям, вопреки одобрению и неодобрению родных и близких, вопреки хвале или хуле общества. Да и что такое хвала или хула? Слова, звуки, колебание воздуха. Пусть они задевают вас только снаружи, не допускайте их внутрь.

Другой докладчик говорил, что жалобы Драупади и ее беспомощность принесли ей милость Господа. Да, милость завоевывается только страданием. Инкарнация Господа является в мир, когда неправедность, адхарма, принимает угрожающие размеры. Поэтому неправедность должна приносить такие страдания, чтобы каждый человек почувствовал счастье от прихода Господа в человеческом образе. Вы должны ощутить истинную Сущность и Форму (Свабхаву и Сварупу) Господа через ощущение, дарованное Аватаром. Это и является величайшей целью. Если место, куда вы хотите попасть, находится рядом, вы можете дойти туда пешком; если расстояние больше, вам может понадобиться повозка, запряженная волами или лошадью, для еще больших расстояний потребуется автомобиль или самолет. Но Господь совсем рядом с вами. Откройте дверь иллюзии. Расстаньтесь с завесой невежества, откройте закрытые глаза: Он здесь, прямо перед вами. Включите свет, темнота исчезнет, и Он станет видимым.

Почитайте джняну (знание), как вы почитаете своего отца, поклоняйтесь Любви, как поклоняетесь матери, относитесь к долгу так же любовно, как к собственному брату, доверяйте дайе, как лучшему другу, пусть шанти станет вашей лучшей частью, обращайтесь с духовной практикой, как будто это ваш возлюбленный сын. Вот ваши истинные родные и близкие. Общайтесь с ними, живите с ними, не отказывайтесь от них и не пренебрегайте ими.

Арджуна спрашивал Кришну, как контролировать всегда беспокойный ум. Живите с родственниками, которых Я назвал вам — вот лучший совет. Это самая лучшая атмосфера для того, чтобы сохранить дисциплину и непривязанность, необходимые для контроля над умом. Это будет не просто молитвой. Вам придется глотать и переваривать кусочки пищи, которые будут класть вам прямо в рот, ведь нет толку от простого повторения названия блюда. Недостаточно слушать беседы и в знак одобрения кивать головой и хлопать в ладоши. Мать любовно кормит свое дитя, но ребенок тоже должен есть с аппетитом и вкусом. Если у земной матери столько любви, то как можно измерить любовь Матери всего сущего, Джагатжанани?

Вы сегодня послушали отрывки из Бхагаваты. Вам необходимо узнать все, чтобы избавиться от горя и беспокойства, одна только эта книга может научить вас всему этому. Читайте ее каждый день, абзац за абзацем, страницу за страницей и размышляйте над уроками, которые вы оттуда извлекаете. Постепенно вы достигнете непривязанности к мирским объектам и чувствам; книга возьмет вас за руку и поведет вас словом Божьим. Этот проводник лучше, чем так называемые гуру, которые донимают сейчас своей торговлей. Они со знанием дела завлекают вас превосходством своих товаров, ругая другие, а заботятся о своей выгоде, цепляя вас на крючок в качестве учеников, чтобы вытянуть у вас деньги и благодаря вам получить известность. Как владельцы магазинов, зазывающие клиентов, как производители патентованных лекарств, озабоченные привлечением покупателей, они стараются продать вам свои руководства, пока вы их не распознали и не сумели улизнуть.

Какая бы ни была книга, какой бы ни был гуру, цель всегда остается одной и той же. Этот путь — древний путь, он проложен святыми первопроходцами. Или, иначе, представьте себе огромный четырехэтажный особняк. Первый этаж — это карма-йога, а следующие — преданность и отречение. Когда плод только завязывается — это карма. Это тот вид деятельности, когда все еще возможно, это также первый шаг в садхане. Когда плод начинает созревать и избавляется от эгоизма и алчности, деятельность становится поклонением и, следовательно, ведет человека на второй этаж — бхакти. Когда плод спелый и сладкий, то есть когда бхакта достигает полного самоотречения, тогда это стадия джняны — третий этаж; когда плод падает с дерева, это означает полную непривязанность, или вайрагью, тогда достигнут четвертый этаж особняка Бога.

Према — это движущая сила в карма-йоге, это самое дыхание бхакти-йоги. Когда достигнута вайрагья, према всеобъемлюща и бесконечна. Повсюду и во всем она видит Господа. Бхагавата проникнута сладостью премы.

Сладостность Кришны заполняет природу, или мир объектов, и Радха вкушает ее и трепещет от этого. Кто такая Радха? Она — Природа, Пракрити, Майяшакти, Хладини Шакти самого Кришны, Его Махабхава. Она похитила и хранит в своем сердце блаженство Кришны, которое проявляется как Пракрити, и поэтому, как владелец украденного имущества все бродит и бродит вокруг дома воров, чтобы вернуть свое достояние, так и Кришна всегда возле жилища Радхи в поисках своего блаженства.

Если в вас есть способность привлечь Бога к себе, Он сам придет к вам и будет возле вас. Будьте как флейта, сделанная из полого тростника, прямая и светлая, она не содержит в себе никаких помех дыханию Бога. Тогда Он придет и поднимет эту флейту с земли; Его дыхание, Его нежные прикосновения будут порождать божественную музыку, Его губы будут нежно прижиматься к флейте, а когда Он не будет играть на ней, Он засунет ее за пояс. В Его руках бесконечно малое (ану) превратится в бесконечное (гхана). Однажды Кришна притворился, что быстро уснул, беззаботно бросив рядом флейту. Тогда Радха обратилась к счастливой флейте и жалобно спросила ее: «О счастливая Мурали! Скажи мне, как заслужить это великое счастье? Какие обеты ты соблюдаешь, какие бдения выдерживаешь, какие паломничества совершила? Какие мантры повторяешь, каким богам поклоняешься?» Тут, благодаря Его милости, флейта обрела голос: «Я избавилась от всех чувственных желаний, от злости, алчности, эго — вот и все. Во мне совсем не осталось эго, которое помешало бы Его Любви, преме, течь сквозь меня беспрепятственно ко всем созданиям».

Усиливайте прему, священный дар, который находится внутри вас. Расширяйте поток премы, чтобы часть вашей премы досталась всему сущему. Рамакришна Парамахамса обладал такой премой: когда кто-то возле него был печален, он чувствовал печаль; когда кто-то радовался, он чувствовал радость. Он чувствовал единство со всеми в своей премабхаве (чувстве любви). Пусть ваша према будет обращена к Господу, независимо от исполнения ваших малозначимых желаний. Не дайте выскользнуть сокровищу по той или иной глупой причине. Когда Саи Баба дарует вам успех за успехом, вы сразу же поете: «Саи Шанкара, Саи Шанкара», а когда хотя бы тень разочарования или неуспеха падает на вас, вы тут же разворачиваетесь в другую сторону и восклицаете: «Этот Саи вовсе не Бог».

Ваш мирской интеллект не в состоянии измерить и понять путей Бога. Его нельзя познать простым умением рассуждать, чем в большинстве случаев занимается ваш интеллект. Вы можете получить от Бога пользу, но объяснить Его не можете. Вы можете получить пользу от электричества тысячью разными способами, но исследовать и объяснить до конца его тайну не можете. Как оно действует, почему оно действует так, а не иначе -все это за пределами вашего понимания. Ваши объяснения — просто догадки, попытки прикрыть невежество за учеными фразами. Ошибка состоит в том, что вы придаете уму гораздо больше значения, чем он того заслуживает. Парататтва (Высшая Сущность) — за пределами понимания ума; стоя на скале, вы не можете поднять скалу! Стоя на майе (иллюзии), вы не можете ее отбросить.

Настоящее время описано в Шастрах, как чрезвычайно способствующее освобождению, тогда как в прошлые времена достичь его можно было лишь путем суровой аскезы; время Кали, в котором вы пребываете, требует лишь намасмараны, чтобы заслужить освобождения. Когда поминается имя Господа и Его величие, из глубины души поднимается огромный поток блаженства, ананды. Вьяса, записавший Веды, знал об этом; когда несколько мудрецов однажды пришли к нему, чтобы выяснить, какая же эпоха, юга, наиболее способствует усилиям человека добиться освобождения, Вьяса несколько раз громко повторил как бы сам себе: «О, как счастливы те избранные, которые удостоены судьбой родиться в Калиюге!» В это время Кали так легко заслужить милость Господа.

И как же вы воспользуетесь этой удачей, которая вам случайно выпала? Как далеко вы продвинулись, слушая эти беседы и получив даршан и спаршан (лицезрение и прикосновение Божества)? Возьмите хоть что-нибудь для повседневной практики как свидетельство того, что вы узнали от Меня тайну высшей жизни. Проявляйте больше братского дружелюбия, говорите меньше, но ласково и контролируйте себя, покажите, что вы сможете вынести как поражение, так и победу смиренно и безропотно.

Вы помногу раз читаете эти великие книги, Рамаяну и Бхагавату, они дешевы и их легко достать. Но какое у вас есть доказательство, что вы получили пользу оттого, что провели над ними столько часов? Чтобы переварить пищу, необходима какая-то физическая деятельность. Чтобы переварить те уроки, которые вы впитали в себя в священном обществе или при чтении этих великих книг, практикуйте их в вашей повседневной жизни. Манана (глубокое размышление) — это очень важная садхана; пребывайте в спокойствии, когда получаете эти уроки.

Сохраняйте энтузиазм, давший вам терпение высидеть здесь пять часов, слушая наши беседы. Развивайте его и стремитесь к обществу набожных людей, это усилит ваши саттвические помыслы и продвинет вперед на духовном пути. С вами Мое благословение.

Поделитесь с друзьями