Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям, 27.11.1964. Сатья Саи говорит, том 4.
Дхарма — это наследие Индии, уклад жизни всех людей; это костяк нравственности и праведной жизни. Это нектар, который может даровать бессмертие. Кто-то может смеяться над индийцами за то, что они обожествляют камень, но им следует понять, что даже камень — это Бог. Он превращается в Бога, этот поступок — великая победа. В этой стране высочайшие энергии человека используются для преодоления смерти, тогда как другие страны упорствуют в попытках создать всё новые виды оружия массового уничтожения. Здесь люди предлагают себя Богу (Мритьюджайе — Победителю Смерти), а там — падают к ногам мритью (смерти). Они довольствуются блёстками и безделушками, а в Индии люди учатся глубоко нырять и добывать жемчуг, а не валяться на песчаном берегу и собирать ракушки.
Но очень жаль, что здесь тоже распространяется зараза, и люди быстро теряют представление о ценностях и гоняются за пустотой и суетностью. Люди придают большое значение многому и забывают об Одном; они не ищут Одну Постоянную Истину; они преследуют ложные цели и поэтому, естественно, впадают в горе и обиды. Возьмите простой обряд намаскарам — сложенные ладони, которыми вы почтительно приветствуете старших и всех остальных. Что означает этот жест? Правая ладонь — это тат (то, невидимая основа, другое), а левая ладонь — это твам (я, отдельное, индивидуализированное, вещь, которая чувствует себя ограниченной, одной, отдельной). Когда обе ладони подносятся друг к другу и соприкасаются, то подчеркивается Единство этого и того, всего того, что вне вас, и того, что есть вы, фактически ахам-Брахма-асми (я есть Брахман). Что ещё более величественное и грандиозное может придумать человеческое воображение? Вы приветствуете другого человека с такой же радостью, как могли бы приветствовать себя; никого человек не любит больше, чем себя, всех других любят ради самого себя.
Обратим внимание на другую интерпретацию сложенных ладоней. Пять пальцев правой руки — это пять кармендрий (органов действий); пять пальцев левой — это пять джнянендрий (органов познания); вместе их десять, посвящённых служению мудрому, или старшему, или гуру. Это самоотречение, называемое шаранагати, именно то, что практиковал Хануман.
Возьмем Бхагавад Гиту, которая уже упоминалась. Когда и где давались её уроки? На поле битвы, в самом центре противостоящих сил, чтобы разрешить ментальный кризис. Именно когда у человека наступает такой кризис, Господь и приступает к Своей миссии обучения. Тем, кто осознал цель, нет необходимости в этом учении; для тех, кто не знает вообще ни о цели, ни о пути, ни о жажде Господа, ни о духовном томлении — в нём нет пользы. Это учение полезно лишь тем, кто терзается сомнениями, мечется от «да» к «нет». Духовный кризис разрешается словом Бога.
И снова о поклонении статуям (идолам). Его следует рассматривать, как поклонение Не Имеющему Образа и Формы. Сами по себе вода и молоко не имеют формы, они принимают форму сосуда, в котором содержатся, разве не так? Поместите молоко во флягу, или в чашку, или в чайник, или в кувшин, или в кружку — и оно примет их форму. Точно так же и образ Кришны — это образ и форма того сосуда, который вы наполняете сущностью без образа и формы: образы Рамы, Шивы, Линги, Чамундесвари, Ганеши — все это образы сосудов, в которые в соответствии со своей фантазией вы помещаете Не Имеющее Образа, Невообразимое! Нама (Имя) — это нектар, нами (носитель имени) — это чашка, идол.
Возьмем историю, которая как раз имеет отношение к Бхагаватхару (знатоку Бхагаваты): историю Каакашуры, демона-ворона, который ранил Ситу, когда Рама спал у нее на коленях и Сита была беспомощна и не могла прогнать ворона. Что с ним произошло? Рама сделал его и весь его род одноглазыми; одно глазное яблоко перекатывается слева направо и справа налево, чтобы посмотреть на ту или другую сторону. Смысл заключается в том, что если вы возжелали Ситу (Пракрити, удовольствие, объективный мир), то вы не сможете получить полную картину мира, с объёмным изображением, вы становитесь одноглазым, ущербным, дефективным.
Еще Бхагаватхар, проводя музыкальную беседу на Сантх Рамадасе, описал как вимана, летающий аппарат, спустился с небес, чтобы увезти святого, когда его земное существование подошло к концу. Слово «вимана» не означает лишь «воздушная колесница», как описывает ее Бхагаватхара, оно имеет более глубокое и истинное значение. Оно означает, что человек, который отказался от мааны (гордыни и эгоизма), поднимается на небеса, вот и всё. Или рассмотрим ещё вот что. Ви — означает «птица», маан значит «мера», «величина». Поэтому смысл вхождения в виману заключается в том, что душа движется сквозь бесконечность, как птица по небу, беспрепятственно. Она достигла свободы.
Вы слышали историю жизни Тьягараджи и Намадевы, описанную участниками этого Самаджа. Я надеюсь, что вы усвоили уроки премы, вишвапремы (Вселенской Любви), которые излагались здесь. Вообразите же себе прему гопи. Однажды вечером Кришна потихоньку зашел в дом пастуха и выпил из горшка все молоко. Гопи обнаружила это, и когда она делала Ему выговор, Кришна взял и удрал; когда же гопи увидела, как Он бежит босыми ногами по грубым булыжникам улицы, у нее полились слезы раскаяния. Эти лотосные стопы, должно быть, испытывали сильную боль, и она стала причитать: «О, какой грех я совершила». Кришна любое, даже самое злое сердце, смягчит раскаянием. Он — Премасварупа (Воплощение Любви) и Шантисварупа (Воплощение Мира), поэтому каждое сердце Он заставит прорасти любовью и умиротворением, премой и шанти.
Его лепет, Его шалости, Его невинные уловки покорили всех. Он принес гопи кучу беспокойства, но и безмерное счастья. Это было для них тапасом (подвижничеством), беспокойство было — ануграхой (возможностью оказывать особую милость), счастье было — прасадом (Милостью Господа). У человека не может быть что-то одно. Бхадрам читал по бумаге стихи в Мою честь, которые он написал только накануне. Другая сторона листка была исчерчена каракулями, это был черновик, но ведь нельзя было принести только одну сторону. Как бы ни хотелось, нельзя взять с собой только одну сторону листка бумаги, приходится брать и другую, даже если она вам не нравится.
Не надувайтесь от гордости, когда достигаете успеха, не опускайте руки, когда терпите неудачу. Будьте подобны черепахе, которая втягивает ноги под панцирь; втягивайте в себя стремящиеся наружу чувства и будьте счастливы в созерцании своей собственной реальности. Господь принимает воплощение в виде черепахи, потому что она представляет собой истинного садхака. Будьте подобны также лебедю, который, поднимаясь с озера, энергично встряхивает крыльями, чтобы стряхнуть капли воды, точно так же и садхак должен стряхнуть с себя все привязанности, которые неизбежно прилипают, когда человек сталкивается с миром. От простого заучивания нет толку, от этого просто пухнет голова. Действительно познанная Веданта сделает вас бесстрашными, подобно льву в лесу. Вы зарычите, и все в ужасе убегают. Брахмататтва (сущность, реальность Брахмана), изложенная в Веданте, сделает вас владыкой Вселенной.
Поэтому не привязывайтесь слишком к телу и к вещам, которые дают ему комфорт. Вы зарабатываете трех друзей в этой жизни: первый — это богатство, которое вы накопили, — оно отказывается идти с вами, когда вы уходите из этой жизни; второй — это родина и близкие вам люди, — они сопровождают вас до кладбища или до церемониального костра; третий — это те достоинства и недостатки, которые вы приобрели, они — всегда с вами.
Спите под москитной сеткой, тогда никакие насекомые не смогут принести вам вред; точно так же, не позволяйте насекомым камы, кродхи (вожделения, гнева) и т. д. жалить вас. Закройтесь занавеской садханы, пока живете в этом мире, но не пускайте его внутрь себя. Это точка зрения различения, вивеки.
Поделитесь с друзьями