Дороги к Богу

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Какинада, Андхра Прадеш, 26.03.1965. Сатья Саи говорит, том 4.

Такое огромное количество ищущих даршана (лицезрения Господа) и жаждущих научиться духовным предметам, — это, может быть, непривычное испытание для организаторов этого праздника и для отцов города, но поверьте, в этом нет ничего странного для Меня, как и в той Миссии, которую Я несу, нет ничего нового. Эта Миссия состоит в обучении сокрытым в Ведах знаниям, проверенным временем и опытом многих, осуществивших эти знания на практике. Эти драгоценные знания забываются, ими пренебрегают из-за недостатка людей, которые могли бы донести их вам. Человек занят житейскими пустяками настолько, что ему некогда сосредоточить свое внимание на цели, ради которой он временно живет на этой земле. Как раз те, кто должен беречь эти знания, которые могут спасти человека в Индии и в любой другой стране мира, именно эти люди разрушают и отрицают их.

Именно по этой причине народ Индии потерял покой и счастье, то есть свое наследие; он потерял ключ и страдает из-за этого. Как и все остальное человечество, люди Индии отчаянно бьются, чтобы выжать крошечное счастье из объектного мира, который является субъектом изменчивости и хаоса. Как может счастье исходить из адхармы, из пренебрежения нравственностью и добродетелью? Дхарма хранит своих хранителей.

Без контроля над чувствами человек подобен лошади без шпор, он похож на быка, который отказывается впрягаться в ярмо, его садхана (духовная практика) — это бесполезная трата времени и энергии. Особым свойством человека является то, что у него есть ум, способный к распознаванию, созерцательности и независимости, с помощью которого человек может открыть Истину, утвердиться в ней и достигнуть непоколебимого спокойствия.

Веды состоят из трех частей: Кармы (деятельности), Упасаны (поклонения Богу) и Джняны (высшего знания). В части, посвященной карме, говорится о деятельности, которая укрепляет веру и преданность; Упасана рассказывает о поклонении именам и формам Бога, о посвящении всех поступков Высочайшему, Внутреннему Свидетелю, полной отдаче всех умений и опыта Имманентной Власти — эти две части одаривают человека целеустремленностью (экагратхой), направленностью на одну цель. В результате этого сознание в мгновение ока принимает как факт свою собственную принадлежность к Божественности, об этом говорится в третьей части. Все три ступени должны быть пройдены. Зерно должно быть посеяно, побеги взращены, плоды отведаны. Вместо такой целеустремленности у нас теперь множество целей: одна — выпить кофе, другая — посмотреть кино, третья — послушать радио и т.д.! Это приводит к чрезмерной озабоченности получением преходящих благ и к пренебрежению священной наукой, которая питает и воспитывает нас. Вот причина, из-за которой по земле шествуют неуважение, несправедливость и коррупция. Все осуждают такое положение дел. Те же самые люди, которые обвиняют других, готовы совершить такие же ошибки, как только представится случай. Они недостаточно крепки, чтобы устоять перед искушением. Они не стоят твердо на этой земле, ибо не заложили в основание своей жизни камень атмы (Бессмертного духа). У них нет знания о своей атмической сущности. Для этого и существуют все священные писания и учения мудрецов и святых, чтобы человек осознал атму внутри себя и построил свою жизнь на этом краеугольном камне.

Что же нужно для того, чтобы найти этот краеугольный камень? Нужно уметь погрузиться в себя и поразмышлять о своей истинной природе и об истине Природы. Постигать науку распознавания и практиковать ее — привилегия каждого индийца и право любого человека в любой стране. Именно это сокровище действительно может уберечь человека от страданий и несчастий; все прочее — только тени, миражи, воздушные замки, они исчезнут вместе с телом, которое их создало.

По правде говоря, именно так называемые верующие, религиозные люди (астики) способствуют своим поведением развитию неверия и уходу от религии (настике) на земле. Они радуются, находя ошибки у святых людей, наговаривая на старейших и цинично критикуя священные ритуалы. Это, в конце концов, отвращает от них людей. Будь то Рама, Кришна, Рамакришна, Саи Баба, Мехер, Харанатх или Сатья Саи — не оскорбляйте их, даже если не уважаете. Этот поток ненависти и слепой критики вызван жаждой славы, желанием привлечь последователей, просто ради помпы, чтобы выставить себя на показ, для привлечения богатых девоти и постройки богатых ашрамов. Там, где должна быть только любовь, преобладает ненависть. Я знаю, что в Какинаде существует соперничество между двумя храмами Саи Бабы. Они соревнуются в сборе средств и праздновании утсав. Этим вы бесчестите само священное имя.

Должно быть, вы заметили, что Я никоим образом не касаюсь вашего поклонения Саи Бабе. С другой стороны, Я сильно обескуражен появлением храмов, построенных в честь Моего имени. Я прошу: лучше реставрируйте и используйте те храмы, которые уже существуют по всей стране. Строительство мандиров стало выгодным духовным бизнесом. Повсюду ходят люди со списком подходящих жертвователей и, пользуясь Моим именем, вымогают пожертвования. Этот бизнес порождает множество укусов исподтишка, злобу, ненависть, вражду и жадность, а кончается все это обычно разделением на группировки и поношением друг друга на каждом углу. Зачем без конца говорить о Мехере, Харанатхе или Саинатхе? Это приводит лишь к профанации имен гуру и Бога и снижает уровень отношений между учеником и учителем.

Не верьте, если вам говорят: «Во сне ко мне пришел Сатья Саи Баба и уполномочил меня говорить от Своего имени. Пожалуйста, помогите мне, чем можете». Я никого не уполномочиваю на такую работу, будь то во сне или наяву. Такие люди — обманщики, поэтому и поступайте с ними без всякого снисхождения. Есть еще другие люди, они показывают вам что-нибудь и говорят: «Сатья Саи очень любит меня, Он дал мне вот это». А потом выпрашивают какую-то помощь. Это оскорбление самого Божественного Закона.

На духовном поприще нет коротких путей. Общеизвестно, что бхакти (преданность) гораздо более трудна, чем джняна (мудрость), ибо чтобы достигнуть состояния души «Ты», а не «я», человек должен полностью отдаться Высшей Власти, персонифицированной в Господе. Эго должно быть обуздано; в уме должна утвердиться вера, что даже былинка не шелохнется на ветру без Его ведома. Бхакти — это не досужее времяпрепровождение. Сотрите чувственные желания; очистите сердце от пятен, тогда в нем, как в зеркале, отразится Господь.

Садхана (духовная практика) совершенно необходима; недостаточно положить дрова на раскаленные угли, нужно еще хорошенько подуть, чтобы дрова загорелись. Того, что вы находитесь в Путтапарти, мало, нужно еще заниматься садханой, чтобы заслужить Мою санкальпу (благословение). Вы можете возразить, что бремя поступков, совершенных во время предыдущих рождений не так-то легко сбросить; верно, от него нельзя избавиться так же быстро, как от кипы ваты, которой достаточно крошечной искры. Искра джняны разрушит действие кармы в одно мгновение. Последствия поступков, совершенных в предыдущих рождениях, подобны облаку пыли, тянущемуся за автобусом, когда он едет по грунтовой дороге; когда он выезжает на гравийную дорогу или на щебенку, пыли становится меньше, но она все еще есть. Когда же он наконец попадает на асфальтовую дорогу, пыль исчезает вовсе. Грязная грунтовая дорога — это карма; гравийная дорога — это упасана; чистая асфальтовая дорога — это джняна. При старании и упорстве человек может облегчить бремя кармы.

Вы ведь не ждете, пока остынет ваш кофе, а берете вторую чашку и переливаете его из одной чашки в другую, не так ли? Ту же самую логику, такую же садхану надо практиковать и в духовной сфере, чтобы испить напитка Божественной Милости. Суббарао говорил здесь об Иисусе. Иисус велик уже хотя бы потому, что показал значение садханы и самообладание, которого можно достигнуть через садхану.

Нет долга выше, чем истина, нет богатства больше, чем покой (шанти). Откажитесь от продиктованного чувственными помыслами подражания западному образу жизни, западным нравственным законам, которые принижают Божественность человека. Воспитывайте в себе уважение к ближнему, добродетельность и человечность. Ну, а теперь Мне пора заканчивать. Вас собралось здесь много тысяч, и в течение трех часов вы сидите на жарком солнце, не шевелясь и даже не перешептываясь. Вот настоящая прашанти. Вот истинная преданность. Но в духовной сфере, чем больше мы стремимся к дисциплине и порядку, тем большим счастьем и спокойствием мы можем наслаждаться.

Организовал такое огромное собрание людей директор инженерного колледжа, притом за очень короткий срок. Студенты этого колледжа под его руководством обслуживали вас очень организованно. Это благодаря их неустанной работе вы сегодня смогли почувствовать блаженство, ананду, поэтому вы должны быть им благодарны. Это действительно так. Среди всех современных колледжей этот какинадский колледж поражает Меня стремлением к духовности, которое ясно видно у студентов. Они должны воспитывать в себе стойкие добродетели и стать смелыми и активными членами общества. Если они правильно спланируют свое будущее, как в материальной, так и в духовной сферах, тогда они высоко поднимут имя страны.

Поделитесь с друзьями