Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Праздник Махашиваратри, Прашанти Нилаям, 07.02.1959. Сатья Саи говорит, том 1.
В Шастрах описано много историй, объясняющих происхождение праздника Шиваратри — Ночи появления Шивы в форме Лингама. Сегодня вы уже слышали некоторые из них. Есть еще и другая история, которая утверждает, что в тот день Шива, погрузившись в Экстаз, танцевал космический танец (Тандаву). Вместе с Ним в этом Космическом Событии принимали участие многочисленные Боги и святые. Он только что проглотил, и тем самым уничтожил, смертельный яд Халахала, появившийся из Океана Молока. Он совершил это в ответ на мольбу всех Миров, которым грозило уничтожение. Жар ядовитых испарений оказался невыносимым даже для Него. Поэтому, как говорят, Ганга непрестанно лила свои воды на Его спутанные локоны (таково происхождение церемонии Абхишеки — орошения статуи божества водой, маслом или молоком, проводимой во всех храмах Шивы в конце каждого часа, а в некоторых местах и постоянно ). Но Шиве это помогло лишь отчасти. Тогда к Его голове приложили холодную Луну, и это принесло ему некоторое облегчение. Потом на Его спутанные волосы уложили Гангу. Это очень хорошо помогло. Тогда Шива и начал танцевать Тандаву со всеми Богами. Такова эта история, но нельзя сказать, что все это случилось в какой-то определенный день, поэтому невозможно утверждать, что Шиваратри увековечивает именно это событие.
Говорят, что в этот день Шива был рожден, как будто Шиве нужно рождаться и умирать, словно какому-то смертному! Есть история об охотнике, сидящем на дереве билва и выслеживающем добычу. Без всякого намерения совершить что-либо Богоугодное, ничего не ведая, он обронил несколько листьев этого дерева, оказавшегося билвой, на Лингам, что был расположен внизу, и таким образом обрел спасение. Но это еще раз говорит о значении праздника, но не объясняет причину! Кроме того, у нас, помимо великого праздника Махашиваратри, существуют ежемесячные Шиваратри, также посвященные служению Шиве. И опять же, причем тут Ратри, Ночь?
Близкое родство ума и луны
Как известно, ночью правит Луна. Луна делится на 16 частей; каждый день, по мере убывания Луны, одна часть пропадает, и так происходит до тех пор, пока она, в день новолуния, не исчезнет полностью. После этого, каждый день начинает прибавляться по частице, до того, как в день полнолуния она не появится целиком. Луна является главным божеством ума: «Чандрамаа манасо джатхаах», ибо она была рождена из Манаса (Ума) Пуруши (Космического Перво-Существа). Близкое родство между Манасом и Луной проявляется в том, что оба склонны претерпевать циклический рост и упадок. Убывание Луны соответствует убыванию ума; тому, что ум сначала должен быть поставлен под контроль, а потом уменьшаться, пока не произойдет его полное разрушение. Вся Садхана направлена именно на это. Чтобы Иллюзия (Майя) была разорвана в клочья, Манохара — ум, должен быть уничтожен, и тогда раскроется реальность.
День за днем в течение темной половины месяца Луна и ее символический двойник — человеческий ум (Манас) уменьшаются на одну частицу. Их сила убывает, и, наконец, на четырнадцатую ночь (Чатурдаши), остается только крошечный кусочек, и это все. Если в этот момент ищущий (Садхак) приложит еще одно небольшое усилие, то и эта частица может быть уничтожена, и тогда будет одержана полная победа над умом (Манониграха). Поэтому Чатурдаши темной половины месяца и называется Ночью Шивы (Шиваратри), чтобы эту ночь можно было провести в Джапе и Дхьяне, посвященной Шиве, безо всяких других мыслей, а также без еды и сна. И тогда придет успех. А один раз в год, в великую ночь Махашиваратри рекомендуется проявить особое рвение, так чтобы, благодаря уничтожению суетного ума (Манаса), труп (Шавам) мог превратиться в Бога (Шивам).
Символическое значение слов, используемых в писаниях
Такова цель Шиваратри, и поэтому было бы глупо и даже вредно представлять себе, что «удерживаться от сна» — основная часть обряда. Люди стараются в эту ночь не спать, играя в карты, посещая круглосуточные кинотеатры и представления. Это — не та Садхана, которую следует выполнять в ночь Шиваратри. Это — пародия на обет «бодрствования». Это опошляет вас, приносит зло, развивает лень, безнравственность и лицемерие.
На Шиваратри мысль должна превратиться в ничто, стать лайей. Лингам означает то, в чем Творение (Джагатх) достигает лайя лийатхи, он означает то, во что превращается Джагатх — гамьятху. Посмотрите на Лингам, три основные качества (Туны) представлены трехступенчатой платформой (Питхой), а Лингам сверху символизирует цель жизни. Лингам и означает «символ», символ сотворения, — результат взаимодействия трех Гун и Высшего Сознания (Брахмана), пронизывающего все и придающего всему значение и ценность. Когда вы поклоняетесь Лингаму, делайте это с верой в его символическое значение.
Каждое слово, любая Форма, используемая в Шастрах, имеет свое символическое значение, придающее ему ценность. Слово «прапанча», используемое вами так свободно для обозначения этого сотворенного мира, означает: «то, что состоит из панчабхутас, или то, что состоит из пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира». Возьмите слово «хридайям», используемое для сердца. Это значит хриди (в сердце) и йяам (Он). Таким образом, это слово означает не орган, перекачивающий кровь во всем теле, а трон Бога, алтарь, в котором присутствует Шива, означает святилище, в котором горит светильник Джнаны. Или вот еще: Шива не ездит на животном, называемом на человеческом языке «буйволом»! Буйвол — это только символ Божественного Закона (Дхармы), который опирается на четыре столпа — Истину (Сатью), Праведность (Дхарму), Мир (Шанти) и Любовь (Прему).
Лингам — символическая форма верховного божества
Три глаза Шивы — это глаза, обнажающие прошлое, настоящее и будущее. Только у Шивы есть все три сразу. Кожа слона, прикрывающая его, — это только символ примитивных животных черт, разрушаемых Его Милостью; Он лишает их силы и вредоносности; Он разрывает их в клочки, лишая дееспособности. Четыре Его лика символизируют Мир (Шантам), Бесстрашие (Рудрам), Доброту (Мангалам) и Решительность (Утсахам). Подобным же образом, поклоняясь Лингаму, постарайтесь осознать скрытый смысл многих аспектов Шивы. Предайтесь в этот день медитации на Шиве, и вы сможете избавиться от последних следов заблуждения.
Подобно тому, как ОМ — это звучащий символ Бога, Лингам — символическая форма Божества. И это только форма. Все — только Заблуждение (Майя), и, чтобы понять это, вам необходимо научиться играть с Майей. Без этого вы не сможете осознать Силы Заблуждения (Майя Шакти). Бог — внутренне присущ Вселенной, так же, как жизнь — яйцу. Цыпленок присутствует в каждой частице яйца; точно также и Бог присутствует в каждой частице мира. Но Я предпочитаю пользоваться описанием Его как внутреннего Правителя всего (Сарвантарьями) вместо сокровенной Души всех существ (Сарвабхутха антаратма). Все — в этом зале, но никто из вас этого зала в себе не заключает, не так ли? Аналогично, можно сказать: все — в Нем, это лучше, чем говорить, что Он — во всем.
Человека связывает и ограничивает именно Иллюзия (Майя), вся Садхана направлена на то, чтобы Майю разрушить. Кусок железа тонет в воде, но если в нем выбить достаточно большую пустоту, он поплывет. Старайтесь и собственный ум сделать полым, пустым. Тогда он поплывет по морю Самсары. Но превыше всего владеть распознаванием (Вивекой), не давая увлечь себя на ложный путь.
Растите не только физически, но и духовно
Не тратьте время, пытаясь понять Меня Самого и Мою природу. Поймите лучше то, чему Я учу, а не то, кто учитель. Ибо Я — за гранью вашего понимания, вне достижимости вашей силы (шакти). Вы поймете Меня только через Мою работу. Поэтому иногда, чтобы показать, кто Я есть, Я предъявляю Свою «визитную карточку», которую вы называете Чудом. Знайте о «чуде» (марме) и заботьтесь о карме или долге, который Я вам определил.
Подрастающая сейчас молодежь засияет в последующие пятнадцать лет как преданные искатели на поле Духа. Они уже знают, что каждый из них вечен (Нитьям), истинен (Сатьям) и чист (Павитрам). Им уже известно, что они — дети Бессмертия (Амритапурти). Они крепнут в Вивеке и Вайрагье, очищают себя Намасмараной. Но взрослые смеются над ними из-за того, что они пошли по пути Бога. Можно подумать, что они были бы счастливы, слоняясь без дела по улице, куря и ругаясь, тараща глаза на рекламу.
Взрослые должны были бы радоваться, что их дети уже на царской тропе, ведущей к истинной радости и удовлетворению, и что они будут гораздо лучше служить себе и людям. Если вы не знаете, как самим изготовить украшение из золота, то отдаете его ювелиру. Вас ведь не волнует, если он расплавит золото, будет стучать по нему, сверлить, вытягивать в проволоку, скручивать и резать? Поэтому не волнуйтесь, доверьте формирование ребенка тому, кто владеет искусством вплетения его в прихотливый орнамент общества.
Вы должны день за днем расти не только физически, но и духовно. Сколько же можно находиться в начальной школе, осваивая алфавит? Встаньте, потребуйте экзамена, сдайте его и перейдите в следующий класс!
Джива сначала должен изучить внутренний мир
Можно сказать, что пока что вы ползаете по полу, но постарайтесь заглянуть и на высшие этажи. Растите! Стремитесь вперед! Тогда Ночь Шивы (Шиваратри) обернется для вас Ночью Добродетели (Мангаларатри). В противном случае она окажется еще одной упущенной ратри.
Многие будут вас сбивать с толку и говорить, будто медитацией и поклонением Богу можно заниматься только повзрослев, как будто это какое-то специальное наказание для стариков. Кажется, их позиция такова: получай удовольствие от мира, пока можешь, а потом уж думай о последствиях. Ребенок делает первые шаги в относительно безопасной домашней обстановке: он учится ходить в доме, до тех пор, пока его шаг не станет уверенным, а равновесие безупречным, пока он не научится бесстрашно бегать. Только тогда он выходит на улицу, в окружающий его широкий мир.
Точно так же и живое существо (Джива) должно сначала исследовать свой внутренний мир, в результате чего оно станет неуязвимым для искушений. Оно должно научиться не падать, когда чувства сбивают его с ног, и овладеть равновесием ума, преодолев свойственную тому односторонность. И только развив силу различения (Вивеку), можно смело идти в окружающий мир, без страха покалечить свою индивидуальность. Поэтому так и настаивают на «бодрствовании» или бдительности.
Вы не можете считать себя образованным или повзрослевшим, пока не овладеете наукой самоконтроля и не разрушите сами корни заблуждения. Поэтому вы должны проводить с мыслью о Шиве не только эту ночь, а всю свою жизнь ощущать постоянное присутствие Господа.
Истинная суть человека стремится к внутреннему удовлетворению
Не говорите Мне, что вас не волнует Блаженство, что вы удовлетворены иллюзией и не желаете преодолеть склонность засыпать. Ваша истинная природа, поверьте Мне, испытывает отвращение к утомительной необходимости есть, пить и спать. Она ищет чего-то, что, как ей известно, было утеряно, а именно внутреннего удовлетворения (Шанти). Она стремится к освобождению от привязанности к примитивному и преходящему. В глубине своего сердца этого страстно желает каждый. И обрести это можно только в одном магазине — в Созерцании Высшего Я, основы всего проявления.
Как бы высоко ни парила птица, рано или поздно ей надо будет сесть на вершину дерева, чтобы насладиться покоем. Точно так же настанет день, когда даже самые надменные и упрямые, самые неверящие из тех, что утверждают, будто в Созерцании Высшего Я нет ни радости, ни мира, будут вынуждены взмолиться: «Боже! Даруй мне мир, даруй мне утешение, силу и радость».
Поделитесь с друзьями