Трехколесный велосипед

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям, 08.10.1967. Сатья Саи говорит, том 6.

Рождение — это результат камы (желания, вожделения); смерть — результат калы (времени, промежутка времени). Бог желаний, Кама, был обращен в пепел Шивой. Бог времени — это Кала, или Яма. Его подчинил себе Шива. Поэтому каждый должен предать себя Шиве (Богу) для того, чтобы избежать устрашающих последствий действия двух роковых сил. Если на пути от желаний к смерти вы найдете прибежище в Раме, тогда суровость Камы и Калы может не коснуться вас. Рама — это Атма, а у Атмы нет камы (желания), и Он неуязвим для калы (времени).

Природой, как внешней, так и внутренней, управляет полновластная Атма — универсальная душа — Параматма. Поэтому если вы добьетесь милости Параматмы, природа станет послушным вам инструментом. Тело — это природа; дыхание жизни — это Параматма. Живые существа — это кадры, движущиеся на экране; экран, неуязвимый для эмоций, яростного пламени или ревущего потока, которые мелькают на нем, — это Параматма. Люди от мира сего будут зачарованы кадрами, которые, благодаря иллюзии, кажутся им реальными событиями; мудрые сконцентрируют внимание на экране — чистом, белом и гладком. Когда немного воды добавляют в молоко, она приобретает свойства молока. Так же и с природой — нам кажется, что она способна дать стабильность, радость и мир, но на самом деле это свойства Первоосновы — Параматмы. Как у воды нет качеств молока, так и природе вовсе не принадлежат эти свойства. Легендарный Хамса (лебедь) обладал способностью отделять молоко от воды и пить только молоко. Так же и Парамахамса (реализованная личность, познавшая Истину) способен отделить иллюзию от реальности и испытывать блаженство, исходящее только от Истины. Рамакришна был Парамахамсой; он знал, как отделять молоко (истину) от воды (не-истины), добавленной к нему! Когда он страдал от рака горла и не мог глотать пищу, ученики заклинали его обратиться к Матери Кали с молитвой об исцелении; они чувствовали, что Кали непременно откликнется на мольбу, если только сам Рамакришна вознесет ее. Но Рамакришна отказался просить о такой милости у Бога. Он не мог позволить своему вниманию отвлечься на такое ничтожное желание. «Зачем молиться? Если на то Ее воля, то это случится, если же нет, то на это тоже Ее воля», — таков был ответ.

Ведется множество бесполезных и противоречивых дискуссий о том, какие пути ведут к Богу; некоторые намечают три пути: бхакти (преданности), кармы (действия) и джняны (мудрости). Но никаких разногласий по поводу того, какой из путей наиболее действенен, быть не должно. Эти пути все равно что три священные реки, сливающиеся в Прайяге: Ганга, Ямуна и невидимая подземная Сарасвати. Ганга — это бхакти-марга (путь преданности: жертвенность, обуздание чувственных устремлений); Ямуна — это кармамарга (путь действий, посвященных Богу: ритуальные обряды поклонения, совершение действий без ожидания выгоды, исполнение долга как поклонение Богу, избавление от всех привязанностей и гордыни, связанных с чувством «я — тот, кто делает»); Сарасвати — это джняна-марга (путь знания, обретение истинного знания о природе реальности: осознание, что все идеи и зависимости — всего лишь иллюзия, что Единственный всегда свободен, неподвержен изменениям, полон ананды). Эти три пути подобны колесам трехколесного велосипеда, который дают детям, делающим свои первые шаги, чтобы они научились ходить. Бхакти и джняна — это два задних колеса, расположенных на одной линии, а переднее колесо — это карма. Ребенок учится ходить и движется от страха и иллюзии к «городу Свободы».

Первые шаги на духовном пути лучше делать под руководством опытного наставника, нежели надеяться на то, что чистый энтузиазм поведет вас в верном направлении. Соблюдая предписания, нужно прежде всего знать, в чем состоит их смысл. Дхьяну (медитацию), упасану (обряды поклонения) и воспевание пранавы (звука ОМ) лучше осуществлять под наблюдением учителя. Если садхака следует лишь указаниям текстов, это может привести его к разочарованию. Чтобы прилагаемые усилия обеспечивали совместную работу всех способностей, данных человеку, и привели его к успеху, необходимо оценивать смысл каждого шага садханы. Слепое подражание или механическое повторение не имеют никакой ценности.

Спросите любого, почему двери домов украшают гирляндами живых листьев, и вам ответят: «Это обычай, идущий из древности; его соблюдает каждый порядочный человек». Но почему? Об этом знают немногие, остальные не стремятся узнать.

В давние времена кладовые каждого дома были заполнены мешками с рисом, что неизбежно сопровождалось тем, что в домах во множестве разводились крысы. В одной семье соблюдался обычай: каждый месяц праздновалось полнолуние — ритуал под названием Сатьянараяна Пуджа. Для этого требовалось еще с вечера заготовить изрядное количество молока и топленого масла. Крысы привлекали кошек, а кошки часто предпочитали молоко и масло своей привычной живой пище. Поэтому молоко и топленое масло хранились в местах, недоступных кошкам. Но в священный день ритуала эти продукты должны были стоять в открытых кувшинах вокруг храма. Для пронырливой кошки это был удачный шанс, и чтобы кошка не смогла испортить священные дары, хозяин дома хватал ее «за шкирку» и сажал под тяжелую корзину, приперев сверху камнем. Такая мера предосторожности предпринималась регулярно в каждый вечер полнолуния, и в результате дети, а потом и внуки усвоили, что при полной луне — совершалась пуджа или нет — нужно непременно посадить кошку под придавленную камнем корзину! Каждый раз они принимались искать кошку и приносили ее домой, чтобы ритуал «кошка в корзине» мог соблюдаться неукоснительно.

С течением времени первоначальный смысл и цель были забыты, и в последующих поколениях укоренилось поверье, что дому будет угрожать напасть, если в ритуале, по обычаю предков, не участвует кошка! От положения досадной помехи кошка возвысилась до статуса важной персоны. Это пример слепого подражания.

Главное условие духовной жизни — это подавление желания: подчинение индивидуальной воли Воле божественной, которая превратит все мысли, слова и дела в возвышенные акты поклонения. Когда Равана (царь демонов) погиб в бою, его жена Мандодари оплакивала его: «Ты победил всех врагов, кроме собственного вожделения! Ты был учен, ты был благочестив, ты подчинил себе самых могущественных соперников, но ты позволил желанию захватить себя в рабство. Это и привело тебя к краху». Увеличительное стекло направляет солнечные лучи в одну точку и может поджечь траву или бумагу. Так же и концентрация внимания может уничтожить семена легкомысленных желаний. Поэтому Я советую уделять медитации, дхьяне, хотя бы несколько минут каждый день — в ранние утренние часы и вечером, после захода солнца.

Поделитесь с друзьями