Движущиеся храмы

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Прашанти Нилаям, 04.10.1967. Сатья Саи говорит, том 6.

Перед каждым праздником Я говорю с людьми, выразившими желание принять участие в добровольном служении, и объясняю им, каковы их обязанности и тот дух, в котором они должны исполняться. Но лишь единицы следуют Моим советам. Каждый придерживается своей собственной эгоистической схемы. Каждый помогает сам себе, а не тем, кто нуждается в помощи. Эта повязка дана вам как знак того, что вы бескорыстны, что вы хотите и стремитесь помочь. Это не украшение и не награда. Носить ее и бесцельно бродить по улицам, вступая в пустые разговоры и потакая вредным привычкам — это предательство по отношению к тем, кто ждет от вас помощи; это еще и кощунство. Вы кланяетесь, падаете ниц, бормочете мантры в Молитвенном Зале и выполняете все процедуры, демонстрирующие, что вы — бхакта (преданный); вы заявляете всем этим людям, приезжающим сюда, что вы — преданные, но ваше поведение выдает вас, им становится ясно, что вы не заслуживаете этого звания.

Больным людям необходимо оказывать срочную медицинскую помощь; старых людей нужно усаживать в тень; к детям следует проявлять ласковую заботу. Поскольку здесь в течение двенадцати дней будет многотысячное собрание людей, могут найтись и такие, кто захочет извлечь из этого быструю выгоду, присваивая себе чужие средства. Это всегда грех, где бы он ни совершался; но здесь, в атмосфере сатьи, истины, это грех вдвойне. Вы должны ограждать прибывших сюда от общения с подобными личностями; будьте бдительны и, заметив такого человека, предотвратите его маневры. Эта повязка — знак того, что от вас ждут помощи тысячи преданных, которые приедут сюда в полной уверенности, что Господь позаботится о них. Само по себе пребывание здесь — уже божий дар, полученный в награду за накопленные заслуги. Заслужить повязку севадала — гораздо более редкий дар. Используйте в полной мере предоставленный вам шанс. Эта повязка — росток, пробившийся сквозь толщу времени из семечка заслуги, которое вы посеяли в прошлом. Следите за тем, чтобы росток увлажнялся и оберегался вашим бескорыстным служением, а не засох в твердой корке неискренности и сомнений. Тогда вам представится великая возможность отказаться от всех вредных привычек и приобрести взамен полезные и добрые. Чтобы добиться милости, вам придется отбросить самообман и тягу к показухе. Служите людям, не думая о том, велика или мала ваша сева; нет служения большого или малого; все акты севы равны в глазах Господа, для Него важны только ваша готовность броситься на помощь, радость, действенность и умение.

Если вы не помогаете человеку, такому же, как и вы, с такими же чувствами, порывами и инстинктами, тому, который стоит прямо перед вами, живой и с радостной улыбкой благодарности принимающий вашу помощь, как сможете вы служить Мадхаве (Богу), который так далеко от вас, так непостижимо высок, так отличен от вас, так силен и так загадочен? Приучайте себя служить Богу через служение человеку, в чьем сердце живет Бог. Убедите себя в том, что служение человеку — это поклонение Богу. Если вы прогоняете на улицу того, кто ищет в вашем доме укрытия от ненастья, это, по меньшей мере, бесчеловечно; если вы не делаете все, что в ваших силах, чтобы облегчить чью-то боль, вы не достойны зваться человеком. Если вы не мечтаете стать Богом, будьте по крайней мере человеком! Это все-таки лучше, чем спуститься до уровня животного, ибо они не помнят прошлого и не заботятся о будущем. Буйвол не знает, что он пашет землю для того, чтобы в нее бросили семена, а потом, по окончании жатвы, сняли урожай. Человек обременен тяжкими думами о прошлом и будущем, но поскольку полной уверенности в завтрашнем дне у него нет, он берет на себя еще одно бремя «страхование»! Человек обременен грузом желаний; он строит планы о светлом будущем и старается вычеркнуть прошлое. Крошечное семечко желания быстро вырастает в огромное дерево, так бросьте это семечко в огонь тапаса (аскезы, покаяния), и оно уже никогда не даст ростка.

Семя желания сгорит дотла в огне отречения, и из него улетучатся все признаки жизни. Отдельные и быстро проходящие «приступы» отречения не лишат это семя жизненной силы. Отречение должно быть подкреплено знанием об иллюзорности объективного мира. А иначе ваше смирение и поклонение будут лишь маскарадной одеждой, полагающейся «носителю повязки». Но стоит вам выйти за ворота Прашанти Нилаяма, и вы сбрасываете одежду и вновь облачаетесь в старые лохмотья эгоизма и дерзости. Когда кто-то говорит вам грубые слова, не поддавайтесь гордыне, заставляющей вас отплатить обидчику той же монетой. Если вы случайно повредите себе глаз собственным пальцем, вы же не ополчитесь на этот палец и не станете мстить ему! Человек, который был груб, — в той же степени «вы», что и ваш палец. Вы говорите людям: «Не шумите, не курите». Но если вы сами делаете и то, и другое, какое право вы имеете требовать выполнения своих указаний? Держите под контролем свои дурные наклонности, которые вы развили в себе; это всего лишь недавние привычки. Если вы не в силах побороть такое маленькое зло, как можете вы надеятся осилить такое большое зло, как жадность, гордыню, ненависть, злобу и другие порочные тенденции? Эта повязка — знак Моей любви, Моего сострадания. Это вдохновение, это урок, это благословение! Она предполагает, что вы добродетельны, что вы подаете пример самоотверженности и энтузиазма.

Это вдохновение, рассчитанное не на срок в десять или двенадцать дней или на ограниченную территорию под названием Прашанти Нилаям. Где бы и когда бы вы ни были, исполняйте долг, налагаемый этой повязкой, носите вы ее в данный момент или нет. Помогайте другим всем, чем можете, а если это не в ваших силах, старайтесь, по крайней мере, почувствовать их боль и молитесь от всего сердца: «О, какие муки они терпят! О, Господи, дай им скорейшее избавление».

Шанкарачарья обычно жил подаянием. В те времена даже царские сыновья, проходившие обучение в ашрамах, должны были просить милостыню и жить тем, что им удавалось собрать. Это помогало им избавиться от глупого тщеславия. Вы — паломники к святому храму саткармы (праведных действий); так отбросьте же прочь весь лишний груз (эгоизм) и вступите в храм, чтобы очистить свое сердце. Оставьте этот груз под сводами шаранагати (самоотречения). Помните, что люди, которым вы служите, — это движущиеся храмы, где обитает Бог. Поклоняйтесь им, жертвуя цветы добрых слов, своевременной помощи, бдительной заботы.

Поделитесь с друзьями